0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Москвич-2144 Истра»: история, обзор, фото, технические характеристики

Москвич-2144 Истра

В 1980-х годах мировая автомобильная индустрия уже вовсю готовилась к знаменательной дате — рубежу третьего тысячелетия, новой эпохе. Все стремились показать свое видение того, каким должен быть автомобиль будущего. Не стояли в стороне и советские производители. Разработкой смелых новинок занимались ВАЗ, ЗАЗ, ГАЗ и другие, в том числе АЗЛК, создавший в ту пору несомненно заслуживающий внимания концепт «Москвич-2144 Истра».

Актуальным на тот момент автомобилем Московского Автозавода имени Ленинского Комсомола был «Москвич-2141», в котором инноваций, достойных 21 века, совсем не было. Руководство АЗЛК осознавало значимость даты, наступающей лишь раз в тысячу лет, и поэтому в 1985 году управление конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) собрало особую «группу перспективных автомобилей». Этот коллектив состоял всего из четырех человек: дизайн экстерьера и интерьера прорисовывал Ивакин Сергей, связанные с кузовом работы осуществлял Душутин Михаил, Алексей Джигурда отвечал за коробку передач и двигатель, а Александр Куликов собирал шасси, и одновременно с этим был ведущим конструктором, координировал действия своей команды и улаживал вопросы с отечественными и зарубежными партнерами.

Основополагающей идеей при создании нового авто была не только высокая технологичность, но и «экологическая чистота». Для того, чтобы снизить расходы топлива и вредные выбросы в атмосферу, инженеры стремились минимизировать массу и оснастить машину каким-то необычным силовым агрегатом. Благодаря широкому использованию алюминия в деталях кузова «Истра» получилась на 37% легче «Москвича-2141», а в подкапотное пространство было решено «поселить» многотопливный дизель от немецкой компании Elsbett Konstruktion.

Данный 1,45-литровый мотор с тремя цилиндрами, называемый Elko, имел простую конструкцию и был способен выдавать около 90 л. с., что достаточно неплохо для такого объема и для того времени. Главной особенностью этого двигателя была технология «Дуотермик», позволявшая использовать в качестве топлива не только дизтопливо, но и нерафинированные растительные масла, керосин и бензин с низким октановым числом. Итоговой цифрой для «Истры» стал расход 3 литра на 100 км, который и в наши дни демонстрируют лишь немногие автомобили.

Роль коробки передач первоначально должен был взять на себя разрабатывавшийся А. Джигурдой бесступенчатый «вариатор», но такой тип трансмиссии был непопулярен в 1980-х годах, и Александр Куликов поручил своему коллеге построить более привычную «механику» с пятью ступенями. Для новинки предусматривался передний или полный привод на выбор.

Свои плоды принесло сотрудничество не только с зарубежными, но и с отечественными партнерами. Разные научно-исследовательские институты и оборонные научно-исследовательские объединения подготовили для «Истры» АБС, антипробуксовочную систему, кондиционер, подушки безопасности, пневмоподвеску и многое другое.

Как и любой другой концепт-кар, «Москвич-2144» не мог позволить себе выглядеть обычно. При первом же взгляде на авто трудно не заметить талант Ивакина Сергея — настолько футуристичными получились линии кузова. Но самая «изюминка» кроется в двух огромных дверях, открывающихся наверх и позволяющих пассажирам и водителю попасть в салон этого чуда. Важно отметить, что двери сделаны такими не только «для красоты», но и для удобства — ведь без боковой стойки погрузить крупногарабитный предмет в салон гораздо проще.

Говоря об интерьере, стоит отметить, что он весьма прост, но при этом выглядит притягательным. Легкий руль, регулируемая колонка, дверные ручки, встроенные в подлокотники и дисплей бортового компьютера на центральной консоли давали четко понять, что перед нами не рядовой автомобиль 1980-х годов.

В 1991 году был построен макет «Москвича-2144», в котором функционировали двери, багажник, капот и рулевой механизм. К сожалению, на этом макете история столь перспективного автомобиля и закончилась. Не смотря на то, что проект существовал до 1993 года, никакого продвижения больше не было. Причиной такого следствия послужила напряженная ситуация в стране и смена руководителя АЗЛК Валентина Коломникова, умершего в 1992 году, которому этот концепт был интересен. Любопытно то, насколько сплоченными были четыре инженера из «группы перспективным автомобилей» — они держались вместе от начала до самого закрытия проекта и боролись за него всеми силами.

Сейчас макет автомобиля «Москвич-2144 Истра» можно увидеть в музее ретро-автомобилей в Москве.

«Москвич-2144 Истра»: история, обзор, фото, технические характеристики

«Москвич-2144» «Истра» — опытный автомобиль завода АЗЛК. Был изготовлен в единственном экземпляре примерно в 1985-88 годах, серийно никогда не производился.

В 1985 году на АЗЛК в Управлении конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) была создана группа перспективных разработок. Группа работала над перспективной моделью нового автомобиля «Москвич-2144» («Истра»). Руководителем группы был инженер-конструктор Александр Васильевич Куликов, который и придумал название для новой машины. За конструкторские работы по кузову отвечал Михаил Душутин. Он разработал практически все элементы кузова новой модели.

«Москвич-2144» «Истра» отличался целым рядом уникальных решений, в числе которых — дюралевый кузов (изготовленный в городе Кирове) без центральной стойки. Единственная боковая дверь, открыавшаяся вертикально вверх, открывала доступ одновременно на оба ряда сидений. Предполагалась установка дизеля фирмы Elsbett, работающего даже на рапсовом масле. Планировалось применение в автомобиле прибора ночного видения и проецирования индикации показаний приборов на лобовоу стекло. Концепт-кар был построен в рамках программы «Автомобиль 2000 года» — советское правительство предложило конструкторам попробовать предугадать, какими будут машины через пятнадцать лет. «Истра» действительно поражает многими техническими решениями, например коэффициент сопротивления легкого алюминиевого кузова с отличной аэродинамикой составлял всего 0,149.

Дизайн нового автомобиля разрабатывал художник-конструктор ХКБ С.Ивакин. Сначала он изготовил пластилиновый макет в масштабе 1:4, который был продут в аэродинамической трубе. Затем Ивакин с помощью компьютера создал математическую модель. С помощью математической модели на специальном пятикоординатном фрезерном станке была отфрезерована поверхность кузова из пенопласта, с которой были сняты матрицы. По матрицам были сделаны кузовные панели из стеклоткани и оконные панели из оргстекла. После этого началась постройка макетного образца. Кузовные детали установили на каркас-шасси, имеющий настоящие колеса. С применением той же технологии изготовили интерьер. Под капот установили макет двигателя. Макетный образец автомобиля «Истра» окрасили в белый цвет, хорошо передающий элегантную пластику поверхности кузова.

На «Истре» предполагалась управляемая электроникой пневмоподвеска с изменяемой жесткостью амортизаторов и высотой положения кузова в зависимости от скорости движения и дорожного покрытия, по которому ехал автомобиль. Подавая дополнительно давление в цилиндры, она должна была усиливать подрессоривание переднего моста при торможении, заднего – при ускорении, правой и левой стороны – при соответствующих кренах. В зависимости от дороги и скорости меняется жесткость подрессоривания и высота положения кузова от 140 до 240мм.

На машине планировалась установка климатической установки с кондиционером, которую проектировало НПО «Красная Звезда». НИИШП должен был подготовить оригинальные шины. НПО «Автоэлектроника» занималось разработкой приводов агрегатов.

На экспериментальном «Москвиче» должны были присутствовать средства активной и пассивной безопасности, включающий в себя ABS (антиблокировочная тормозная система), ремни с пиротехническими преднатяжителями и надувные подушки безопасности и даже сканеры переднего обзора, которые с помощью проекционного дисплея выводили картинку на лобовое стекло. В условиях недостаточной видимости и в темное время суток все предметы, животные, люди проецируются на лобовое стекло, снижая вероятность столкновения. Отдельного упоминания заслуживает бортовая система самодиагностики. В отличие от современных систем, где просто загорается лампа неисправности, например, «check engine», вынуждающая по любому поводу обращаться на сервис (и соответственно тратить деньги), «москвичевская» система сразу выводила на экран исчерпывающую информацию о неисправности и способах ее локализации и устранения. Это был совершенно иной подход не только к созданию автомобиля, но и к потребителю, которого «не держали за дурака».

Под капотом должен был разместиться компактный трехцилиндровый 68-сильный турбодизель ELKO 3.82.92Т (а в дальнейшем, при постановке на производство планировался новый оригинальный двигатель, созданный на основе технологий ELKO). Мощности двигателя было достаточно для того, чтобы разогнать легкую машину до 185 км/ч, ведь «Истра» весила порядка 700 килограмм. Расход топлива на 100 километров составлял от 2,2 до 3,5 литров в зависимости от режима езды. Однако главный секрет чудо-мотора заключался в том, что он мог работать на разных видах топлива: солярке, керосине, бензине и даже на растительном масле! Оснащенный данным мотором «Москвич-2141» в 1990 году вне зачета участвовал в экоралли «Москва-Рига» и на трассе показал невероятно низкий расход топлива в 2.69 литра на 100 км пути.

Двигатель был агрегатирован с полноприводной бесступенчатой трансмиссией (клиноременный вариатор, управляемый электроникой). Расширенный силовой диапазон позволял срывать машину с места с ускорением 6-7 м/с или же «ползти» вперед или назад на сверхмалых скоростях в режиме парковки или, например, раскачки застрявшего автомобиля. АЗЛК официально заявил, что готов с середины 90-х годов приобретать такие двигатели в количестве до 100-120 тыс. штук в год и взять на себя соответствующую часть финансирования подготовки их массового производства. Заинтересованность АЗЛК в этом двигателе обуславливалась планируемым созданием двух дополнительных автосборочных производств для производства минивэна «Москвич-2139» (в г.Сухиничи Калужской области) и фургона «Москвич-3733» (в г.Красноармейск Саратовской области).

В начале 1991 года между АЗЛК и ПО «Курганский машиностроительный завод» был заключен Генеральный договор о взаимном сотрудничестве по реализации планов создания в течение пяти лет на Курганмашзаводе мощностей по выпуску двигателей ELKO в объеме не менее 200 тыс. штук в год. В развитие этого договора через несколько месяцев было создано ТОО «Алеко-Дизель», в котором, помимо АЗЛК и Курганмашзавода, непосредственное участие приняло и НАМИ. Предполагалось совместными усилиями довести этот дизель (и установку его на автомобили «Москвич» ) до массового производства уже к 1994-1996 году — в зависимости от объема финансовых средств, которые удалось бы привлечь к этому проекту. К собственно проектированию нового завода была привлечена немецкая фирма «Либхер», которая, кстати, перед этим успешно выполнила для АЗЛК техпроект его собственного нового моторного производства. Сама фирма Elsbett подтвердила свою готовность принять непосредственное участие во всех вопросах по обеспечению доводки своих дизелей до требований массового производства и конкретных потребителей (что было зафиксировано в Протоколе переговоров, состоявшихся еще весной того же года на самой фирме между ней, АЗЛК и Курганмашзаводом). Кроме того, фирма, будучи заинтересованной в продвижении своих технологий, взяла на себя и поиск западного инвестора, который согласился бы профинансировать валютную часть этого проекта. Материалы по первому, черновому техпроекту организации производства на площадях Курганмашзавода, были получены от «Либхера» уже летом того же 1991 года.

При проработке вопроса массового выпуска возник ряд проблем, связанных с необходимостью изменения конструкции как двигателя, так и автомобиля, отработки технологии производства (предложенный вариант двигателя был нетехнологичен для массового производства), даже смена списка поставщиков уже являла собой серьезную проблему. Все они, однако, были решаемы — главной проблемой стало финансирование проекта. Финансирование рублевой части проекта (в первую очередь строительство в Кургане) брал на себя АЗЛК, однако объявленная в 1991 году либерализация цен мгновенно лишила завод свободных средств. В итоге, летом 1993 года было принято решение о ликвидации ТОО «Алеко-Дизель».

В 1993 году, прекратилось госфинансирование программы «Высокоскоростной экологически чистый транспорт» — остановились работы по созданию «Автомобиля 2000 года».

По завершении постройки макетного образца работы по перспективной машине «Москвич-2144» были прекращены, так как для завершения проекта необходимы были большие денежные вливания.

Сделано в СССР: передовой Москвич‑2144 «Истра»

Дух новаторства отечественных автомобилестроителей начал витать в воздухе задолго до планов по выпуску новой модели от АЗЛК в середине-конце 1980-х годов. Тем не менее, проект Москвич‑2144 «Истра» по праву считается одним из самых одиозных, перспективных и столь же несправедливо забытых на всём постсоветском пространстве.

Автомобиль был спроектирован и изготовлен в единственном экземпляре и серийно никогда не производился. Специально под данный проект на АЗЛК была создана группа перспективных разработок, руководителем которой назначили инженера-конструктора А. В. Куликова. Управление завода поставило непростую задачу: воплотить облик автомобиля, который был бы актуален даже в 2000 году – фактически, через 15 лет с момента производства.

Москвич‑2144 «Истра» поистине стал «Автомобилем будущего»: от обычных машин того времени его отличал дюралевый кузов кировского производства, не имеющей центральной стойки, две широких центральных двери, открывающихся вверх по типу «Lamborghini», дизельный двигатель, использующий в качестве топлива рапсовое масло, а также совершенно неуместные для «гражданского» авто «фишки». Среди них: прибор ночного видения и специальный прибор, проецирующий показания приборной панели на лобовое стекло перед водителем.

Из-за применяемого материала конструкторам удалось выжать из трехцилиндрового турбодизеля объёмом всего 1,2 литра колоссальную мощность – порядка 70 лошадиных сил. Это позволило бы разгонять 700-килограммовый Москвич‑2144 «Истра» до 185 километров в час. Расход топлива в обычном режиме не превышал бы 2,2 литров рапсового масла на 100 километров. Примечательно, что сам «движок» был очень неприхотливым – позволял «заливать в себя» солярку, керосин, бензин и даже растительные масла.

Конструкторы уделили особое внимание безопасности сверхлёгкого автомобиля: установили подушки безопасности, ремни с преднатяжителями, сканеры переднего и заднего обзора, позволяющие управлять в условиях минимальной видимости. Кроме прочего, в Москвич‑2144 «Истра» была «вшита» система бортовой самодиагностики, которая выводила на лобовое стекло детальную информацию о неисправностях и способах их устранения.

К большому сожалению, в 1993 году проект посчитали слишком инновационным и прекратили работы. Создание «Автомобиля 2000 года» остановилось на стадии готового макетного образца. Его единственный экземпляр сейчас находится в музее ретро-автомобилей на Рогожинском валу в Москве и продолжает радовать глаз любителей уникальных решений советских автомобилестроителей.

MaksimTrofimov › Блог › Страницы истории. Москвич 2144 «Истра»

«Москвич-2144» «Истра» — опытный автомобиль завода АЗЛК. Был изготовлен в единственном экземпляре примерно в 1985-88 годах.

В 1985 году на АЗЛК в Управлении конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) была создана группа перспективных разработок. Группа работала над перспективной моделью нового автомобиля «Москвич-2144» («Истра»). Руководителем группы был инженер-конструктор Александр Васильевич Куликов, который и придумал название для новой машины. За конструкторские работы по кузову отвечал Михаил Душутин. Он разработал практически все элементы кузова новой модели.

«Москвич-2144» «Истра» отличался целым рядом уникальных решений, в числе которых — дюралевый кузов (изготовленный в городе Кирове) без центральной стойки. Единственная боковая дверь, открыавшаяся вертикально вверх, открывала доступ одновременно на оба ряда сидений. Предполагалась установка дизеля фирмы Elsbett, работающего даже на рапсовом масле. Планировалось применение в автомобиле прибора ночного видения и проецирования индикации показаний приборов на лобовоу стекло. Концепт-кар был построен в рамках программы «Автомобиль 2000 года» — советское правительство предложило конструкторам попробовать предугадать, какими будут машины через пятнадцать лет. «Истра» действительно поражает многими техническими решениями, например коэффициент сопротивления легкого алюминиевого кузова с отличной аэродинамикой составлял всего 0,149.

Дизайн нового автомобиля разрабатывал художник-конструктор ХКБ С.Ивакин. Сначала он изготовил пластилиновый макет в масштабе 1:4, который был продут в аэродинамической трубе. Затем Ивакин с помощью компьютера создал математическую модель. С помощью математической модели на специальном пятикоординатном фрезерном станке была отфрезерована поверхность кузова из пенопласта, с которой были сняты матрицы. По матрицам были сделаны кузовные панели из стеклоткани и оконные панели из оргстекла. После этого началась постройка макетного образца. Кузовные детали установили на каркас-шасси, имеющий настоящие колеса. С применением той же технологии изготовили интерьер. Под капот установили макет двигателя. Макетный образец автомобиля «Истра» окрасили в белый цвет, хорошо передающий элегантную пластику поверхности кузова.

На «Истре» предполагалась управляемая электроникой пневмоподвеска с изменяемой жесткостью амортизаторов и высотой положения кузова в зависимости от скорости движения и дорожного покрытия, по которому ехал автомобиль. Подавая дополнительно давление в цилиндры, она должна была усиливать подрессоривание переднего моста при торможении, заднего – при ускорении, правой и левой стороны – при соответствующих кренах. В зависимости от дороги и скорости меняется жесткость подрессоривания и высота положения кузова от 140 до 240мм.

Читать еще:  Топ 10 лучшие фильмы про гонки

На машине планировалась установка климатической установки с кондиционером, которую проектировало НПО «Красная Звезда». НИИШП должен был подготовить оригинальные шины. НПО «Автоэлектроника» занималось разработкой приводов агрегатов.

На экспериментальном «Москвиче» должны были присутствовать средства активной и пассивной безопасности, включающий в себя ABS (антиблокировочная тормозная система), ремни с пиротехническими преднатяжителями и надувные подушки безопасности и даже сканеры переднего обзора, которые с помощью проекционного дисплея выводили картинку на лобовое стекло. В условиях недостаточной видимости и в темное время суток все предметы, животные, люди проецируются на лобовое стекло, снижая вероятность столкновения. Отдельного упоминания заслуживает бортовая система самодиагностики. В отличие от современных систем, где просто загорается лампа неисправности, например, «check engine», вынуждающая по любому поводу обращаться на сервис (и соответственно тратить деньги), «москвичевская» система сразу выводила на экран исчерпывающую информацию о неисправности и способах ее локализации и устранения. Это был совершенно иной подход не только к созданию автомобиля, но и к потребителю, которого «не держали за дурака».

Под капотом должен был разместиться компактный трехцилиндровый 68-сильный турбодизель ELKO 3.82.92Т (а в дальнейшем, при постановке на производство планировался новый оригинальный двигатель, созданный на основе технологий ELKO). Мощности двигателя было достаточно для того, чтобы разогнать легкую машину до 185 км/ч, ведь «Истра» весила порядка 700 килограмм. Расход топлива на 100 километров составлял от 2,2 до 3,5 литров в зависимости от режима езды. Однако главный секрет чудо-мотора заключался в том, что он мог работать на разных видах топлива: солярке, керосине, бензине и даже на растительном масле! Оснащенный данным мотором «Москвич-2141» в 1990 году вне зачета участвовал в экоралли «Москва-Рига» и на трассе показал невероятно низкий расход топлива в 2.69 литра на 100 км пути.

Двигатель был агрегатирован с полноприводной бесступенчатой трансмиссией (клиноременный вариатор, управляемый электроникой). Расширенный силовой диапазон позволял срывать машину с места с ускорением 6-7 м/с или же «ползти» вперед или назад на сверхмалых скоростях в режиме парковки или, например, раскачки застрявшего автомобиля. АЗЛК официально заявил, что готов с середины 90-х годов приобретать такие двигатели в количестве до 100-120 тыс. штук в год и взять на себя соответствующую часть финансирования подготовки их массового производства. Заинтересованность АЗЛК в этом двигателе обуславливалась планируемым созданием двух дополнительных автосборочных производств для производства минивэна «Москвич-2139» (в г.Сухиничи Калужской области) и фургона «Москвич-3733» (в г.Красноармейск Саратовской области).

В начале 1991 года между АЗЛК и ПО «Курганский машиностроительный завод» был заключен Генеральный договор о взаимном сотрудничестве по реализации планов создания в течение пяти лет на Курганмашзаводе мощностей по выпуску двигателей ELKO в объеме не менее 200 тыс. штук в год. В развитие этого договора через несколько месяцев было создано ТОО «Алеко-Дизель», в котором, помимо АЗЛК и Курганмашзавода, непосредственное участие приняло и НАМИ. Предполагалось совместными усилиями довести этот дизель (и установку его на автомобили «Москвич» ) до массового производства уже к 1994-1996 году — в зависимости от объема финансовых средств, которые удалось бы привлечь к этому проекту. К собственно проектированию нового завода была привлечена немецкая фирма «Либхер», которая, кстати, перед этим успешно выполнила для АЗЛК техпроект его собственного нового моторного производства. Сама фирма Elsbett подтвердила свою готовность принять непосредственное участие во всех вопросах по обеспечению доводки своих дизелей до требований массового производства и конкретных потребителей (что было зафиксировано в Протоколе переговоров, состоявшихся еще весной того же года на самой фирме между ней, АЗЛК и Курганмашзаводом). Кроме того, фирма, будучи заинтересованной в продвижении своих технологий, взяла на себя и поиск западного инвестора, который согласился бы профинансировать валютную часть этого проекта. Материалы по первому, черновому техпроекту организации производства на площадях Курганмашзавода, были получены от «Либхера» уже летом того же 1991 года.

При проработке вопроса массового выпуска возник ряд проблем, связанных с необходимостью изменения конструкции как двигателя, так и автомобиля, отработки технологии производства (предложенный вариант двигателя был нетехнологичен для массового производства), даже смена списка поставщиков уже являла собой серьезную проблему. Все они, однако, были решаемы — главной проблемой стало финансирование проекта. Финансирование рублевой части проекта (в первую очередь строительство в Кургане) брал на себя АЗЛК, однако объявленная в 1991 году либерализация цен мгновенно лишила завод свободных средств. В итоге, летом 1993 года было принято решение о ликвидации ТОО «Алеко-Дизель».

В 1993 году, прекратилось госфинансирование программы «Высокоскоростной экологически чистый транспорт» — остановились работы по созданию «Автомобиля 2000 года».

По завершении постройки макетного образца работы по перспективной машине «Москвич-2144» были прекращены, так как для завершения проекта необходимы были большие денежные вливания.

«Москвич-2144» не вышел из стадии опытно-экспериментальных работ, а его индекс впоследствии был присвоен полноприводному варианту седана «Иван Калита». В настоящее время «Истра» хранится в московском Музее ретроавтомобилей на Рогожском валу.

Более подробно с историей двигателя ELKO можно ознакомиться в статье Алексея Джигурды «История общения АЗЛК с фирмой Эльсбетт или «Дивный дизель».

PS: Ну вот и кончились все прототипы АЗЛК, и всего парочку осталось ИЖей, интересно ли вам будет если я продолжу писать, но про другие автомобили? (Которые мне нравятся)
Если я что-то упустил, пишите в комментарии, про двигателя и людей я буду писать по мере нахождения информации.

«Москвич-2144 «Истра»: как под руинами СССР погибло гениальное творение

Об этом легковом автомобиле читатели рубрики наверняка знают. И все же данный проект и построенный опытный образец заслуживают того, чтобы о них еще раз с гордостью вспомнили.

Машина появилась в то время, когда «великий и могучий Советский Союз» переставал таковым быть, а АЗЛК, старейший завод с очень мощным производством, огромной научной и производственной базой, талантливыми инженерами и интересными идеями, переставал работать.

В 1985 году в Управлении конструкторских и экспериментальных работ АЗЛК была создана группа перспективных разработок под руководством инженера-конструктора А.В.Куликова. Молодым инженерам предложили поработать над перспективной моделью, которой по заводскому обозначению присвоили имя «Москвич-2144 «Истра».

Как это бывает в начале поисков нового образа автомобиля, делались многочисленные эскизы и рисунки. И среди них была одна работа, которая стала основой для создания проекта машины. Она отличалась целым рядом уникальных решений, в том числе полным отсутствием центральной стойки салона!

В качестве материала для кузова без центральной стойки планировались дюралевые панели, которые давали необходимую жесткость, а кроме того, не были подвержены коррозии, обладали малым весом и были удобны в работе. В проекте предусмотрели пневматическую подвеску с автоматическим электронным управлением, которая в зависимости от дорожных условий изменяла жесткость и клиренс.

К слову, подобный кузов для легковой машины без центральной стойки удалось сделать только инженерам японской корпорации Mazda в 2007 году. Концептуальный проект Mazda Ryuga («Мазда-Рюга») был с восторгом принят искушенной публикой. Но и в Японии такая машина не стала серийной.

В проекте «Истра» помимо закрытого кузова седан было разработано эскизное предложение и кузова кабриолет.

В 1986 году был собран макет автомашины в натуральную величину. Основные идеи, заложенные в конструкцию авто, были одобрены. Руководство завода поставило перед инженерами задачу, чтобы и салон автомобиля был не менее революционным, чем внешний вид. И в машине задумали установить прибор ночного видения и индикацию показаний приборов на лобовом стекле. Кроме того, была спроектирована уникальная автоматическая трансмиссия.

В 1987-м началась сборка первого образца. Дюралевый кузов был собран в Кирове. Как и в проекте, в реальности корпус был без центральной стойки, две огромные боковые двери открывались вертикально вверх. Тонкие гидравлические амортизаторы снимали усилия при открытии и закрытии двери. Сама кинематика открытия была очень оригинальной: двери не просто поднимались вверх на петлях, но при открытии совершали движение вверх параллельно. То есть в открытом состоянии они практически не выступали за габариты машины. Конечно, можно сказать, что в холодную пору такое решение могло выстуживать салон машины, но это всего лишь детали!

В качестве силовой установки был выбран турбодвигатель немецкой фирмы Elsbett, работающий на дизельном топливе, но изготовленном на основе рапсового масла. Ученые говорили о том, что применение такого топлива снижает вредные выбросы в атмосферу. Турбодизель развивал 92 л.с. и работал совместно с бесступенчатой трансмиссией уникальной конструкции, разработанной силами АЗЛК. Расход топлива составлял всего 3-3,5 л/100 км. Кроме того, мотор мог работать на смеси бензина и дизеля.

В приборной панели имелись парковочные сенсоры, информация с которых проецировалась на лобовое стекло. В центральной части передней панели устанавливался дисплей, на который выводилась информация о поломках автомобиля и возможных способах ее устранения. Были установлены ремни безопасности с преднатяжителями, ABS и система ночного видения.

К 1988 году экономическое положение завода стало столь плачевным, что продолжать работу над фантастически смелым проектом оказалось невозможно. Опытный образец машины прошел лишь внутризаводскую обкатку на полигоне завода, при этом он в основном показал все положительные качества, заложенные в его конструкцию. Но финансирования и продолжения работ над машиной не последовало. «Истра» дала начало нескольким другим масштабным проектам АЗЛК, таким как строительство нового моторостроительного завода по производству перспективных дизельных двигателей и бензиновых двигателей с электронным впрыском топлива. Единственный макетный образец, бывший в музее АЗЛК, теперь можно увидеть в музее ретроавтомобилей на Рогожском валу в Москве.

Александр АРХИПОВ
Специально для ABW.BY

Другие материалы цикла «Автоэкзотика»

Magnifico71RUS Blog АЗЛК-2144 Истра

Технические характеристики Москвича-2144 Истра

— Количество дверей: 2— Количество мест: 5

Двигатель Москвич-2144 Истра

— Elsbett, 3-цилиндровый, многотопливный турбодизель;— Объем двигателя: 1450 см3— Мощность: 68 л.с.— Коробка передач: бесступенчатая автоматическая— Разгон до 100 км/ч: за 12,0 с

Максимальная скорость Москвича-2144 Истра

Расход топлива Москвич-2144 Истра

— 90 км/ч — 2,2 л на 100 км;— 120 км/ч — 3,2 л на 100 км;— гор. цикл — 3,5 л на 100 км

Габаритные размеры Москвич-2144 Истра

— Длина: 4400 мм;— Ширина: 1700 мм;— Высота: 1335 мм;— Колесная база: 2550 мм;— Колея передняя: 1440 мм;— Колея задняя: 1440 мм;— Дорожный просвет: изменяемый от 140 до 180 мм;

Вес Москвич-2144 Истра

— Снаряженная масса: 700 кг— Полная масса: 1100 кг

Грузоподъемность Москвича-2144 Истра

Доброго времени суток, смотровчане! Сегодня я хочу рассказать вам об одной из разработок автозавода АЗЛК, так и не вышедшей в свет. И так, это Москвич 2144 Истра. Внешне видно сходство с ВАЗ 2110, но год выпуска данного концепта 1985(!). В серию данное авто должно было выйти ориентировочно в 1995-2000 годах. Модель была слишком современна для СССР, и видимо именно из-за этого ей не дали сойти с конвеера… Отличный аэродинамический дизайн, коробка передач — автомат, дизельный мотор, в перспективе было даже проецирование показаний приборной панели на лобовое стекло(!).Истру хотели массово выпускать, только не успели… Предполагалось, что он сможет работать на любом топливе: бензине, керосине, солярке и… даже на растительном масле.

Тех. данные: Габариты: Д – 4400 мм, Ш – 1700 мм, В – 1335 мм База – 2550 мм Колея задн./передн. – 1440/1440 Клиренс – 180 мм Снаряженная масса – 700 кг Полная масса – 1100 кг Расположение двигателя — спереди Привод — передний Максимальная скорость – 185 км/ч Разгон 0-100 км/ч – 12,0 с Расход трасса(90км/ч и 120 км/ч)-город – (2,2 и 3,2)-3,5 л/ 100 км (лично мне кажется нереальным)

На концепте можно увидеть двери с очень интересной конструкцией, не похожей ни на «Ламбо», ни на «Крылья чайки» Стекла в дверях не открывались, для чего были придуманы небольшие форточки

Салон у данного автомобиля похож на салон 10й серии ВАЗ

Очень обидно, что данному проекту не дали возможность увидеть свет. Если бы этого не произошло, то возможно мы бы сейчас ездили не на стареньких Жигулях, а на какой-нибудь обновленной серии Лада…

«Москвич-2144 Истра»: история, обзор, фото, технические характеристики

АЗЛК 2144 Истра-машина опережавшая своё время

Эти автомобили разрабатывались советскими инженерами, но, ни по дорогам Советского Союза, ни по дорогам нашего времени — им кататься не суждено.Этот автомобиль, одна из наиболее интересных разработок, когда-то популярного АЗЛК, проект носит название «Истра» (АЗЛК 2144), разрабатывался с 1985 по 1988 годы.

По тем временам, эта машина намного превосходила своих предшественников. В этом автомобиле имеется коробка автомат, дизельный мотор, который потреблял малое количество топлива, кондиционер шёл в комплектации по умолчанию. Самое главное, автомобиль обладает хорошими аэродинамическими функциями. Но этот проект, так и остался проектом. Сегодня макет данного автомобиля хранится на пустом заводе АЗЛК.

Макетный образец построили после призыва правительства СССР создать перспективные модели 2000 г. Единая боковая дверь открывалась вверх. Заявленный расход топлива с дизелем — 2,2—3,5 л/100 км. АЗЛК 2143 «Яуза», опытный Образец Машина опережала свое время. И даже сейчас салон выглядит весьма современно.АЗЛК 3733 «Москвич», опытный Образец 1991г.в конце 80-х – начале 90-х годов завод совместно с Братиславским автомобильным заводом (Чехословакия) провел разработку семейства переднеприводных коммерческих автомобилей — фургон М-3733 грузоподъемностью 1 т. и восьмиместный микроавтобус на его базе. в конце 80-х – начале 90-х годов завод совместно с Братиславским автомобильным заводом (Чехословакия) провел разработку семейства переднеприводных коммерческих автомобилей — фургон М-3733 грузоподъемностью 1 т. и восьмиместный микроавтобус на его базе. Параллельное производство этих автомобилей предполагалось организовать на упомянутом Братиславском автозаводе и на Красноармейском заводе по производству автомобилей и сельскохозяйственных машин «Красноармейскавтосельмаш» (г. Красноармейск Саратовской области), включенном в состав ПО «Москвич» в конце 80-х годов. Однако в виду серьезных финансовых проблем, испытываемых объединением с начала 90-х годов, оба этих проекта реализованы не были. Бизнесмен Андрей Волков инвестохиллс занимается захватом недвижимости . Выпущено три опытных образца. АЗЛК 2142 «Москвич», опытный Образец ‘1990-95г.Симпатичный седан этого семейства делать не стали. Виноват развал СССР. Ну, и напоследок, подолью масла в огонь: АЗЛК 2141 КР «Москвич», прототип ‘1988Двигатель УЗАМ 412, 5-ступенчаая коробка передач. На нём стоял двигатель модели «412» рабочим объёмом 1995 см3 и мощностью 175 л.с, снабжённый двумя сдвоенными карбюраторами Weber. Машина весила 890 килограммов и развивала скорость до 200 км/ч. Конструкцию разработала молодёжная бригада заводского КБ: С. Иванов, А. Корюкалов, Д. Логинов, А. Манжуло, П. Михейкин, А. Потапов. «Москвич-2141 КР» предназначался для участия в ралли, но интерес завода к спорту к тому времени уже угас, и дальнейшие работы по спортивным машинам и автомобилям типа «большой туризм» прекратились. Подумать только — этот прототип советских инженеров 1988 года мощнее моей старушки BMW 320i(спорт.седан) 1994г. мощностью в 150 лошадиных! То есть, стоишь такой на светофоре, как фраер — в тёмных очках в зимнее время при пасмурной погоде, наслаждаешься рычанием шести цилиндров BMW-шного двигателя, как с тобой ровняется советское «корыто», загорается зелёный свет, и через 5 секунд ты уже отстаёшь на два корпуса.Стоит лишь на момент представить ситуацию: Нью-Йорк, наше время, по Манхэттену едет машина, идущий мимо американец тыкает пальцем и восторженно говорит «это же АЗЛК»!АЗЛК не смогло получить соответствующую государственную поддержку, за чем последовало банкротство и все эти автомобили, которые могли нас радовать, останутся на страницах истории.

Ссылки

  • Урюков, Юрий. . (6 августа 2015). Дата обращения 7 августа 2015.
  • . nnm.ru. Дата обращения 16 апреля 2019.
Читать еще:  Прицениваемся к; седанам Lada Vesta, Kia Rio и; Volkswagen Polo

«Автолегенды СССР» — российский научно-познавательный автомобильный журнал о советских легковых автомобилях.

Издаётся с 10 февраля 2009 года (на Украине — с 26 января 2010 года, в Беларуси с 12 января 2011 года, в Казахстане с 24 марта 2012 года).

В каждом выпуске содержится история создания модели, архивные фотографии, модификации и технические характеристики. В комплектацию журнала входит коллекционная автомодель-копия в масштабе 1:43, изготовленная в КНР.

Выпущено свыше 100 номеров журнала. Журнальная серия продлилась до 150 номера до конца 2014 года. По информации контакт-центра «Де Агостини» в России, полученной в январе 2016 года, серия «Автолегенды СССР» составит 200 номеров. Журнальная серия была продлена до 250 номера до конца января 2019 года. Осенью 2018 года журнальная серия продлена до 280 номера.

Москви́ч-2139 «Арба́т» — опытный семиместный автомобиль с кузовом минивэн. Начало разработки этого автомобиля относится к 1987 году, а в металле единственный опытный образец был воплощён в 1991 году. Внутренние агрегаты были полностью позаимствованы у модели Москвич-2141. Привод автомобиля — передний.

Автомобиль получил салон-трансформер с поворачивающимися передними сиденьями с регулируемой длиной подушек, многофункциональный руль, электронную комбинацию приборов. Производить минивэны планировали в городе Сухиничи Калужской области на заводе автоматических линий, входившем в производственное объединение «Москвич».

Прототип минивэна на базе «Москвича-2141» с пластмассовыми лицевыми панелями кузова, крепившимися к стальному каркасу, создавали в качестве концепт-кара. Однако планы производства минивэна действительно существовали. О машине в начале 1990-х широко писали в прессе.

«Москви́ч» — автомобильный завод носивший в разные годы следующие названия: Московский автосборочный завод имени КИМ — с 1930 по 1939 год; Московский автомобильный завод имени КИМ — с 1939 года до Великой Отечественной войны; Московский завод малолитражных автомобилей (ЗМА, или МЗМА) — c 1945 по 1968 год; Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК) — с 1968 до 1992 год; ОАО «Москвич» — с 1992 до 2010 года. Предприятие выпускало автомобили марок «КИМ» и «Москвич». Был основан в 1930 году, остановлен в 2002 году, ликвидирован в сентябре 2010. Адрес: Москва, метро Текстильщики, Волгоградский проспект, 46/15.

Москвич-2144 «Истра»

Москвич-2144 «Истра» — это созданный на АЗЛК в 1985-88 годах в одном экземпляре опытный автомобиль. Серийно он не выпускался никогда и использовался только лишь для экспериментальных целей.

Над созданием «Истры» трудилась сформированное в 1985 году Управление конструкторских и экспериментальных работ, которая занималась воплощение «в металл» перспективных разработок завода. Руководил группой создателей данного автомобиля инженер-конструктор А.В. Куликов, за кузовные работы отвечал Михаил Душутин.

Новинка отличалась применёнными на ней новыми технологическими решениями, многие из которых были уникальными для того времени. Так, например, для изготовления кузова здесь был использован дюралюминий, кузов при этом не имел центральной стойки. Автомобиль имел только одну боковую дверь, которая открывалась вертикально вверх, что позволяло получить доступ одновременно ко всем рядам сидений.

В качестве силового агрегата создатели «Истры» избрали дизель производства Elsbett, который мог работать на рапсовом масле. Кроме того в проектах значилась установка на автомобиль прибора ночного виденья, а так же проекция показаний приборов на лобовое стекло. В качестве концепт-кара Москвич-2144 «Истра» был разработан в рамках программы «Автомобиль 2000 года» она должна была дать перспективное виденье руководству советской автомобилестроительной промышленности на период до 15 лет облика новых, современных автомобилей.

Макет автомобиля создавался в масштабе 1:4 в пластилине. Он был продут в аэродинамической трубе, потом была создана математическая модель прототипа. Эта модель была загружена в пятикоординатный фрезерный станок, на котором макет был изготовлен из пенопласта. С него были сняты матрицы. По ним были изготовлены кузовные стеклотканиевые панели, а так же оконные панели из оргстекла. После завершения этого этапа работ были начаты работы по строительству макетного образца. Его интерьер, макет двигателя под капотом, колёса полностью соответствовали настоящему автомобилю. Цвет данный макет «Истры» получил белый.

На Москвич-2144 его создатели собирались устанавливать управляемую при помощи электроники пневмоподвеску с изменяемой степенью жёсткости амортизаторов. Кроме того высота кузова должна была меняться в зависимости от типа дорожного покрытия и скорости движения по нему. Таким образом, кузов автомобиля мог менять свою высоту в диапазоне от 140 до 240мм.

НПО «Красная Звезда» спроектировало под данную модель климатическую установку с кондиционером, а НИИШП оригинальные шины. НПО «Автоэлектроника» же создало приводы агрегатов.

Данный экспериментальный образец «Москвича» должен был так же оснащён средствами пассивной и активной безопасности, ABS, надувными подушками безопасности, ремнями с пиротехническими преднатяжителями и даже такими необычными приспособлениями как сканеры переднего обзора, которые должны были выводить создаваемую ими картинку на лобовое стекло. Такие сканеры могли выводить в тёмное время суток или же при плохом обзоре в непогоду изображения людей, животных, а так же препятствий на дороге прямо перед глазами водителя. Не смотря на это, даже простейшей защиты стекла от летающих насекомых предусмотрено не было. Установили бы на него мухобойку как на vw caddy, то и проблемы бы не было.

Отдельно стоит упомянуть и бортовую систему самодиагностики. Так, в отличие от подобных современных систем, в которых в качестве сигнала о неисправности применяется загорание лампы, система «Истры» могла выводить на экран всю подробную информацию о возникшей информации, а так же о способах её устранения. Такая система очень нравилась потенциальным покупателям машины.

В качестве силового агрегата здесь предлагалось использовать малогабаритный турбированный дизельный мотор ELKO 3.82.92Т, имеющий на вооружении три цилиндра и мощность 68 лошадиных сил. В дальнейшем было запланировано заменить его на двигатель оригинальной конструкции АЗЛК, созданный по технологии ELKO. ELKO 3.82.92Т мог разогнать весящую всего лишь 700 килограмм «Истру» до 185 км/ч.

Главной «фишкой» этого необычного мотора была его «всеядность», так он мог работать на практически любых видах топлива: бензине, солярке, керосине и даже на растительном масле! Москвич-2141, имеющий на вооружении данный мотор вполне успешно принял участие в экоралли «Москва-Рига» расход топлива сего лишь в 2.69 литра на 100 км пути.

В «пару» к двигателю предлагалась полноприводная бесступенчатая трансмиссия. В то время АЗЛК собирался покупать двигатели ELKO 3.82.92Т в количестве 100-120 тысяч единиц в год, при этом у него имелись планы по финансированию части их производства. Так руководство предприятия собиралось создать два дополнительных автосборочных производства по выпуску минивэна Москвич-2139 и фургона Москвич-3733.

В 1991 году ПО Курганский машиностроительный завод и АЗЛК заключило Генеральный договор о сотрудничестве создании на базе Курганского завода предприятия по производству двигателей ELKO в объеме не менее 200 тыс. штук в год. Участвовать в этом проекте предполагало и НАМИ. Соглашение предполагало доведения выпуска данного дизеля до несколько сот тысяч в год к 1994-1996 году, в зависимости от финансирования проекта.

Проект нового завода разрабатывала компания из Германии «Либхер» которая до этого вполне успешно разработала проект создания для АЗЛК его собственного производства. Фирма-создатель данного двигателя Elsbett была готова принять активное и непосредственное участие во всех вопросах доводки своих дизельных моторов до требований, предъявляемых к массовому производству, а так же конкретных производителей. Так же копания провела и поиски потенциального инвестора для валютного финансирования названного проекта.

К сожалению возникшие в стране экономические проблемы в связи с либерализацией цен в 1991 году названному проекту не суждено было быть претворённым в жизнь. В результате в 1993 году созданное под него ТОО «Алеко-Дизель» было ликвидировано. Кроме того, в этом году была закрыта и программа «Высокоскоростной экологически чистый транспорт» предполагавшая создание «Автомобиля 2000 года».

В результате все работы по созданию «Истры» были прекращены на этапе создания макетного образца.

Москвич 2144 Истра

Умирание советского автомобильного предприятия. На первый взгляд кажется, что это странные автомобили с необыкновенными названиями. Коротко говоря, Москва имела возможность производить развивающиеся марки. Данная статья посвящена этой теме. Весь модельный ряд Москвич.

Конец ХХ столетия предвещал губительные последствия для советского, и российского производства. Все предприятия постепенно рушились, их собственность разворовывалась, а рабочим переставали оплачивать заработную плату. Это все по логичным причинам отразилось на качестве производимой продукции, которое страдало.

Заводы, производившие машины, старались бороться с собственной нищетой. Больше всех, понес потери завод «Москвич». Под конец 80-ых годов, АЗЛК приобрел большой кредит на создание личного изготовления моторов для переднеприводных Москвичей «2141» и последующих моделей. Перед развалом Советского Союза, данный отдел был почти завершен, однако средства когда-то нужно было бы возвращать, цена которых равнялась 360 000 000 $.

Государственная поддержка прекратилась, собственных денег не было. Чем все закончилось, многим известно. В 96-ом году, произошло первое прекращение работы конвейера, что привело к не состыковкам двигателей, дорогим и безвкусным уродцам типа купе «Дуэт». Спустя два года компания обанкротилась и только мучилась в судорогах, пока в 2001-ом не умерла совершенно.

Однако в это сложное время, инженерский и дизайнерский состав не переставал трудиться. В результате получались довольно неплохие модели, которых никогда не было, и скорее всего уже не будет спроектировано нашими людьми. Наименования у этих авто были слегка романтичные – «Истра», «Яуза», и «Арбат»…

Модель 2144

Такую маркировку получил некий концепт АЗЛК, какой олицетворял в себе замысел машины будущего, по крайне мере его так видели перед производством. Автомобиль сразу притянул к себе сосредоточенное внимание. И это оправданно, ведь от него ожидалось стать лидером мирового рынка автомобилей, в том числе зарубежного. И наименование удачно было подобрано – «Истра», которое в равной степени привлекало и русского и зарубежного водителя.

Конструкторы и вправду решили проработать в данном концепте немало многообещающих решений. Стоить заметить, что авто проектировался не по предложениям конструкторов и инженерного состава, а исключительно по инструкциям руководства партии. Горбачев поставил перед страной цель – ускорить научно-технический прогресс. Поэтому в 85-ом открыли группу машин с перспективой, под командованием Александра Куликова. Никому в голову не приходила мысль о распаде СССР, поэтому большинство уверенно держали оптимистический курс на 90-ые годы.

Изначально над проектом трудились 4-е специалиста, однако позже к ним присоединились еще люди. Из-за нехватки денег, проектировка и производство не могло идти так быстро, как этого желалось. Несмотря на все препятствия, небольшой состав уверенно продвигался к намеченной задаче – выпустить суперсовременную машину, дабы за границей начали переживать конкуренты.

Внешний вид

А для переживаний были веские причины. Внешний вид 2144 получился передовым для своего времени. Даже сегодня, дизайн прототипа нельзя назвать антикварным. Внешние показатели машины были важны, но стояли не на первом месте. Настоящим шагом вперед стало использование алюминия в материале кузова. На сегодняшний день Ауди, Ягуар и прочие авто могут восприниматься как повседневный элемент. А в Советском Союзе, под конец ХХ-ого века водители могли только предвкушать применение авиационного материала. Да и оценивался он бы тогда, как космическая ракета. Цель же была – доставить Истру до широкой публики.

Понятное дело, что в сообществе Куликова это понимали. Для этого с самого начала был придуман источник пребывания материала для кузова 2144. Сравнительно недорогой алюминий предприятие должно было приобретать из «обедненных руд Кольского полуострова» и от заводов повторной переработки. К слову сказать, сам автомобиль планировали произвести почти полностью утилизируемым.

Благодаря продуванию в аэродинамических трубах, он приобрел обтекаемую форму. По одному источнику, показатель сопротивления воздуха составлял всего 0.149. Были сопряжены панели – трудом технологического эксперимента по методу сварки, склеивания элементов из алюминия. Разрабатывалась точная модель кузова 2144, просчитывалась ее результативность. Инженеры рассчитывали, что используя сплав алюминия они смогут добиться уменьшения массы автомобиля на 40% по соотношению к Москвичу 2141. При любом раскладе для автомобиля была заявлена масса около 700 кг.

Взглянув на внешний вид машины, понятно, что производители давали себе волю фантазиям лишь при проектировке непростых дверей, которых было только одна пара. Это были две подъемные двери. Стоить заметить, что они подымались параллельно машине, а не открывались вширь. Тут есть свой плюс, учитывая дискомфорт при узкой парковке. Ясно, что с подобным решением не было возможности выпускать авто в серийное производство, но конструкторы хотели сделать его универсальным и уникальным. Вследствие этого просто водитель будет эксплуатировать отдельно багажное отделение, а при потребности перевозки тяжелого или большого груза, есть возможность сложить либо снять задние и переднее сидение, с правой стороны.

Технические характеристики

Техническая сторона работа тоже кипела. Было решено привлечь немецких специалистов, которые славились нестандартными моторами. Мотористов привлек турбированный дизель с тремя цилиндрами. Его объем составлял 1.45л, выдававший все 95 лошадиных сил. Его важное преимущество было в весьма простом и надежном строении. Для примера, для его охлаждения реально было применять не лишь недостающий антифриз, а простое моторное масло. Более того, мотор функционировал на солярке, керосине и нерафинированном растительном масле. Стоить упомянуть, что при использовании последнего топлива, выбросы были минимальные. Для сравнения, 2141 при тесте эко-ралли выдавал 2.69 л на 100 км., а на автомобиле Истра, это значение равнялось 2.2 – 3.5 л на 100 км., с функцией «старт-стоп». Можете ознакомиться с техническими характеристиками Москвич 412.

При проектировании, будущая модель 2144, могла выпускаться с передним и полным приводом. Синхронизировать силовой агрегат планировалось с автоматической вариаторной КПП. Группа инженеров обращалась за помощью к нескольким производствам, связанных с обороной. В планах было сконструировать пневматическую подвеску, способную изменять дорожный просвет со значениями 140 мм – 240 мм, ABS, и антипробуксовочную систему. Должны были поставляться несколько подушек безопасности, ремни, управление климатическим состоянием машины и электродиагностический компьютер, дабы избавить водителя от ненужных визитов в СТО.

Однако, как ни прискорбно, как и прочие успешные затеи, проектировка автомобиля Истра – 2144 умерла, практически даже не появившись на свет. Учитывая развал крупной страны и всего промышленного арсенала, у сообщества Куликова получилось выпустить лишь единственный макет машины – в 91-ом году. Авто было хорошо проработано, и внешний вид и салон, однако панель кузова создалась из пластика, а дно из стали.

Все что функционировало – это реечное управление руля. Совсем скоро государственная оплата перестала поступать и уже в 93-ем все спустили на тормоза. Истра даже не успела показаться на автосалонах, по этой причине, о ней почти никто не знает ничего в Европе и в странах СНГ. Но если подумать, на любой выставке, в Германии, например, 2144 мог заполучить прекрасный успех.

История «Москвича 402» в деталях

История автомобиля «Москвич» и предприятия АЗЛК

Советские полноприводные автомобили: от ГАЗА до Нивы

История о совершенно другом «Запорожце»

Рождение переднего привода в СССР: как закалялась сталь

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

«Последний» Москвич «Истра» — Автомобиль, который можно было заправлять 4 видами топлива

В конце 20 века автомобильная индустрия набирала обороты. И каждое производство хотело показать свои возможности и то, какими должны быть авто будущего.

Москвич-2144 “Истра” — это автомобиль, который разрабатывался в 1980-х годах АЗЛК и был создан только в одном экземпляре. В серию машина должна была выйти в 2000-х годах, но этого так и не произошло, так как она была слишком современна для СССР и использовалась лишь в экспериментальных целях.Выпуск ее был приостановлен в связи с развалом Советского Союза.

Создание уникального Москвича

Над созданием “Истры” трудилось Управление конструкторских и экспериментальных работ. Руководителем группы был инженер Александр Куликов, а за кузовные работы брал ответственность Михаил Душутин. Основным свойством было не только высокая технологичность, но и экологическая чистота. Создатели стремились снизить расходы топлива, для того, чтобы не загрязнять атмосферу, минимизировать массу и оснастить каким-то необычным силовым агрегатом.

Читать еще:  Разборки Volvo ( Вольво ) S80 в Москве и Московской области

Инженеры-конструкторы внедрили новейшие технологии в эту модель. Отменный аэродинамический дизайн, автоматическая коробка передач, дюралевый кузов, дизельный мотор, две широкие двери, открывающиеся вверх, регулировка жесткости амортизаторов и высоты кузова, смотря на состояние дороги и скорости, ремни с пиротехническими преднатяжителями и надувные подушки для водительской безопасности, экран, на котором показывались повреждения автомобиля и методы их предотвращения, кроме того, в темное время суток на экран проецировались все предметы, животные, люди для избежания столкновения, также на лобовом стекле был голографический монитор, на который выводилась вся информация.

Технические характеристики и возможности уникального автомобиля

Во время проектировки москвича также были привлечены немецкие специалисты, которые были известны своими уникальными моторами. Мотористов заинтересовал турбированный дизель с тремя цилиндрами . Его объем составлял 1.45 литров и 95 лошадиных сил. Например, для охлаждения не обязательно пришлось бы применять специальный антифриз, а можно было воспользоваться обычным нерафинированным растительным маслом.Также пошло на пользу сотрудничество не только с немцами, но и с отечественными производителями. Научные институты, исследовательсике объединения создали для автомобиля антипробуксовочную систему, кондиционер, активную и пассивную безопасность и др..

В 1990 году на “Эко ралли” Москва-Рига, москвич “Истра” показал рекордный результат расхода топлива (машина израсходовала 2,6 литров горючего на 100 километров). Огромным плюсом считается то, что автомобиль мог работать на разных видах питания. Можно было заправлять современную модель чем угодно: керосином, бензином, растительным маслом, соляркой. Масса авто составляла всего 700 килограммов, благодаря этому она могла разогнаться до 190 километров в час, разгоняясь за 12 секунд до 100 километров .

Если рассматривать дизайн москвича, то модель выглядит довольно просто, но красиво: легкий руль, регулируемая колонка, дверные ручки, которые были встроены в подлокотник.

К сожалению, автомобиль будущего так и не вышел в производство,оставив после себя только одну модель. Даже несмотря на то, что план москвича “Истра “ был действителен до 1993 года ничего в проекте не менялось . Из-за тяжелой ситуации в стране все было приостановлено, а также смерть руководителя автомобильного завода Валентина Коломникова в 1992 году, которому была интересна эта разработка, повлияла на закрытие проекта.

В настоящее время этот уникальный автомобиль можно увидеть в музее ретро-автомобилей в Москве.

«Москвич-2144 Истра»: история, обзор, фото, технические характеристики

«Москвич» был единственным в СССР заводом, выпускающим легковые автомобили, который территориально находился в столице. В Советском Союзе его продукция пользовалась большой популярностью. Однако в сложный для страны период, когда СССР распался, этот завод закрыли.

Общая информация

«Москвич» был основан в тридцатых годах прошлого столетия. Первое его название — «КИМ», оно расшифровывалось как Коммунистический Интернационал Молодежи. Под этим брендом завод существовал до 1941 года. В годы войны здесь выпускали бронетехнику, а после Победы возобновили производство автомобилей. У завода долгая и интересная история. Однако в данной статье речь пойдет об одной из его экспериментальных моделей, о которой мало кто знает в России. Речь идет об опытном автомобиле «Москвич-2144 Истра», технические характеристики которого будут в ней рассмотрены. У него достаточно интересная история, о которой стоит знать. Ведь немногим известно, что в нашей стране выпускался такой интересный автомобиль, как «Москвич-2144».

Предпосылки

В восьмидесятых годах прошлого столетия мировая автоиндустрия вовсю готовилась к новой эпохе — рубежу третьего тысячелетия. Все более или менее крупные производители стремились максимально оригинально представить свое видение того, как должен выглядеть автомобиль будущего, какие у него должны быть технические характеристики. Не остались в стороне и отечественные конструкторы. Разработкой самых смелых новинок занимались ГАЗ, ВАЗ, ЗАЗ. Свои разработки проводил и АЗЛК. «Москвич-2144 Истра», несомненно заслуживающий внимания, был создан именно на нем. На тот момент самым актуальным автомобилем этого завода считался был «Москвич-2141». Однако в нем вообще не было никаких инноваций, которые были бы достойны двадцать первого века.

Поэтому конструкторам предстояло проработать для нового концепта многообещающие решения. Следует заметить, что «Истра» проектировалась не по предложению инженерного состава завода, а исключительно согласно инструкциям от руководства партии. В то время Горбачев ставил перед страной конкретную цель: ускорить в СССР научно-технический прогресс. Поэтому в восемьдесят пятом году и была создана группа для проектирования автомашин с перспективой. В то время никому и в голову не приходила мысль о том, что СССР распадется. Поэтому большинство крупных предприятий уверенно держались оптимистического курса на девяностые годы своего столетия.

Старт нового проекта

Руководство автогиганта, осознавая значимость наступающей раз в тысячелетие даты, в 1985 году собрало группу специалистов, которые должны были заниматься «перспективными моделями» Она называлась УКЭР — Управление конструкторских экспериментальных работ.

В этот коллектив с весьма громким названием входило всего четыре человека: Сергей Ивакин – дизайнер по экстерьеру и интерьеру, Михаил Душутин, который осуществлял все работы, связанные с кузовом, Алексей Джигурда, отвечающий за двигатель и коробку передач, и, наконец, Александр Куликов, который собрал шасси и одновременно являлся ведущим конструктором. Кроме того, он координировал действия команды и улаживал все вопросы с зарубежными и отечественными партнерами АЗЛК. «Москвич-2144» называли «Автомобилем двухтысячного года». Забегая вперед, скажем, что он был выпущен в единственном экземпляре.

«Москвич-2144 Истра»: история создания

Дизайном нового концепт-кара занимался художник-конструктор С. Ивакин. Вначале он создал пластилиновый макет масштабом 1:4, а затем продул его в аэродинамической трубе. С помощью компьютера Ивакин получил математическую модель, на основе которой на специальном пятикоординатном станке отфрезеровали поверхность кузова. Она была из пенопласта. А уже с нее были сняты матрицы, по которым из стеклоткани были сделаны кузовные панели. Оконные панели создавали из оргстекла.

После этого начали собирать макетный образец концепт-кара «Москвич-2144 Истра». Фото всех этих базовых деталей сегодня можно увидеть в музее автозавода. Кузов был установлен на каркас-шасси, имеющем настоящие колеса. С использованием тех же технологий был изготовлен и интерьер автомобиля. Под капотом установили макет его двигателя.

Макетный образец был окрашен в белый цвет. Однако «Москвич-2144», фото которого хорошо передает элегантную пластику его кузова, должен быть стать самым современным автомобилем для СССР, но имел бесславную историю. Основополагающим при создании нового концепт-кара была не только его высокая технологичность. В первую очередь акцент делался на его «экологической чистоте».

«Москвич-2144»: обзор

С целью снижения расхода топлива и вредных выбросов в атмосферу конструкторы максимально минимизировали массу автомобиля и оснастили машину необычным по тому времени силовым агрегатом. Вследствие широкого использования алюминия в деталях его кузова «Москвич-2144» получился на тридцать семь процентов легче модели «2141». В его подкапотное пространство создатели решили поместить многотопливный дизель, выпускаемый немецкой компанией Elsbett Konstruktion.

Роль коробки передач изначально должен был брать на себя бесступенчатый вариатор, разработанный членом группы А. Джигурдой. Однако в восьмидесятых годах прошлого столетия этот тип трансмиссии считался непопулярным. Поэтому главный конструктор автокара Александр Куликов поручил тому же А. Джигурде построить более привычную «механику», имеющую пять ступеней. Для новинки «Москвич-2144» предусматривался на выбор передний или полный привод.

Хорошие плоды дало сотрудничество АЗЛК не только с именитыми иностранными, но и с отечественными партнерами. Разными научно-исследовательскими институтами и оборонными объединениями для «Истры» были подготовлены антипробуксовочная система, подушки безопасности, кондиционер, пневмоподвеска и многое другое.

Двигатель

Немецкий многотопливный дизельный 1,45-литровый мотор, выпускаемый компанией Elsbett Konstruktion, имел три цилиндра. Он назывался Elko и имел весьма простую конструкцию. Двигатель способен был выдавать около девяноста лошадиных сил, что было достаточно неплохо не только для такого объема, но и вообще для того времени. Особенностью Elko была технология «Дуотермик». Она позволяла использовать при работе не только дизтопливо, но и керосин или бензин с низкими октановыми числами, а также нерафинированное растительное масло.

Технические характеристики

Итоговой цифрой для модели «Истры» стал его расход: три литра на сто километров и сегодня демонстрирует ограниченное количество автомобилей. Рассказывая все о «Москвиче-2144», нельзя не остановиться на его технических характеристиках. Новинка имела две двери и пять мест в салоне. Ее многотопливный трехцилиндровый турбодизельный двигатель имел объем 1450 куб. сантиметров. Мощность составляла шестьдесят восемь лошадиных сил. «Москвич-2144 Истра», технические характеристики которого сильно отличались от таковых у предыдущих моделей, имел автоматическую бесступенчатую коробку передач. Предположительно, этот концепт-кар должен был развивать максимальную скорость 185 км в час. Разгоняться до ста километров он, по утверждению создателей, мог за двенадцать секунд.

Потребителю особенно понравился бы такой показатель, как расход топлива. При скорости девяносто километров в час он должен был потреблять всего 2,2 литра, при 120 – 3,2.

«Москвич-2144» имел в длину 4400 миллиметров, в ширину – 1700 при высоте 1335. Колесная база «Истры» была 2550 мм. Передняя и задняя колеи доходили до 144 сантиметров. Весьма «обнадеживающим» был вес автомобиля «Москвич-2144». Характеристики его массы были следующими: снаряженная – 700, а полная – 1100 килограммов.

Другие новшества

На экспериментальной модели «Москвича» должны были присутствовать и средства безопасности, причем как активной, так и пассивной. Для этого для нее разработали ABS — антиблокировочную тормозную систему, оригинальные ремни, имеющие пиротехнические преднатяжители, надувные подушки безопасности. В сборочном списке присутствовали даже сканеры для переднего обзора, которые при помощи проекционного дисплея могли выводить картину на лобовое стекло.

В темное время суток или в условиях недостаточной видимости практически все предметы, а также животные и люди проецировались на лобовое стекло, тем самым снижая до минимума вероятность столкновения. Отдельно следует упомянуть о бортовой системе самодиагностики разрабатываемого автомобиля «Истра». В отличие от многих современных аналогов, в которых просто горит лампа неисправности, к примеру, check engine, вынуждающая владельца по любому, даже незначительному поводу обращаться в сервис и тратить деньги, «москвичевская» сразу же выводила на экран самую исчерпывающую информацию о возникшей неисправности, а также о вариантах ее локализации и способе устранения. Это являлось совершенно иным подходом не только к созданию автомашины, но и к потребителю, чтобы не вводить его в заблуждение.

Проблемы

При проработке вопроса о массовом выпуске «Истры» возник ряд вопросов, связанных как с необходимостью изменить конструкцию двигателя, так и отработки технологии его производства. Дело в том, что предложенный вариант двигателя «Москвича-2144» был нетехнологичен для массового выпуска. Даже смена крупных поставщиков уже представляла собой весьма серьезную по тем временам проблему. Однако все вышесказанные вопросы были решаемы, в отличие от основного — финансирования проекта. Рублевую часть брал на себя АЗЛК, но в 1991 году была объявлена либерализация цен, которая мгновенно лишила столичный автозавод всех свободных средств.

Внешний вид

Как и любой новый автокар, «Москвич-2144» не мог выглядеть обычно. Даже при первом взгляде на него трудно не оценить талант Ивакина, настолько футуристичной получилась у него линия кузова. Но изюминка «Истры» состояла в двух ее огромных дверях, которые открывались наверх и позволяли попадать в салон. Следует отметить, что такими двери были сделаны не только исключительно «для красоты», но и для большего удобства: без боковой стойки грузить крупногабаритные предметы в салон автомобиля гораздо легче.

Внешний вид, который получил «Москвич-2144», считался передовым для того времени. Даже сегодня его дизайн трудно назвать устаревшим. И хотя внешние показатели были важны, они не были приоритетными. Настоящим прорывом было использование в материале кузова алюминия. Это сегодня «Ягуар», «Ауди» и т. д. воспринимаются привычно, но в СССР в конце двадцатого века пользователи только предвкушали использование авиационного материала.

Интерьер

Не только внешний, но и внутренний вид «Истры» был замечательным. Интерьер концепт-кара, весьма простой, при этом выглядел притягательно. Легкий руль и регулируемая колонка, встроенные в подлокотники дверные ручки, встроенный на центральную консоль дисплей бортового компьютера – все это говорило о том, что перед человеком не рядовой автомобиль.

Бесславный конец

В 1991 году было завершено создание макета «Москвича-2144». В нем функционировало все — и двери, и багажник, и капот и даже рулевой механизм. Но, к сожалению, история этого перспективного автомобиля на макете закончилась. Несмотря на то что данный проект просуществовал до 1993 года, продвижений больше не было. Одними из главных причин стали напряженная ситуация в то время в стране и смерть в 1992 руководителя АЗЛК В. Коломникова – одного из тех, кому этот концепт был чрезвычайно интересен.

Разработки модели «Москвич 2144» продолжались еще некоторое время. Но в 1993 году, после прекращения госфинансирования программы «Высокоскоростного экологически чистого транспорта» были остановлены и работы по созданию «Автомобиля двухтысячного года».

Интересные факты

Сегодня макет «Москвича-2144 Истра» можно видеть в Москве в музее ретро-автомобилей. Модель так и не вышла из стадии опытно-экспериментальной. Его индекс был впоследствии присвоен полноприводному седану «Иван Калита». «Истра» была очень современным автомобилем для эпохи Советского Союза со своей отличной аэродинамикой, коробкой — автоматом, экологичным дизельным мотором и, главное, возможность проецирования всей визуальной информации на лобовом стекле. Очень жаль, что она осталась только лишь макетом, который сегодня пылится на уже давно закрытом заводе АЗЛК.

Этот и другие такие же смелые проекты являются доказательством того, что на рубеже восьмидесятых-девяностых годов автопромышленность СССР готовилась сделать качественный рывок. Трудно сказать, как бы выглядели сегодня автомобильные салоны, если бы удалось воплотить в жизнь «Истру».

Советская авто-мото техника

Футуризм по-советски: Москвич 2144 «Истра»

Конец 80-х ознаменовался тем, что отечественными автомобильными конструкторами был подготовлен ряд перспективных проектов, которые опередили своё время. А многие технические решения, которые должны были использоваться в советских концепт-карах, стали относительно недавно применяться зарубежными автомобильными производителями.

На концерне АЗЛК была разработана одна из таких перспективных моделей. Автомобиль получил название Москвич 2144 «Истра».

Дизайн автомобиля вовсе не походил на предыдущие модели, произведённые автоконцерном. АЗЛК 2144 «Истра» обладал рядом уникальных решений, ранее не использовавшихся в советских автомобилях: дюралевый кузов, одна широкая боковая дверь, которая открывалась вертикально вверх. Внутри, салон оснащался двумя рядами кресел. Предполагалось, что автомобиль будет оснащаться дизельным силовым агрегатом от компании Elsbett. В автомобиле предполагалась установка системы ночного видения, а также проекции показаний приборов автомобиля на лобовое стекло.

Модель разрабатывалась в рамках проекта «Автомобиль 2000 года». С помощью этого автомобиля, автоконструкторы пытались предугадать, какими будут автомобили через пятнадцать лет.

Также автомобиль должен был оснащаться пневматическая подвеска, которая управлялась бы электронной системой, позволяющей изменять высоту дорожного просвета, и жёсткость амортизатора. Эти параметры настраивались в зависимости от качества дорожного покрытия, по которому передвигался автомобиль.

На автомобиле должна была монтироваться климатическая установка, в том числе оснащённая кондиционером. Интересно, но эта установка проектировалась отечественным КБ. Для автомобиля создавались и оригинальные шины. Интересно, что автомобиль оснащался бы системой распознавания ошибок. На дисплее, внутри салона, при возникновении ошибки показывалось бы сообщение, несущее в себе информацию о месте, где возникла неисправность, и способах её устранения.

Автомобиль мог бы стать самым настоящим прорывом в отечественном автомобилестроении, однако планам не суждено было сбыться: потому, эта перспективнейшая модель так и осталась лишь макетом, который хранится в полупустых корпусах бывшего завода АЗЛК.

Москвич вернулся! Суперкар 80-х рвет концепты BMW и Mercedes 21 века! Автомобиль будущего из СССР!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector