0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В России новые правила техосмотра отложили до октября

Продление техосмотра до осени 2021

Кому положена отсрочка?

1 марта текущего года должны были вступить в силу поправки в закон о ТО. Изменения в законе направлены на устранение серых схем при покупке диагностических карт – теперь автомобилистам придется на самом деле посещать пункты технического осмотра. Но к воплощению в жизнь новых правил не готовы ни станции технического осмотра, ни ведомства, на плечи которых возложена функция контроля. Не утихающие споры о несовершенстве новой системы прохождения техосмотра привели к тому, что Правительство РФ приняло решение о приостановке вступления в силу сырого “закона о ТО”. А 1 марта 2021 году Российский Союз Автостраховщиков дал четкие разъяснения кто из автовладельцев может воспользоваться “периодом охлаждения” и не делать техосмотр.

Согласно постановлению 275 от 27 февраля текущего года льготами могут воспользоваться собственники автомобилей, у которых срок действия диагностической карты истекает в период с 1.02. по 30.09.2021 года. Однако, не все так гладко! Льготный период не распространяется на следующие категории автомобилей:

  • Транспорт с момента выпуска которых прошло 4 года, и они впервые будут проходить техосмотр и получать диагностическую карту.
  • Если автомобиль используется в качестве такси, согласно действующим регламентам, владельцы таких авто должны проходить ТО 1 раз в 6 месяцев.

А 1 октября 2021 года, по мнению Правительства, станции ТО смогут выполнить все требования нового закона о ТО. Напомним, как должна выглядеть процедура прохождения техосмотра по-новому:

  1. Диагностическая карта оформляется онлайн в специальной программе, разработанной МВД. Принцип ее работы в том, что помимо сведений о техническом состоянии машины, в эту же программу загружаются фото автомобиля при въезде и выезде на станцию, с указанием координат. Пока, по словам операторов станций ТО система “висит”.
  2. Страховщики, при оформлении полиса ОСАГО должны получить сведения о наличии/отсутствии действующей диагностической карты из этой же программы. Однако, с 1 марта 2021, по словам руководителей крупных страховых компаний наблюдаются серьезные проблемы в работе системы. Получить информацию не удается.

Регрессное требование за отсутствие ТО

С 1 же марта 2021 года страховые компании имеют право предъявлять регресс к виновнику аварии, если на момент ДТП его автомобиль не прошел техосмотр. Но тут же есть оговорки. Регресс – то есть взыскание суммы ущерба, которую страховщик выплатил потерпевшему, в обязательном порядке можно предъявить только владельцам легковых такси, грузового транспорта и автобусов. Для собственников легковых авто регрессное требование можно предъявить только, если авария произошла в результате технической неисправности ТС (отказали тормоза и прочее). Если же причиной автокатастрофы стало нарушение ПДД или водитель не справился с управлением, то регресс предъявить нельзя.

Могут ли оштрафовать за отсутствие ТО 1 марта 2021 года?

На сегодняшний день уже внесены изменения в статье 12.5 КоАП: за просроченный техосмотр предусмотрен штраф, в размере 2000 рублей. Однако, действовать эта статья начинает с 1 марта 2022 года. Поэтому сотрудник ДПС пока не имеет права ни выписать штраф, ни проверять наличие/отсутствие действующей диагностика карты. Пока можно не беспокоится о штрафах, тем более пройти техосмотр “по-новому” пока достаточно трудно! Мы будем следить за тем, как разворачиваются события с техосмотром и оформлением полисов ОСАГО, обязательно расскажем о важных нюансах, как только они появятся!

Нужно ли проходить техосмотр до и после 1 октября 2021 года, если ОСАГО действителен?

Техосмотр не для ОСАГО!

  1. Техосмотр, пройденный до 1 марта, абсолютно действителен. Поправки в новом законе не затрагивают обязанность заново его проходить.
  2. Но ещё в Правительстве автоматически продлили все диагностические карты до 1 октября, срок действия которых заканчивается с 1 марта по 30 сентября.
  3. Но это работает только в том случае, если вы реально прошли осмотр, а не купили диагностическую карту без заезда на станцию. В последнем случае её могут аннулировать. А это может привести к регрессу в случае ДТП по причине неисправности вашей машины, а также к штрафу в будущем.
  4. Изменения в законодательстве отменяют тот факт, что технический осмотр нужен только для страховки ОСАГО. Выше мы отметили, что может грозить регресс и штраф.
  5. Поэтому, если у вас ещё действующий техосмотр и ОСАГО, но первый заканчивается раньше страховки, то проходить заново нужно не для приобретения полиса, а ровно со дня, когда закончится срок диагностической карты.
  6. Если ваш автомобиль младше 4 лет, то вам проходить ТО не требуется. Однако, правильно считайте возраст: нужно считать не с даты выпуска, а с года выпуска (указанного в ПТС). Например, если ваша машина произведена по ПТС даже 30 декабря 2017 года, то проходить техосмотр нужно не с 30 декабря 2021, а уже с 1 января 2021 года.

Одной из главных и самых распространённых «непоняток» в связи с введением с 1 марта 2021 года нового закона о техосмотре стал вопрос о том, когда нужно его проходить для нового автомобиля, а также если он на дату вступления в силу поправок будет действительным. В статье мы выясним для каждой ситуации и с примерами, как будет работать обязанность прохождения технического осмотра автомобилей до и после марта. Также рассмотрим вопросы, будет ли действительна диагностическая карта, если она уже оформлена для полиса ОСАГО, и ряд других вопросов в связи с нововведениями.

Что меняет новый закон с 1 марта 2021 года?

Ранее мы уже писали целую серию статей на тему изменений в законодательстве:

Обновление от 01.03.2021. Правительство РФ выпустило новое Постановление №275. Оно фактически утверждает автоматическое продление диагностических карт, срок действия которых заканчивается в период с 1 марта по 30 сентября 2021 года, до 1 октября. То есть, если ваш техосмотр истекает вплоть до конца сентября, то вам его проходить по новому закону не нужно до 1 октября.

Но если вы где-либо прочитаете, что изменения, описанные в данной статье (которые вводятся Федеральным законом №122 выше), отложили, то это неправда и фейк. Они по-прежнему начинают действовать с 1 марта. Просто фактически по новым правилам осмотр вам проходить не придётся до 1 октября.

Если кратко, то новый закон меняет целый ряд правил проведения этой процедуры, среди которых наиболее весомые изменения:

  • вводится обязательная фотофиксация проведения осмотра,
  • ГИБДД берёт под свой контроль проведение осмотра автобусов,
  • ГИБДД прямо после остановки на дороге будет иметь право аннулировать диагностическую карту, если выяснится, что она получена без фактического прохождения техосмотра,
  • с 1 марта 2021 года страховая компания может выставить регресс виновнику ДТП, если у него не будет действующего ТО, а сама авария произошла по причине технической неисправности автомобиля,
  • с 1 марта 2022 года вступает в силу новый штраф за отсутствие карты,
  • а ещё, как мы указали выше, Правительство России автоматически продлило диагностические карты, срок действия которых заканчивается с начала весны до конца сентября – до 1 октября 2021 года; то есть, если вы подпадаете под этот период, то до 1.10.2021 на техосмотр вам ехать нет необходимости.

Изменения 1 октября 2021 года

Как мы указали выше в обновлённой информации, Правительство РФ автоматически продлило все диагностические карты на автомобили, срок действия которых заканчивается в период с начала весны и до конца сентября текущего года.

Таким образом, имеем 3 варианта действия последних поправок.

  1. Если ваш техосмотр закончился до 1 марта 2021 года, то вам нужно проходить техосмотр без каких-либо отлагательств и продлений.
  2. Если ваша карта перестаёт действовать в период с 1 марта по 30 сентября 2021, то её срок автоматически продлевается до 1 октября. То есть ехать на пункт ТО придётся только с октября, а до этого диагностическая карта признаётся действующей, несмотря на дату, указанную непосредственно на ней.
  3. Соответственно, если у вас техосмотр закончится после 1 октября, то вам также нужно сразу же ехать получать новый.

Проходить ли мне техосмотр? Примеры

Итак, давайте теперь в ситуациях рассмотрим, потребуется ли проходить техосмотр и в каких случаях, будет ли действительна диагностическая карта в конкретном вашем случае. Всё это, конечно же, в контексте перечисленных выше последствий в случае её отсутствия: в виде регресса от страховой и/или штрафа.

Но сначала нам потребуется информация о том, как часто нужно его проходить. Рассмотрим для простоты частоту для легковых машин, не работающих в такси:

  • до возраста 4 года проходить техосмотр не требуется,
  • с 4 до 10 лет – раз в 2 года,
  • старше 10 лет – каждые 2 года.

О периодичности для остальных видов транспорта вы можете прочитать в нашей специальной статье об этом.

Обратите также внимание, что при расчёте учитываются полные годы возраста, а не точные даты. Например, если ваша машина 1 декабря 2017 года производства, то технический осмотр вам требуется уже с 1 января 2021 года, а не с начала декабря.

В России новые правила техосмотра отложили до октября

Около 90% автовладельцев смогут оформить новый полис ОСАГО по продленной в соответствии с постановлением правительства №275 диагностической карте.
Согласно постановлению Правительства №275 от 27 февраля 2021 года, диагностические карты, срок действия которых заканчивается в промежутке времени с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлеваются на полгода, но не менее, чем до 1 октября 2021 года. При этом вносить изменения в диагностические карты не требуется. Новый договор ОСАГО можно заключить с использованием сведений о диагностической карте, срок действия которой продлен в порядке, установленном данным постановлением.

Автовладельцы, которые обязаны пройти техосмотр, должны будут пройти его с 1 марта уже по новым правилам. Это автовладельцы, у которых:

• срок действия диагностической карты истек до 1 февраля 2021 года;
• легковые автомобили, грузовые автомобили разрешенная масса которых составляет до 3,5 тонн, прицепы и полуприцепы, мототранспортные средства, достигшие возраста 4-х лет и возникла предусмотренная законом обязанность получить первую для этого транспортного средства диагностическую карту;
• автобусы , легковые такси, грузовые автомобили предназначенные и оборудованные для перевозки пассажиров с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя),грузовые автомобили разрешенная масса которых составляет более 3,5 тонн, транспортные средства , оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства предназначенные для обучения управления транспортными средствами, после первого года эксплуатации.
• специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозки опасных грузов, после первых 6 месяцев эксплуатации.

По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), доля автовладельцев, обязанных пройти техосмотр по новым правилам до 1 октября, не превышает 10% от общего числа автовладельцев в России, и не создаст критической нагрузки на пункты техосмотра. Эти автовладельцы смогут пройти техосмотр в комфортном для них режиме, без очередей. В РСА отметили, что на утро 1 марта операторами техосмотра было выдано уже около 800 диагностических карт по новым правилам прохождения ТО.

Тормозной путь: реформу техосмотра отложили до октября, но на водителях уже наживаются

С 1 марта в России должен был вступить в силу новый порядок прохождения техосмотра. Операторы СТО оказались не готовы к новым правилам, а сами владельцы теперь не понимают, как, где и по каким правилам можно пройти техосмотр. Эксперты сомневаются, что подготовить почву для внедрения изменений удастся до октября 2021 года, и прозрачность процедуры по новым правилам вызывает много вопросов.

Фото © ТАСС / Егор Алеев

История и суть изменений

В 2011 году президент России Дмитрий Медведев передал право на проведение техосмотра от ГИБДД страховым компаниям. Причиной для этого решения стали тотальная коррупция среди автоинспекторов и фиктивные техосмотры, которые практически никто и никогда не проходил. Таким образом, на дорогах оказывались тысячи «убитых» автомобилей, представлявших серьёзную опасность для участников движения.

«Ё-моё»: Зачем Сберу устаревшая технология гибридного «Ё-мобиля»

За десять лет при страховщиках ситуация особо не изменилась. После оформления техосмотра на станции технического обслуживания автомобилю присваивают специальный номер, без которого невозможно оформить полис ОСАГО. Многочисленные компании, получившие лицензию на проведение техосмотра, начали продавать диагностические карты без фактического посещения пункта техосмотра. По документам всё выглядит легально: данные автомобиля, включая VIN, госномер и Ф. И. О. собственника, вносят в базу, где они будут обнаружены, если случится ДТП и придётся оформлять протокол.

Не только грузовик и гоночная машина: топ-10 самых необычных КамАЗов за 45 лет

Изменения в процедуре техосмотра, подготовленные МВД, изначально были направлены на то, чтобы лишить нечистых на руку операторов СТО возможности торговать липовыми диагностическими картами направо и налево. Главное нововведение, без которого техосмотр предлагают считать недействительным, — отсутствие фотографий. Загрузка первой (до начала техосмотра, когда автомобиль заехал на стенд) в систему даст возможность продолжить техосмотр, загрузка второй (уже по окончании техосмотра) позволит завершить и оформить процесс в базе данных. К фотографиям будет прикреплена геометка, с помощью которой можно будет сравнить адрес прохождения процедуры со списком одобренных страховщиками СТО. Если данные не совпадут — диагностическую карту могут аннулировать.

Какие правила действуют сейчас?

Пока новые изменения не вступят в силу, проходить техосмотр нужно по старой схеме. Самый быстрый способ пройти его официально — зарегистрироваться на портале «Госуслуги». Процедура проста и оформляется за несколько минут. Техосмотр длится около 40 минут и обойдётся собственнику автомобиля примерно в 500–700 рублей.

Правда, пройти техосмотр смогут не все автомобили. Машины, в которых модифицирована выхлопная система, установлена неисправная или тюнингованная оптика, изношены шины, затонированы стёкла, имеется трещина на лобовом стекле или сильные кузовные повреждения, до процедуры не допустят. Не получится пройти техосмотр и автомобилю с неисправными тормозами или рулевым управлением, сломанным стеклоочистителем. Всего в перечне обязательных к проверке систем — около 80 пунктов.

Чтобы оформить техосмотр, понадобятся СТС, паспорт или права. Если автомобиль на техосмотр привозит друг, коллега или жена — собственнику автомобиля нужно написать обычную доверенность. Перед началом осмотра нужно проверить работу всех приборов, а в автомобиль обязательно нужно положить стандартный дорожный набор: знак аварийной остановки, огнетушитель и аптечку с неистекшим сроком годности.

Когда новые правила прохождения техосмотра начнут действовать, за диагностические карты, оформленные через Интернет, начнут наказывать. Если сотрудники ГИБДД установят, что машина не заезжала на СТО, но её данные есть в базе (без фотографий и геолокации), водителя может ждать аннулирование диагностического листа, штраф в размере две тысячи рублей и даже отзыв полиса ОСАГО. Последнее пока находится на стадии обсуждения.

Успеть к октябрю

Эксперты расходятся во мнениях, как должна проходить процедура техосмотра. Координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов считает, что смысла в проведении техосмотра автомобилей на данном этапе нет. По его словам, об истинном предназначении — недопуске автомобилей с дефектами на дороги — давно забыли.

Водители, которые заведомо знают, что с автомобилем что-то не так, будут находить лазейки, пусть даже это будет дороже. В то же самое время добросовестные водители, у которых автомобили в хорошем состоянии, после 1 марта не смогли бы пройти техосмотр просто из-за физического отсутствия достаточного количества СТО. С другой стороны, автомобили, на которых ездят по пять-семь лет, имеют мелкие неисправности

Координатор движения «Синие ведёрки»

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/26/629203092294.4922.jpg» loading=»lazy» />

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/26/629203092294.4922.jpg» loading=»lazy» />

По словам Шкуматова, эти неисправности (которые, кстати, встречались даже у новых автомобилей) могут стать причиной, по которой людей будут отправлять на техосмотр по второму и третьему разу. Цель у такого подхода проста — за каждый техосмотр, даже неудачный, водитель должен платить деньги. Чем чаще отказывают, тем больше денег зарабатывают операторы СТО. Но вводить новые правила пока не будут и, вероятно, сделают это очень не скоро.

Член координационного совета Межрегионального общественного движения автомобилистов, автоэксперт Александр Холодов заявил, что, скорее всего, подготовить базу для прохождения техосмотра по-новому не успеют и к октябрю 2021 года.

Главная проблема пока остаётся — не хватает лицензированных СТО, на которых люди будут проходить техосмотр. Ситуация неоднозначная: новые станции никто не хочет открывать, потому что клиентов нет, а клиентов нет, потому что можно по старинке оформлять всё. Из ситуации можно выйти, если дать возможность автосервисам выдавать диагностические карты. Если, например, я где-то обслуживаю автомобиль, то эти специалисты СТО документами подтверждают его состояние. Если за дополнительные 400 рублей мне будут после технического обслуживания выдавать ещё и документ о том, что с машиной всё в порядке, то ситуация изменится в лучшую сторону. Искать пути обхода в таком случае будут только те, кто чинит машину своими руками у себя в гараже. Но вопрос этот решается очень медленно

Читать еще:  Компакт-кроссовер Hawtai Laville

Член координационного совета Межрегионального общественного движения автомобилистов

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/26/1446281074811.3618.jpg» loading=»lazy» />

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/26/1446281074811.3618.jpg» loading=»lazy» />

Спокойствие или деньги?

Фото © ТАСС / Егор Алеев

Пока нововведения не вступили в силу, страховые агенты и компании по «дистанционному осмотру» продолжают зарабатывать. Длиться до бесконечности это не будет, но неглупые собственники такого бизнеса уже предвидят выход из тени и начинают взвинчивать цены. Например, в Московской области диагностические карты уже подорожали с 1200 рублей до двух тысяч, а в регионах — Самарской, Саратовской областях, Мордовии и Татарстане — несколько дней назад на фоне новостей о нововведениях стоимость техосмотра увеличилась с 500 до 700–1300 рублей.

Штрафы вырастут: ГИБДД накажет водителей за пьянство и лихачество

Что касается поддельных диагностических карт, то, по словам заместителя исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергея Ефремова, у страховщика нет сведений о том, как оформлена диагностическая карта, по закону у страховой нет прав разбираться в способах её получения.

В соответствии с законом об ОСАГО договор страхования может заключаться только в том случае, если имеется действующая ДК. Информацию о ДК страховщик получает из ЕАИСТО, оператором которой является МВД. В информационной базе нет сведений, как проходил ТО, это лежит на совести потребителя

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/26/1384980878744.8877.jpg» loading=»lazy» />

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/1/26/1384980878744.8877.jpg» loading=»lazy» />

Ефремов добавил также, что страховщики положительно реагируют на белую процедуру техосмотра и страховые компании заинтересованы в том, чтобы на российских дорогах не было технически неисправных машин. Тарифы по ОСАГО и каско, по словам Ефремова, не связаны с проведением технического осмотра, страховщики не планируют менять их стоимость.

Реформу техосмотра в России отложили до октября. Что изменится и будут ли очереди?

Автор фото, Valery Sharifulin/TASS

С 1 марта в России должен был вступить в действие новый порядок прохождения техосмотра автомобилей. Планировалось увеличить периоды его прохождения, но ужесточить порядок.

Однако уже после публикации этой статьи стало известно, что кабмин отложил начало обязательной фотофиксации техосмотра с 1 марта до 1 октября.

Многие эксперты в принципе считают, что обязательное ТО для легковых машин стоит отменить.

Диагностическая карта — это документ, в котором содержится информация о результатах прохождения техосмотра. Без диагностической карты российский автомобилист не может оформить полис обязательного страхования ответственности (ОСАГО), без которого, в свою очередь, нельзя пользоваться транспортным средством.

Законодатели объясняют необходимость введения новых правил борьбой с черным рынком диагностических карт. В интернете можно легко найти объявления об их продаже без реального прохождения техосмотра. При оформлении ОСАГО страховые компании интересует лишь наличие диагностической карты в базе данных, проверить же ее подлинность у них возможности нет.

Федеральный закон 122-ФЗ, в котором содержатся все нововведения, был принят в мае 2019 года, а вступить в силу должен был спустя год. Однако его отложили до 1 марта 2021 года из-за пандемии коронавируса.

Что изменится с 1 марта?

Машины (легковые и грузовики грузоподъемностью до 3,5 тонн) и мотоциклы возрастом до четырех лет полностью освободят от ТО. Транспортные средства в возрасте от четырех до десяти лет должны будут проходить его раз в два года. Старше десяти — раз в год.

Это можно назвать смягчением. До сих пор без ТО можно было ездить на трехлетней машине, автомобилю от трех до семи лет было необходимо проходить ТО раз в два года, а старше семи — раз в год.

При прохождении ТО на станции необходимо будет сфотографировать автомобиль до техосмотра и после него, причем разница по времени не должна быть менее 15 минут.

При этом необходимо будет зафиксировать координаты автомобиля, и они не должны отличаться более чем на 15 метров от места станции.

Весь оборот документов, связанных с ТО, будет проводиться в электронном виде. Эта информация будет доступна для сотрудников ГАИ и профессиональных объединений страховщиков.

Зачем нужна реформа?

Главная причина нововведения — решение проблемы черного рынка диагностических карт. На различных интернет-сайтах можно заказать карту онлайн. Эти карты, как и страховки, существуют в электронном виде, и поэтому их заказывают и получают без личной встречи с продавцом.

Оценок того, сколько диагностических карт покупаются по таким схемам, нет. Глава думской фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов в своем телеграмм-канале писал, что «сегодня 80% диагностических карт покупается без реального осмотра».

Необходимость самого техосмотра объясняется тем, что, согласно Венской конвенции о дорожном движении, к которой присоединилась и Россия, автомобиль должен соответствовать определенным техническим параметрам, изложенным в приложении к ней, и находиться в исправном состоянии.

Однако согласно конвенции, техосмотр должен быть обязательным только для грузовиков с максимальной массой более 3,5 тонн и легковых машин с числом мест более восьми. Для обычных легковых машин техосмотр, согласно Конвенции, необязателен, но она предписывает национальным законодательствам распространять требование о прохождении ТО на все категории транспортных средств «по возможности».

Автор фото, Yegor Aleyev/TASS

У каждой станции есть определенная пропускная способность, и, как говорят эксперты, пока их на все машины не хватает

Обычно на станциях техообслуживания проверяют наличие и исправность тормозной системы, рулевого управления, световых приборов, стеклоочистителей, колес, двигателя, зеркал и прочих элементов конструкции.

Пункты техосмотра — частные, а не государственные предприятия, но цены на техосмотр будут регулировать местные власти, устанавливая верхний порог.

Готовы ли станции?

В 2011 году в России проводилась большая реформа системы техосмотра — его выводили из ведения ГАИ и передавали коммерческим организациям. Параллельно вводилась система электронного документооборота и оплаты.

Введение этой системы проходило довольно непросто, что привело к большим очередям. В результате в правительстве объявили амнистию по техосмотру на год для того, чтобы обкатать систему и отрегулировать ее.

Обкатка и регулировка новой системы происходит и сейчас. По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков Сергея Ефремова, к пунктам техосмотра разработаны новые требования, каждый пункт должен быть авторизован: «Каждый пункт технического осмотра должен подтвердить свою пропускную способность. Если у него одна линия, он работает восемь часов и один эксперт, это будет приблизительно 16 транспортных средств в течение восьми часов в течение восьмичасового рабочего дня. Если там несколько экспертов, несколько линий, тогда это количество прохождений будет увеличиваться».

Николай Матвеев, зампредседателя всероссийского общества автомобилистов, в составе которого есть станции технического контроля автомобилей, сказал Би-би-си, что все они технически готовы к нововведениям.

Автор фото, Valery Sharifulin/TASS

Одна из причин аварий — старые сезонные покрышки, которые могут оказаться на машине уже после ТО

По его словам, эти станции до сих пор испытывали нехватку посетителей, потому что люди предпочитали покупать диагностические карты в интернете: «Они ожидают, что к ним придет клиент, который проходил мимо станций техобслуживания, вот и всё». Он выразил уверенность, что с 1 марта можно будет свободно записаться на техосмотр и пройти его.

Сергей Ефремов эту уверенность не разделяет. Он рассказал, что Российский союз страховщиков проводил анкетирование среди операторов станций техосмотра. Их попросили ответить, насколько они готовы проводить технический осмотр в соответствии с новыми требованиями.

«К сожалению, 50% операторов нам не ответили на наши анкеты и не предоставили информацию о том, насколько они готовы с 1 марта работать в новых условиях. Если у нас на сегодня где-то порядка 5076 пунктов технического осмотра, то ответы мы получили всего лишь от 2,5 тысяч, которые подтвердили свою готовность, и то на 85%», — сказал он.

При этом, как рассказал Ефремов, у операторов мало стимулов заниматься этим бизнесом, поскольку цены на ТО слишком низки: «В ряде регионов стоимость технического осмотра составляет менее 300 рублей. И вряд ли можно за такие деньги содержать пункт, покупать оборудование, платить зарплату экспертам и прочее».

По данным Госавтоинспекции, которые опубликовала газета «Коммерсант» 11 февраля, в России нехватка пунктов ТО была в Москве, Подмосковье, Бурятии, Башкирии, Крыму, Мордовии, Приморском и Камчатском краях, Ингушетии, Иркутской, Калужской, Новосибирской, Сахалинской, Иркутской, Ростовской областях.

При этом в Ингушетии их было всего четверть от нормы, в Забайкальском крае — 31%, в Кабардино-Балкарии — 38%, в Москве — 50%.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков рассказал Би-би-си, что и существующие пункты, скорее всего, технически не готовы. По его словам, год назад в России не хватало примерно тысячи пунктов, причем среди существующих «были и те, у кого пропускная способность — 20 машин в день, а они рисовали 50, пропускная — 50, а они рисовали 100».

Нужен ли вообще ТО?

В начале февраля РСА предложил «отвязать» получение ОСАГО от прохождения ТО, потому что опасается «возможной дестабилизации своего сегмента». Там считают, что станций попросту не будет хватать.

Политик Сергей Миронов призвал отложить реформу на год и пообещал подготовить законопроект об отмене обязательного ТО для легкового транспорта, кроме служебного и такси. Правда, по его словам, его фракция уже готовила такой документ два года назад, но его заблокировала «Единая Россия».

О том, что техосмотр не нужен, Би-би-си рассказал и Максим Кадаков. Он считает, что даже схему с фотофиксацией въезда и выезда со станции люди научатся обходить: «Мы всегда находим какие-то лазейки».

По его словам, техосмотр автомобиля с занесением каких-то данных в диагностическую карту никак не сделает автомобили более безопасным транспортным средством и не снизит число ДТП.

Автор фото, Yegor Aleyev/TASS

Техосмотр водители обязаны проходить и сейчас, но с другой периодичностью

По статистике ГИБДД, которую в июле опубликовала «Газета.Ру», среди основных причин смертности на дорогах за первые три месяца 2020 года техническое состоянии автомобилей вообще не упоминается.

В 2018 году главной причиной аварий на дорогах стало нарушение правил дорожного движения (90%), на втором месте — плохое состояние дорог (37% — причин может быть несколько), и только на третьем — техническое состояние машин (3,8%).

«Если мы возьмем эти несчастные четыре процента и посмотрим, из чего они состоят, то окажется, то четверть от этого, от маленького кусочка целая четверть, это неправильное использование шин. Лысая, разношинница, шипы-не шипы, летние шины зимой и так далее. То есть вы летом заехали на техосмотр на хороших шинах — вы их вчера купили. А зимой продолжаете ездить на них же, или поставили хреновенькие шины», — сказал Максим Кадаков.

Среди других неисправностей, которые приводили к ДТП, по его словам, это неисправные световые приборы, которые также на момент прохождения ТО могли быть в порядке, а потом перегоревшая лампочка, которую не заменили, могла привести к аварии.

Отказ тормозов — тоже одна из технических причин ДТП. Кадаков говорит, что и тут при прохождении ТО тормоза могут работать нормально, а потом автовладелец может не заметить порванный шланг и упавший уровень тормозной жидкости и попасть в аварию.

Зампредседателя всероссийского общества автомобилистов Николай Матвеев, занимавший в советское время должность начальника отдела безопасности дорожного движения в министерстве автомобильного транспорта, также говорит, что техническое состояние автомобиля трудно назвать частой причиной аварий.

«Чтобы техническое состояние автомобиля напрямую явилось причиной [ДТП], на 100%, это случай очень редкий», — сказал он, добавив, что тем не менее это часто является сопутствующей причиной аварии вместе с человеческим фактором, состоянием дорожного покрытия и так далее.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что в России немало людей пользуются автомобилями из-за отсутствия общественного транспорта. «Люди ездят на «вёдрах с болтами» в 99% случаев не потому что им нравится «ведро с болтами», им нравится «ведро с болтами» и они получают наслаждение от того, что каждая кочка отзывается в их позвоночнике, нет, люди ездят, потому что они бедные и даже нищие», — сказал он.

При этом число аварийно опасных машин на дорогах, по словам активиста, не так уж и велико: «Почти все люди нормальные, и ездят на нормальных [с технической точки зрения] машинах».

Петр Шкуматов также считает, что необходимо отказаться от техосмотра, потому что он не гарантирует того, что после него машина будет полностью технически исправна.

Поправки переносятся: изменения в процессе техосмотра машин отложили до осени

Новые правила проведения ТО должны вступить в силу через несколько дней, 1 марта 2021 года. Теперь этот срок, по сути, перенесли на начало октября.

Власти РФ ещё несколько лет назад выяснили, что примерно 80% от общего количества автовладельцев не отправляют свои машины на обязательную проверку их технического состояния. Вместо этого они покупают так называемые «серые» – фальшивые – диагностические карты. Из-за этого была разработана масштабная реформа техосмотра: часть её нововведений должна вступить в силу в ближайший понедельник, 1 марта.

На самом же деле новые правила проведения техосмотра, по сути, начнут действовать 1 октября 2021 года. О том, что отсрочка необходима, накануне заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. По его словам, «разного рода накладки», а также неизбежные очереди недопустимы в нынешних условиях распространения коронавируса. Как сообщает «Коммерсант», он считает, что к новому сроку вступления изменений в силу система уже будет работать «без сбоев», а значит, не будет и угроз для здоровья людей (в связи с эпидемиологической обстановкой).

Об угрозе появления очередей ранее заявляли в Российском союзе автостраховщиков (РСА) – под контролем этой организации сейчас находится техосмотр машин. Так, в РСА отметили, что сейчас в стране недостаточно операторов ТО, которые в дальнейшем получат разрешение вести деятельность согласно новым требованиям: часть из нынешних игроков рынка напрямую заявили о том, что уйдут из бизнеса. Недавно об этом же сказал и глава ГИБДД Михаил Черников. По его словам, только в 69 регионах РФ есть пункты техосмотра в необходимом количестве, при этом не все они, вероятно, смогут продолжить свою деятельность после вступления новых норм в силу. Кстати, проблемы есть не только в российской «глубинке», но и в Москве.

Сейчас у операторов ТО нет системы электронных очередей: по этой причине перед пунктами осмотра машин могут начать выстраиваться длинные «живые» очереди. Согласно нормативам, за восьмичасовой рабочий день одна диагностическая линия может пропустить не более шестнадцати легковых автомобилей. Предполагалось, что в перспективе это может вызвать массовый отказ от техосмотра и от ОСАГО (диагностические карты нужны, чтобы оформить страховой полис).

Перенести дату официального вступления изменений в силу невозможно: этот срок закреплён в различных уже утверждённых постановлениях, а «поправленный» закон о ТО уже подписан президентом РФ. Поэтому правительство решило отложить срок вступления нововведений в силу по-другому: по данным издания, действие тех диагностических карт, срок которых заканчивается после 1 марта, будет продлён до 30 сентября 2021-го. Это значит, что указанным автовладельцам в ближайшие семь месяцев не надо будет отправлять свою машину на осмотр.

Действие диагностических карт продлят по аналогии с водительскими правами в прошлом году. Сообщается, что это решение будет оформлено в виде поправок к постановлению правительства №440 от 3 апреля 2020 года «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах». Также этот документ даст отсрочку и тем автовладельцам, которым в указанный период необходимо впервые отправить машину на ТО.

Вероятно, власти ожидают, что за время очередной отсрочки операторы ТО подготовятся к вступлению в силу изменений и получат необходимые разрешения (чтобы дефицита пунктов техосмотра в стране не было). Кроме того, за этот период, возможно, будет создана система электронных очередей. Однако, нынешние операторы ТО от решения по продлению действия диагностических карт отнюдь не в восторге: не ясно, как этот сектор бизнеса будет выживать, если в течение ближайших семи месяцев действующие игроки останутся без клиентов.

Читать еще:  Технические характеристики нового ГАЗон в стиле NEXT

Техосмотр с 1 марта: новый закон о техосмотре перенесен на 1 октября 2021. Новые правила и изменения

Краткое содержание:

Премьер-министр России Михаил Мишустин перенёс вступление в силу нового порядка технического осмотра автомобилей с 1 марта на 1 октября из-за ситуации с коронавирусом.

С 1 октября 2021 года вступают в силу новые Правила проведения технического осмотра транспортных средств. Как и ранее, полис ОСАГО можно будет получить только при наличии диагностической карты. Но оформлять ее теперь будут по-новому, с фотографированием автомобиля до и после диагностики.

Все данные о диагностической карте будут сразу вносится в информационную систему ЕАИСТО. Сотрудникам ГИБДД предоставили дополнительные полномочия по проверке пунктов технического осмотра, аннулированию диагностических карт.

Перенос новых правил техосмотра с 1 марта на 1 октября 2021 года

Российский кабмин принял решение отложить введение в действие новых правил техосмотра автомобилей. Заявление соответствующего содержания сделал глава правительства РФ Михаил Мишустин. Его слова приводит ТАСС.

Напомним, что обязательная фотофиксация технического осмотра машин должна была вступить в силу с 1 марта, однако власти отложили нововведение до октября.

«В сложившейся ситуации необходимо отложить срок введения нового порядка техосмотра», – отметил премьер-министр. Он объяснил, что на начальном этапе возможны накладки, образование очередей, из-за чего на фоне пандемии могут возникнуть риски для здоровья людей.

Как ГИБДД будет проверять техосмотр с 1 октября 2021 года

Порядок технического осмотра, действующий до конца сентября 2021 года, не позволяет сотрудникам ГИБДД проводить тщательные проверки документов по итогам диагностики авто. По сути, они обязаны убедиться в наличии диагностической карты, но не могут проверить правильность диагностики. Более того, у инспектора нет возможности оценить, проводилась ли реальная диагностика или водитель просто купил карту без осмотра.

С 1 октября 2021 года ситуация изменится.

Взаимодействие водителей, пунктов техосмотра и ГИБДД будет заключаться в следующем:

  • для прохождения техосмотра нужно обратиться на пункты и СТО, имеющие аккредитацию;
  • техосмотр проводится путем по всем обязательным пунктам карты, а специалисты обязаны сделать фотографии машины до и после диагностики;
  • фотографии будут делаться с указанием времени съемки и координат места, где проводилась диагностика;
  • диагностическая карта оформляется в электронном виде, загружается вместе с фотографиями в базу ЕАИСТО;
  • водитель может получить карту в письменном виде, но для оформления ОСАГО это не обязательно;
  • чтобы диагностическая карта вступила в силу, ее должен заверить по ЭЦП сотрудник ГИБДД (для этого будет проверяться фотографии с координатами и местом съемки);
  • на основании данных ЕАИСТО и заверенной диагностической карты можно получить страховой полис ОСАГО.

Также инспекторы ГИБДД смогут аннулировать диагностические карты в период их действия. Таким основанием может быть прекращение аккредитации у пункта техосмотра, выявление фактов, что машина в реальности не проходила диагностику. Также инспекторы ГИБДД вправе проводить контрольные закупки на пунктах техосмотра, чтобы выявить нарушения и отозвать аккредитацию.

Аннулирование диагностической карты не влечет отмены полиса ОСАГО. Однако при управлении автомобилем без пройденного техосмотра с водителя взыщут штраф 2 тыс. руб. При этом автомобиль могут изъять на штрафстоянку.

Дополнительные полномочия по контролю введены для техосмотров автобусов. При диагностике автобуса будет лично присутствовать инспектор ГИБДД, следить за правильностью проверок и осмотров. Сразу после диагностики он заверит карту своей ЭЦП.

«Надо сделать по-человечески». Реформу техосмотра перенесли на 1 октября

Запланированный на 1 марта переход на новую систему техосмотра перенесли на 1 октября 2021 года. Об этом на заседании правительства сообщил его председатель Михаил Мишустин.

Ожидалось, что уже этой весной карты техосмотра будут оформлять исключительно в электронном виде, а заезд и выезд автомобиля с сервиса начнут фотографировать. Результаты и данные диагностической карты должны были начать хранить в базе ЕАИС ТО, которая принадлежит МВД. Появился и регламент длительности процедуры: легковой автомобиль нужно осматривать 30 минут (время умножается на повышающий или понижающий коэффициент в зависимости от года выпуска машины). Подписывать документы обязали ответственных экспертов личной электронной подписью. Такой закон подписал президент России Владимир Путин еще в июне 2019 года. Теперь на запуск изменений пункты техосмотра получили еще несколько месяцев.

Неожиданный перенос реформы техосмотра, с которой уже смирились и автомобилисты, и участники отрасли, в первую очередь объяснили риском заражения коронавирусом. Также Мишустин не исключил возможных накладок в виде очередей на станции техобслуживания — теперь появится время на доработку системы и запуск ее без сбоев.

«Как и в любом деле, на начальном этапе неизбежны разного рода накладки. Например, неравномерное распределение нагрузки, очереди. В условиях, когда ситуация с коронавирусом хоть и улучшается, но пока далека от идеальной, это несет определенные риски, в том числе и для здоровья людей», — сказал Мишустин.

По его словам, нужно сделать все, чтобы с 1 октября система заработала без сбоев и еще раз посмотреть на процедуры и их техническую реализацию. «Никаких неудобств для граждан быть не должно. В нашей стране миллионы автолюбителей. Сделать все надо по-человечески», — заключил премьер-министр.

При этом антиковидной мерой перенос реформы назвать трудно — чтобы получить диагностическую карту законным способом, в любом случае нужно приезжать на пункт техосмотра. Без нее оформить полис ОСАГО по-прежнему невозможно.

Примечательно, что перенос изменений стал неожиданностью для самих авторов реформы техосмотра. Так, всего несколько дней назад в Минтрансе Autonews.ru заявляли, что все запланированные с 1 марта 2021 года нововведения вступят в силу, информацию об этом подтверждали в МВД и Российском союзе автостраховщиков. Сами участники отрасли предупреждали, что на пункты ТО могут выстроиться очереди, потому что их количество не способно «переварить» нынешний объем автопарка в России.

Так, по данным «Автостата», в 2020 году в России было зарегистрировано 52,9 млн единиц автомобильной техники. Из них — 44,5 млн — легковые автомобили. В РСА в свою очередь насчитали около 5 тыс. пунктов техосмотра, лишь половина из которых подтвердила, что готова к изменениям.

Изменение системы техосмотра в первую очередь нужно для искоренения практики «удаленного» прохождения процедуры без фактического заезда на сервис. Водители предпочитают заплатить в среднем 1,5-3 тыс. рублей за диагностическую карту, часто в соседних регионах, но не приезжать на осмотр автомобиля. Часть водителей объясняет это нежеланием тратить время, поскольку регулярно обслуживает машины у дилеров. Но есть и те, которые понимают, что у автомобиля есть проблемы, которые на сервисе обнаружат и карту не выдадут. Поэтому и пользуются обходными путями. Хотя официальная услуга стоит дешевле — в среднем 800-1500 рублей в зависимости от региона, где самостоятельно устанавливают тарифы.

Цифровизация процесса позволит ГИБДД отслеживать тех, кто не прошел техосмотр. Сейчас штрафы за отсутствие техосмотра на владельцев легковых автомобилей не распространяются. С запуском системы за такое нарушение будут штрафовать на 2000 рублей, а с 1 марта 2022 года отсутствие диагностических карт начнут фиксировать дорожные камеры.

Также усиливаются санкции и для тех, кто проводит техосмотр. За выдачу диагностической карты на неисправную машину и за внесение данных в систему техосмотра эксперту придется заплатить от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Сама компания при этом может быть оштрафована на сумму до 300 тысяч. При повторном нарушении будет применяться уже дисквалификация специалиста или штраф до 500 тыс. руб. для фирмы.

«Серые» карты в ГИБДД пообещали аннулировать. Но, скорее всего, речь тут идет о попытках получить документ в обход системы уже после 1 октября. При этом оштрафовать водителя за поездку на неисправном автомобиле даже при наличии диагностической карты инспекторы ГИБДД имеют право.

Как объяснили в Российском союзе автостраховщиков, карту аннулируют, если выяснится, что техосмотр поводился с нарушениями, например, не были проверены все необходимые узлы автомобиля. О вскрывшемся факте ГИБДД сразу же информирует страховую компанию, с которой водитель заключил полис ОСАГО — без подтверждения о прохождении ТО страховщики имеют полное право аннулировать договор и в случае, если водитель станет виновником ДТП, ущерб ему придется покрывать самостоятельно.

Вместе с ужесточениями появились и некоторые бонусы для водителей. Так, новые правила техосмотра требуют пройти первый осмотр через четыре года после покупки нового автомобиля, а не через три, как это было раньше. Машины возрастом от четырех до десяти лет проходят осмотр раз в два года, более старые — ежегодно. То же касается мотоциклов, прицепов, полуприцепов и грузовиков массой до 3,5 тонны.

На станции техосмотра в Москве «ПТО 878 БАМ», где побывала корреспондент Autonews.ru, рассказали, что уже оформили необходимые электронные подписи для своих сотрудников — ими они должны будут заверять диагностические карты. Стоимость такой услуги — порядка 20 тыс. рублей. Фотофиксацию заездов автомобилей там будут делать с помощью обычного мобильного телефона, на который установлено приложение для автосервисов, позволяющее привязывать к снимку координаты. При этом директор пункта техосмотра Олег Рогачев уточнил, что новая система куда нужно заносить данные в электронном виде для отправки в ЕАИС ТО пока не работает даже в тестовом режиме и нет никакой возможности ознакомиться с ней заранее. Он не исключил, что в первые дни при переходе на новую систему оформление карты занимало бы больше времени.

В свою очередь генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко уверен, что перенос сроков запуска новой системы не решит главной проблемы — нехватки пунктов техосмотра. По его словам, стоимость такой услуги невелика и оказывать ее невыгодно, как и открывать для этого новые пункты техосмотра. Действующим же станциям удобнее заниматься ремонтом и оказанием сопутствующих услуг.

Как пройти техосмотр в 2021 году

1 марта 2021 года вступили в силу новые правила проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения коснутся как обычных водителей, так и операторов технического осмотра автомобилей. А еще дополнительные права получат сотрудники ГИБДД: они смогут аннулировать диагностические карты. Изменится и административная ответственность для операторов техосмотра, которые оформляют диагностические карты не глядя на автомобиль.

Не все операторы техосмотра оказались готовы работать по новым правилам, поэтому правительство собиралось отложить их введение. Но в итоге сделали по-другому : если диагностическая карта заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября, ее действие продлевается на полгода, но не меньше чем до 1 октября 2021 года. А сами правила начали действовать, как и задумывалось изначально, с 1 марта 2021 года.

Вроде бы всё учли: диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, действуют и дальше, делать ничего не нужно. Но есть нюанс: автомобили 2017 года выпуска еще не получали диагностическую карту, но им она уже нужна для оформления ОСАГО. Поэтому юридически владельцам таких автомобилей нужно проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: ведь эти правила действуют, а под постановление с продлением диагностической карты на полгода такие автомобили не попали.

Что делать тем, у кого диагностическая карта кончилась до 1 февраля, тоже непонятно. По закону они должны проходить техосмотр по новым правилам.

Мы позвонили в несколько СТО — там говорят, что в этом случае проходить техосмотр пока можно по старым правилам. Но юридического подтверждения этому нет: правила вступили в силу, а отсрочка положена тем, у кого уже есть диагностическая карта.

При этом в РСА заверили, что все станции техосмотра из перечня, который опубликован у них на сайте, соответствуют новым требованиям. Если обратиться на такую станцию, теоретически можно уже получить диагностическую карту по новым правилам.

Поэтому расскажу, как все это будет работать — а может, для кого-то уже работает. Если у кого-то получилось пройти техосмотр по новым правилам — расскажите в комментариях.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Как было раньше

Прохождение техосмотра — обязательное условие для покупки полиса ОСАГО на автомобиль старше 4 лет. Нет действующей диагностической карты — значит, страховые компании имеют право отказать в продаже полиса. Первые четыре года проходить техосмотр и получать диагностическую карту необязательно.

Для автомобилей старше 4 лет техосмотр проводится раз в два года. Есть категории транспорта, которым он нужен чаще. Например, раз в год техосмотр должны проходить легковые такси, автобусы, грузовики, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.

Но в последние годы прохождение техосмотра в большинстве случаев превратилось в формальность: пунктов осмотра, на которые реально можно было загнать машину, чтобы оценить ее техническое состояние, было немного. Гораздо чаще диагностическую карту оформляли вместе с полисом ОСАГО — при этом агент даже не выходил из офиса для осмотра автомобиля.

А наиболее продвинутые операторы техосмотра и их представители организовывали продажу диагностических карт через интернет. При этом покупатель получал номер ДК на электронную почту сразу после оплаты с карты — и мог отправляться в страховую за полисом.

С одной стороны, водителям такая схема была удобна: никуда не нужно ехать, затраты на прохождение техосмотра минимальные, все оформляется за пять минут. Но с другой — неисправная машина опасна для окружающих. А если она попадет в ДТП, например из-за неисправного рулевого управления или отвалившегося колеса, возмещать ущерб придется страховой компании. Добросовестные водители и пешеходы тоже рискуют. Даже если страховая компания компенсирует ущерб, ремонт машины и лечение — не самое приятное занятие.

Что изменилось с 1 марта

Основное нововведение: водителю все-таки придется приехать на машине в пункт техосмотра. Чтобы оператор ТО не злоупотреблял полномочиями и не оформлял диагностические карты тем, кто даже со стоянки не выехал, проводится фотофиксация начала и завершения процедуры. Кроме хорошо читаемого изображения госномера файлы фотографий должны содержать информацию о времени съемки и геопозицию. Срок их хранения — не менее пяти лет. Получается, пройти техосмотр заочно и дистанционно теперь не получится.

Обращаться за проведением техосмотра водитель может в любой пункт ТО: регион регистрации автомобиля и регистрация водителя по месту жительства никакой роли не играют. Кроме самого автомобиля понадобится гражданский паспорт и один из документов на автомобиль: ПТС, СТС или другой документ, идентифицирующий транспортное средство, например технический паспорт, выданный во времена СССР.

Еще до начала техосмотра оператор обязан сверить вин-номер автомобиля и номера кузова, рамы, кабины, если они есть, с теми, что указаны в документах. Если номера не совпадут или их вообще не окажется, хотя должны быть, — оператор обязан внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра информацию об отказе в проведении ТО с указанием того, какие именно номера не совпали. Эта информация станет доступна и страховым компаниям, и сотрудникам ГИБДД. Результатом может стать прекращение регистрации автомобиля. А если выяснится, что кузов, рама или кабина краденые, владелец машины рискует стать фигурантом уголовного дела.

Если все номера совпали, водитель может оплатить услугу, а машину допускают к техосмотру. Сам факт оплаты еще не означает, что оператор должен закрыть глаза на все недостатки. Если выявят неисправности, препятствующие эксплуатации, о них сделают отметки в диагностической карте, но деньги при этом не вернут.

Если владелец откажется платить, в техосмотре ему откажут, но информацию об этом в любом случае обязаны внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.

Если выявили неисправности и отправили их устранять, повторный осмотр тоже будет платным. Если водитель успеет устранить все за 20 календарных дней и приедет к тому же оператору ТО, смотреть будут только на неисправности, указанные в предыдущей диагностической карте. В этом случае водитель может надеяться на скидку. Но если захочет обратиться к другому оператору или на другой пункт ТО — осмотр будут проводить в полном объеме.

А вот бумажные диагностические карты постепенно уходят в прошлое. Бумажный вариант карты, заверенный подписью и печатью, водитель получит только по своему запросу. Но вот показывать такую бумагу, скорее всего, будет некому: страховые компании и ГИБДД уже давно подключены к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Диагностическая карта находится в ней в электронном виде, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью оператора. Если информации о действующей диагностической карте в этой системе нет, на покупку полиса ОСАГО можно не надеяться.

Читать еще:  Renault Arkana получил высший бал в краш-тесте ARCAP

Полный перечень изменений в правилах техосмотра

Как былоКак стало
Нужно было предъявить оператору общегражданский паспорт, ПТС или СТСКроме ПТС или СТС можно предъявить любой другой документ, идентифицирующий транспортное средство
При отказе владельца машины от оплаты техосмотра оператор никуда не вносил данныеПри отказе от оплаты данные об автомобиле и его владельце все равно вносятся в информационную систему
Конкретное место, где производится ТО, в законе не указывалось. Эта лазейка позволяла законно работать пунктам техосмотра без диагностической линииТО проводится только в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, сведения о них внесены в реестр операторов технического осмотра
Упоминания о передвижных диагностических линиях в законе не былоДля тех населенных пунктов, где нет пунктов ТО, могут организовываться передвижные диагностические линии. Порядок их использования устанавливает правительство РФ
На повторный техосмотр отводилось 20 дней, потом проверяли только показатели, которые не соответствовали обязательным требованиям безопасностиСрок в 20 дней сохранился. Но если приехать на повторный техосмотр к другому оператору, проводить его придется в полном объеме
Диагностическая карта могла быть заверена подписью технического эксперта, проводившего проверку состояния автомобиляДиагностическая карта подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование
Диагностическая карта составлялась в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из письменных экземпляров выдавался владельцу транспортного средства, другой хранился у оператора технического осмотраБумажный экземпляр с рукописными подписями не нужен. Диагностическая карта оформляется только в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра
Бумажный экземпляр хранился у оператора ТО не менее трех лет, электронный направлялся в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранился в ней не менее пяти летБумажный экземпляр хранить необязательно, его вообще может не быть. Электронная диагностическая карта хранится в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра не менее пяти лет
Один из письменных экземпляров выдавался владельцу автомобиля в обязательном порядкеБумажная версия выдается только по желанию владельца
Диагностическая карта была документом строгой отчетностиКарта теперь существует в формате электронного образа. Сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, имеют приоритет перед бумажной версией
Порядок аннулирования диагностической карты прописан не былЗаконом устанавливается порядок аннулирования диагностической карты

За что могут аннулировать карту

Еще одно нововведение: диагностическую карту теперь можно аннулировать. Сделать это могут сотрудники ГИБДД. Это нововведение вызвало довольно бурное обсуждение — я встречал даже мнение, что это приведет к произволу на дорогах: якобы инспекторы ГИБДД получат право за перегоревшую лампочку в фаре прямо на дороге аннулировать диагностическую карту и тут же направлять машину на повторный техосмотр.

Но бояться такого не стоит. За перегоревшую лампочку или лысую резину могут только оштрафовать. А аннулировать диагностическую карту сотрудники ГИБДД могут в следующих случаях:

  1. Если техосмотр автомобиля не проводили вообще, а диагностическую карту выдали.
  2. Если при ТО выявили несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности, но при этом у автомобиля есть действующая диагностическая карта — например выданная ранее.

В любом случае решения рядового сотрудника ГИБДД в такой ситуации будет недостаточно. Потребуется еще и решение его руководителя.

Оператора техосмотра, выдавшего диагностическую карту с нарушениями, могут привлечь к административной ответственности по статье 14.4.1 КоАП РФ. В нее с 1 марта 2021 года тоже внесли изменения. За оформление диагностической карты на автомобиль без проведения техосмотра или если на самом деле у автомобиля были неисправности, препятствующие эксплуатации, на работников ТО может быть наложен штраф в 5—10 тысяч рублей, на должностных лиц — 30—50 тысяч рублей, на юридических лиц — 200—300 тысяч рублей. Такие же санкции предусмотрены, если фактически техосмотра не было, а в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра передали сведения о том, что он был проведен. За повторное нарушение могут отобрать аккредитацию и выписать штраф до 500 000 Р .

Водителей, получивших диагностическую карту без заезда на пункт техосмотра, тоже ничего хорошего не ждет: ГИБДД обязана в трехдневный срок проинформировать владельца машины об аннулировании диагностической карты. Заодно в известность поставят страховую компанию, оформившую полис ОСАГО, а также Российский союз автостраховщиков.

Договор ОСАГО при этом не расторгается, но водителю лучше пройти техосмотр по правилам. Если этого не сделать, владелец машины рискует потерять деньги. Если он попадет в ДТП по собственной вине, страховая компания возместит ущерб потерпевшим, но потом в регрессном порядке может потребовать возмещения ущерба от владельца машины.

Что осталось по-старому

Новые правила почти не коснулись технической части диагностики. Как и раньше, проверят, как работают тормоза, исправно ли рулевое управление и световые приборы, стеклоомыватели и стеклоочистители. Оценят степень износа шин и состояние колесных дисков. Передние стекла все так же не должны быть закрыты темной тонировочной пленкой, звуковой сигнал должен работать, а ремни безопасности не должны иметь разрывов.

Автомобиль должен соответствовать требованиям безопасности, которые действовали на момент его выпуска. На практике это означает, что нельзя требовать установить на раритетную «полуторку» ремни безопасности, которые сам производитель на нее никогда не устанавливал.

Полный перечень того, что будут проверять, приведен в приложении 1 к правилам технического осмотра. Вот обязательные требования, которые нужно выполнить:

Этот перечень — исчерпывающий. Придумать какие-либо свои условия, не предусмотренные в этом перечне, ни оператор техосмотра, ни сотрудники ГИБДД не могут.

Что с этим делать

Специально делать с этим ничего не нужно. Ранее полученные диагностические карты продолжают действовать — даже если автомобиль на пункт ТО фактически не заезжал. Массовая их отмена не планируется.

А вот от покупки диагностической карты в интернете или без фактического техосмотра лучше отказаться: в случае ДТП, возможно, придется раскошелиться.

Для большинства водителей правила начнут действовать после 1 октября 2021 года. Осталось лишь непонятное обстоятельство с теми водителями, кому уже сейчас пора получать первую диагностическую карту. Судя по реакции СТО, к техосмотру по новым правилам они пока не готовы.

Осенний марафон: реформа техосмотра отложена до октября

Намеченную на 1 марта реформу техосмотра решено отложить. Премьер-министр Михаил Мишустин распорядился перенести введение нового порядка на 1 октября. Автомобилисты радуются отсрочке, а операторы ТО, вложившиеся в модернизацию пунктов, думают, как прожить эти месяцы. Между тем пройти техосмотр будет сложнее уже сейчас. Почему — разбирались «Известия».

Вирус и неравномерная нагрузка

Старт реформы техосмотра уже переносили из-за пандемии, ситуация с коронавирусом стала причиной отсрочки и в этот раз.

«Это временный режим, связанный с ограничениями из-за ковида. Он позволит автовладельцам после окончательного снятия этих ограничений, которое ожидается к октябрю, проходить техосмотр в нормальном режиме без риска остаться без полиса ОСАГО», — отреагировал на новость президент РСА Игорь Юргенс. Глава кабмина Михаил Мишустин, выступая на заседании правительства 25 февраля, отметил, что на первом этапе реформы ТО возможно «неравномерное распределение нагрузки очереди». Премьер-министр поручил до октября еще раз обратить внимание на процедуры и их техническую реализацию, чтобы система работала без сбоев и владельцы автомобилей не столкнулись с какими-либо неудобствами.

Михаил Мишустин во время заседания правительства РФ

Напомним, что по новым правилам процедура ТО должна сопровождаться фотосъемкой до и после диагностики. Фотоматериалы попадают в единую автоматизированную информационную систему техосмотра ЕАИС ТО. Туда же заносятся и координаты места съемки, проводить которую разрешено не далее 15 м от пункта ТО.

Нехватка по пунктам

Две недели назад на совещании с операторами техосмотра глава Госавтоинспекции МВД России Михаил Черников заметил, что лишь 69 регионов России обеспечены пунктами техосмотра в необходимом количестве; кроме того, нигде нет системы электронных очередей.

«Мы понимаем, что будет большой ажиотаж. Тем более где регистрационные действия проходят два раза в год. Мы увеличили сроки прохождения техосмотра, но таким образом удалось добиться снижения количества приезжающего на ТО транспорта всего на 11%», — сообщил Михаил Черников (запись есть в распоряжении «Известий»).

По словам исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, пропускная способность пунктов ТО уменьшилась. При этом, согласно нормативам, одна диагностическая линия должна пропускать за 8-часовой рабочий день лишь 16 легковых автомобилей.

Не готовы работать по новым правилам

Ранее РСА провел анкетирование операторов ТО, которых в реестре насчитывается более 5 тыс. Вопросы касались их готовности работать по новым правилам и в соответствии с новыми требованиями. Подтверждение такой готовности дала лишь половина операторов.

«В некоторых анкетах операторы указывали, что они планируют прекратить свою деятельность или сократить область аккредитации в связи с тем, что не готовы к выполнению определенных требований», — рассказали «Известиям» в пресс-службе РСА.

Стоимость переоснащения каждого пункта в РСА оценивают в несколько миллионов рублей. Операторы для съемки могут использовать только одобренное Росстандартом оборудование. Кроме того, сложности вызвал пункт об обязательном наличии туалета и канализации.

По состоянию на утро 26 февраля к ЕАИС ТО подключились около 1 тыс. операторов из 5 тыс. Именно подключение к системе говорит о реальной готовности пункта проводить техосмотр, считают в РСА. Между тем председатель Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов заявил, что к реформе готовы 80% операторов. Просто у некоторых пунктов возникли сложности с подачей документов.

«Оператор нанял еще одного сотрудника-эксперта, тем самым увеличил пропускную способность — подает сведения в РСА. Они мало того что обрабатывают по 10 дней, так и отказывают в пересчете пропускной способности из-за того, что документы поданы одним пакетом, и эксперт еще не добавлен. И после этого РСА отчитался о том, что не хватает ПТО и пропускной способности для покрытия потребностей», — пояснил Бурдюгов.

«Операторы просто разорятся»

Несмотря на отсрочку реформы, проходить техосмотр всё равно станет сложнее. Перенос сроков может иметь негативные последствия для отрасли, ведь большинство операторов взяли кредиты, закупили оборудование и наняли персонал.

«Если отложить реформу и ввести мораторий до октября, операторы просто разорятся, не справившись со своими обязательствами по кредитам, зарплате и арендным платежам. Это почти 5 тыс. юридических лиц и около 10 тыс. работников. Просто некому будет проводить ТО в октябре, так как сумеют продержаться от силы 5–10 % операторов», — заявил Максим Бурдюгов.

Его мнение разделяет и управляющий директор подмосковной сети пунктов техосмотра Денис Фомин.

«Это, конечно, полностью убьет действующие пункты, бизнес за семь месяцев потеряет весь смысл, придется уволить нанятых обученных людей», — говорит он.

В Минтрансе пообещали упростить требования к пунктам техосмотра. Например, если на пункте нет возможности использовать подъемник или канаву, то разрешат применять эстакаду. Новый приказ, предположительно, вступит в силу с 1 сентября, за месяц до основной реформы ТО.

«Для операторов написали избыточные нормы, которые теперь немного ослабили. Притом что цены остались прежние — в итоге операторам проще закрыться, чем при снизившемся потоке транспортных на ТО платить прежние аренду, зарплату и т.д.», — рассказал независимый участник Рабочей группы по разработке ГОСТов на комплексы автофиксации Григорий Шухман.

За техосмотром проследят внепланово

Кроме того, многие операторы откажутся продавать диагностические карты без прохождения техосмотра — следить за их деятельностью теперь станут строже.

Согласно изменениям, внесенным в Положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, ведомству вменяется обязанность по проведению государственного контроля и надзора за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств.

Иными словами, операторам ТО стоит опасаться внеплановых проверок и контрольных закупок в рамках мероприятий по осуществлению надзора за дорожным движением.

Карать за «липовые» карты будут по-взрослому. Если оператор ТО выдал ДК без проведения осмотра, ему грозит штраф в размере 300 тыс. рублей. При повторном нарушении сумма составит 500 тыс. рублей, в третий раз — 600 тыс. рублей. Затем — дисквалификация на три года. Разумеется, инспектору, выписывающему протокол, нужно будет в судебном порядке доказать вину оператора ТО.

Кроме того, в МВД ранее напомнили об уголовной ответственности для автовладельцев, которые намеренно купили фальшивую диагностическую карту.

Инфляция сделает техосмотр дороже

Цены на ТО могут также вырасти. В ФАС сообщили, что методика расчета тарифа готова, но находится на согласовании. Действующая не предполагает возможности учитывать инфляцию.

Например, в Москве техосмотр с 2011 года стоит 720 рублей, а с учетом инфляции он должен подорожать до 1,2 тыс. рублей. Если операторы ТО начнут работать по старым ценам, это оттолкнет новых участников.

«Мы прекрасно понимаем, что без нормальной экономики ни один предприниматель не будет работать в этом сегменте», — сказал на встрече с представителями сферы ТО Михаил Черников.

Накажут дистанционно

В дальнейшем диагностическая карта будет выдаваться в электронном виде. Если же выяснится, что на самом деле машина не проходила техосмотр, то карту аннулируют, а оператора, выдавшего ее, оштрафуют. В случае аварии, даже если у участника ДТП отсутствует диагностическая карта, страховая всё равно не вправе отказать в возмещении. Однако с марта 2022 года за езду без диагностической карты планируют штрафовать на 2 тыс. рублей и, возможно, в автоматическом режиме, с помощью камер. Этому штрафу водитель может подвергаться один раз в сутки.

В ГИБДД пообещали, что информацию о наличии действующей карты и сроках ее действия можно будет получить в открытом доступе на официальном интернет-сайте гибдд.рф.

В России новые правила техосмотра отложили до октября

Решением правительства введение нового порядка техосмотра перенесено на 1 октября 2021 года.

С 1 марта 2021 года должны были вступить в силу новые Правила проведения технического осмотра транспортных средств. Как и ранее, полис ОСАГО можно будет получить только при наличии диагностической карты. Но оформлять ее теперь будут по-новому, с фотографированием автомобиля до и после диагностики.

Все данные о диагностической карте будут сразу вносится в информационную систему ЕАИСТО. Сотрудникам ГИБДД предоставили дополнительные полномочия по проверке пунктов технического осмотра, аннулированию диагностических карт.

Как ГИБДД будет проверять техосмотр с 1 октября 2021 года

Порядок технического осмотра, действующий до конца февраля 2021 года, не позволяет сотрудникам ГИБДД проводить тщательные проверки документов по итогам диагностики авто. По сути, они обязаны убедиться в наличии диагностической карты, но не могут проверить правильность диагностики. Более того, у инспектора нет возможности оценить, проводилась ли реальная диагностика или водитель просто купил карту без осмотра.

С 1 октября 2021 года ситуация изменится. Взаимодействие водителей, пунктов техосмотра и ГИБДД будет заключаться в следующем:

  • для прохождения техосмотра нужно обратиться на пункты и СТО, имеющие аккредитацию;
  • техосмотр проводится путем по всем обязательным пунктам карты, а специалисты обязаны сделать фотографии машины до и после диагностики;
  • фотографии будут делаться с указанием времени съемки и координат места, где проводилась диагностика;
  • диагностическая карта оформляется в электронном виде, загружается вместе с фотографиями в базу ЕАИСТО;
  • водитель может получить карту в письменном виде, но для оформления ОСАГО это не обязательно;
  • чтобы диагностическая карта вступила в силу, ее должен заверить по ЭЦП сотрудник ГИБДД (для этого будет проверяться фотографии с координатами и местом съемки);
  • на основании данных ЕАИСТО и заверенной диагностической карты можно получить страховой полис ОСАГО.

Также инспекторы ГИБДД смогут аннулировать диагностические карты в период их действия. Таким основанием может быть прекращение аккредитации у пункта техосмотра, выявление фактов, что машина в реальности не проходила диагностику. Также инспекторы ГИБДД вправе проводить контрольные закупки на пунктах техосмотра, чтобы выявить нарушения и отозвать аккредитацию.

Аннулирование диагностической карты не влечет отмены полиса ОСАГО. Однако при управлении автомобилем без пройденного техосмотра с водителя взыщут штраф 2 тыс. руб. При этом автомобиль могут изъять на штрафстоянку.

Дополнительные полномочия по контролю введены для техосмотров автобусов. При диагностике автобуса будет лично присутствовать инспектор ГИБДД, следить за правильностью проверок и осмотров. Сразу после диагностики он заверит карту своей ЭЦП.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector