0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взлет и падение украинского автобусного завода ЛАЗ

Львовский автобусный завод — Lviv Bus Factory

Львы автомобильный завод ( Украинский : Львівський автомобільний завод ), в основном известен под устаревшим названием L’vivs’ky Avtobusnyi завод ( украинский : Львівськие автобусние завод , буквально «Львовский автобусный завод» ) был автобус производственной фирмы в г. Львов , Украине . Их торговая марка — ЛАЗ ( ЛАЗ ), и компания и ее продукция часто упоминаются именно этим сокращением, а не полным названием.

Это был один из крупнейших производителей автобусов в Советском Союзе и крупнейшее промышленное предприятие Львова. Завод принадлежит частной холдинговой компании.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Удобства
  • 3 Структура
  • 4 Текущие модели
  • 5 снятые с производства модели
  • 6 Электромобили
  • 7 прицепов
  • 8 Автокраны
  • 9 прототипов
  • 10 См. Также
  • 11 ссылки
  • 12 Внешние ссылки

История

Львовский автобусный завод ЛАЗ был построен в 1945 году для производства автобусов ЗИС для СССР. Когда возникла идея создать совершенно новый автобус, автобус ЛАЗ 695 был разработан и одобрен Минтрансом Москвы . Производство было начато в 1956 году и продолжалось до 2006 года. Это самый успешный автобус в мире и рекордсмен по продолжительности производства. В 1970-е годы было создано много новых моделей, таких как ЛАЗ 699 и 697, которые являются туристическими автобусами. В 1967 году на Брюссельском автосалоне ЛАЗ стал лучшим автобусом Европы. ЛАЗ был первым, кто в 1963 году создал автобус с низким полом под названием ЛАЗ 360, разработанный Нами СССР. После распада Советского Союза в 1991 году ЛАЗ сильно пострадал из-за потери финансирования. Производство остановлено из-за отсутствия заказов. После того, как экономика пошла на подъем, ЛАЗ снова стал производить автобусы. Создан ЛАЗ 52523.

В 2001 году ЛАЗ был продан российскому бизнес-магнату Игорю Чуркину . После продажи компании вся производственная линия была модернизирована для выпуска новых автобусов по невысокой цене. ЛАЗ использовал систему под названием «гибкая сборочная линия», что означает, что на одной линии можно было производить множество различных моделей, поскольку все автобусы ЛАЗ собирались вручную.

Среди наиболее известных его продуктов — городской автобус ЛАЗ-695 и его удлиненная туристическая версия ЛАЗ-699. ЭлектроЛАЗ, характерный современный троллейбус ЛАЗ , курсирует более чем в 25 городах по всему миру. ЛАЗ предоставил транспорт для чемпионата УЕФА Евро-2012, который проводился в Украине и Польше в 2012 году. Правительство Украины подписало контракт на закупку 2500 новых автобусов «СитилаЗ» и, возможно, еще 800. После чемпионата автобусы ЛАЗ использовались в качестве регулярного городского транспорта в городах, принимающих Евро-2012. В 2012 году были представлены три новые модели: ЛАЗ 695 «Союз», ЛАЗ 4207 ДМ и ЛАЗ А183 CNG.

Удобства

ЛАЗ Холдинг имеет два завода, расположенных в Украине. ЛАЗ — больший, а ДАЗ — меньший.

ЛАЗ находится во Львове , Украина, и состоит из более чем 300 зданий, расположенных в собственном небольшом городке. Собственность завода оборудована собственной системой водоснабжения, преобразовательной установкой, системой фильтрации газа, системой очистки и отвода воды, системой охлаждения оборудования, централизованным сжатым воздухом, пожарной частью, полицейской командой, внутренней телефонной связью / системой громкой связи, зданием прессы, лазером. цех раскроя, цех хромирования, цех металлообработки, окрасочный цех, дизайнерский квартал, маркетинговый центр. Фабрика занимает более 20 кварталов в ширину и 30 в глубину.

ДАЗ меньше по размеру, состоит из 20 больших зданий, расположенных в Каменском . ДАЗ оснащен большим сборочным цехом, централизацией сжатого воздуха, сварочным, покрасочным, испытательным центром и многим другим.

Центральный офис ЛАЗ Холдинга находится в Киеве , Украина, в центре города.

Структура

ЛАЗ Холдинг состоит из нескольких компаний.

  • Львовский автобусный завод «ЛАЗ»
  • Днепровский автобусный завод «ДАЗ»
  • Николаевский машиностроительный завод «ММЗ»
  • ЛАЗ финансовая компания «ЛАЗ Финанс»
  • Продажа ЛАЗов «Торговый дим ЛАЗ»
  • ЛАЗ Сервис и запчасти «ЛАЗ Сервис»
  • Центральный офис ЛАЗ Холдинга «Офис Киев»
  • ЛАЗ Нью-Йорк офис «Офис Нью-Йорк»
  • Lemberg Coach Автобусы класса люкс «Lemberg Coach»

Текущие модели

  • ЭлектроЛАЗ-12
    • ЭлектроЛАЗ Э183Д1 — троллейбус постоянного тока 12 метров
    • ЭлектроЛАЗ Э183Д2 — 12 метровый троллейбус постоянного тока 2 двигателя
    • ЭлектроЛАЗ Э183А1 — троллейбус 12 метров переменного тока
    • ЭлектроЛАЗ Э183А2 — троллейбус 12 метров, двигатель постоянного тока 2
  • ЭлектроЛАЗ-20
    • ЭлектроЛАЗ Э301Д1 — троллейбус постоянного тока длиной 18,6 метра
    • ЭлектроЛАЗ Э301Д2 — троллейбус длиной 18,6 метра, двигатели постоянного тока 2
    • ЭлектроЛАЗ Э301А1 — троллейбус 18,6 метра переменного тока
    • ЭлектроЛАЗ Э301А2 — троллейбус длиной 18,6 метра, двигатели постоянного тока 2
  • ИнтерЛАЗ 10ЛЭ (ЛАЗ-42078) — междугородний автобус длиной 10 метров
  • ИнтерЛАЗ 12ЛЭ — междугородний автобус длиной 12 метров
  • ИнтерЛАЗ 13.5ЛЭ (ЛАЗ-А191Ф0) — междугородний автобус длиной 13,5 метров
  • ЛАЗ Лайнер-9 (ЛАЗ-А141) — 9-метровый междугородний автобус
  • ЛАЗ Лайнер-12 (ЛАЗ-5207) — междугородний автобус длиной 12 метров.
  • ЛАЗ А141 Лайнер (ЛАЗ-А141Д1) — автобус длиной 9,2 метра

ТУТ ЗАБАВНО

Авторизация на сайте

Свежие записи

  • Девушки на снимках Джарбаса Прадо
  • Нелепые ошибки строителей. Косяки строителей. Подборка №zabavatut-bild-20441106042021
  • 22 случая, когда ожидания столкнулись с разочаровывающей реальностью
  • Зачем царь Иван Грозный нанял пирата и почему остался недоволен его службой
  • Такой юмор: забавные истории и нестандартные картинки

О сайте «Тут забавно»

Свежие комментарии

  • Смешные и нелепые ценники в магазинах — ZENNCLUB к записи Смешные и нелепые ценники в магазинах
  • Кристофер Вальц сыграет Михаила Горбачева в новом мини-сериале (10 фото) — ZENNCLUB к записи Кристофер Вальц сыграет Михаила Горбачева в новом мини-сериале (10 фото)
  • Деревенский юмор. Сельские приколы. Подборка №zabavatut-derevnya-14230311112020 — ZENNCLUB к записи Деревенский юмор. Сельские приколы. Подборка №zabavatut-derevnya-14230311112020
  • Заслужила — ZENNCLUB к записи Заслужила
  • Неловкие моменты из жизни. Подборка №zabavatut-moment-34130415122020 — ZENNCLUB к записи Неловкие моменты из жизни. Подборка №zabavatut-moment-34130415122020

Метки

Взлет и падение украинского автобусного завода ЛАЗ

ЛАЗ был одним из самых мощных автозаводов всего Советского Союза. Завод базировался во Львове, за это он и получил свое название (Львовский Автобусный завод – ЛАЗ). Многие автобусы широко использовали в аэропортах на аэродромах. До сих пор в разных уголках СНГ можно иногда увидеть известную модель завода ЛАЗ 695, которая не сходила с конвейера целых 46 лет.

Работа завода началась в 1945 году. Сначала там выпускали разнообразную промышленную продукцию (прицепы, автокраны), а в 1955 году у руководства завода появился амбициозный план построения собственных автобусов.

Были закуплены образцы иностранных Mercedes и Neoplan, и после их детального изучения появилась первая модель ЛАЗ 695, которая имела еще множество модификаций, и как уже отмечалось, почти 50 лет не покидала конвейера. В 1968 году ЛАЗ выпустил свой тысячный автобус 695Б, на автомобильной выставке в Брюсселе модель получила диплом и широкое признание в Европе.

В 70-х ЛАЗ начинает выпускать большие туристические автобусы, таким образом, составляя серьезную конкуренцию «Икарусу». Также завод начал осваивать троллейбусный рынок. В 1974 году ЛАЗ выпустил свой стотысячного автобус. С 1977 года компания начала выпускать автобусы 4202 с автоматической коробкой передач, это событие стало большим достижением того времени.

В 1988 году завод выпустил 14 646 автобусов, это был рекорд. С 1991 года на междугородные автобусы ЛАЗ начали ставить двигатели Renault. В конце 90-х инженеры произвели массовый рестайлинг многих моделей, что позволило заводу сохранить лидирующие позиции в Украине.

С 2004 года завод занялся выпуском передовых NeoLaz с низким полом для города (City) и для обслуживания аэропортов. В 2008 году завод выпустил юбилейный 365 000 экземпляр автобуса. ЛАЗ поставлял свою продукцию для доставки команд и фанатов, когда в Украине был футбольный турнир ЕВРО 2012.

Первые признаки будущего краха автозавода появились в 2001 году, когда более 70% акций компании были проданы «СИЛ-Авто». С тех пор завод начал постепенно приходить в упадок. Чиновники так и не смогли вернуть завод в государственную собственность.

В 2014 году была приостановлена работа предприятий во Львове и Днепродзержинске. В настоящее время львовский отдел частично начал работу, но ненадолго. В конце весны 2015 года, все оборудование из львовского завода решили перевести в Днепродзержинск, но и там завод так и не начал работу. В начале 2019 года начался полный снос корпусов завода, территорию планируется застроить IT-хабом и жилыми домами.

Есть ли необходимость в возобновлении производства автобусов ЛАЗ?

Статья о возможности возобновления производства автобусов ЛАЗ в Украине — история предприятия, модели, надежды на возрождение бренда. В конце статьи — видео о редких моделях ЛАЗ.

Содержание статьи:

  • Новая линейка продукции
  • Взгляд в историю
  • Победы и новые разработки
  • Недавние события
  • Так нужен ли Украине ЛАЗ
  • Видео про редкие автобусы ЛАЗ

Руководство Львовского автобусного завода опубликовало информацию о том, что на предприятии возобновлены производственные работы. Как сообщает начальник департамента продаж готовой продукции группы City Transport Group А.Бондаренко, в состав которой включён ЛАЗ, в сборочных цехах завода уже собраны первые восемь автобусов.

Собранные транспортные средства проданы с помощью дилерской компании. На данный момент руководство завода занято подбором персонала и поиском дилерских организаций для налаживания долгосрочного сотрудничества.

Новая линейка продукции

На сегодняшний день на официальном сайте Львовского автомобильного завода представлена изменённая и обновлённая линейка производимых транспортных средств. Открывает её «Легенда 695» — знаменитый ЛАЗ-695, который в результате рестайлинга обзавёлся системой климат-контроля, двигателем Yuchai и немецкой рессорной подвеской ZF SACHS с компенсирующими пружинами и амортизаторами. Внешне изменённый 695 напоминает ЛАЗовские разработки «Лайнер-10» и «Лайнер-9».

Кроме того, стоит отметить демонстрирующийся в списке моделей ЛАЗ А 152 – низкопольный десятиметровый пассажирский транспорт, рассчитанный на 74 человека и оборудованный рампой для колясок, а также две модификации хорошо известной разработки с ровным полом ЛАЗ А183: F0 и N1, обе с системой видеонаблюдения и климат-контролем.

Прочие модели в линейке:

  • ЛАЗ модели А191 для пригородных транспортных сообщений;
  • троллейбус модели Е183;
  • двухсекционный троллейбус модели Е303 с асинхронным двигателем;
  • автобус-«гармошка» повышенной пассажировместимости А292;
  • машина скорой помощи на базе модели NeoLAZ со 100% автономным оснащением электропитанием передвижной клиники.

Обращает на себя внимание тот факт, что все новые модели автотранспорта оснащены качественными и надёжными, зарекомендовавшими себя импортными двигателями.

Существенно улучшились характеристики надёжности и безопасности, повысился уровень комфорта автобусных салонов. Все модели в полной мере отвечают мировым стандартам пассажирского транспорта.

Взгляд в историю

В период существования Союза Советских Социалистических Республик ЛАЗ являлся крупнейшим изготовителем пассажирских транспортных средств не только в стране, но и в странах так называемого социалистического лагеря.

Указ об основании предприятия был подписан 21 мая 1945 года. Первая очередь мощностей была построена за десять лет. Уже в 1955 году Львовский автомобильный завод приступил к проектным работам по созданию своей первой модели транспорта, а спустя всего год после начала проектировочных работ представил на суд специалистов и общественности свою первую городскую машину – ставший впоследствии знаменитым ЛАЗ 695.

Несколько позже из сборочных цехов завода стали выезжать «Туристы» (ЛАЗ 699), автобусы для городских перевозок пассажиров ЛАЗ 42021, автобусы повышенной пассажировместимости ЛАЗ 52521.

В 60-х годах двадцатого века на базе кузовов 695 модели завод стал производить троллейбусы. В скором времени эстафета их выпуска была передана в Одесский автомобилестроительный завод, а сами троллейбусы получили наименование ОдАз 695Т.

Победы и новые разработки

В 1967 году автобусы ЛАЗа были представлены на 18-й Международной неделе автобусов, которая традиционно проходила в Ницце. Разработки львовян пользовались потрясающим успехом. Автобус модификации ЛАЗ 699А получил наивысшую награду форума – Гран-при.

Стоит отметить, что даже ведущие производители за пределами СССР в то время низкопольных моделей автобусов не выпускали.

В поисках конструкторского решения разработчики избавились от традиционной рамы — её несущие функции перенесли непосредственно на кузов и усилили его боковины, которые стали напоминать ферму моста. Чтобы избежать необходимости тянуть тоннель карданного вала к задним колёсам автобуса, конструкторы предложили сделать автобус переднеприводным.

Передний привод для нагруженного автобуса оказался не слишком удачной идеей, но все остальные конструкторские находки оказались более чем востребованными.

В 1970 году разработчики ЛАЗа порадовали новой моделью – ЛАЗ 360, в котором была реализована электрическая трансмиссия: мотор, смонтированный в задней части автобуса, активизировал работу генератора, а тот, в свою очередь, активизировал тяговые электромоторы. Модель имела четыре оси, что позволило добиться отличной развесовки.

Завод по праву гордился тем, что именно ЛАЗу было поручено изготовить партию специально разработанных пассажирских транспортных средств для обслуживания Гагаринского центра подготовки космонавтов и космодрома Байконур. Модели ЛАЗ 5255П и 5255П1 были спроектированы и выполнены специально для условий Байконура: они создавались с герметизированным салоном для защиты от пыли и оснащались кондиционерами, тепловым экраном на крыше и атермальными стёклами для снижения температуры в пассажирском салоне.

Недавние события

В начале 21 века хозяином ЛАЗа стал печально известный бизнесмен из России Чуркин. При нём Львовский автобусный завод освоил выпуск современных моделей низкопольных автобусов и троллейбусов, но, к сожалению, в этот период финансовое состояние завода стало стремительно ухудшаться. Удивляться не приходится – на рубеже 21 века многие производственные объединения и предприятия испытывали серьёзные трудности на рынке. Не миновала сия чаша и ЛАЗ.

Читать еще:  Отзыв владельца Mitsubishi Outlander (Митсубиси Аутлэндер) 2013; г

В 2010-х годах наиболее удачным можно считать только получение заказа под «Евро-2012». После завершения производства транспорта под этот заказ работы на Львовском автомобильном заводе практически остановились, выставленные тендеры на производство транспорта с тех пор не приносили существенных результатов.

В 2014 году ЛАЗ заинтересовался вопросом участия в тендере на производство и поставку пассажирского транспорта для сочинской Олимпиады и выдвинул свои предложения, чтобы получить контракт. К сожалению, в силу ряда объективных причин соглашение так и не было достигнуто. Спустя год так же потерпела крах попытка договориться с властями Каира о производстве и поставке более трёхсот автобусов. С тех пор завод разрушался, людей увольняли, оборудование распродавалось за коммунальные долги.

В 2013 году численность сотрудников завода составляла всего 300 человек, которых отправили в бессрочный отпуск без выплаты денежных средств. В 2014 году завод полностью остановился. В марте 2015 года новостные ленты облетело сообщение о том, что заводское оборудование ЛАЗа выставлено на аукцион.

Так нужен ли Украине ЛАЗ

В свете описанных событий возникает закономерный вопрос — нужен ли Украине ЛАЗ? Реалии рыночной экономики демонстрируют нехитрую истину: если производство не востребовано, оно умирает. Но если проанализировать состояние автобусного парка страны, выводы будут неутешительные: автобусы в большинстве своём старые, не соответствующие европейским стандартам безопасности и требованиям экологических нормативов.

Следует отметить, что здесь не имеется в виду автотранспорт крупных городов — там ситуация с обеспечением пассажирским транспортом более-менее удовлетворительная. А вот в небольших населённых пунктах, которых по стране подавляющее большинство, ситуация совершенно иная.

В ситуации с ЛАЗом важна и такая составляющая, как проектные наработки завода. В активе Львовского автомобильного – десятки удачных решений и уникальных конструкторских находок, которые составляют творческое наследие нескольких поколений конструкторов. Если грамотно использовать это наследие, есть неплохой шанс завоевать не только отечественный, но и зарубежный рынок.

Новая надежда

Мэрия Львова неоднократно строила планы по восстановлению завода. На протяжении многих десятилетий это предприятие входило в состав так называемых градообразующих предприятий города, что делало его ценным для экономики Львова.

В феврале 2018 года был опубликован проект, согласно которому депутаты мэрии признавали целесообразным восстановление завода и давали согласие на выкуп производственных зданий. Постановление также предусматривало, что мэрия Львова должна изыскать средства для того, чтобы выкупить здания и сооружения ЛАЗа для восстановления его работы.

Единственным исключением можно назвать выступление предприятия на «Сити Транспорт 2017», где конструкторы предприятия продемонстрировали участникам форума автобус с двигателем на газовом топливе.

В июне 2018 года пришла обнадёживающая новость: два завода, специализировавшиеся на создании автобусов марки ЛАЗ, вновь приступили к производству автотранспорта. Львовский автобусный завод и Днепровский автобусный завод, входящие в группу City Transport Group, собрали восемь новых автобусов. По словам представителей руководства, продано три модели А191 и пять моделей А183.

Подобные новости вселяют надежду на то, что ЛАЗ наконец-то нашёл опору и будет медленно, но неуклонно восстанавливаться после пережитого кризиса. Без сомнения, за годы неудач и бездействия предприятие утратило значительную часть производственных мощностей. Но главное, утрачены бесценные кадры – конструкторы, технологи, квалифицированные рабочие — все те специалисты, которые трудились на заводе и были вынуждены уйти с него, чтобы прокормить свои семьи в период, когда на заводе не платили заработную плату. Сумеет ли руководство ЛАЗа восстановить все утраченные ресурсы – совсем не праздный вопрос.

Городской пассажирский транспорт нуждается в регулярном обновлении парка, и, безусловно, отечественное производство финансово гораздо предпочтительней, чем зарубежные закупки автотранспорта. Более того, история завода наглядно демонстрирует, что автобусы производства ЛАЗ отлично справлялись и на зарубежных рынках, так что если завод будет восстановлен в полном объёме, ему вполне по силам будет выигрывать и международные тендеры на производство и поставку техники.

По словам А.Бондаренко, восстановительные работы на ЛАЗе начаты в феврале 2018 года. Это небыстрый и отнюдь не дешёвый процесс, но уже полученные результаты и перспективы обнадёживают. В 2008 году завод был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как предприятие, выпустившее за время своего существования самое большое количество пассажирских транспортных средств в мире. Возможно, блюстители рекордов поторопились, и им придётся ещё не раз переписать эту страницу, фиксируя всё большее количество автобусов, несущих на себе логотип ЛАЗ.

Видео про редкие автобусы ЛАЗ:

Смерть легендарного ЛАЗа: Украина навсегда похоронила львовские автобусы

20 мая 1945 года советское правительство принимает решение о строительстве в городе Львове автобусного завода. Недавно завод прекратил своё существование.

20 мая 1945 года советское правительство принимает решение о строительстве в городе Львове автобусного завода. К тому времени во Львове уже существовало машиностроительное предприятие, производившее автопогрузчики, автокраны и грузовые прицепы. Львовский автобусный завод стал важным звеном в промышленном развитии старинного города.

В 1965 году из цеха Львовского автобусного завода выходит первый ЛАЗ-695 с панорамным остеклением крыши. Эта машина была предназначена для гостей Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, который прошёл в 1957 году в Москве, поэтому и автобус получил название «Фестиваль». К настоящему времени сохранился только один экземпляр ЛАЗ-695, который хранится в Музее Мосгортранса в Москве.

Образцами для ЛАЗ-695 служили немецкие «Магирус» и «Мерседес Бенц 321». От первого было взято оформление автобуса, а от второго — конструкция и размещение узлов и агрегатов. Львовский первенец получился очень современным — с модными обтекаемыми формами, панорамным остеклением и задним расположением двигателя. Ставший легендарным и самым распространённым видом общественного транспорта ЛАЗ-695 в различных модификациях выпускался до 2008 года.

Постсоветская история Львовского автобусного завода была историей борьбы за выживание. Если в советские годы ЛАЗ выпускал по нескольку тысяч автобусов в год (Рекорд: 14 646 машин в 1988 году), то после распада СССР производство уменьшилось в десять раз. В 2013 году из-за того, что муниципальные власти Украины не оплатили поставку уже изготовленных автобусов, весь коллектив предприятия был отправлен в бессрочный отпуск. К тому времени на ЛАЗ работали только 300 человек.

В октябре 2014 года Львовский автобусный завод окончательно остановил работу. Неоплата поставок уже готовых автобусов в счёт госконтракта не позволила предприятию оплачивать коммунальные услуги и выдавать зарплату. Даже оставшиеся в цехах машины не было возможности продать из-за отсутствия спроса и на Украине, и за границей.

Через год из цехов, находившихся в аварийном состоянии, было вывезено оборудование, а помещения выставлены на аукцион. Львовский автобусный завод, попавший в книгу рекордов Гиннесса как предприятие, выпустившее самое большое количество автобусов в мире, прекратил своё существование. Sic transit gloria mundi…

Львовский Автобусный Завод

История предприятия ЛАЗ.

Постановление о создании автосборочного завода во Львове было принято 3 апреля 1945 года. Буквально через полтора месяца, 21 мая, определили основные вопросы по его строительству.

Постановлением Совмина СССР в 1949 году еще не достроенному заводу предписывают освоить производство автобусов и электромобилей, при этом сам завод получает название «Львовский автобусный завод имени 50-летия СССР». Тогда же, ещё до окончания строительных работ, налаживается процесс изготовления для автокранов запасных частей.

ЛАЗ занял в СССР почетное место производителя автобусов, предназначенных для туристических, междугородных и пригородных перевозок. Завод стал лидером по производству автобусов во всем Советском Союзе.

Какое-то время спустя, Совнарком решил начать изготовление оборонной промышленности, из-за чего программа ЛАЗа была кардинально изменена. Новое задание выглядело следующим образом: в год завод должен производить автомобильные краны АК-32 в количестве 3 000 и массой в три тонны каждый (их производство на завод передали из Днепропетровска), автобусы ЗИС-155 в количестве 2 000, а также 1 000 электромобилей.

На заводе начинают осваивать производство автомобильных кранов ЗИС-150.

ЛАЗ-150Ф

Через несколько лет заводу поручают производство новых автомобилей-фургонов. Это стало результатом постановления правительства в 1953 году: «О дальнейшем развитии советской торговли». Завод должен был начать выпуск ЛАЗ-150Ф — автомобилей-фургонов, а также ЛАЗ-729; ЛАЗ-742Б; ЛАЗ-712; 1-АПМ-3 – группы прицепов, и настроить выпуск прицепов-автолавок. Уже к 1955 году ассортимент продукции, выпускаемой Львовским автозаводом, заметно расширился. Хотя основа производства по-прежнему оставалась на кранах (производство которых удвоилось всего-лишь за 5 лет работы завода), завод также начал делать хлебные прицепы, запасные части и шасси для прицепов, разные виды прицепов.

17 августа 1955 года было проведено расширенное заседание техсовета завода. На заседании было определено новую техническую политику завода, а также разработан типаж будущих Львовских автобусов, которые должны будут удовлетворять потребности народного хозяйства. Новая политика предусматривала выпуск автобусов средней вместимости, которые были максимально приспособлены для советских условий эксплуатации.

В это же время, шла организация нового, молодого конструкторского коллектива, руководство которым взял на себя В.В.Осепчугов (в это время как-раз строился новый завод). Изначально планировали производить на Львовском автобусном заводе автобуса ЗИС-155. Эта перспектива не устроила молодой коллектив КБ. Новый руководитель Осепчугов «заразил» молодых конструкторов, которые совсем недавно окончили высшее учебное заведение, «автобусной болезнью», которой он успешно болел сам.

Группа молодых конструкторов создала собственную модель автобуса и отправила ее на рассмотрение «верхам». Эта модель оказалась успешной, и была утверждена. Для ЛАЗа закупили образцы самых современных автобусов Европы: Магирус, Неоплан, Мерседес. Эти образцы Их изучали, испытывали, рассматривали. Результатом этих испытаний и изучений стала новая конструкция львовского «автобуса-первенца», «рожденного» к концу 1955 года. За основу для автобуса взяли конструкцию «Мерседес Бенц 321», а внешняя стилистика была подсмотрена у западногерманского автобуса «Магирус».

ЛАЗ-695

Впервые в СССР на автобусе, произведенном во Львове, применили компоновку с продольным задним расположением двигателя и несущее основание: у ЛАЗ-695 кузов имел силовое основание, представленное в виде пространственной фермы из труб прямоугольного сечения. Также новшеством стала зависимая подвеска колес рессорно-пружинного типа. Подвеску разработали совместно со специалистами из НАМИ. С увеличением нагрузки жесткость подвески росла, это обеспечивали комфортабельные условия в салоне. Особенно во время езды. Благодаря этому, машинам ЛАЗ завоевали высокую оценку у потребителей.

При ЛАЗе в 1967 году было создано ГСКБ — Главное союзное конструкторское бюро.

В том же году, одна из львовских машин победила в номинации «Лучший европейский автобус» в Брюсселе. Через два года продукция ЛАЗ получила еще одно Гран-при в Ницце. На этом же фестивале в этом же году ЛАЗ получает золотую медаль за самую лучшую конструкцию кузова автобуса, водитель этого автобуса С.Борим, инженер-испытатель, получил золото за лучшее представленное на конкурсе вождение. Кроме названых, ЛАЗ получил призы от Президента Франции, а также два Больших приза отличия.

Автобусы, произведенные Львовским заводом, оценивали просто и лаконично – «Лучшие в СССР». Машины были надёжны в эксплуатации, неприхотливы в обслуживании, обладали высокой проходимостью. И, мало того, они были комфортабельны! Продукты ЛАЗа можно было видеть в любой части Бывшего Союза.

С 1969 по 1973 г. завод выпустил несколько образцов двух моделей автобусов — ЛАЗ-696 и ЛАЗ-698. Производители надеялись. Что 1974 г. станет годом выпуска первой промышленной партии, но этого не случилось. Не смотря на то, что образцы новых моделей автобусов во многом выигрывали у существующего ЛАЗ-695: они были более приспособлены к пассажироперевозкам в крупных городах, но они все-равно в серийное производство так и не попали. Основная продукция ЛАЗа не менялась — автобусы ЛАЗ-695. Основная причина, которая послужила отказом от выпуска новых моделей — закупки венгерских «Икарусов». Из-за наличия ряда обязательств перед странами соцлагеря Советский Союз прекратил вести свои конструкторские разработки автобусов с повышенной вместимостью.

ЛАЗ-4202

Сооружение нового главного корпуса завода завершили в 1979 году. Площадь корпуса превышала все производственные площади как минимум вдвое. Подобные масштабы позволили развернуть в заводе выпуск новых городских автобусов ЛАЗ-4202.

80-е годы для «ЛАЗ» были «золотыми» — завод стал самым крупным Европейским производителем автобусов. Ежегодно здесь выпускали до 15 тыс. машин.

В 1981 год завод отпраздновал свой 200-тысячный автобус.

1984 год – завод выпускает 250-тысячный автобус. В этот же год начинается выпуск среднего пригородного автобуса ЛАЗ-42021, оснащенного дизельным двигателем.

1986 год ознаменовался для завода началом выпуска автобусов ЛАЗ-695НГ, в которых применяется газовое топливо.

В 1988 году было выпущено рекордное для заводов СССР количество автобусов — 14646 единиц.

В 1991 году было начато выпуск ЛАЗ-42071- новых междугородных автобусов.

Из-за распада СССР после 1991 года, в Львовском заводе сильно сократились объёмы производства. За 10 лет своей работы (с 1989 по 1999) завод стал производить в 60 раз меньше машин. За весь период кризиса на заводе предпринимали несметное количество попыток новые версии базовых автобусов.

1992 год – начался серийный выпуск ЛАЗ-5252.

Читать еще:  Сравнение Lada Xray с Renault Sandero Stepway

Современное положение дел.

В 1994 году было создано на базе существующего предприятия ОАО «Львовский автобусный завод».

Октябрь 2001 года ознаменовался изменением владельцев — контрольный пакет акций «ЛАЗа», который входит 70,41% был выставлен на аукцион и на конкурсной основе приобретен украинско-российским ОАО «Сил-Авто». Стоит отметить. Что покупатель получил завод в очень тяжелое время – целый I квартал года предприятие полностью простояло в нерабочем состоянии. К концу 2001 года на заводе выпустили всего 514 машин, а это на 45% меньше, чем было выпущено в предыдущем году.

С новыми владельцами жизнь завода начала преображаться: обновили продукция, сняли с производства устаревшие модели автобусов ЛАЗ-699 и ЛАЗ-695. В мае 2002 года завод принял участие в Киевском международном автосалоне, где представил семейство обновлённых автобусов. С этого времени предприятие полностью переквалифицировалось на выпуск унифицированных автобусов разной длины: 9, 10 и 12-ти метров. Результатом стали автобусы: «Лайнер-9» (длиной в 9 метров), «Лайнер-10» (длиной в 10 метров) и «Лайнер-12» (длиной в 12 метров). Данные автобусы большей частью поставлялись в Казахстан и Россию. Также предприятие выпустило сочлененный автобус А-291, который прошел успешные испытания.

Лайнер-12

В конце 2002-го Кабмин Украины подписал постановление о возможном создании компании ЗАО ЛАЗ. Главная специализация новосозданного предприятия – производство троллейбусов, автобусов, а также специальных и грузовых автомобилей.

3 августа 2003 года одним из основателей стал ОАО «ЛАЗ».

Стоит отметить, что в декабре этого же года ЗАО «ЛАЗ» получил сертификат УкрСЕПРО и международный сертификат TUV CERT.

В мае следующего года были представлены два вида городского транспорта: «Аэропорт»- перронный ЛАЗ-АХ183 и «Сити» — низкопольный автобус ЛАЗ-А183.

В 2006 году 7 июня ЗАО «ЛАЗ» переименовали в «Завод коммунального транспорта».Этот год стал еще более знаменательным. Поскольку именно тогда на заводе были впервые использованы во время разработки и конструирования автобусов лицензионные пакеты для трехмерного моделирования «3-D». В том же 2006 году впервые провели обновление технологических процессов на заводе, обновили производственное оборудования уже не после создания новой модели. Как было принято делать раньше, а перед ее созданием.

На сегодняшний день Львовский автобусный завод сохранил за собой статус лидера по производству пассажирских лайнеров, что покрывает всю территорию бывшего СССР.

В наше время ЛАЗ – это крупное предприятие, которое занимает более 70 га. Общая площадь корпусов завода достигает – 280 тыс. кв.м., 188 тыс. кв.м. которых – это непосредственно производственные площади. На предприятии работает 4 800 единиц оборудования (как отечественного, так и импортного), что дает возможность создавать до 8 тыс. автобусов и троллейбусов (всех типоразмеров и любых назначений) в год.

ЛАЗ пытается соответствовать требованиям современного мира. Одним из новшеств, давно используемых в странах Европы, стало введение в работу заводу новой технологии по сборке кузова: ранее сборка происходила методом сварки, на сегодняшний день сварку заменили склейкой. Кроме того, большинство процессов механизировали, отныне грунтовку, шлифовку, нанесение клея выполняют современные аппараты. Стоит отметить, что клеящие смеси, мастики и герметики, используемые при установке стекол и панелей, являются также дополнительными элементами шумозащиты. Также на заводе присутствуют лазерные установки, которые режут металл. Благодаря наличию точных программ весь процесс происходит максимально точно и экономично. Каркас кузова фосфатируют, благодаря чему значительно повышается уровень коррозийной устойчивости металла. Завод дает десятилетнюю гарантию на свои автобусы.

Также на предприятии функционирует более десятка поточно-механических линий, сотни единиц полуавтоматического и автоматического оборудования, различных станков с ЧПУ. Общая длина производственного конвейера достигла 6000 м. Каждый автобус, перед выпуском, тестируют на уникальной станции диагностики.

Стоит отметить и современный метод нанесения краски, который используют на заводе. Это порошковый метод, который обеспечивает не только высокое качество и яркость красок, но также и их долговечность.

В любом случае, можно утверждать о том, что Львовские автобусостроители совершили немалый рывок вперед: в очень краткие сроки работники завода разработали и запустили в производство новые модели автобусов.

Всего за последние годы с заводского конвейера сошло семь абсолютно новых и уникальных моделей: пригородный Лайнер-10 и туристический Лайнер-12, сочлененный городской автобус А-291, ЛАЗ-5252J — большой городской автобус, полутораэтажный городской автобус NeoLAZ, аэропортовый LAZ SkyBus и большой низкопольный CityLAZ.

Начиная от дня своего основания, завод произвел более 364 тыс. автобусов. Из этого количества за последние два десятилетия было создано и продано 39 тыс. машин. С каждым годом ЛАЗ все больше развивается и вновь становится главным флагманом автобусостроения. Немалая часть его продукции уже удовлетворяет не только рынок Украины, но и экспортируется на рынок России.

ЛАЗ – история Львовского автобусного завода

Львовский автобусный завод (ЛАЗ) начал свою историю с 21 мая 1945 года. Первоначально предприятие выпускало разнообразные специализированные автомобили, например, автокраны. Весь модельный ряд ЛАЗ.

ЛАЗ-695

Только через десять лет на заводе был разработан и выпущен опытный образец ЛАЗ-695, и после успешного прохождения испытаний машина была запущена в серийное производство. Машина получилась неприхотливая и надёжная и продолжала выпускаться с несущественными модернизациями на протяжении 50 лет.

Предприятие меняло рисунок передней части, количество и форму воздухозаборников двигателя и отделку салона, но в основе автобус оставался легко узнаваемым 695-м, все с тем же двигателем ЗиЛ-130. Только через восемнадцать лет была сделана попытка сконструировать новую модель автобуса и был выпущен экспериментальный ЛАЗ-Украина-73, однако в серию он не пошел.

Понадобилось еще пять лет, чтобы с конвейера сошёл новый ЛАЗ-4202 с двигателем КамАЗ-7401-05. Машина предназначалась для городских перевозок и получилась не такой удачной, как предыдущая модель. Ни двигатель, ни кузов не выдерживали длительной эксплуатации в городских условиях.

Также вызывала нарекания электропроводка. В 1983 году автобус был модернизирован, неудачная АКПП была заменена механической, конструкция кузова стала более прочной. Автобус получил название ЛАЗ-42021 (позднее переименованный в ЛАЗ-42071). В 1993 году модель снята с производства.

Кроме, серийных гражданских моделей все годы выпускались автобусы военно-медицинского назначения, а в период с середины 60-х до 2013 года предприятие выпускало эксклюзивные специализированные автобусы для космической отрасли СССР и, позднее, России.

Современная история

В 1994 году завод преобразуется в Акционерное общество и запускает в серию новый троллейбус ЛАЗ-52522. В 90-е годы наиболее тяжелым для предприятия оказался 1997 год – в том году удалось выпустить и продать только 177 машин.

Однако следующее десятилетие началось успешно и завод, ставший в то время частным акционерным предприятием, нарастил как объём, так и ассортимент продукции. В 2002 году появились модели 6205, 5252, А291 и серия туристических автобусов Лайнер.

В следующем году автозавод показал ставший первенцем целой серии полутораэтажный ЛАЗ-5208 НеоЛАЗ. Серия продолжилась городским автобусом CityLAZ-A183 и перронным CityLAZ-AX183. В 2007 году появилась новая версия CityLAZ-A183 – сочлененный автобус CityLAZ-A292, а весной следующего года завод выпустил совершенно новую модель InterLAZ 13.5LE.

Банкротство

Однако мировой экономический кризис 2008 года резко осложнил положение предприятия. Появилась полугодовая задолженность перед коллективом по заработной плате и по причине была отключена электроэнергия. Попытка запустить производство предпринята в 2009 году.

На протяжении следующих четырех лет было выпущено несколько удачных моделей, заключены несколько договоров на поставку автобусов и троллейбусов как за рубеж, так и для городов, участвующих в проведении чемпионата Евро-2012. Однако системный конфликт со Львовской обладминистрацией и постоянные проблемы с невыполнением объемов заказов привели предприятие к банкротству в конце 2014 года.

История Луцкого автомобильного завода

«Урал» – история автозавода

КрАЗ – история Кременчугского автозавода

История компании Mitsubishi

МАЗ – история Минского автозавода

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Made in Lviv: когда ЛАЗ был лучшим европейским автобусом

Мы как-то не привыкли видеть в автобусах предмет поклонения, не они являются для нас воплощением стиля и технического прогресса. Но когда-то было иначе – новейшие разработки Львовского автобусного завода покоряли сердца профильных экспертов всей Европы.

Львовский автобусный завод начал заниматься автобусной тематикой через десять лет после основания – в 1955 году. Идею тиражировать унифицированную городскую модель ЗИС-155 заводские конструкторы с возмущением отвергли, взявшись за собственные разработки.

Первые львовские модели

Уже через год, в 1956 г., на ЛАЗе выпустили свою первую модель – городской девятиметровый ЛАЗ-695 так называемой средней вместимости. Новинка была построена в духе новейших на то время инженерных решений. Вместо принятой ранее рамы от грузовика несущую функцию выполнял пространственный каркас. Это было силовое основание в виде объемной фермы из прямоугольных труб, связанной с пространственным каркасом кузова.

Концептуальный ЛАЗ “Украина-1” задал тон стилистике и конструкции львовских автобусов на десяток лет вперед

Подвеска тоже была не от грузовика, как это было принято ранее, а специальная, сконструированная с учетом требований комфорта. В ее создании поучаствовали специалисты научно-исследовательского института НАМИ.

Вместе с заводчанами они скомбинировали рессоры и пружины таким образом, чтобы при увеличении нагрузки (пассажиры наполняют салон на остановках) в работу вступали дополнительные упругие элементы, но при частичной загрузке работали лишь часть элементов. Таким образом, подвеска всегда оставалась комфортной, независимо от степени загрузки.

Также новацией для своего времени было кормовое расположение силового агрегата, 90-сильный двигатель стоял продольно в заднем свесе, вместе с коробкой передач и главной передачей. Автобус ЛАЗ-695 поставили на поток, а конструкторы начали работать над следующими поколениями.

Советские концепты

Да будет вам известно, концепт-кары строят не только производители модных легковых автомобилей. Конструкторы Львовского автобусного завода также баловались концептуальными изделиями, причем не жалея на это ни сил, ни времени.

ЛАЗ “Украина” образца 1961 г. был создан в двух вариантах, отличавшихся оформлением передней оптики, наличием прожектора на крыше и комплектацией салона. На фото первая версия (июнь 1961 г.)

Первые концепты ЛАЗа были созданы в 1961 г., ими стали туристические автобусы десятиметрового класса “Украина-1” и “Украина-2”. Отличались они внешним оформлением и оборудованием салона, но главное в них – передовая техническая начинка. Для рубежа 1950-1960-х большим откровением была комфортная пневматическая подвеска, гидроусилитель руля, новый 180-сильный дизель ЗИЛ-375 компоновки V8. Новая 5-ступенатая коробка передач мало того что была полностью синхронизирована, так еще и управление ею было реализовано через электропневматическую систему. Водитель по сути управлял лишь легким джойстиком, а рычаги кулисы МКП перемещались мощными пневмоцилиндрами, которые открывались электромагнитами по команде от джойстика.

Дизайнеры успешно потрудились и в оформлении интерьера “Украины-1”

Комплекс мер был принят конструкторами “Украины” для повышения комфорта пассажиров. Крыша была сделана раздвижной, две огромные металлические панели над салоном разъезжались, открывая пассажирам вид на небо. Кроме того, в передней части автобуса надо лобовым стеклом была устроена приточная вентиляция, а в задней части – вытяжное устройство для безсквознякового проветривания во время движения. В задней части салона первого концепта, созданного летом 1961 г., был устроен гардероб, а салон вмещал 36 пассажиров. Версия “Украина-2”, выпущенная в октябре, имела лишь 28 кресел, зато у нее был гардероб и туалет.

Оба концепта не пошли в серию, но стали основой для нескольких последующих разработок. Кроме того, опробованные на них дизайнерские и конструкционные решения нашли применение на серийных машинах – например, подвеска, оформление кормы кузова. Известно, что первый вариант автобуса впоследствии был разобран, а “Украина-2” многие годы честно работала в качестве служебного автобуса в авиационном конструкторском бюро О.К. Антонова в Киеве.

Европейские сенсации

В 1967 г. заводское конструкторское бюро ЛАЗа переформатировали в учреждение всесоюзного масштаба – ГСКБ, Головное Союзное Конструкторское Бюро. Новый статус совпал с этапным событием в жизни автобусостроителей всего государства – участием советских заводов в XVIII Международной автобусной неделе в Ницце и в XV Международном туристическом ралли. Представители трех заводов – ЛАЗа, ЗИЛа и ПАЗа приехали на Лазурный берег на своих новых моделях: ЛАЗ «Украина-67», ЗИЛ-118 “Юность” и ПАЗ-665. На Английской набережной модного европейского курорта выстроились 133 автобуса самых известных мировых брендов.

К Международной автобусной неделе в Ницце 1967 года львовяне подготовили новый концепт ЛАЗ “Украина-67

И «Украина» на их фоне выглядела если не футуристично, то очень выразительно, отличаясь нестандартными формами – лаконичными и гармоничными.

Но сенсацию автобусной недели сделали не только дизайн ЛАЗа, а и его техническая начинка – пневмоподвеска, комфорт водителя и пассажиров, системы управления. Иностранные специалисты, работавшие на выставке, заглядывали, изучали, рассматривали украинский автобус едва ли не под микроскопом – благо, делать из своих достижений секрет у наших соотечественников было не принято.

Корма ЛАЗ “Украина-67” была чрезвычайно выразительной. На следующем концепте ее сделали более сдержанной

Отметили достижения львовян и официальные лица – организаторы шоу, которое, напомним, проводилось на тот момент уже 19-й раз. Всего делегация советских автобусов заработала в 1967 году в Ницце 12 наград, из них «доля» ЛАЗа была такой:

  • Приз Президента Франции
  • Два Больших приза отличия
  • Специальный приз оргкомитета – за участие в туристическом ралли
  • Гран-При и Кубок оргкомитета – за технические испытания
  • Серебряная медаль кузовостроителей – за конкурс кузовов
  • Большой Кубок – за Первое место в абсолютном зачете за мастерство вождения (за рулем машины был инженер-испытатель С. Борим).
Читать еще:  Volkswagen официально представил свой рестайлинговый седан Volkswagen Lavida

Ценность этих наград особенно высока, если знать, что конкурировать «Украине-67» пришлось с настоящей звездой экспозиции – уникальным в своем роде микроавтобусом ЗИЛ-118 «Юность», построенном на суперкомфортабельном шасси правительственного лимузина.


Львовские конструкторы постоянно совершенствовали перспективные модели. К автобусной неделе в Ницце 1969 г. подготовили новый образец “Украины” – с иным кузовом и доработанным оснащением.

К следующем шоу в Ницце, через два года, приготовили переработанную версию этого автобуса. Новинку отличали новый кузов с ровной крышей и пассажирской дверью с сервоприводом, и сглаженная, менее радикальная форма кормовой части. Модель ЛАЗ “Украина-69” снова собрала урожай кубков и наград: Большой приз отличия, Вымпел Инициативного Синдиката, Бронзовая медаль Комиссариата туризма, два Кубка Оргкомитета – за ралли и отдельно за маневренность, переходящий Приз Луи Боландаро за техническое совершенство ходовой части.

Ну, а чтобы закрепить международный успех, модель свозили в Бельгию на автошоу в Брюсселе. Машина вернулась во Львов в звании «Лучший европейский автобус».

ЛАЗ в прошлое: Львовский автозавод и знаменитый автобус уходят в историю

Советский Союз, от памяти о котором сейчас так мечтает избавиться Украина, дал стране очень много разнообразных производств. Речь идёт не только о тяжёлом машиностроении и металлургии на юго-востоке Украины. СССР развивало мощности и на западе страны. Доказательством этому служит ЛАЗ (Львовский автозавод), давший жизнь одному из самых массовых пригородных автобусов времён СССР – ЛАЗ-695.

Сам завод был основан сразу после Великой Отечественной войны, в 1945 году. Уже в 1948-м из его ворот выехали первые автокраны, в 1951-м – первые автомобили. А в 1955 году дошло дело и до выпуска общественного транспорта. Проведя неудачный эксперимент по копированию продукции московского завода имени Лихачёва, автобуса ЗиС-155, во Львове наконец сделали собственное-ноу-хау.

Модель получилась настолько удачной, что ЛАЗ-695 в различных модификациях бороздил дороги СССР, затем России и стран СНГ до середины 90-х годов. Всего было выпущено более 250 тысяч автобусов данной модели. На Украине, где не хватает денег на своевременное обновление парка общественного транспорта, в глубинке можно увидеть эти автобусы, работающие с пассажирами до сих пор.

У этого автобуса есть ряд конструкционных недостатков. Прежде всего – это теснота салона (сидячие места преобладают над стоячими, поэтому он и считался пригородным), нехватка дверей (всего две и довольно узкие) и перегрев двигателя в жаркое время года.

Однако достоинств у ЛАЗ-695 было несравнимо больше. Прежде всего, простота в управлении и обслуживании. Кроме того, долговечность и износостойкость, что и позволяет им до сих пор кататься по поселковым дорогам Украины.

Интересно, что модификация ЛАЗов предполагала обязательное наличие широкого люка в передней части кузова. Это позволяло превращать автобус в санитарный, так как носилки с ранеными не проходили через узкие двери, людей в такой ситуации можно было поднимать и спускать только сверху.

Ещё одной запоминающейся особенностью модели стал кран управления дверьми, который вёл из кабины водителя и напоминал поручень.

Ещё одной приметой, по которой пассажирам всей страны запомнились эти машины, стала температура в салоне. Данные автобусы, в отличие от Икарусов, были очень жаркими, и не боялись сибирских холодов.

Возникновение самостийной Украины стало гибелью и для этих автобусов, и для всего Львовского автозавода. Власти Украины попробовали проводить эксперимент и разрабатывать на мощностях ЛАЗ новые автобусы и даже троллейбусы. Но безуспешно, не было прежних объёмов, да и качество продукции оставляло желать лучшего. В итоге оставшееся имущество завода в 2015 году было выставлено на торги. А за последние два года с конвейера ЛАЗа не сошло ни одного экземпляра автомобильной техники.

Автобусы ЛАЗ

Автобусы ЛАЗ

Автобусы Львовского автобусного завода считались лучшими в СССР. Это было единственное предприятие, выпускавшее огромную по тем временам номенклатуру машин различного назначения. В лучшие времена на ЛАЗе выпускалось до 13 тыс. автобусов в год.

С обретением Украиной независимости ЛАЗ потерял свой главный рынок сбыта и ведущее положение в автобусной индустрии. Ценою огромных усилий его специалистам удалось не только модернизировать прежние модели, но и разработать новые более современные. В 2000 г. ЛАЗ собрал 968 автобусов.

Львовский автобусный завод (ЛАЗ) поначалу изготовлял автокраны, а в 1956 г. там появился 55-местный автобус ЛАЗ-695 с агрегатами от грузовиков ЗИС. За ним последовало обширное унифицированное семейство — пригородный ЛАЗ-695Н, туристская серия ЛАЗ-697 и междугородная ЛАЗ-699. Продукция ЛАЗа получала золотые медали в Брюсселе и высокие награды на конкурсах автобусов в Ницце, а львовское Всесоюзное автобусное КБ (ВКЭИавтобуспром) вело разработку новых машин для всей страны. С 1978 г. выпускался дизельный городской автобус ЛАЗ-4202 с низким расположением пола, а затем появился пригородный вариант ЛАЗ-4207.

В начале 90-х гг., лишившись кооперационных связей с предприятиями бывшего СССР, ЛАЗ был вынужден обратить свои взоры в противоположную сторону, начав закупки агрегатов у западноевропейских фирм. Одновременно с выпуском модификаций пригородного автобуса ЛАЗ-42071 и туристского ЛАЗ-52072 завод стал комплектовать свои городские машины ЛАЗ-52075 и 52523 экологически более чистыми дизелями MAN и Renault. В конце 90-х программа ЛАЗа пополнилась новыми моделями, оборудованными агрегатами российского производства в расчете на рынок России.

В настоящее время, как и 45 (!) лет назад, программу возглавляют почти не изменившиеся серии 695 и 699. Универсальные модели ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-695Д на 67 пассажиров оснащаются соответственно 6-литровым бензиновым мотором ЗИЛ-508.10 в 150 л.с. и дизелем ММЗ Д-245.9 мощностью 136 л.с., а 34-местный ЛАЗ-695Т комплектуется 176-сильным двигателем ЯМЗ-236А V6. Этим же дизелем мощностью 195 л.с. оборудован и междугородный 41-местный ЛАЗ-699Т, но его туристский вариант предлагается с 7-литровым бензиновым мотором ЗИЛ-509 в 175 л.с

Новую программу завода возглавляет малый городской автобус ЛАЗ-А0731 длиной 6,8 м и полной массой 7,9 т, вмещающий 40 пассажиров с 24 местами для сидения. Он оборудован новым компактным кузовом с одной боковой двухстворчатой дверью. В передней части салона размещен польский 4-цилиндровый 99-сильный дизель Andoria с турбонаддувом, который возможно заменить на белорусский ММЗ Д-245. Конструкция шасси не отличается особыми новинками.

Все остальные новые модели ЛАЗа несут на себе отпечаток своих предшественников, внешне чуть облагороженных и оснащенных иными силовыми агрегатами. Так универсальный 69-местный ЛАЗ-А1414, оборудованный дизелем ЯМЗ-236А в 195 л.с. и 5-ступенчатой коробкой передач, является всего лишь обновленным вариантом серии 695 с более высоким обтекаемым кузовом. В междугородном исполнении А1414-01 (Лайнер-9) укомплектован 35 мягкими креслами.

Большой городской автобус ЛАЗ-52528 вместимостью 100 пассажиров также напоминает своего предшественника — Ликинский ЛиАЗ-5256, разработанный во Львове. Эта низкорамная 11-метровая машина с тремя боковыми дверями, вклеенными в рамы стеклами и 28 местами для сидения оборудована 230-сильным дизелем ЯМЗ-236НЕ V6 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, механической 5-ступенчатой коробкой ЯМЗ, комбинированной подвеской на рессорах и пневмобаллонах, гидроусилителем рулевого управления.

Гамма универсальных междугородно-туристских автобусов включает две модели — среднюю 41-местную ЛАЗ-42078 (Лайнер-10) длиной около 10 м и большую 11,6-метровую — ЛАЗ-52078 (Лайнер-12) полной массой 15 т на 49 человек Они комплектуются дизелями ЯМЗ-236А и ЯМЗ-236НЕ соответственно, развивающими мощность 195 и 230 л.с., механической 5-или 6-ступенчатой коробкой передач, пневматической подвеской обоих неразрезных мостов и развивают максимальную скорость 100 и 121 км/ч. По заказу на большой модели оборудуется гардеробный отсек, стоящий 7 пассажирских мест.

Недавно появился комфортный туристский 42-местный ЛАЗ-5208 (НеоЛАЗ) с повышенным расположением салона и сочлененный 17,5-метровый ЛАЗ-6205 на 191 пассажира. Передняя секция унифицирована с моделью 52523 и оборудована дизелями ЯМЗ или Renault в 230 и 253 л.с. Для поставки в зарубежные страны автобусы предлагаются с двигателями MAN, Deutz, Cummins или Raba.

ЛАЗ в прошлое. Легендарный Львовский автобусный завод начали сносить

Украинский автопром несет очередные потери. Легендарный Львовский автобусный завод, похоже, уже не возродить. Местные СМИ сообщают о начале демонтажа его производственных помещений.

ЛАЗ уже более пяти лет не выпускает ни автобусы, ни какую-либо другую продукцию. Цеха давно стоят в запустении. На их месте молва уже «построила» жилые кварталы. Однако на деле здесь появятся некие IT-хабы. Что, впрочем, не отменяет окончательного ухода ЛАЗа в историю.

«Это прекрасная территория, которая должна быть зарезервирована для общины города на крупные инфраструктурные проекты. Там должны быть созданы рабочие места», — приводит слова львовского градоначальника Андрея Садового портал varta.com.ua.

При этом мэр попросил уполномоченные органы провести проверку происходящего на территории бывшего завода, поскольку там ведутся несанкционированные демонтажные работы. Удивительно, почему власти озаботились этим вопросом только сейчас, если площадка перешла в собственность города еще в 2018 году.

Напомним, Львовский автозавод был создан в 1945 году — в целях восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Первые автобусы вышли из его цехов только в 1956-м, а в 1960-х на базе знаменитых ЛАЗов появились и троллейбусы. В советское время Львовский автозавод стал крупнейшим производителем автобусов.

Однако в 1990-е объемы выпуска стали катастрофически падать. У предприятия стали меняться владельцы, финансовое положение становилось все хуже. Но до 2013-го завод так или иначе держался — за счет самых разнообразных производственных проектов. А затем падение стало необратимым.

Удивительно только, что в настоящий момент официальный сайт ЛАЗа бодро сообщает о возрождении производства. А еще представляет линейку из самых разных автобусов и троллейбусов. Однако на деле ситуация оказалась даже хуже, чем ее представляли себе львовские городские власти.

Впрочем, выпуск автобусов на Украине не прекратился. В 2018 году в стране был произведен 891 автобус, из которых 60- во Львове. Этим занимается некое ООО «СП «Электронтранс». Отношения к ЛАЗу оно не имеет.

Львовский автобусный завод заявляет о возобновлении работы

На сайте он представил линейку своей продукции, которая начинается с рестайлингового легендарного автобуса ЛАЗ 695, который, судя по каталогу, больше похож на одну и версий линейки моделей «Лайнер-9» или «Лайнер-10». Среди продукции также 10 метровый низкопольный автобус ЛАЗ А152, хорошо знакомая украинцам модель ЛАЗ А183 в двух модификациях, пригородный полунизкопол ЛАЗ А191, автобусы для туристических и междугородных поездок, троллейбусы Е183, двухсекционные троллейбус и автобус «гармошка» Е303 и А292. Кроме того ЛАЗ предлагает автомобили скорой помощи.

Напомним, что Львовский автобусный завод во времена СССР был одним из наибольших производителей автобусов в странах советского лагеря. Производство автобусов он начал в 1956 году с первой модификации автобуса ЛАЗ 695. Позднее появились модели ЛАЗ 699 «Турист», городской автобус ЛАЗ-42021, автобус большой вместительности ЛАЗ – 52521.

Еще в 1960-х годах на ЛАЗе на основе кузовов автобусов ЛАЗ 695 начали собирать троллейбусы. Их производство было налажено и в Одессе – местные «рогатые» получили название ОдАЗ-695Т. Производство троллейбусов ЛАЗ восстановил в 1993 году, когда он представил модель ЛАЗ-52522, которая, правда, оказалась намного менее популярной, чем практически аналогичный троллейбус ЮМЗ Т2.

В начале 2000-х годов владельцем Львовского автобусного завода стал скандальный российский бизнесмен Чуркин. С одной стороны в 2000-е ЛАЗ освоил линейку низкопольных автобусов и троллейбусов, с другой стороны финансовое состояние предприятия было не лучшим. Последний всплеск производства на ЛАЗе был в начале 2010-х годов, когда города покупали технику под «Евро – 2012». Между ЛАЗом и Кабинетом Министров Украины в начале 2010 года был подписан специальный меморандум.

С 2013 года производство транспорта на ЛАЗе практически прекратилось, хотя дилеры компании пытались выставляться на тендеры по закупке автобусов и электротранспорта. В начале 2018 года во Львове возник скандал, так как оказалось, что коммунальные структуры должны производителю автобусов довольно значительную сумму. Задолженность Львова ЛАЗ передал другой структуре, которая и потребовала ее возмещения.

Неоднократно поднимался вопрос о возвращении Львовского автобусного завода в государственную собственность, однако решение по этому вопросу не принято.

Что на самом деле будет после заявления через сайт о возобновлении производства – неизвестно. На данный момент корпуса завода во Львове находятся в запустении и на бывшей территории ЛАЗа возводятся жилые дома. Отметим, что кроме Львова ЛАЗ имеет производственные мощности в Камянском Днепропетровской области – это бывший Днепродзержинский авторемонтный завод.

Мы не исключаем, что попытка восстановить работу ЛАЗа связана с тем, что в рамках сотрудничества городов Украины с Европейским инвестиционным банком «Городской транспорт в Украине» в скором времени будут объявлены тендеры на закупку автобусов и троллейбусов и ЛАЗ попытается принять в них участие.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector