0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Мышонок» Fiat 500 против Mini One

Фиат 500 Fiat 500

1 поколение, 1937–1955

Компактный автомобиль Fiat 500, также известный под прозвищем Topolino («мышонок» по-итальянски), выпускался в Италии с 1936 до 1955 года. Машина имела классическую компоновку: двигатель спереди, привод на задние колёса. Под капотом «Фиата 500» стоял четырёхцилиндровый бензиновый мотор объёмом 569 куб. см и четырёхступенчатая коробка передач. Всего было выпущено 520 тысяч экземпляров модели.

2 поколение, 1957–1975

В 1957 году было запущено производство нового «Фиата 500»: его так и назвали Nuova 500. Компактный двухдверный кузов длиной всего 2,97 метра был рассчитан на перевозку четырёх человек, на крыше автомобиля была отстёгивающаяся матерчатая секция, а двери открывались против хода движения.

Fiat 500 имел заднемоторную компоновку, задние подвески на косых рычагах и поперечную рессору в подвеске передних колёс. На машину устанавливали двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения рабочим объёмом 479 куб. см (13,5–15 л. с.) в сочетании с четырёхступенчатой коробкой передач. Позднее автомобиль получил мотор объёмом 499 «кубиков», развивающий от 16,5 до 21 л. с. в зависимости от исполнения.

Универсал Fiat 500 Giardiniera

В 1960 году в модельном ряду появился трёхдверный универсал Fiat 500 Giardiniera с удлинённой колёсной базой и усиленными тормозами. Существовала и аналогичная грузовая версия с кузовом фургон. В 1965 году автомобиль получил двери открывающиеся по ходу движения.

Производство «Фиата 500» продолжалось до 1975 года, эту модель по лицензии также делала австрийская компания Steyr-Puch. Всего было выпущено 4,25 миллиона всех модификаций. На смену «пятисотке» пришёл Fiat 126.

3 поколение, 2007

Компактный трёхдверный хэтчбек Fiat 500 дебютировал в 2007 году, позднее в гамме появилась открытая версия со сдвижной матерчатой крышей. Выпуском машин занимается завод в Польше.

Автомобиль спроектировали на платформе модели Panda, а дизайн машины сделали в ретро-стиле по мотивам «пятисотки» 1960-х годов. Удачный образ сразу привлёк внимание покупателей и обеспечил «Фиату 500» хорошие продажи — несмотря на немалые для миниатюрной машины цены.

Кабриолет Fiat 500C

В 2008 году автомобиль начали продавать в России. На нашем рынке предлагались хэтчбеки с бензиновыми моторами 1.2 (69 л. с.) и 1.4 (100 л. с.), работающими в сочетании с механикой или простой роботизированной коробкой с одним сцеплением. Цены начинались с отметки 555 тысяч рублей.

После рестайлинга 2015 года Fiat 500 получил чуть изменённый дизайн, медиасистему, новый руль и иные настройки подвесок. В России такие автомобили предлагались по цене от 760 тысяч рублей. Вскоре с нашего рынка ушла версия с 1,2-литровым двигателем, а в 2020 году поставки «пятисотки» в Россию окончательно прекратились. К тому моменту стартовая стоимость машины выросла до 1 090 000 рублей.

Хэтчбек Fiat 500 после рестайлинга 2015 года

В 2013–2019 годах на заводе в Мексике специально для американского рынка делали электрический Fiat 500e с двигателем мощностью 111 л. с. и батареей ёмкостью 24 кВт·ч. Общий тираж электромобиля — 27 тысяч экземпляров.

Салон хэтчбека Fiat 500

На европейском рынке Fiat 500 по-прежнему продаётся, несмотря на появление в 2020 году нового поколения модели.

Фирма FIAT вернулась к мысли о возрождении модели Topolino

fiat topolino

Новую модель итальянцы могут создать на укороченной вариации «тележки» Fiat Mini (Panda/500). На фото — издание 500C Tour de Pologne 2012 года.

В окрестностях Помильяно-д’Арко, близ фиатовского завода, внимательные прохожие заметили странный прототип: Панду с укороченной базой. Его же видели и в других местах. Это усиленное тестирование позволило фанатам марки припомнить идею, о которой инсайдеры обмолвились ещё в 2008 году. Уже тогда существовал проект возрождения модели Fiat Topolino. Такой автомобиль должен насчитывать в длину порядка 3,3 м и использовать самый скромный моторчик из ассортимента компании — двухцилиндровый 964-кубовый TwinAir (60 л.с.). Боковых дверей будет две, но в крохотный кузов, скорее всего, создатели втиснут четыре кресла (почему бы нет, уж если трёхметровая Toyota iQ формально четырёхместная).

Двухдверку Topolino компания производила с 1936 по 1955 год. При длине 3215 мм машина насчитывала в ширину всего 1275 мм. Мотор с рабочим объёмом 569 см³ развивал 13 л.с. Четырёхступенчатая «механика» отправляла тягу на задние колёса. Выпускались также версии кабриолет, универсал и развозной фургон. Всего было сделано 520 000 «мышат».

Двухместный «мышонок» Fiat 500 «Topolino» — предок той модели 500, выпущенной в 1957 году, с которой рисовали нынешний «пятисотый». Учитывая тенденцию к возвращению имён фиатов (124 Spider — последний пример), легко предсказать, что и этот кусочек истории компания без внимания не оставит. Но два с лишним года назад фиатовцы говорили, что число моделей в семье 500 больше расти не будет — мол, гамма от собственно «пятисотого» до паркетника 500X завершена. Выходит, самый маленький Fiat, если доберётся до серии, может обойтись без цифрового индекса и называться просто Topolino. Под его прицелом окажется Smart Fortwo (длина — 2695 мм), да и Toyota Aygo (вместе с близнецами) сойдёт за соперника, она ведь короче, чем Fiat 500, на 116 мм (3455 против 3571). fiat topolino

Читайте также: Фирма Scoop поставила перед собой задачу сделать совместное использование машин жизнеспособной альтернативой самостоятельной поездке за счет устранения любых «хлопот, потерь и разочарований». Д иверсификация бизнеса в автомобильной отрасли набирает ход. Только что мы рассказали о помощи Фольксвагена сервису такси Gett и кооперации Тойоты с фирмой Uber, как поступило новое сообщение: отделение BMW i Ventures анонсировало стратегические инвестиции в компанию Scoop Technologies, разработчика одноимённой системы карпулинга. Сама идея карпулинга (совместных поездок) гораздо старше фирмы Scoop, так как возникла в США во время Второй мировой войны, тогда нужно было экономить горючее. Ещё один всплеск идея пережила во время нефтяного кризиса семидесятых. Однако стихийная система заполнения машин, фактически массовый автостоп, — не лучшее решение. Как сообщает автопроизводитель, отделение BMW i Ventures финансирует и участвует в работе стартапов с высоким потенциалом, занятых формированием будущего глобальной мобильности. Вместе со Скупом BMW намерена принести в мир новые методы решения транспортных проблем городов, сначала в США, а потом и за их пределами. До сих пор 80% работающих американцев едут на службу в одиночку, усугубляя пробки на дорогах. Между тем, уверяет Scoop, из этого числа 85% согласились бы ехать в компании, но не могут этого сделать из-за отсутствия подходящего сервиса. Scoop намерена радикально поменять ситуацию, а начала действовать со своего родного региона — это Сан-Франциско и его.

«Мышонок» Fiat 500 против Mini One

Fiat 500, этот миниатюрный «мышонок», представляющий новые автомобили Фиат, довольно легко сумел получить не только почетное звание лучшего европейского автомобиля, но и завоевать сердца многих российских автолюбителей. Его дизайн и кузов были признаны одними из самых лучших. В каждой линии и элементе автомобиля были сохранены черты прародителя, которые умело сочетаются с современным стилем «техно».

Комплектация Fiat 500, как и у других моделей Fiat, довольно богата. Так, покупателю предлагается на выбор одна из двух модификаций — Pop и Lounge, 2 варианта двигателя, более 10 цветов кузова и многочисленные комбинации отделки салона. Отличительной чертой этого автомобиля является его пятилетнее гарантийное обслуживание.

Автомобиль Mini One выглядит довольно стильно. Хромированный лючок бензобака замечательно подчеркивает и гармонично дополняет целостность экстерьера. Необычной формы воздухозаборник придает Mini One мощный вид. Автомобиль получился очень стильным и вполне гармоничным. Однако на российских дорогах данное творение автопрома можно встретить нечасто, вследствие того, что разрабатывался автомобиль изначально под очень хорошие дороги, которыми наша страна, к сожалению, похвастаться не может. В этом плане автомобили Фиат лучше подходят для сложных российских условий эксплуатации.

Интерьер Фиата 500 выполнен в современном европейском стиле. Салон отличается своей эргономичностью и вместительностью. Великолепная отделка салона выполнена из высококачественных современных материалов. Оригинально исполнена приборная панель. Она выполнена в виде большого циферблата, объединяющего тахометр, бортовой компьютер и спидометр. Mini One отличается качеством отделочных материалов. Однако порой этот качественный пластик уж чересчур «бросается в глаза». Хотя по удобству размещения Мини не уступает Фиату.

Технические характеристики Fiat 500 таковы: автомобиль может комплектоваться двумя бензиновыми двигателями (1,2 л мощностью 69 л.с. и 1,4 л мощностью 100 л.с.). Коробка передач – механическая или роботизированная. Время разгона до 100 км/ч составляет от 10,5 до 13,0 с. Максимальная скорость – от 160 до 182 км/ч.

У Mini One имеется бензиновый двигатель мощностью 98 л.с. Трансмиссия автомобиля автоматическая 6-ступенчатая или механическая тоже 6-ступенчатая. Для разгона до скорости 100 км/час Mini One потребуется 10,5 с. Максимальная скорость, которую может развить автомобиль, равна 186 км/ч.

По отзывам владельцев Фиат 500, благодаря наличию электроусилителя руля, автомобилем очень легко управлять, а упругая, энергоемкая и усовершенствованная подвеска обеспечивает отличную динамичность и маневренность автомобиля. В автомобиле Mini One комфортабельность передвижений примерно такая же. Единственное, может возникнуть ощущение, что крыша автомобиля расположена довольно низко над головами пассажиров.

Великолепные технические характеристики Fiat 500 дополняет высокая надежность и безопасность автомобиля. Даже базовая версия имеет в своей комплектации две фронтальные подушки безопасности и системы ABS и EBD. Да и многочисленные серии краш-тестов подтверждают «пятью звездами» высокие возможности и технические качества автомобиля.

Компактные, миниатюрные размеры Фиат 500 просто идеально подходят к городским условиям. Для тех, кто вынужден каждый день преодолевать городские пробки, выискивать кусочек места, чтобы припарковаться, Фиат 500 будет просто находкой. Именно маневренность, компактность и экономичность побуждают многих автолюбителей купить Фиат 500.

Цена на Фиат 500 меньше, чем на автомобиль Mini One. Купить Фиат 500 можно минимум за 562 000 рублей, а стоимость Mini One начинается от 730 000 рублей. Каждый желающий вполне может приобрести для себя любое из этих авто. Однако если уж выбирать не только по цене, но и по качеству, то свой выбор стоит остановить все-таки на Фиат 500. Как показывает тест-драйв Fiat 500, этот автомобиль является вполне заслуженной историей успеха итальянской компании, сумевшей соединить в этой крохе захватывающий стиль, яркие эмоции от вождения и непередаваемое наслаждение.

FIAT 500

FIAT 500

Публикации в СМИ

АвтоИзвестия #3-2009

…А ведь первый Fiat 500, появившийся на свет 72 года назад, стоил примерно 5000 лир. Или 300 долларов по курсу того времени. Именно этот автомобильчик, который итальянцы прозвали «Topolino» («Мышонок»), пересадил нацию с двух колес на четыре. Началось же все с того, что главный конструктор еще довоенного FIAT Антонио Фессиа обратился к инженеру Данте Джакоза: «Послушайте, Джакоза, сенатор Аньелли хочет выпускать микролитражку. Экономичную модель, которую можно будет продавать за 5000 лир. Готовы ли Вы сконструировать для нее шасси и мотор?». Так появился на свет один из самых популярных автомобилей Европы.

Так родился культ

У каждой «автомобильной» нации есть свой автомобиль-легенда. Во Франции это Citroen «две лошадки». В Великобритании — Mini. В Германии — «Жук». А в Италии, разумеется, Fiat-500.Первый «экземпляр» был явлен миру 15 июня 1936 года. Автомобиль имел снаряженную массу в 545 килограммов, он мог взять на борт двух пассажиров и 50 кг груза. «Мышонок» выпускался в двух модификациях — В и С, которые различались по мощности двигателя. И выпускался он вплоть до 1955 года. А 4 июля 1957-го с конвейера сошел первый Fiat 500 Nuova, ставший бестселлером. Это был опять же двухместный седан с двумя дверцами. Двухцилиндровый двигатель объемом 0,479 литра имел мощность 13 л.с. при 4000 оборотах в минуту. Впервые в данном классе автомобилей было применено воздушное охлаждение мотора.

К чести руководства FIAT, оно сразу поняло перспективы «пятисотого» и постоянно его обновляло. Уже осенью была выпущена версия с мотором мощностью 15 л.с. и максимальной скоростью аж в 90 км/ч. Изменения коснулись и внешнего вида модели: 500-й снабдили солнцезащитным козырьком, опускающимися боковыми стеклами, переключателем света на рулевой колонке.

Через год появилась версия Sport с двигателем объемом 0,5 литра и мощностью в 21,5 л.с. — ее можно было разгонять до 105 км/ч. Вскоре, вместо снятого с производства 500 Nuova, была начата сборка Fiat 500D и 500K Giardiniera с 0,5-литровыми двигателями. В 1965-м начались продажи Fiat 500F Berlina, двери которого открывались по ходу движения. Модель Fiat 500L Lusso, появившаяся в 1965 году, была снабжена более надежным бампером, ремнями безопасности, радиальными шинами и улучшенной панелью приборов. С производства Lusso и Berlina были сняты в 1972 году, когда появились новые преемники «Пятисотого» — Fiat 126 и Fiat 500R — модификация 126-й модели с двигателем 0,594 л мощностью 18 л.с. и более простой отделкой.

Маленький городской автомобиль Fiat 500 стал настоящей находкой не только для итальянских домохозяек, но и для всей послевоенной Европы, оценившей практичность, неприхотливость и низкую стоимость автомобиля. С 1957 по 1975 годы было продано около 4 миллионов Fiat 500.И вот в начале XXI века FIAT решил пойти по пути, проторенному ранее Volkswagen с New Beatle и BMW с New Mini.

Дизайн нового старого автомобиля был создан при помощи поклонников модели, высказывавших свои пожелания на сайте www.fiat500.com.

То, что получилось у инженеров, конструкторов и дизайнеров FIAT, поклонники увидели 4 июля 2007 года на автосалоне в Турине (премьеру нового Fiat 500 приурочили к полувековому юбилею легенды). Автомобиль произвел фурор, и это еще очень скромно сказано. Международное независимое жюри из 58 журналистов присудило «Пятисотому» звание «Автомобиль 2008 года». В ежегодном европейском конкурсе EuroCarBody 2007 Международной автомобильной ассоциации Fiat 500 стал победителем за лучший кузов.

Что же это такое — новый Fiat 500?

Ответ на этот вопрос я получил сначала на парижских улицах, где Fiat 500 — всех цветов радуги — едва ли не самый распространенный сегодня автомобиль. Маленький и маневренный, на парковке много места не занимает — именно такой нужен мегаполисам. А продолжилось знакомство на стоянке около редакции, где белый малыш вот уже два дня привлекал внимание клиентов и охранников. Мультиключ помог попасть в промороженный салон, выдержанный в снежно-белом тоне.

Как, наверное, помнят читатели, у автора этих строк есть опыт общения с репликами легенд — по Mini Cooper Clubman. Что можно сказать? С одной стороны — много общего. С другой… А вот с другой — ну, ничего такого.

Общее — это оформление приборной панели. Ее центр — несколько концентрических кругов, по дугам которых бегают красные стрелки. Внешний круг — спидометр, оцифрованный до 220 км/ч. Может ли малютка Fiat разогнаться до такой скорости? Наверное, не может. Да я бы и не советовал.Средний круг — тахометр, размеченный до 8000 об/мин.

И, наконец, внутренний круг. Это, с одной стороны, экран трип-компьютера, с другой — электронное табло уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. Все просто и понятно.Прочие круги и дуги вписаны в интерьер. Это и козырек приборной панели, и элементы управления медиасистемой и микроклиматом, и дефлекторы… Наконец, самый большой круг — немаленький руль, обшитый белой кожей.

Объединяет — точнее, собирает все детали в единое целое — вставка под цвет кузова. Судя по звуку, она пластиковая. А вот 50 лет назад, похоже, была металлической.

Что еще упомянуть? Ну, например, систему Blue&Me, которая устанавливается на некоторых модификациях и работает, как hands-free. На более дорогих версиях навигационная система позволяет подключать MP3 плеер и даже читает вслух SMS…

Пока исследовал салон, тактильные ощущения ушли на второй план. Но вскоре сами о себе напомнили. Да, в отличие от Mini салон откровенно тесен… Найти в нем свое положение при моих 180 см непросто. Правое колено упирается в центральную консоль, на которую вынесена коротенькая «кочережка» механической 6-ступенчатой коробки передач. Левое — в водительскую дверь. Настройки сидения — механические, и передний пухлый, но очень жесткий валик откровенно давит снизу на бедра, отчего ноги быстро затекают и устают. Исправить положение можно, только сильно наклонив само сидение вниз. Хотя… Я провел за рулем машины много часов, но удобного положения — для себя — так и не нашел. Емкостей под мелочи мало. Как такового бардачка нет. Вместо него — неглубокий и малогабаритный «карман». Еще один — под сигаретную пачку — слева от руля. Под консолью — две круглые емкости, одна занята переносной пепельницей. Понимайте как хотите — с одной стороны, машина для некурящих, с другой — кури, если в салоне больше никого нет. Тем более что прикуриватель имеется.

Поскольку дверей только две, попасть назад можно одним способом — откинув спинку переднего сидения и сдвинув само сидение вперед. И пы-та-ем-ся залезть назад… Если вы не ребенок, сделать это весьма и весьма проблематично.

Багажник — как насмешка, но два-три пакета с продуктами туда поместятся. Не более того.Впрочем, хватит ходить вокруг да около. Надо ехать. Тем более что путь неблизкий: пресс-парк компании SOLLERS, которая торгует в России «Фиатами», переехал в подмосковное Голицыно.

Под шум твоих колес

Выезд из центра на МКАД стоял. Поэтому решил добраться по Ленинградскому шоссе до Сокола, потом до Третьего кольца, по нему — до Хорошевки, с нее — на Краснопресненский проспект, и уже по нему — на МКАД. Маршрут был похож на огромную буквы П, где каждая ножка — длиной по 20 километров, и перемычка — километров 10.

Путь этот растянулся на два часа (только по городу). И тут я понял, насколько же малютке не хватает в данной комплектации хоть плохонького, да автомата! Конечно, круглый набалдашник рукояти КПП находится буквально в 10 сантиметрах от «бублика»… Но все равно — с первой на вторую, редко — на третью. И постоянно — сцепление-газ-тормоз-сцепление… Вот бы где пригодился роботизированный 6-ступенчатый Dualogic, казалось мне тогда (я ошибся, но об этом — в следующем номере).

Но вот, наконец, удалось выехать на МКАД. Здесь было посвободнее, и я решил разогнаться… Тем более что под капотом стоял новый 1,4-литровый 16-клапанный двигатель (100 л.с., 131 Нм) с системой VVT и режимом «Sport». Так что можно было «зажечь». И я попытался. Не могу сказать, что «стремительное ускорение вдавило меня в спинку сидения», но разницу между обычным и спортивным режимами я прочувствовал.

Но что это?! Откуда взялся весь этот шум, напрочь забивавший лившуюся из динамиков музыку? Это, как выяснилось, «работал» целый ансамбль, состоявший из двигателя и четырех зимних покрышек Kumho. Шум получился неслабый… Я представил себе дальнюю дорогу на Fiat 500 по зимней трассе. Я вообще люблю дальние дороги — чтоб от 500 до 1000 километров. Но если на таких покрышках — я ж к концу первой сотни с ума сойду!

Конечно, с другой стороны — автомобиль получился быстрый и очень маневренный. С типичной для итальянцев азартной управляемостью, с информативным рулем и хорошими тормозами. Но все-таки он — южанин. Его легко себе представить на булыжных мостовых того же Парижа или плиточных — Рима… Но не в заснеженной России.

Можно рассматривать Fiat-500 и как второй автомобиль в семье. Я, например, был бы не прочь его приобрести для своей супруги — настолько он прикольно смотрелся бы летом (зимой я ее за руль не пускаю).

Но главный минус все-таки не сезонное предназначение машины. А ее цена, которая стартует с отметки в 555 тысяч рублей. Для сравнения — Mini One дороже всего на 130 тысяч (или 4,5 тысячи долларов). А топовая версия (пока без автомата, они еще не поставляются) потянет почти на 600 тысяч. При взгляде на прайс-лист и всплыло в памяти название фильма, вынесенное в подзаголовок.

Все-таки полмиллиона за эту кроху в условиях кризиса — это грабеж, по моему личному мнению. Компания за первый год планировала продать 120 тысяч «пятисотых». Не знаю, удалось или нет, но если удалось — без помощи России. Да — реплика легенды, да — очарователен, приколен. Но не более того. Сегодня, увы, не время в игрушки играть.

#3-2009

FIAT 500

Соперники

Выберите для сравнения не более 3 моделей или нажмите кнопку Подробнее.Подробнее.

Другие публикации.

C поправкой на время

Журнал «МОТОР» Март 2009

5Колесо Сентябрь 2007

Колеса Март 2009

Колеса Май 2007

Выберите для сравнения не более 4 модификаций

Модификации

Рейтинг модели
Отзывы владельцев
Форум

Выбираем два цилиндра для обновлённого хэтча Fiat 500

В Европе обновлённый Fiat 500 не подорожает. В России он появится осенью, и цена будет зависеть от поведения рубля. Обещаны два бензиновых мотора: атмосферный 1.2 и наддувный 0.9.

Перефразируя текст песни — не думай о букашках свысока! Меж тем обновлённый Fiat 500 следовало бы рассматривать под микроскопом. Не потому что автомобиль крошечный, а потому что изменений в нём — на миллиграмм. Какой ещё фейслифтинг? Даже слово «рестайлинг» чрезмерно и к тому же обижает создателей. «Никаких «ре», — машет руками дизайнер Андреас Вуппингер, главный экстерьерщик концерна FIAT, — Мы не Mini, мы идём по пути эволюции».

Перед Вуппингером стояла задача «улучшить, ничего не меняя», чтобы «не мешать машине продаваться». Полтора миллиона «пятисотых» за восемь лет — это примерно втрое больше, чем всех моделей Lancia вместе взятых. Говорят, Fiat 500 теперь на 40% новый, 1900 деталей изменилось — где же они спрятаны? Надо считать всё, вплоть до украшений и красок. Восемь литых дисков, десяток обивок салона, одиннадцать крышек брелока, тринадцать основных цветов кузова плюс двухцветные вариации — вот уже полсотни позиций набралось.

Изучать обновлённый Fiat 500 организаторы предложили в темпе. На всё про всё — час с небольшим и тестовый маршрут на полсотни километров, которыми нужно поделиться с напарником. Станете ли вы тратить время, тренируясь попадать в крошечный тачскрин новой инфосистемы? Щас! A tutto gas! Forza, Italia! Ухватив машину с «роботом» и атмосферным мотором 1.2, я лишь сделал вид, что отправился на маршрут. На деле — попетлял по району и вернулся к месту старта, чтобы скорее пересесть в машину со 105-сильным наддувным мотором 0.9.

Пары кругов вокруг гостиницы оказалось достаточно, чтобы вынести «атмосфернику» вердикт: в утомлённом от жары Турине 69 сил ещё хватает для того, чтобы создать иллюзию скорости на узких улицах. Но в Москве, где поток всегда стремится ехать на 20 км/ч быстрее разумного, я бы чувствовал себя неуверенно. Я ездил на дорестайлинговой машине со стосильным «атмосферником» 1.4, и ощущения от динамики младшей версии ещё хуже.

Монотонный разгон не будоражит, а задумчивый «робот» с единственным сцеплением при каждой смене передач заставляет отрывать голову от подголовника и благодарно кланяться. Переключилась, родная — вот спасибо! Пришпорить 69-сильную машинку с места не удаётся даже в псевдоручном режиме — «робот» жуёт секунды, мешкая на старте.

То ли дело двухцилиндровый турбомотор! Вот о чём мечтал Fiat 500 с дебюта в 2007 году. Теперь он как та газонокосилка, что мечтала вырасти и стать Фиатом. Шутки в сторону — почитайте раздел «История»! Фиатики такими и были: лёгкими и весело жужжащими. Только раньше им силёнок не хватало, а теперь их аж 105. Максималка — 188! Fiat 500 1957 года и сотню-то развивал только с попутным ветром. «Турбодвойка» превращает машину не в бешеную табуретку, а в скоростное кресло-качалку. Присущая Фиату мягкость реакций сохраняется, турбоволны накатывают одна за одной, разгон — закачаешься!

Мне доводилось тестировать пятидверку Lancia Ypsilon с дефорсированной «турбодвойкой» и «роботом». В двух словах — попрыгунья-стрекоза! Привыкнуть к фирменному подвесочному комфорту Lancia не давала ни секунды: ухарской разгон ритмично сменялся висением на ремнях, когда «робот» объявлял пересменку передач. Скорее всего, подобные ощущения ждут и покупателей турбофиата с роботизированной коробкой. Но моя тестовая машина — с «механикой»: несмотря на средненькой чёткости привод рычага и задемпфированный акселератор, управлять тягой тут гораздо приятнее, чем искать общий язык с «роботом».

Ещё один источник позитива — звук. Атмосферный моторчик 1.4 с настроенным выхлопом тоже урчит талантливо, но на «турбодвойке» не стыдно ехать и в колонне мотоциклов. За настоящего байкера вас не признают, но всякие макси-скутеры потеснятся. TwinAir крутится чуть не до семи тысяч, и я ловлю себя на мысли, что не беспокоюсь о шумоизоляции. Говорят, она здесь улучшена, но поди проверь.

Главным испытанием для водителя прежней «пятисотки» было шоссе. Я сгонял было на ней из центра во Внуково — чуть не оглох. Жужжание шин невозможно заглушить никакой музыкой. Останавливаясь на светофоре, вы чувствуете себя так, будто вышли из ночного клуба на перекур. Блаженная тишина! У обновлённой машины первую партию поёт уже дуэт турбоцилиндров, а дорожные шумы ушли на «бэквокал». Звуковая картина оживилась, но не скажу, что в целом стало тише: на тестовом маршруте разогнаться было негде, даже пятую передачу я включал лишь на пару секунд.

Для европейцев FIAT улучшает то, что улучшить легко: например, открывает доступ к бесплатной музыке с соблюдением авторских прав. России требуются более серьёзные изменения — надо повышать акустический комфорт, обуздать капризы «робота» и при этом удержать цены. Fiat 500 и так стоит 781 000 рублей без учёта летних скидок. Поэтому спрос стабильно мал: в 2013 году продано 124 штуки, в 2014-м — 127. В Европе обновлённый Fiat 500 не подорожает, а у нас — не факт. Так и останется нишевым продуктом. Всё равно пересадить Россию на два цилиндра даже умилительным ретро-карам не под силу. Но если какой машине и нужен подобный двигатель, то именно «пятисотке» — с ним Фиатик едет так же по-итальянски, как выглядит.

1936 Fiat 500 Topolino — «Мышонок» [3]

В Екатеринбурге в рамках проводимой акции «Дни Италии» в торговом центре «Универбыт» был выставлен единственный в России ретро-автомобиль Fiat 500 Topolino 1936 года выпуска.

Fiat 500 Topolino (в переводе с итальянского Topolino — мышонок) — классический представитель мини-автомобилей, пользовавшийся огромной популярностью в предвоенной Европе. Он заложил основополагающие принципы конструкций всех мини-автомобилей. В мире сохранилось очень мало экземпляров данной модели. Автомобиль имеет огромную популярность среди коллекционеров.

Официально днём рождения легендарного творения Данте Джакозы – Fiat 500 Topolino считается 17 июня 1936 года. Но его история началась двумя годами раньше, когда руководитель Fiat Джованни Аньелли поставил задачу разработать компактный автомобиль.

Для своего детища Данте Джакоза выбрал классическую компоновку. Мотор вынес вперед, за пределы колесной базы, а радиатор разместил за ним. Конструкцию упростили, исключив водяной и бензиновый насосы. 569-кубовый мотор в 13 л. с. имел крошечные 4 цилиндра диаметром всего 52 мм и механическую 4-ступенчатую коробку передач.

Двухместная машина получила раздвижные стекла в дверях, у багажника отсутствовала крышка (доступ осуществлялся из салона), а дворник был всего один. Тем не менее «мышонок» действительно стал народным авто, разойдясь по миру в количестве около 520 тыс. экземпляров.

Каждый посетитель торгового центра «Универбыт» в период с 19 по 30 июня смог полюбоваться Fiat 500 Topolino и сделать фото на память!

Благодарим Уральский региональный фонд клуба «Авторетро» за предоставление автомобиля.

Итальянский мышонок FIAT-500 Topolino

С появлением автомобиля у человечества возникла еще одна мечта — как можно скорее приобрести это транспортное средство. Однако для значительной части населения немало лет мечта эта была весьма далека от реализации — слишком велика была разница между стоимостью автомобилей и доходами потенциальных покупателей.

Но стремление автопроизводителей к повышению доходности своих предприятий заставило их осознать, что миллион компактных и дешевых машин могут принести гораздо большую прибыль, чем тысяча дорогих представительских автомобилей.

Одним из первых додумался до этого Генри Форд — он поставил на конвейер поистине массовый автомобиль Ford-T, получивший у американцев прозвище «Жестянка Лиззи». О популярности этого транспортного средства говорит объем выпуска этих машин — он составил 15 млн. экземпляров!

В дальнейшем к производству массового автомобиля обращались и другие производители: итальянская компания FIAT, спроектировавшая в 1934 году компактный автомобильчик FIAT-500 Topolino; французская фирма Citroen, выпустившая в 1949 году народный автомобиль Citroen-2CV; конструкторское бюро Фердинанда Порше, создавшее в 1937 году знаменитый автомобиль Volkswagen по прозвищу «Жук», и даже западногерманская компания BMW, приступившая в 1955 году к массовому выпуску по лицензии микроавтомобиля BMW-lzetta.

Наибольших успехов на этом поприще достигла компания FIAT — в течение многих лет она создавала машины, класс которых следовало бы назвать «меньше некуда!», выпустив при этом четыре миниатюрных автомобиля, три из которых носили общее название — FIAT-500.

Первый прототип экономичной двухместной переднеприводной машины, оснащенной оригинальным трехцилиндровым звездообразным двигателем воздушного охлаждения, сконструировал в 1934 году по заданию главы фирмы FIAT сенатора Джованни Аньелли главный инженер компании Оресте Лардоне. Это был истинно народный автомобиль стоимостью не выше пяти тысяч лир.

Кто знает, в каком направлении в дальнейшем развивалась бы концепция «народного автомобиля» на фирме FIAT, если бы первый пробный заезд этой машины, за рулем которой был сам Аньели, закончился благополучно. Однако судьба распорядилась иначе — случайное возгорание автомобиля из-за короткого замыкания поставило крест и на переднем приводе, и на моторе с воздушным охлаждением.

Работа по созданию «народного автомобиля», тем не менее, была продолжена — его разработку поручили 28-летнему конструктору фирмы Данте Джиакозе. К реализации плана Джованни’ Аньелли конструктор приступил 1 июня 1934 года.

Интересно, что история эта практически полностью повторяет процесс создания в Германии «народного автомобиля» Volkswagen, за которую почти в то же самое время взялся блестящий конструктор Фердинанд Порше. Ничего удивительного в этом нет — создание «народных автомобилей» как в Германии, так и в Италии было идеологической акцией руководителей фашистских государств — Гитлера и Муссолини. Правда, малогабаритный Volkswagen был выпущен в довоенное время лишь опытной партией в 30 экземпляров, a FIAT в тот же период успел развернуть полноценный массовый выпуск «пятисотого».

Идея компактного двухместного автомобиля к тому времени уже вполне сложилась в голове Джиакозы, так что проектирование и изготовление машины заняли лишь около четырех месяцев. И это при том, что в конструкции «пятйсотого» не было использовано узлов или деталей, унифицированных с выпускавшимися на фирме автомобилями, — заново конструировать пришлось все, включая двигатель.

Уже 7 октября опытный экземпляр «пятисотого» выкатили из экспериментального цеха. Столь же оперативно велась и подготовка серийного производства машины — первые «пятисотые» начали сходить с конвейера всего через два года после начала их разработки, 15 июня 1936 года.

Как утверждают автостроители, себестоимость легкового автомобиля в первом приближении пропорциональна его массе. Чтобы создать дешевую машину, ее нужно сделать, по возможности, более легкой. Именно поэтому «народный автомобиль» был задуман как двухместный с багажным отсеком на 50 кг груза.

При проектировании машины Данте Джиакоза выбрал классическую схему с задними ведущими колесами и расположенным спереди двигателем. Последний, кстати, был вынесен вперед, за ось передних колес, что предопределило использование независимой передней подвески — решение для микролитражки, прямо скажем, неординарное. Нижние рычаги подвески были закреплены под картером сцепления, а функцию верхних рычагов выполняла поперечная рессора, располагавшаяся над картером сцепления.

Двигатель «пятисотого» — четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, с рабочим объемом 0,569 л. При создании мотора Джиакоза старался сделать его возможно более коротким — для этого он спроектировал коленчатый вал двухо-порным (сравните, на классическом жигулевском двигателе коленвал покоится аж на пяти опорах!), до предела уменьшив при этом расстояния» между соседними цилиндрами. Да и сами цилиндры Джиакоза сделал минимально возможного диаметра — всего 52 мм, а для обеспечения заданного рабочего объема соответственно увеличил ход поршней. К тому же конструктор отказался от межцилиндровых протоков, предназначенных для циркуляции охлаждающей жидкости — это позволило еще теснее сдвинуть цилиндры. В результате длина мотора составила лишь 380 мм.

Кузов автомобиля покоился на раме, выполненной почти по авиационной технологии — в ее лонжеронах для уменьшения их массы были вырезаны отверстия. Ни кузов, ни рама по отдельности не обладали достаточной жесткостью — она приобреталась лишь после их соединения.

Двери у «пятисотого» открывались навстречу воздушному потоку — в ту пору конструкторы самостоятельно выбирали, на какой стойке дверного проема крепить петли — на передней или на задней. Однако по современным меркам такая схема неприемлема — при неполном закрывании воздушный поток может на ходу отбросить дверь со всеми вытекающими из этого последствиями.

Боковые стекла FIAT-500 сделали сдвижными, что позволило обойтись без стеклоподъемников и, соответственно, громоздких механизмов, занимающих внутренние полости дверей. Именно поэтому их собирали из каркаса и внешней панели, оклеив последнюю изнутри дерматином, так что ширина машины изнутри и снаружи оказалась практически одинаковой.

Багажник располагался сразу же за спинкой сидений, и загружать его можно было только изнутри. Запаска крепилась снаружи, в неглубокой нише в задней части кузова. Такая конструкция была достаточно широко распространена в предвоенное время — в частности, подобные багажники и крепление запаски предусматривались у автомобиля Opel Kadett (и, соответственно, у «Москвича-400»).

Моторный отсек получился довольно свободным за счет необычной компоновки радиатора системы охлаждения — его расположили позади двигателя. При этом обводы капота стали более обтекаемыми, чем при классической схеме с радиатором перед двигателем.

При проектировании машины Джиакозе приходилось отыскивать наиболее простые, технологичные и недорогие конструкторские решения. Так, ему пришлось отказаться от водяного насоса в системе охлаждения и использовать термосифонный принцип циркуляции жидкости. Отсутствовал у автомобиля и бензонасос — топливо поступало в карбюратор точно так, как на фордовской «Жестянке Лиззи» — самотеком, за счет того, что бензобак емкостью 22 литра устанавливался в верхней части моторного отсека, непосредственно под капотом.

Производство микроавтомобиля, получившего у итальянцев ласковое прозвище Topolino (мышонок), было развернуто в 1936 году. Объем выпуска машины в сжатые сроки достиг 100 автомобилей в сутки!

Новая машина, развивавшая вполне «взрослую» скорость в 85 км/ч, пришлась по душе итальянцам, она позволила многим из них пересесть на вполне настоящий абтомобиль с традиционных для довоенной Италии велосипедов и мотоциклов.

Оценили «пятисотый» и за границей — в том же 1936 году французская фирма SIMCA организовала лицензионное производство FIAT-500 под названием SIMCA-5, а с 1937 по 1940 год его выпускала немецкая фирма NSU под названием NSU-FIAT-500. При этом немцы помимо итальянского варианта выпускали машины с кузовами кабриолет и спайдер, которые поставляла NSU фирма Weinsberg — и тот, и другой имели деревянный каркас и стальную обшивку.

Интересно, что микролитражки FIAT-500 первой серии, выпускавшиеся до 1938 года, имели руль справа — недостаток этот для страны с правосторонним движением был исправлен в следующей модификации, получившей название FIAT-500A, выпуск которой производился с 1938 по 1948 год. В ней руль был переставлен на левую сторону, вместо четвертьэллиптических рессор в задней подвеске использовались полуэллиптические, спереди и сзади появились полноценные бамперы. До начала Второй мировой войны фирма выпустила 122 тыс. автомобилей FIAT-500 Topolino.

Во время войны предприятия фирмы FIAT были сильно разрушены, так что производство легковых автомобилей пришлось существенно сократить, однако «пятисотый» продолжали выпускать, хотя и в ограниченных количествах.

После окончания войны выпуск «пятисотого» продолжили и, как утверждают историки автостроения, именно Topolino «вытащил» FIAT из послевоенного кризиса — средства от продажи массового автомобиля стали чуть ли не единственным источником восстановления фирмы.

При этом, правда, называть послевоенный «пятисотый» народным автомобилем историки автостроения не решаются, поскольку в 1945 году он продавался за 720 тыс. лир — сумма эта соответствовала заработку среднего рабочего за три года. Тем не менее машину все же покупали.

В 1948 году Topolino основательно модернизировали. Прежде всего, был доработан двигатель — его оснастили алюминиевой головкой с верхнерасположенными клапанами — они приводились с помощью штанг от кулачкового вала в картере мотора.

В топливной системе автомобиля появился бензонасос, взамен старого горизонтального карбюратора установили новый вертикальный, а также разработали улучшенный впускной коллектор. В результате мощность мотора повысилась до 16,5 л.е., что позволило микроавтомобилю разгоняться до 95 км/ч. Помимо этого механические тормоза с барабанами диаметром 145 мм заменили гидравлическими с 220-мм барабанами.

Обновился и интерьер «пятисотого» —для него разработали новую приборную панель и двухспицевый руль. Ну и, наконец, машина была оборудована вторым стеклоочистителем. В результате модернизации масса автомобиля, получившего название FIAT-500B, возросла до 600 кг.

Еще одну модернизацию «пятисотого» произвели в 1949 году. Машину оснастили новыми крыльями, капотом, облицовкой радиатора, а также шинами увеличенного размера и телескопическими амортизаторами. Кроме этого, на ней впервые появились отопитель, система вентиляции и обогреватель переднего стекла. С задней части автомобиля убрали запаску — ее уложили горизонтально под полом багажника. В итоге масса автомобиля FIAT-500C увеличилась до 650 кг.

В конце 1940-х годов привлекательность Topolino снизилась — покупателей уже не устраивала двухместная машина. В ответ фирма в 1948 году выпустила трехдверный четырехместный автомобиль-универсал FIAT-500 Belvedere. Кузов машины, выполненный в модном тогда стиле «стейшн-вагон», был отделан деревянными планками.

В середине 1950-х архаичность «пятисотого» уже стала сказываться на его сбыте — покупателям требовался более современный «народный автомобиль». Выпуск «пятисотого» завершили в 1955 году. Всего за годы производства с конвейера сошло 520 тыс. этих машин. Ну a FIAT приступил к разработке-нового «пятисотого» — такая задача была вновь возложена на Данте Джиакозу. Но это — совсем иная история, о которой мы расскажем читателям в другой раз.

Технические характеристики автомобилей серии FIAT -500 Topolino

NEOLINE Mini One — автомобильный видеорегистратор c GPS-приемником, тест

Серийный номер: DVROM 12603

ВИДЕОЗАПИСЬ: Угол обзора камеры 120 градусов. SSD-матрица 1,3 Мпикс. Разрешение 640 ×480 точек. Скорость записи 25 кадров/с. Длина фрагмента 1 мин. Формат файла AVI.

ЗВУК: Запись звука.

ФУНКЦИИ: GPS-модуль (SIRF-III), G-сенсор, голосовые подсказки. Автоматическая запись по включению питания.

РАЗЪЕМЫ: miniUSB для подключения внешнего зарядного устройства, слот для карты памяти microSD (до 32 Гб), видеоаудиовыход mini -jack. Встроенный конденсатор. Питание 12/24 В.

ГАБАРИТЫ: 94×26×48 мм.

КОРПУС: Диапазон рабочих температур от +10 до +45 С.

КОМПЛЕКТАЦИЯ: Автомобильный держатель. Автомобильное зарядное устройство. Крепление для кабеля. Инструкция пользователя. Гарантийный талон .

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: видеорегистратор NEOLINE Mini One единственная в нашем тесте модель малогабаритных видеорегистраторов, оснащенная GPS-приемником и G-сенсором (акселерометром). Прибор выпускается в трех цветах корпуса: красном, белом и черном. Как говорят в компаниии NEOLINE — все для прекрасных дам.

Закрепляется видеорегистратор на лобовом стекле при помощи оригинального кронштейна-присоски, выполненного в форме половинки шара, плоской стороной прилегающей к стеклу. Присоска имеет диаметр 63 мм и выполнена из материала, аналогичного тому, из которых сделаны коврики на торпеду Sho-Me. За счет этого присоска не только прижимается к стеклу из-за разрежения воздуха, но и прилипает к поверхности, исключая тем самым падение видеорегистратора в морозы по причине потери эластичности присоски. Из полусферы выступает ножка крепления регистратора, которая шарнирно соединена с опорой. Сам регистратор крепится к опоре посредством направляющих пазов.

Для начала работы с видеорегистратором NEOLINE Mini One его нужно только закрепить на лобовом стекле и подключить к прикуривателю. Сразу после подачи питания начинается запись. Провод питания имеет длину около 4 метров, что позволяет скрытно проложить его вдоль кромки лобового стекла (для этого удобно воспользоваться входящими в комплект креплениями).

Видеорегистратор располагается в машине горизонтально. С тыльной стороны на водителя смотрят три кнопки управления, при помощи которых можно произвести экстренную запись, изменить уровень громкости встроенного динамика или отключить запись звука в салоне.

Слот SD-карты и разъем питания располагаются на противоположных боковых сторонах регистратора. Также имеется аудиовидеовыход для вывода изображения на экран монитора или телевизора, но соединительный кабель в комплект не входит.

ОСОБЕННОСТИ НАСТРОЙКИ: настроек видеорегистратор NEOLINE Mini One никаких не требует. Время и дату устанавливать не нужно устройство делает это самостоятельно по данным, получаемым GPS-приемником.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ: при подключении питаниявидеорегистратор NEOLINE Mini One сразу начинает записывать, о чем оповещает пользователя женским голосом и светодиодом-индикатором. Чуть позже устройство сообщает о начале записи координат. Необходимо отметить высокую скорость холодного старта GPS-приемника.

Данные о дате, времени и скорости автомобиля фиксируются в нижней части каждого кадра.

Встроенного аккумулятора в NEOLINE Mini One нет. Вместо этого устройство оснащено конденсатором заряда, которого хватает на то, чтобы финализировать запись.

Видеорегистратор располагается на лобовом стекле очень компактно и имеет небольшие опорные плечи, из-за чего паразитные вибрации прибора при движении исключаются.

Запись производится минутными фрагментами, причем без перерывов, что немаловажно. В отличие от других моделей с GPS-приемниками, где видео сохраняется в специальном формате, NEOLINE Mini One пишет в привычном AVI. Данные с координатами фиксируются в отдельном файле.

Единственное, что вызывает нарекание, работа штатного плеера, позволяющего совмещать видеозапись с показаниями акселерометра и электронной картой. У нас он ругался и не находил путь к карте, причем этот параметр нельзя настроить в пользовательском меню. Лишь обращение в службу поддержки и перепрошивка видеорегистратора смогли исправить досадный баг. Благодаря формату AVI в случае сбоя видеозапись можно просмотреть на компьютере.

КАЧЕСТВО ВИДЕОЗАПИСИ: для разрешения 640×480 качество записи, выдаваемое видеорегистратором NEOLINE Mini One, можно назвать отличным (даже одним из лучших среди всех протестированных нами видеорегистраторов). Во время поездки видны разметка, марка автомобиля, его цвет и дорожные знаки, а во время остановок легко различается номерной знак. Камера неплохо работает ночью. Скорость записи в 18 кадров в секунду (вместо заявленных 25), но это не влияет на качество, а еще позволяет получить компактный видеофайл. Размер минутной записи всего 12 Мб. Цвет картинки днем нормальный. Разрешение камеры в дневных условиях 400 линий.

ДОСТОИНСТВА: отсутствиепауз в видеозаписи, GPS-приемник, надежная оригинальная присоска, прилипающая к стеклу. Высокое качество видеозаписи.

НЕДОСТАТКИ: штатный плеер выдает ошибку.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: видеорегистратор NEOLINE Mini One отличное устройство, обеспечивающее удобную работу с ним (по принципу включил и забыл), а также позволяющее получить видеозапись высокого качества при разрешении всего 640 ×480 точек.

ИТАЛЬЯНСКИЙ «МЫШОНОК»

Компактный автомобиль FIAT-500 Topolino. С появлением автомобиля у человечества возникла еще одна мечта — как можно скорее приобрести это транспортное средство. Однако для значительной части населения немало лет мечта эта была весьма далека от реализации — слишком велика была разница между стоимостью автомобилей и доходами потенциальных покупателей.

Но стремление автопроизводителей к повышению доходности своих предприятий заставило их осознать, что миллион компактных и дешевых машин могут принести гораздо большую прибыль, чем тысяча дорогих представительских автомобилей.

Одним из первых додумался до этого Генри Форд — он поставил на конвейер поистине массовый автомобиль Ford-T, получивший у американцев прозвище «Жестянка Лиззи». О популярности этого транспортного средства говорит объем выпуска этих машин — он составил 15 млн. экземпляров!

В дальнейшем к производству массового автомобиля обращались и другие производители: итальянская компания FIAT, спроектировавшая в 1934 году компактный автомобильчик FIAT-500 Topolino; французская фирма Citroen, выпустившая в 1949 году народный автомобиль Citroen-2CV; конструкторское бюро Фердинанда Порше, создавшее в 1937 году знаменитый автомобиль Volkswagen по прозвищу «Жук», и даже западногерманская компания BMW, приступившая в 1955 году к массовому выпуску по лицензии микроавтомобиля BMW-Izetta.

Наибольших успехов на этом поприще достигла компания FIAT — в течение многих лет она создавала машины, класс которых следовало бы назвать «меньше некуда!», выпустив при этом четыре миниатюрных автомобиля, три из которых носили общее название — FIAT-500.

Первый прототип экономичной двухместной переднеприводной машины, оснащенной оригинальным трехцилиндровым звездообразным двигателем воздушного охлаждения, сконструировал в 1934 году по заданию главы фирмы FIAT сенатора Джованни Аньелли главный инженер компании Оресте Пардоне. Это был истинно народный автомобиль стоимостью не выше пяти тысяч лир.

Кто знает, в каком направлении в дальнейшем развивалась бы концепция «народного автомобиля» на фирме FIAT, если бы первый пробный заезд этой машины, за рулем которой был сам Аньели, закончился благополучно. Однако судьба распорядилась иначе — случайное возгорание автомобиля из-за короткого замыкания поставило крест и на переднем приводе, и на моторе с воздушным охлаждением.

Работа по созданию «народного автомобиля», тем не менее, была продолжена — его разработку поручили 28-летнему конструктору фирмы Данте Джиакозе. К реализации плана Джованни Аньелли конструктор приступил 1 июня 1934 года.

Интересно, что история эта практически полностью повторяет процесс создания в Германии «народного автомобиля» Volkswagen, за которую почти в то же самое время взялся блестящий конструктор Фердинанд Порше. Ничего удивительного в этом нет — создание «народных автомобилей» как в Германии, так и в Италии было идеологической акцией руководителей фашистских государств — Гитлера и Муссолини. Правда, малогабаритный Volkswagen был выпущен в довоенное время лишь опытной партией в 30 экземпляров, а FIAT в тот же период успел развернуть полноценный массовый выпуск «пятисотого».

Конструктор FIAT-500 Topolino Данте Джиакоза

Идея компактного двухместного автомобиля к тому времени уже вполне сложилась в голове Джиакозы, так что проектирование и изготовление машины заняли лишь около четырех месяцев. И это при том, что в конструкции «пятйсотого» не было использовано узлов или деталей, унифицированных с выпускавшимися на фирме автомобилями, — заново конструировать пришлось все, включая двигатель.

Уже 7 октября опытный экземпляр «пятисотого» выкатили из экспериментального цеха. Столь же оперативно велась и подготовка серийного производства машины — первые «пятисотые» начали сходить с конвейера всего через два года после начала их разработки, 15 июня 1936 года.

Как утверждают автостроители, себестоимость легкового автомобиля в первом приближении пропорциональна его массе. Чтобы создать дешевую машину, ее нужно сделать, по возможности, более легкой. Именно поэтому «народный автомобиль» был задуман как двухместный с багажным отсеком на 50 кг груза.

При проектировании машины Данте Джиакоза выбрал классическую схему с задними ведущими колесами и расположенным спереди двигателем. Последний, кстати, был вынесен вперед, за ось передних колес, что предопределило использование независимой передней подвески — решение для микролитражки, прямо скажем, неординарное. Нижние рычаги подвески были закреплены под картером сцепления, а функцию верхних рычагов выполняла поперечная рессора, располагавшаяся над картером сцепления.

FIAT-500 Topolino первой серии выпуска 1936 года

Геометрическая схема автомобиля FIAT-500 Topolino первой серии

Передняя часть салона FIAT-500C Topolino:

1 — дверная ручка; 2 — стеклоочиститель; 3 — ручка управления стеклоочистителем; 4 — указатель уровня топлива в баке и температуры жидкости в системе охлаждения; 5 — переключатель света фар; 6 — зеркало заднего обзора; 7 — выключатель освещения приборного щитка; 8 — ключ зажигания; 9 — переключатель указателей поворота; 10 — включатель отопителя салона; 11 — кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора; 12 — прикуриватель; 13 — спидометр; 14 — педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора («газа»); 15 — педаль тормоза; 16 — рукоятка КПП; 17 — рычаг стояночного тормоза; 18 — педаль механизма сцепления; 19 — рулевое колесо; 20 — кнопка звукового сигнала; 21 — кнопка замка капота

Фургон на базе FIAT-500 Topolino первой серии

Двигатель «пятисотого» — четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, с рабочим объемом 0,569 л. При создании мотора Джиакоза старался сделать его возможно более коротким — для этого он спроектировал коленчатый вал двухопорным (сравните, на классическом жигулевском двигателе коленвал покоится аж на пяти опорах!), до предела уменьшив при этом расстояния между соседними цилиндрами. Да и сами цилиндры Джиакоза сделал минимально возможного диаметра — всего 52 мм, а для обеспечения заданного рабочего объема соответственно увеличил ход поршней. К тому же конструктор отказался от межцилиндровых протоков, предназначенных для циркуляции охлаждающей жидкости — это позволило еще теснее сдвинуть цилиндры. В результате длина мотора составила лишь 380 мм.

Кузов автомобиля покоился на раме, выполненной почти по авиационной технологии — в ее лонжеронах для уменьшения их массы были вырезаны отверстия. Ни кузов, ни рама по отдельности не обладали достаточной жесткостью — она приобреталась лишь после их соединения.

Двери у «пятисотого» открывались навстречу воздушному потоку — в ту пору конструкторы самостоятельно выбирали, на какой стойке дверного проема крепить петли — на передней или на задней. Однако по современным меркам такая схема неприемлема — при неполном закрывании воздушный поток может на ходу отбросить дверь со всеми вытекающими из этого последствиями.

Боковые стекла FIAT-500 сделали сдвижными, что позволило обойтись без стеклоподъемников и, соответственно, громоздких механизмов, занимающих внутренние полости дверей. Именно поэтому их собирали из каркаса и внешней панели, оклеив последнюю изнутри дерматином, так что ширина машины изнутри и снаружи оказалась практически одинаковой.

Багажник располагался сразу же за спинкой сидений, и загружать его можно было только изнутри. Запаска крепилась снаружи, в неглубокой нише в задней части кузова. Такая конструкция была достаточно широко распространена в предвоенное время — в частности, подобные багажники и крепление запаски предусматривались у автомобиля Opel Kadett (и, соответственно, у «Москвича-400»).

Моторный отсек получился довольно свободным за счет необычной компоновки радиатора системы охлаждения — его расположили позади двигателя. При этом обводы капота стали более обтекаемыми, чем при классической схеме с радиатором перед двигателем.

При проектировании машины Джиакозе приходилось отыскивать наиболее простые, технологичные и недорогие конструкторские решения. Так, ему пришлось отказаться от водяного насоса в системе охлаждения и использовать термосифонный принцип циркуляции жидкости. Отсутствовал у автомобиля и бензонасос — топливо поступало в карбюратор точно так, как на фордовской «Жестянке Лиззи» — самотеком, за счет того, что бензобак емкостью 22 литра устанавливался в верхней части моторного отсека, непосредственно под капотом.

Компоновка FIAT-500 Topolino первой серии

FIAT-500A Topolino выпуска 1938 года — от машины первой серии отличался левым расположением руля, появлением второй щетки стеклоочистителя и наличием переднего и заднего бамперов

FIAT-500C выпуска 1949 года — универсал в стиле «стейшн-вагон»

Производство микроавтомобиля, получившего у итальянцев ласковое прозвище Topolino (мышонок), было развернуто в 1936 году. Объем выпуска машины в сжатые сроки достиг 100 автомобилей в сутки!

Новая машина, развивавшая вполне «взрослую» скорость в 85 км/ч, пришлась по душе итальянцам, она позволила многим из них пересесть на вполне настоящий автомобиль с традиционных для довоенной Италии велосипедов и мотоциклов.

Оценили «пятисотый» и за границей — в том же 1936 году французская фирма SIMCA организовала лицензионное производство FIAT-500 под названием SIMCA-5, а с 1937 по 1940 год его выпускала немецкая фирма NSU под названием NSU-FIAT-500. При этом немцы помимо итальянского варианта выпускали машины с кузовами кабриолет и спайдер, которые поставляла NSU фирма Weinsberg — и тот, и другой имели деревянный каркас и стальную обшивку.

Интересно, что микролитражки FIAT-500 первой серии, выпускавшиеся до 1938 года, имели руль справа — недостаток этот для страны с правосторонним движением был исправлен в следующей модификации, получившей название FIAT-500А, выпуск которой производился с 1938 по 1948 год. В ней руль был переставлен на левую сторону, вместо четвертьэллиптических рессор в задней подвеске использовались полуэллиптические, спереди и сзади появились полноценные бамперы. До начала Второй мировой войны фирма выпустила 122 тыс. автомобилей FIAT-500 Topolino.

Во время войны предприятия фирмы FIAT были сильно разрушены, так что производство легковых автомобилей пришлось существенно сократить, однако «пятисотый» продолжали выпускать, хотя и в ограниченных количествах.

После окончания войны выпуск «пятисотого» продолжили и, как утверждают историки автостроения, именно Topolino «вытащил» FIAT из послевоенного кризиса — средства от продажи массового автомобиля стали чуть ли не единственным источником восстановления фирмы.

При этом, правда, называть послевоенный «пятисотый» народным автомобилем историки автостроения не решаются, поскольку в 1945 году он продавался за 720 тыс. лир — сумма эта соответствовала заработку среднего рабочего за три года. Тем не менее машину все же покупали…

В 1948 году Topolino основательно модернизировали. Прежде всего, был доработан двигатель — его оснастили алюминиевой головкой с верхнерасположенными клапанами — они приводились с помощью штанг от кулачкового вала в картере мотора.

В топливной системе автомобиля появился бензонасос, взамен старого горизонтального карбюратора установили новый вертикальный, а также разработали улучшенный впускной коллектор. В результате мощность мотора повысилась до 16,5 л.с., что позволило микроавтомобилю разгоняться до 95 км/ч. Помимо этого механические тормоза с барабанами диаметром 145 мм заменили гидравлическими с 220-мм барабанами.

Технические характеристики автомобилей серии FIAT-500 Topolino

Примечание: данные в скобках относятся к модификациям FIAT-500 с кузовом «универсал»

Обновился и интерьер «пятисотого» — для него разработали новую приборную панель и двухспицевый руль. Ну и, наконец, машина была оборудована вторым стеклоочистителем. В результате модернизации масса автомобиля, получившего название FIAT-500B, возросла до 600 кг.

Еще одну модернизацию «пятисотого» произвели в 1949 году. Машину оснастили новыми крыльями, капотом, облицовкой радиатора, а также шинами увеличенного размера и телескопическими амортизаторами. Кроме этого, на ней впервые появились отопитель, система вентиляции и обогреватель переднего стекла. С задней части автомобиля убрали запаску — ее уложили горизонтально под полом багажника. В итоге масса автомобиля FIAT-500C увеличилась до 650 кг.

В конце 1940-х годов привлекательность Topolino снизилась — покупателей уже не устраивала двухместная машина. В ответ фирма в 1948 году выпустила трехдверный четырехместный автомобиль-универсал FIAT-500 Belvedere. Кузов машины, выполненный в модном тогда стиле «стейшн-вагон», был отделан деревянными планками.

В середине 1950-х архаичность «пятисотого» уже стала сказываться на его сбыте — покупателям требовался более современный «народный автомобиль». Выпуск «пятисотого» завершили в 1955 году. Всего за годы производства с конвейера сошло 520 тыс. этих машин. Ну a FIAT приступил к разработке-нового «пятисотого» — такая задача была вновь возложена на Данте Джиакозу. Но это — совсем иная история, о которой мы расскажем читателям в другой раз…

Fiat 500: Итальянская игрушка

Представьте себе: девушки на улицах вдруг начинают улыбаться и смотреть тебе вслед. Прохожие – от мала до велика – останавливаются и застывают в удивлении, а автомобилисты перестают смотреть на дорогу, обращая свои взоры исключительно в твою сторону. Пожалуй, ещё никогда ты не испытывал подобного внимания в обычные серые будни, если, конечно ты не известная личность, снизошедшая до «простых смертных». Хотя, на самом деле, ты здесь совершенно не причём. Все эти люди отдают свои эмоции исключительно твоему автомобилю. Итальянскому эгоисту Fiat 500. Игрушке в твоих руках.

Всё началось с мышей

Ещё в довоенном 1936 году в Италии появился на свет Fiat 500 Topolino – легендарный «Мышонок», ставший прародителем знаменитой и, пожалуй, самой необычной модели марки. Всего три метра в длину, оснащённый двигателем в 569 «кубиков», автомобиль положил начало истории класса City Car. Таким образом, этот маленький «карапуз» фактически открыл новую страницу в летописи автомобилестроения и завоевал себе имя, ставшее узнаваемым во многих странах мира.

В послевоенные годы триумф «мышонка» позволил «Фиату» продолжить развитие модели. Преемник Topolino, Fiat Nuova 500, сошёл с конвейера итальянской фирмы в июле 1957 года. Под капотом новинки, позиционирующейся на рынке как дешевый и практичный автомобиль для города, был установлен 479-кубовый мотор, причём располагался он в багажнике.

Кстати, в нашей стране Nuova 500, выпускавшийся до 1975 года, тоже является своего рода легендой. Часто приходится слышать, что «пятисотый» стал материалом для клонирования знаменитого 965-го «Запорожца», безумно популярного в далёкие годы расцвета советского автопрома. На самом деле это не так: прототипом «ЗАЗ» является Fiat 600, четырёхместный «старший брат» нашего маленького героя.

А пять лет назад, в 2007, Fiat возродил имя легенды, выпустив третье поколение «пятисотого». Автомобиля, умеющего удивлять. Автомобиля, который дарит настроение. Маленького стильного эгоиста, которому безропотно покоряются огромные мегаполисы.

Способный вдохновлять

Глядя на Fiat 500 сложно остаться равнодушным: взгляд его круглых глазастых фар вкупе с миниатюрной внешностью способен моментально проникнуть в участки мозга, отвечающие за «мимимишность» и вызывать умиление даже у суровых «камазистов». Автомобиль и вправду напоминает большую игрушку, радостно рассматривающую окружающую действительность и с какой-то детской непосредственностью преодолевающую все городские препятствия, будь то нехватка парковочных мест или слишком узкие проезды во дворах и на прилегающих улочках.

При этом «малыш» обладает невероятным чувством стиля: классическое исполнение дизайна кузова, хромированные элементы экстерьера, шильдики с итальянскими флагами и зеркала-уши моментально привлекают внимание, выделяя автомобиль на фоне уже приевшегося модельного ряда городского потока.

Fiat 500 безумно любят представители творческих профессий. Впрочем, это совсем не вызывает удивления: дизайнерские решения позволяют фактически создать свой собственный, неповторимый вариант экстерьера машины. Вот тут-то и открывается огромное поле для фантазий: различные наклейки, спортивные полоски, надписи и многое другое превращают подбор цветовых решений в увлекательный креативный процесс. Плюс ко всему, интерьер автомобиля способен вызвать «культурный шок» даже у тех, кто далёк от художественного созидания.

Да, здесь дизайнеры Fiat явно не скромничали. Гобеленовая отделка сидений, дорогущий пластик панели, кожаная отделка руля, хромированные детали… А чего стоит приборная панель, прозванная конструкторами Fiat «бабушкиным будильником» за свою круглую форму и рукоятки открывания дверей, словно заимствованные у советского холодильника «ЗиЛ»!

Торпедо, на котором расположены органы управления мультимедиа, кондиционером и дисплей бортового компьютера, исполнено в двух цветовых оформлениях: под цвет кузова и цвет Ivary (слоновая кость). А на бардачке гордо красуется шильдик «500». Правда, слишком разгулявшуюся фантазию а-ля «зелёный кузов, красная отделка салона» дизайнеры Fiat зарубят на корню: безвкусица у итальянцев далеко не в почёте.

На заднем сидении, предназначенном скорее для сумок, нежели для пассажиров, тесновато. Голова упирается в потолок, а коленки – в передние сиденья. Автомобиль явно не рассчитан на передвижение вчетвером, ведь основное его предназначение – доставлять удовольствие своему владельцу. Впрочем, немного приноровившись, ездить пассажиром всё-таки можно.

Мал, да удал

Что-что, а Fiat 500 умеет разрушать стереотипы. 1,4-литровый двигатель мощностью 100 л.с. заводится с неожиданно спортивным звуком. И это ещё не Abarth, у которого под капотом все 200 «коней». Железо агрегатируется шестиступенчатым «роботом» с двумя режимами – ручного и автоматического переключения передач. Благодаря союзу коробки и двигателя, автомобиль способен разогнаться до максимальной скорости в 220 км/ч.

Резонатор на «нейтралке» придаёт движку довольно низкий звук, благодаря которому Fiat кажется недовольным карапузом, жаждущим доказать, что он ничуть не хуже «взрослых».

До сотни автомобиль разгоняется почти за 10 секунд. Не особо быстро, но для имиджевой модели это не так уж и важно. Маленький и юркий Fiat 500 в городском потоке чувствует себя, что называется, «в своей тарелке».

Динамика и габариты позволяют резво обгонять другие автомобили, лихо раскатывать по узким улочкам и забираться даже туда, где перемещаться на «обычной» машине в принципе невозможно. Например, по пешеходным дорожкам набережной Федоровского, куда мы загнали 500-го в порыве исследовательского интереса. А «ручной» режим коробки превращает автомобиль в сумасшедший снаряд, способный напугать своей наглостью кого угодно.

Немного о моде

Явно несерьёзное настроение маркетологов Fiat превратило 500-го не просто в дорогую игрушку, но и в настоящий модный аксессуар: во многих итальянских бутиках Gucci автомобиль красуется на витрине.

Одноимённая комплектация представляет собой максимально возможный набор опций плюс нестандартные дизайнерские решения, например, прошивку ремней в цвета итальянского флага, эксклюзивные диски Gucci, а также различные цветовые варианты суппортов.

Если вы не являетесь поклонником бренда, комплектация Gucci в принципе ни к чему. Автомобиль, собственной персоной представляющий воплощение стиля, хорош и без модных лейблов. Да и в техническом плане Fiat 500 подкован весьма неплохо: системы Start/Stop, ABS, EBP, ESP, BAS (система экстренного торможения) здорово помогут в управлении, а опция Blue&Me позволит разговаривать по телефону без всяких вспомогательных устройств. Да, и не стоит забывать о безопасности. По версии Европейской организации дорожной безопасности EuroNCAP автомобиль набрал 5 звёзд из 5.

Заказать Fiat 500 можно уже сегодня у официального дилера итальянской марки в Нижнем Новгороде компании « СТ Нижегородец». Цена минимальной комплектации начинается от 662 тыс. рублей.

СТ Нижегородец
официальный дилер Fiat в Нижнем Новгороде
(831) 224-25-52, (831) 279-24-34
Московское шоссе, 298

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

За кадром ул. Большая Покровская/картинг-клуб «DRIFT»

—>АВТОМОБИЛЬ И ЕГО ИСТОРИЯ —>

—> —>Меню сайта —>

—> —>Категории раздела —>

—>

FIAT 500

История марок [15]
История моделей [7]
Видео [2]

—>

—> —>Форма входа —>

Каталог статей

История автомобилестроения знает много примеров, когда та или иная модель автомобиля завоевывала огромную популярность, славу и становилась воистину народной. Одним из таких автомобилей стал Fiat 500 Topolino 1936 года.

История FIAT 500 по прозвищу «мышонок» началась в 1930 году. Премьер-министр Италии Бенито Муссолини пригласил к себе сенатора Джанни Аньелли и поставил перед главой и основателем Fiat задачу наладить массовое производство небольшого, удобного автомобиля стоимостью около 5000 лир, способного вместить два человека и багаж весом до 50кг.

За разработку автомобиля взялись Данте Джакоза, молодой инженер, который занимался механической частью (двигатель, трансмиссия, шасси) и Рудольф Шаффер, ответственный за дизайн. Два года спустя, 15 июня 1936 года, первый серийный экземпляр автомобиля был готов. Это был один из самых маленьких автомобилей в те годы.

Модель получила название Fiat 500 Zero-А и стала стремительно завоевывать рынок. Лицензию на выпуск этого автомобиля приобрели французская компания Sinca и чуть позже немецкий завод NSU. Как и планировалось, маленький Fiat 500 с двухобъемным кузовом «фастбэк-купе» вмещал двух взрослых человек, кроме того сзади могли располагаться либо двое маленьких детей либо багаж до 50 кг весом.

Двигатель имел объем 569 куб.см, мощность 18 л.с и разгонял машинку до 85 км/ч при расходе топлива 6 литров на 100км. Четкие и в то же время плавные линии кузова, несколько вытянутый капот, выступающие крылья и размещенные на них круглые фары, округлая и широкая решетка радиатора делали автомобиль похожим на юркого мышонка. Вполне понятно, что именно это прозвище — «Topolino», что значит «мышонок» прочно закрепилось за Fiat 500 Zero-А и впоследствии закрепилось за моделью, и стало официальной торговой маркой.

Хотя автомобиль имел достаточно скромный облик, но, несмотря на внешность, он нес в себе немало прогрессивных для тех лет идей. «Topolino» был оборудован независимой подвеской передних колес, синхронизированной КПП (это в 30-е годы!), гидравлическими тормозами. А учитывая его небольшую стоимость, этот автомобиль стал действительно народным. После окончания Второй мировой войны, в 1948 году, «Topolino» претерпел некоторые изменения в интерьере, получил новый двигатель. За все время выпуска до 1955 года модель трижды модернизировалась.

За 19 лет только в Италии сошло с конвейера 520 тысяч «Topolino», а во всем мире – около двух миллионов, что подтверждает огромную популярность. Через некоторое время в продажу поступает модернизированная модель FIAT 500 B с 16,5 лошадиными силами на борту. А в 1949 году появляется FIAT 500 C. FIAT 500 Topolino и его модификации выпускались в плоть до 1955 года. А летом 1957 года был выпущен FIAT 500 Nuova, ставший впоследствии настоящим бестселлером компании и культовым автомобилем всей Европы. Он выпускался до 1975 года, и было продоно около 4 миллионов FIAT 500 Nuova. 4 июля 2007 года в Турине состоялась примера нового FIAT 500 ставшего «Автомобилем 2008 года».

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Новые Renault Logan Stepway или Sandero Stepway: что выбрать
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector