0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронированный лимузин Сталина ЗИС-115: характеристики, фото

Легендарный ЗИС 115 — любимый автомобиль И.В. Сталина

Безусловно, каждый из нас в той или иной мере увлечен определённой темой. Эта статья в своём смысловом контексте имеет специфический характер. Но всё же, кто из нас не ловил себя на мысли о том, каким же средствам передвижения отдавали предпочтения выдающиеся личности прошлого? Предлагаю уделить время автомобилю, преимущество которому отдал И. В. Сталин. Без излишеств, в лаконичной форме, давайте рассмотрим эту модель.

История автомобиля сквозь время

Итак, это первый бронированный автомобиль высшего класса ,предназначенный специально для советской партийной элиты того времени ,был разработан в 1940 году, на автомобильном заводе имени Сталина, который в свою очередь, позднее был переименован в Завод имени Лихачова. Бронированный автомобиль ЗИС 115 впоследствии получил индекс ЗИС 110С . Первая партия автомобиля была выпущена в 195 году.

Самой значимой персоной для которой, собственно, предназначался автомобиль был Иосиф Виссарионович Сталин.

Внешне он нечем не отличается от ЗИС 110.Однако, определить именно эту модель автомобиля можно по наличию центральных противотуманных фар, двум специальным сигналам и увеличенному размеру шин, не имеющих белых боковин.

Автомобиль был оснащен форсированным двигателем, при этом 8- цилиндровым. Мощность стандартного мотора повысили до 162 л.с. Правда, расход топлива был откровенно говоря диким и составлял 27 литров на 100 км.

Этот шестиметровый лимузин мог развивать скорость до 120 км в час. Для условий работы в средней полосе СССР двигатель снабжался системой охлаждения смазки, а для контроля температуры в салоне устанавливался аэрометр.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что отличительной чертой ЗИС 115 от ЗИС 110 пышность и роскошь салона.

В салоне был установлен кондиционер. Если говорить непосредственно об интерьере салона, то обивка была сделана из шелка и набита пухом.

Ручки дверей, в том числе и внутренняя отделка были выполнены из красного дерева.

Раннее, было указано, что этот автомобиль являлся бронированным. Таким образом, на ЗИС 115 была применена многослойная система бронирования. Также в наличии была и бронекапсула, защита которой представляла собой единую оболочку сшитую из кузовных панелей. А вот 75 – ти миллиметровые стекла, выполняли функцию защиты пассажира от пуль и осколков. Но всё же, история этой легендарной машины оборвалась после смерти Сталина.

Она сошла с автомобильной трассы, продолжительное время не была в эксплуатации, впоследствии чего даже подверглась коррозии. И только лишь благодаря усилиям сотрудников ретропарка часть автомобилей удалось восстановить и воссоздать в их первоначальном виде.

Бронированный лимузин Сталина ЗИС-115: характеристики, фото

ЗИС-115 – это советский автомобиль высшего класса. Данный экземпляр производился ограниченными сериями в период с 1948-го по 1949-й год. Автомобиль предназначался для высших членов Президиума ЦК. Один из ЗИСов использовался Иосифом Сталиным. На данный момент ЗИС-115 является редкостным раритетом. Стоимость одного экземпляра на рынке ретроавтомобилей порой доходит до девяти миллионов долларов. Что являл собой ЗИС-115? Бронированный лимузин Сталина будет рассмотрен далее в нашей статье.

Дизайн

Автомобиль имеет классический дизайн 40-х – масса хромированных элементов, длинная колесная база и узкий «нос». Кстати, капот был поделен на несколько частей открывался с двух сторон. Передние крылья просто поражают своей массивностью.

Отдельно стоит сказать про кузов. По сути, эта машина не является лимузином. ЗИС-115 – это четырехдверный седан, который лишился характерной для лимузинов перегородки. Сам кузов имел особую систему бронирования, с единой оболочкой, что была обшита кузовными панелями снаружи. Сам производитель заявлял, что машина способна выдержать прямой обстрел из автоматического оружия.

Габариты

Автомобиль имеет впечатляющие размеры. Так, длина кузова составляет более шести метров.

Салон

Давайте переместимся внутрь легендарного лимузина. Дизайн интерьера на порядок отличается от обычных, гражданских автомобилей. Салон повсюду украшен деревом – на дверях, передней панели и даже в месте перегородки лобового стекла.

Обозревая лимузин Сталина, невозможно не отметить и броню кузова. Так, толщина дверей составляла 15 сантиметров. Стекла были пуленепробиваемыми, с толщиной в 4 сантиметра по бокам и 7,5 спереди. За столь многие годы часть из них помутнела. Восстановить данное покрытие довольно трудно. Поэтому даже на музейных экспонатах стекла имеют желтоватый оттенок.

Кстати, окна в машине были настолько тяжелыми, что опускались вниз за счёт собственного веса. А поднимались они при помощи гидравлических домкратов, которые были вмонтированы внутрь двери. Спереди были две форточки. Открывались они вручную. Для предотвращения несанкционированного открытия дверей в салоне предусмотрены усиленные замки и цепочки. Такие имелись на каждой двери. В машине использовался двойной пол и двойная крыша. Особенно усилена задняя стенка. Присутствовало и откидное сиденье. На нем иногда сидел Сталин (с целью конспирации) в поездках с Жуковым. Последний, кстати, располагался на заднем сиденье, где положено было быть генеральному секретарю. На перегородке присутствовали удобные ручки, о которые могли держаться задние пассажиры. В салоне отсутствовали пластиковые детали – по большей части, их заменил металл и красное дерево.

Технические характеристики

В связи с использованием усиленной брони, снаряженная масса автомобиля увеличилась до пяти тонн. Соответственно, машина нуждалась в глобальных технических доработках. Ведь на стандартном двигателе она бы просто не сдвинулась с места. Так, на ЗИС-115 Сталина устанавливался агрегат Ярославского моторного завода на восемь цилиндров. Это был бензиновый V-образный двигатель. Максимальная мощность этого мотора составляла 162 лошадиные силы. Но даже с таким мотором, динамические характеристики ЗИСа 115-й модели не впечатляли. Так, максимальная скорость автомобиля составляла 100 километров в час. На гражданской модели, за счет более легкого веса, этот параметр составлял 140 километров в час. Агрегат имел механическое питание и трамблерное, контактное зажигание. Суммарный объем цилиндров — 6007 кубических сантиметров. Мотор отличался нижним расположением распредвала. Суммарное количество клапанов – 16 (по два на каждый цилиндр).

Коробка

Что касается КПП, на автомобиле использовалась механическая трехступенчатая трансмиссия. Сцепление – однодисковое, сухое. Синхронизаторы присутствовали на всех скоростях. Первые экземпляры с автоматом появились лишь в 50-х, после смерти Сталина.

Ходовая часть

Автомобиль имел классическую рамную конструкцию. Спереди использовалась независимая подвеска на винтовых пружинах. Сзади был мост с продольными рессорами и разгруженными полуосями. Подобная схема применялась обычно на грузовых автомобилях.

Тормоза

Они имели гидравлический привод и оснащались вакуумным усилителем. Сами механизмы – барабанного типа, на обеих осях. Несмотря на столь примитивную конструкцию подвески, машина обладала отменной плавностью хода. Этому способствует не только длинная база, но и тяжеловесный кузов. Подвеска отличалась высокой энергоемкостью — любые неровности поглощались ею в полной мере.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет ЗИС-115. Фото этого автомобиля вы можете увидеть в нашей статье. Машина довольно редкая, а потому отличается высокой стоимостью. Всего на заводе было выпущено около тридцати экземпляров. По некоторым данным, до наших дней дожили всего восемь, один из которых находится в музее во Вьетнаме. Увидеть этот советский лимузин вживую очень трудно даже в качестве выставочного экспоната. Что касается стоимости, то, как было отмечено в начале статьи, она составляет около девяти миллионов долларов.

Бронированный лимузин Сталина ЗИС-115

Автомобили глав государств всегда особенные. Так было и в СССР. ЗИС 115 – первый в Советском Союзе бронированный автомобиль высшего класса, машина, олицетворявшая мощь государства. Автомобиль разрабатывался и производился в Москве на «Заводе имени Сталина», которому в 1956 году дали имя Лихачева

История его рождения такова. В 1942 году по заказу правительства началась разработка машины этой серии. Но, учитывая военное время, проектирование и создание модели было отложено. И только в 1948 году из спеццеха завода вышел первый 115-ый ЗИС.

ЗИС-115 построен на базе 110-го ЗИСа. Внешне они практически двойники, но технические отличия кардинальные: центральный противотуманный фонарь, сильно выпуклые колесные колпаки и увеличенный вырез заднего крыла с внешней стороны для установки шин большего размера. Шестиметровый лимузин весит около 7,5 тонн. Разница в весе с двойником составляет 3 тонны из-за того, что 115-ый бронировали, т.к. он создавался для первого лица государства.

Для безопасности у лимузина Сталина особая схема кузова. Её основу составляет бронированная капсула. Каждый её элемент проходил пулевые испытания. Особого внимания заслуживают стекла толщиной 75 миллиметров. Из-за большого веса они поднимаются с помощью гидравлического домкрата.

Для такой «махины» конструкторам пришлось изменить и двигатель. Он тут рядный 8-цилиндровый нижнеклапанный рабочим объёмом 6 литров мощностью 162 лошадиные силы, что на 20 лошадок больше, чем у 110-го. С объёмом вырос и аппетит – до 30 литров 76-го бензина на сотку.

В салоне всё по высшему разряду. По сегодняшним меркам, это настоящий представительский класс. Приборная панель меняет цвет подсветки, меняющийся в зависимости от скорости. Коробка переда – 3-ступенчатая, её рычаг переключения находится на руле.

Внутри даже установлен кондиционер, что по тем временам являлось большой редкостью. При работающем двигателе в салоне слышен только мягкий гул. Во время старта сразу ощущается масса автомобиля. Динамика разгона вялая – 28 секунд до 100 км/ч.

В поворот машина входит с сильным креном. Барабанные тормоза далеки от идеала. Педаль выжимается туго. Дело в том, что, несмотря на высокий статус, у ЗИС-115 отсутствовал вакуумный усилитель. Правда, спецавтомобилю этого и не требовалось.

Автомобиль всегда передвигался с сопровождением, что гарантировало ему плавное движение без резких торможений и ускорений. А с главными задачами: комфортностью и безопасностью VIP-пассажира он справлялась на отлично.

Предлагаю посмотреть видео об этом уникальном автомобиле

Легендарный Автомобиль Сталина ЗИС-115

Первый бронированный автомобиль высшего класса для советской партийно-правительственной элиты был построен в конце 1940-х годов на автомобильном заводе имени Сталина, позднее переименованном в завод имени Лихачева.

Бронированный автомобиль ЗИС-115, изначально получивший индекс ЗИС-110С, был подготовлен в 1946-1947 годах. Таких лимузинов, по разным оценкам, было сделано около 32 экземпляров. Самой важной персоной, для которой предназначался ЗИС-115, был сам Иосиф Виссарионович…

Внешне ЗИС-115 практически не отличается от обычного ЗИС-110, однако определить его можно по наличию центральной противотуманной фары, двум спецсигналам, увеличенному размеру шин без белых боковин, большому вырезу заднего крыла с внешней стороны под установку больших колес и по «мутноватым» стеклам.

Рабочий объем форсированного 8-цилиндрового двигателя от ЗИС-110 составлял 6 литров. Мощность стандартного мотора повысили до 162 л.с. Шестиметровый лимузин весом в 4280 кг мог развить скорость в 120 км/ч, правда, расход топлива был диким: 27,5 литров на 100 км пути. Для условий работы в средней полосе СССР на скоростных режимах двигатель снабжался системой охлаждения смазки. Для контроля температуры был установлен аэротермометр, выведенный на отдельный щиток с красным сектором предельной температуры.

На ЗИС-115 была применена особая система бронирования – бронекапсула: защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Бронекорпус выпускался на военном подмосковном заводе под Подольском и имел секретное обозначение «Изделие №100?. Производство этих корпусов было строго индивидуальным. На каждой, даже самой маленькой детали кузова, был выбит номер машины. Броня для ЗИС-115 предварительно обстреливалась на полигоне. Сборка машин происходила в специальном боксе легкового сборочного цеха ЗИЛа с отдельной пропускной системой.

Боковые стекла в дверях толщиной 75 мм и весят почти центнер. Их подъем осуществляется с помощью гидравлических домкратов, а спуск – специальным барашком. Кроме обычных дверных замков, обе задние и правая передняя дверь снабжены цепочками, гарантирующими невозможность случайного открытия на ходу. Отличительной особенностью салона этой машины от базовой модели ЗИС-110 является отсутствие стеклянной перегородки между местом водителя и пассажирским салоном. Существует легенда, что Сталин, посещая завод, бросил фразу: «У меня нет секретов от народа и перегородку можно не ставить».

Выборочно автомобили ЗиС-115 оборудовались кондиционерами. Компрессор ставили под капот, сама установка располагалась в багажнике. Воздуховоды шли прямо в салон и располагались по обе стороны от заднего стекла. Сидения набивались гагачьим пухом и обивались дорогим сукном. Передние кресла обшивались кожей.
Подозрительный Сталин никогда не пользовался одной и той же машиной. Постоянно менялись номерные знаки, которые устанавливались только сзади. Никто из водителей кремлевского Гаража Особого Назначения не знал, на каком именно автомобиле сегодня поедет Иосиф Виссарионович. А перед самым выездом из Кремля Сталин имел обыкновение менять свой маршрут, начиная с того, через какие ворота поедет кортеж – это он решал сам, буквально в последнюю минуту перед выездом

После смерти вождя его автомобилями никто не пользовался – во времена «оттепели» это было неактуально: Никита Сергеевич Хрущев любил покрасоваться на публике в кабриолете, а сталинские броневики ушли в прошлое. Несколько машин были подарены лидерам коммунистических партий стран соцлагеря. А большая часть этих уникальных автомобилей была уничтожена. Сейчас по самым смелым подсчетам «в живых» осталось менее восьми автомобилей.

Представленный на фото ЗИС-115 с номером шасси 18 начал свою службу в 1948 году в Гараже Особого Назначения,

затем в середине 1950-х годов попал на завод имени Лихачева, откуда его передали в МВТУ имени Баумана для испытаний. Эти броневики нельзя было передать в институт как обычные автомобили, ведь вся документация находилась под грифом «Секретно», поэтому их оформляли как кузова с шасси и комплектом запасных частей. Производить испытательные рейсы разрешалось только с машинами сопровождения и строго на окраине Москвы.
Автомобиль долгое время простоял на территории Бауманского института, пока в 1992 году не был куплена за символическую плату в тысячу семьсот рублей сотрудником этого же учреждения Поляковым Леонидом Константиновичем, который перевез ЗИС-115 к себе на дачу. Весной 1998 года автомобиль перешла к новому владельцу, достаточно известному в то время собирателю автостарины, Юрию Евгеньевичу Зебергу. Когда же последний в 2000 году решил уехать из России, ЗИС был приобретен для коллекции «Музея Техники» Вадима Задорожного.

Читать еще:  Ленд Ровер Фриландер Land Rover Freelander

Сейчас окончен долгий и кропотливый процесс восстановления редчайшего бронированного лимузина в реставрационной мастерской «Ретромеханика». Экспертами установлено, что из всех сохранившихся до нас экземпляров, только этот ЗИС-115 является автомобилем, который перевозил «Вождя страны советов».
Интерьер “ЗИС-115” отделывался дорогими сортами дерева, сукна и кожи. Дверные бронестекла имели толщину 75 мм. Внутри не было стеклянной перегородки, зато на ряд экземпляров ставился кондиционер, а сиденья набивались пухом.

Бронированный лимузин Сталина ЗИС-115: характеристики, фото

Автомобиль лидера страны – это не просто средство передвижения, а возможность демонстрации мощи и силы державы. Неудивительно, что царствующие особы, президенты и премьер-министры всего мира, как правило, передвигаются на особых, очень статусных, автомобилях. Лидеры нашей страны не были исключением. Один из самых знаменитых правительственных автомобилей был специально создан для Сталина. Это был ЗИС-115.

История создания

Первые служебные автомобили, которыми пользовался Сталин, были иностранного производства. Сначала он ездил на английской машине «Vauxhall» с кузовом от ателье «Хупер», заказанной еще для членов царской семьи. Затем он пересел на американский «Паккард». Именно американские автомобили навсегда покорили сердце вождя. Когда было решено приступить к созданию собственного, советского легкового автомобиля, за основу была взята также американская модель – «Бьюик». Он стал прототипом первого отечественного представительского автомобиля ЗИС-101. На нем разъезжали партийные руководители среднего звена.

Разработкой ЗИСов (аббревиатура от «Завод имени Сталина») начали заниматься еще перед войной, а в 1943 году руководство завода получило заказ на создание нового автомобиля представительского класса ЗИС-110, и автомобиля лично для вождя – ЗИС-115.

Война в разгаре, подавляющее большинство мужчин воюет, рабочих рук на заводах катастрофически не хватает, все силы брошены на выполнение заказов для нужд фронта, и в такой ситуации – приказ о создании автомобиля для высшего руководства. Казалось бы, нонсенс, но ничего странного в этом нет. К тому моменту уже наметился перелом, немцы были взяты в кольцо под Сталинградом, началось наступление наших войск. А это означало, что не за горами встречи на высшем уровне с дипломатами стран-союзниц по антигитлеровской коалиции, переговоры с руководством Великобритании, США. Негоже было Сталину ездить на иностранной машине. У государства, победившего Гитлера, должны были быть собственные современные автомобили.

Технические характеристики и описание

За основу ЗИС-115 был взят «Паккард», так полюбившийся вождю. Это был шестиместный лимузин, имевший четыре двери. Передние — открывались по ходу автомобиля, задние – против хода. ЗИС-115, как и ЗИС-110 располагал восьмицилиндровым двигателем (объем – 6005 куб. см, мощность – 140 л.с.).

Создатели автомобиля позаботились о невероятном по тому времени уровне комфорта. Пассажирское сиденье было набито гагачьим пухом и обтянуто дорогим сукном. В отделке салона использовалась натуральная кожа и карельская береза. Были предусмотрены цепочки на дверцах, чтобы исключить случайное открывание на ходу. Еще одна интересная особенность: приборная панель меняла цвет в зависимости от скорости. Если скорость превышала 80 километров в час, панель начинала светиться красным.

Уровень защиты

Но самой главной особенностью ЗИС-115 был, разумеется, уровень защиты. Корпус автомобиля представлял собой настоящую бронекапсулу. Это была клепано-сварная конструкция, вокруг которой «наращивались» прочие необходимые для автомобиля детали и узлы. На заводе эту «бронекапсулу» именовали «изделие-100». Каждую часть конструкции проверяли на прочность выстрелом в упор. Все детали приваривали друг к другу лишь после того, как они благополучно пройдут эти испытания. На каждой стоял серийный номер и было указано имя мастера-изготовителя.

Особой прочностью отличались стекла. Они были многослойные, с использованием разных сортов стекла – вязкого, которое гасило бы кинетическую энергию выстрела, и специального каленого, получившего название «сталинит», призванного погасить остаточную энергию. Слои были проклеены специальным клеем, носившим название «канадский бальзам». Между слоями были оставлены воздушные прослойки. Чтобы избежать появления влаги и запотевания стекол изнутри, были встроены трубочки с порошком, вбирающем в себя сырость. Общая толщина конструкции достигала 75 миллиметров.

После того, как машина была собрана, состоялось ее испытание. По легенде проходило оно так: главного инженера завода, главного конструктора и других ответственных сотрудников посадили в салон, и открыли по автомобилю стрельбу из боевого оружия. Никто не пострадал, и даже с сиденьями тоже было все в порядке, поскольку инженеры и другие создатели авто были уверены в своем детище.

Автомобиль ЗИС-115 должен был выдержать атаку из любого стрелкового оружия, будь то винтовка, автомат или пулемет. Кроме того, днище машины осталось бы целым даже в случае подрыва под ним РГД-33 – наиболее распространенной в СССР ручной гранаты.

Гараж особого назначения: от Сталина до Путина

Отечественный автопром создавал невероятные машины, хотя и малыми сериями. И предназначались они для перевозки первых лиц государства

Модификация ЗиС-110 с кузовом фаэтон появилась в 1949 году

Наш первый 6-местный бронированный лимузин ЗиС-115 создавался, прежде всего, для Сталина. Хотя в основу был положен американский Packard, в конструкции было много своего, а главная изюминка — бронекорпус — стопроцентное отечественное ноу-хау. Бронекорпус выпускали на военном заводе в Подольске, он назывался «изделие №100». Каждая броневая панель кузова проходила военную приемку и подвергалась испытательному обстрелу на соответствие высшей категории защиты. Производство этих корпусов было индивидуальным, и на каждой, даже самой маленькой детали стояло клеймо с номером машины. Боковые стекла имели толщину 75 мм и при этом выполнялись опускными (привод осуществлялся устройством, напоминающим гидравлический домкрат). Выборочно автомобили ЗиС-115 оборудовались кондиционерами. Компрессор ставили под капот, а сама установка располагалась в багажнике. При этом воздуховоды шли прямо в салон и монтировались по обе стороны от заднего стекла. На ЗиС-115 впервые в СССР использовался задний мост с полуосями полностью разгруженного типа. В отличие от базового ЗиС-110 «бронелимузин» комплектовался шинами увеличенного размера — 7,50-17”. Кроме того, на ЗиС-115 был более мощный (126 л. с.) двигатель с увеличенной степенью сжатия. Для лучшего охлаждения силового агрегата применяли сдвоенный масляный насос и дополнительный масляный радиатор. Машины собирались в спеццехе с отдельной пропускной системой и вооруженной охраной. По разным оценкам из ворот спеццеха в 1949-1958 гг. вышло 30-38 автомобилей, до наших дней сохранилось не больше 10.

В сталинскую эпоху ГАЗ М-1 был служебным автомобилем НКВД

В постсталинскую эпоху наступила пора «открытости». В 1956 году для Никиты Хрущева собрали полноприводной автомобиль ЗиС-110П с кузовом фаэтон. Он использовался для поездок по целине, по колхозным полям и на охоту. Хрущевский фаэтон имел оригинальную раму, а некоторые агрегаты ходовой части были заимствованы у грузовика ГАЗ-63. Помимо полного привода характерной особенностью этих машин была независимая подвеска передних колес. Всего было выпущено два полноприводных фаэтона. Один из них использовался в спортивной лаборатории ЗиЛа и до наших дней не сохранился.

Полноприводной фаэтон ЗиС-110П на агрегатах от ГАЗ-63

В 1956 году ЗиС был переименован в завод имени Лихачева, а на следующий год был выпущен первый экземпляр нового лимузина ЗиЛ-111. В его конструкции было воплощено много новых технических решений: V-образный силовой агрегат, 2-ступенчатая АКП с кнопочным управлением, электропривод стеклоподъемников, бескамерные шины низкого давления. Новый ЗиЛ, как и предшественник, оставался рамной машиной, но при этом стал значительно ниже. За счет увеличившейся ширины кузова и перепланировки салона места в машине стало больше, соответственно пассажиры смогли разместиться значительно удобнее, чем в ЗиС-110. В 1959 году в серию пошла модификация ЗиЛ-111 с полностью отечественной установкой для кондиционирования, названная ЗиЛ-111А, а чуть позже появился и кабриолет с индексом «В». Несколько экземпляров ЗиЛ-111В были выпущены в специальном парадном исполнении со светлым тентом и дополнительным оборудованием: поручнями и микрофоном. Они сменили на парадах фаэтоны ЗиС-110Б.

Модель ЗиС-110 (1944-1958 гг.) являлась базовой в семействе

В декабре 1962 года в мелкосерийную сборку пошла еще одна модификация «сто одиннадцатого» — лимузин ЗиЛ-111Г. Четырехфарная система освещения делала этот автомобиль более монументальным и тяжеловесным на вид. По сути это был тот же 111А с кондиционером, но с измененными внешними формами кузова и совершенно другим художественным решением хромированного декора. Внешне ЗиЛ-111Г уже не копировал какой-то конкретный автомобиль, а был полностью создан заводскими дизайнерами, хотя и с оглядкой на американские тенденции автомобилестроения. На 111Г полностью была изменена передняя и задняя часть машины. Центральная же осталась прежней, за исключением наружных панелей дверей, соответственно стилизованных под произошедшие внешние изменения. Прописная надпись «ЗиЛ сто одиннадцать» на заднем крыле уступила место лаконичной «ЗиЛ-111». Из примерно 26 изготовленных автомобилей достоверно известно о 9 сохранившихся. Открытой версией автомобиля ЗиЛ-111Г стал автомобиль ЗиЛ-111Д с кузовом кабриолет. В период с 1964 по 1967 гг. было построено около 12 автомобилей. Серо-голубые ЗиЛ-111Д неизменно участвовали в военных парадах до середины 70-х годов, когда были заменены более современными ЗиЛ-117В.

Версия ГАЗ-21 для спецслужб имела заводской индекс ГАЗ-23

К 50-летию Октябрьской революции на ЗиЛе изготовили новый лимузин ЗиЛ-114. На самом деле работы по созданию нового автомобиля ЗиЛ-114 велись параллельно с разработкой ЗиЛ-111Г. Проекты ЗиЛ-114 и ЗиЛ-117 входил в список мероприятий, утвержденных постановлением Совмина. Внешняя форма ЗиЛ-114 впервые в истории создания представительских автомобилей ЗиС-ЗиЛ была самостоятельной, т.е. не имела прототипа или элементов прямого заимствования. Хотя, как и прежде, для завода постепенно приобретались зарубежные представительские автомобили для изучения. Утверждение формы происходило осенью 1963 года. Принятая форма оказалась устойчивой, стабильной, даже несколько консервативной. Если внешность семейства 114-х всегда оставалась строгой, то интерьер был многовариантен по исполнению, от серого сукна до бордового бархата с золотым шитьем. Впервые на автомобиле были применены следующие конструктивные решения: передние и задние дисковые тормозные механизмы с вентилируемыми дисками; алюминиевый блок двигателя; 3-скоростная гидромеханическая АКП; торсионная передняя подвеска. Три опытных образца ЗиЛ-Э114 были построены в 1966 году. Базовая модель семейства находилась в производстве с 1967 по 1976 гг. и со всеми модификациями была изготовлена в 120 экземплярах.

Этот бронированный лимузин до 80-х гг. числился в ГОНе как резервный

В 1967 году увидела свет в металле еще одна новая разработка — 7-местный представительский лимузин ЗиЛ-114. Машина оснащалась 6-литровым V-образным двигателем мощностью 300 л. с. и имела X-образную раму из лонжеронов объемного сечения, обладавших повышенной жесткостью на кручение. Поскольку особое внимание уделялось комфорту пассажиров, длина лимузина возросла до 6,3 м. Почти все пространство внутри салона принадлежало пассажирам: водителю оставалось так мало места, что даже рулевую колонку пришлось сделать откидывающейся. Всего было собрано 113 экземпляров. Автомобиль имел строгие и гармоничные формы. Большие габариты по длине и малая высота делали машину вытянутой, стремительной. Именно с серии «114» начался отход ЗиЛа от прямого копирования американского стиля, элементы которого можно было видеть на предшествующих моделях.

Впоследствии ЗиЛ-114 трансформировался в куда более прогрессивную конструкцию ЗиЛ-4104. Пройдя две глубоких модернизации, она завершила историю создания представительских автомобилей на ЗиЛ.

ГАЗ-13 «Чайка» (1959–1978 гг.) оснащался электрическими стеклоподъемниками и кнопочным управлением гидромеханической трансмиссией

Известно, что автомобили представительского класса в то время создавались и на Горьковском автозаводе. Первый среди них — 7-местный лимузин ГАЗ-13 «Чайка» выпускался с 1959 по 1978 гг. Он оснащался электрическими стеклоподъемниками и кнопочным управлением гидромеханической трансмиссией. Небольшое количество машин (менее 20 экземпляров) было построено с перегородкой в салоне. Этот кузов получил обозначение ГАЗ-13А. Также на базе ГАЗ-13 выпускался кабриолет ГАЗ-13Б. К середине 60-х годов конструкция «Чайки» ГАЗ-13 начала устаревать, и завод начал работу над созданием нового автомобиля ГАЗ-14, проект которого утвердили в 1969 году. Перед дизайнерами стояла задача создать гармоничный внешний облик, не подвластный влияниям моды, учитывая высокие затраты на технологическую оснастку и малый объем выпуска автомобиля. Для военных церемониальных целей — командования парадами войск в округах создали специальную открытую модификацию ГАЗ 14-05. Таких машин построили примерно 15 штук. Во время «борьбы с привилегиями» в перестроечное время производство автомобилей свернули, а всю оснастку уничтожили. Всего было изготовлено 1120 автомобилей.

ЗиЛ-111 увидел свет в металле в 1957 г.

Прежде чем подвести итог, несколько слов еще об одном интересном экспонате. В 1988 году на ЗиЛе была предпринята попытка создания принципиально нового базового автомобиля (проект ЗиЛ-4102). Этот лимузин был выполнен по схеме с несущим кузовом. С целью обеспечения самых высоких требований по вибродемпфированию крепление силового агрегата и разрезного заднего моста (задняя подвеска стала независимой) осуществлялось с помощью специальных подрамников, что позволило ввести дополнительный каскад демпфирования между кузовом и дорогой. Конструкция кузова предусматривала возможность существенного увеличения программы выпуска автомобиля за счет применения принципиально новой схемы узловой сборки и обеспечения штампуемости панелей. К сожалению, по времени реализации проект совпал с проведением реформ в СССР и экономическим спадом, что не позволило его завершить. Дальше двух опытных образцов работа не пошла.

Кабриолет ЗиЛ-111В в парадном исполнении

История представительских лимузинов ЗиЛа и ГАЗа развивалась вплоть до краха СССР. Многие наработки наших компаний были вполне прогрессивными и в духе времени. Но главный заказчик — Кремль — пересел на машины Mercedes-Benz. Потом предпринимались слабые попытки восстановить уникальное производство, но ни к чему они так и не привели.

Кабриолеты ЗиЛ-111Д часто дарились лидерам дружественных стран

Этот ЗиЛ-114 предназначался для обслуживания Дмитрия Устинова, для которого специально изготавливали желтые салоны. Серийно же передние сиденья «сто четырнадцатых» всегда обивались черной кожей, а салон сзади — серо-зеленым сукном

Производство ГАЗ-14 «Чайка» началось в 1977 году. Во время «борьбы с привилегиями» выпуск автомобилей свернули, а всю оснастку уничтожили. Всего было изготовлено 1120 автомобилей

Проект ЗиЛ-4102 в серию не пошел

Автомобиль охраны и сопровождения ЗиЛ-41072 «Скорпион»

Парадный ЗиЛ-410441 — самая последняя версия представительского ЗиЛа

Читать еще:  История американских цен с 1776 года по сегодняшний день

ВСТРЕЧА С ЮНОСТЬЮ

В 1959 году молодые конструкторы ЗиЛа в инициативном порядке решили создать проект малогабаритного автобуса. К тому времени было свернуто производство автомобилей ЗиС-110, и чтобы загрузить высвободившиеся производственные мощности, а также удешевить производство дорогостоящих лимузинов ЗиЛ-111, было предложено выпускать на его агрегатах небольшой комфортабельный автобус. С 1961 по 1970 гг. было построено 7 таких машин. После проведенной модернизации в 1970 году автобус стал называться ЗиЛ-118К, и до 1994 года их изготовили еще 86 штук различных модификаций. Несколько автомобилей ЗиЛ-118К работали в ГОНе. Было построено четыре автомобиля связи ЗиЛ-118К с высокой радиопрозрачной крышей, под которой размещалось специальное оборудование. Кроме того, для четвертого главного управления при Минздраве СССР были созданы специальные санитарные автомобили для обслуживания высших партийных руководителей.

КАК ВЕЗДЕХОД

Известно, что Леонид Брежнев был страстным автомобилистом. Меньше известен факт: на ГАЗе генсеку создали автомобиль специально для охотничьих выездов. Экспериментальный образец полноприводной «Волги» получил заводской индекс ГАЗ-24-95. В ходовой части этого автомобиля применялись узлы и агрегаты ГАЗ-69. Брежневская «Волга» на самом деле отличалась завидной проходимостью, на ней без труда можно было перемахнуть через поваленное дерево и выбраться из небольшого лесного болота. Ничего подобного в мире в середине 70-х годов не было.

Какой он, автомобиль Сталина, ЗИС-115?

Автомобиль Сталина ЗИС-115 – первый Советский бронированный легковой автомобиль высшего класса. Автомобиль, который олицетворял мощь и силу Советской страны. Совершенно секретный проект. Не просто комфортабельный лимузин, а неприступная крепость. ЗИС-115 – культовый лимузин, культовой личности. Почему же он изготавливался под грифом «секретно»? Что в автомобиле Сталина скрыто от глаз стороннего наблюдателя? Почему после смерти вождя почти все машины этой серии были уничтожены?

Автомобиль Сталина ЗИС-115 – это автомобиль скрытого бронирования. Его силовой агрегат представлял собой рядный, форсированный, восьми цилиндровый двигатель мощностью в 162 л.с. Такое количество цилиндров двигателя обусловлено желанием конструкторов сделать автомобиль ещё мощнее.

Максимальная скорость этого автомобиля сравнительно не большая, порядка 100 км/ч. Масса его чуть более 5 тонн. Соответственно, для того, что бы остановиться, ей требовалось большее расстояние, порядка 200 метров.

Изготовление машины начиналось с создания так называемой «бронекапсулы», и уже к ней приваривались все остальные составляющие кузова. «Бронекапсула» под наименованием «изделие 100» изготавливалась на военном заводе недалеко от Подольска. На каждой детали выбивался номер.

Броневая защита проходила предварительные испытания на полигоне, и только затем передавалась сборщикам. Лимузин, а по сути, броневик защищал от любого вида огнестрельного оружия, а так же от осколков гранат и мин.

Сборка машины проходила в отдельном боксе со специальной пропускной системой. И. Сталин лично контролировал ход проекта. Каждая бронированная часть проходила проверку на глазах самого вождя.

Не секрет, что во многом автомобиль Сталина ЗИС-115 был списан с американского «Паккарда», который в 1940 году ему подарил президент Рузвельт. И всё же в отношении кузова Советские конструкторы пошли на компромисс.

Его панели, членения деталей и размеры дверных и оконных проёмов повторяли Бьюик Лимитед (Buick Limited), а оборудование и обивка салона была взята у «Паккарда». В дизайне автомобиля использовано большое количество хромированных деталей, что являлось веянием того времени. На капоте использовалось украшение – красный Советский флаг.

Все работы над созданием шестиместного, бронированного автомобиля были завершены к 1947 году. С этого времени Сталин использует его в качестве служебного. ЗИС-115, на первый взгляд, ни чем не отличался от серийного ЗИС-110. Это было главным условием при создании бронированной версии автомобиля. Из созданных 32 таких машин, до наших дней дожили лишь 8 экземпляров.

Самое интересное должно быть скрыто от постороннего глаза, и праздному наблюдателю было не в намёк, что автомобиль имеет мощнейшую бронированную защиту. В те годы, при создании автомобилей, преобладал громоздкий стиль, и все модели были большими как снаружи, так и внутри. Мощь и фундаментальность до сих пор являются приоритетом автомобилей представительского класса.

ЗИС-115 является ярким представителем своего класса. Лишь при ближайшем рассмотрении, всего по нескольким деталям можно отличить 115-ый от 110-го. Например, шины.

Они были особые, имели диаметр 820 вместо стандартных 795 мм. Так же у бронированной версии была установлена центральная противотуманная фара, два спецсигнала и мутноватые пуленепробиваемые стёкла толщиной в 7,5 см.

Между ними клеилась плёнка, которую называли «Канадский сироп» за её свойство не давать рассыпаться стеклу, если оно всё же разобьётся. Для подъема такого стекла применялся подъёмник на гидроприводе, а опускалось оно под собственным весом.

Передняя часть салона отделана кожей. В те годы кожа считалась ходовым материалом и её применяли лишь для отделки места водителя, для высокопоставленных пассажиров применяли ткань, как наиболее комфортный материал.

Пассажирские сиденья набивались гагачьим пухом и обтягивались дорогим сукном. Салон оборудован отличными системами тепло и звукоизоляции. Сзади у этой машины был не большой багажник; его использовали для установки радиоаппаратуры.

В то время ЗИС-115 был не только самым защищённым автомобилем во всём государстве, но и самым тяжелым. Одна лишь дверь весила около 300 килограмм. Кроме обычных дверных замков обе двери (передние и задние) были снабжены цепочками, предотвращающими случайное открытие дверей на ходу. У машины была двойная крыша, двойное днище, и особо усиленная задняя стенка.

Спереди под капотом установлен рядный восьмицилиндровый мотор, собственной ЗИС-овской разработки. Его форсированная версия, как уже было сказано, имела 162 сильный агрегат, и развивала мощность порядка 140 л.с.

По своей надёжности и функциональности, своими сравнительно не большими размерами, он наиболее подходил для этого автомобиля. Кроме двигателя, завод устанавливал оригинальный задний мост с полностью разгруженными полуосями, способными воспринимать большую нагрузку.

В принципе, все, что касается двигателя и шасси, бригада конструкторов точно следовала идеям американских инженеров. Тем не менее, первый Советский правительственный ЗИС отличался от зарубежных аналогов.

Его корпус был не бронированный, как у американцев, а цельнолитой из брони. В этом заднеприводном автомобиле использовалась усиленная рессорная подвеска, из-за его большой массы. Выпуклые колпаки так же скрывали усиленную ступицу мостов.

Интересный факт произошел, когда Сталин спросил о надёжности брони автомобиля у конструкторов, те стали уверять его, что броня машины выдержит обстрел из любого автоматического оружия.

Тогда он предложил им самим испытать безопасность, находясь внутри машины. Затем её расстреляли из автоматов, но после этого в кузове не было найдено ни одной пули. Этого оказалось достаточно, чтобы комиссия сразу приняла ЗИС-115.

Гриф «Секретно» на автомобиль Сталина ЗИС-115 сохранился и после смерти вождя. До его появления Советские лидеры пользовались заграничными моделями «Роллс-Ройс», «Паккард» и др. ЗИС-115 выпускали с 1945 по 1959 год. До наших дней дожили только два автомобиля.

«Шасси №18»: как создавался бронированный лимузин Сталина ЗиС-115

Москва, 19.05.2021, 02:39:43, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Андрей Котов.

В 1943 году, когда война еще была в самом разгаре, и до Победы было далеко, конструкторы автомобильного завода им. Сталина начинают разрабатывать новую модель легкового автомобиля. Зачем? Оказывается, великий вождь, любитель американской марки «Паккард», поручил разработать подобный отечественный автомобиль. Эта машина должна была стать символом победы советского народа, символом новой жизни. Так на свет появился ЗиС-110. Советская модель очень напоминала Packard 160 Super Eight, однако все же не являлась точной копией «американца».

  • «Шасси No18» для великого вождя
  • «Расстрел» за качественную работу

«Шасси No18» для великого вождя

Сталин был доволен, и тут же «заказал» персональный ЗиС для собственного пользования. Однако, с точки зрения безопасности, простой гражданский автомобиль не подходил для столь важной персоны. Было принято решение разработать бронированную версию для высших чинов, которая внешне ничем бы не отличалась от гражданских авто. Эта модель получила индекс ЗиС-115, и имела ряд конструктивных особенностей. А персональной машине Сталина присвоили кодовое название «Шасси No18». Появилась на свет она в 1949 году.

Самое главное — пуленепробиваемый салон. Он представлял собой бронированную капсулу, которая устанавливалась на усиленное шасси. Стекла были огромной толщины — 7,5 сантиметров, и состояли из огромного количества слоев: бронированного, из вязкого оргстекла, чтобы в случае попадания пули осколки не разлетались вокруг, и затем каленного стекла, которое должно было окончательно погасить ударную силу пули. Между слоями размещался специальный порошок для впитывания влаги, поэтому такие стекла не потели. Убранство салона аскетичным не назовешь: обивка была сделана из натуральной кожи, велюра и шерсти. Деревянные панели из карельской березы. Напольные покрытия представляли собой натуральные ковры. Особого внимания заслуживает подсветка приборной панели: ее цвет менялся в зависимости от скорости движения машины. Для середины ХХ века это было мегакрутым инженерным решением!

В движение бронеавтомобиль приводил 6-литровый 162-сильный силовой агрегат. Благодаря ему автомобиль мог достигать максимальной скорости 110 км/ч, при этом расходуя до 30 л горючего. Из технических особенностей — наличие дополнительного масляного радиатора.

«Расстрел» за качественную работу

Приемка автомобиля осуществлялась необычным способом. Поскольку во главу угла ставилась безопасность пассажиров, сотрудники органов безопасности испытывали это качество автомобиля на самих разработчиках. Их посадили в салон автомобиля, а затем… расстреляли машину из автоматов. Техника не подвела, и все остались живы. В качестве благодарности за хорошо выполненную работу всех «подопытных» затем пригласили на фуршет.

После смерти вождя его персональный автомобиль должен был быть уничтожен — так гласила секретная инструкция по использованию таких машин. Но по каким-то неизвестным причинам директива не была выполнена, и автомобиль был передан в МВТУ им. Н.Э. Баумана. Там он выполнял роль инкассаторской машины, пока окончательно не устарел и не был списан. От порезки на металлолом машину спас один профессор Бауманского университета, выкупивший машину, и затем продавший ее коллекционеру Вадиму Задорожному. В 2000-х годах машину отреставрировали, потратив на процесс 5 лет и около 200 тысяч долларов. Однако в декабре 2019 года автомобиль был похищен из гаража, где он хранился. Автомобиль вывезли с помощью эвакуатора, затем следы его теряются. По экспертным оценкам автомобиль оценивается в 2,5 миллиона долларов.

Mechaniker › Блог › Тайна автомобиля «отца народов» или история реставрации ЗИС 115.

Внимание многих СМИ сейчас обращено на правительственный лимузин проекта «Кортеж», создаваемый к инаугурации президента России. Ожидается, что после марта 2018 года глава государства окончательно пересядет на отечественный автомобиль, а Mercedes-Benz останется в прошлом. Собственный автомобиль — гордость любой нации. Каждой стране бывают нужны флаг, гимн, олимпийская команда — и собственная автомобильная промышленность.
А сегодняшний мой рассказ будет посвящен автомобилю, которого боялись и уважали, который безоговорочно пропускали на дороге, который за свою жизнь на долгие годы был предан забвению, и который сегодня является мечтой многих коллекционеров, встречайте:

Царь-автомобиль, который появился более 60 лет назад, ЗИС-115, в судьбе и реставрации которого принял непосредственное деятельное участие. Может показаться невероятным, но в течение многих лет об этом уникальном экспонате вообще не вспоминали. А дело было так:

В далеком 2001 году к нашему доверителю обратился профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана с просьбой посмотреть один интересный экспонат. По его словам, у него на даче сохранился автомобиль, представляющий музейную ценность. Когда следопыты автомотостарины прибыли на место, их глазам предстала невеселая картина: седан чёрного цвета, похожий на ЗИС-110, по ступицы врос в землю и наполовину сгнил. Однако владелец уверял: автомобиль действительно уникальный. После внешнего осмотра и сравнения данных с документами из архива Завода Им. Лихачева (который ранее назывался Завод им. Сталина) не раздумывая было принято решение приобрести данный экземпляр. Почему?

Перенесемся в далекий 1943 год. Великая Отечественная война в самом разгаре. В противостоянии СССР и нацистской Германии наступает долгожданный перелом. Немецкие войска терпят окончательное поражение в Сталинградской битве, красная армия прорывает блокаду Ленинграда. Но до Победы еще очень и очень далеко. Почти всё мужское население идет на фронт, кто не может – работает в тылу. Даже в городах продолжаются перебои с продовольствием. О каких-то излишествах не может быть и речи. В таких условиях на «Заводе имени Сталина» начинается разработка нового комфортного автомобиля – седана ЗИС-110. Удивлены? Но руководство даже в столь непростой обстановке думало о будущем: что будет выпускать советская промышленность, когда война всё-таки закончится? Какую машину покажут нашим людям? Что станет символом мирной жизни? Какой автомобиль будет олицетворять страну Победительницу на мировой арене? Ответы на все эти вопросы должен быть дать новый седан. К тому же, есть и еще один нюанс. Сам товарищ Сталин любил машины марки Packard, которыми его щедро одаривали американцы, и поручил разработать аналогичный советский автомобиль. Поэтому неудивительно, что за основу дизайна нового ЗИСа был взят именно Packard.

Но ЗИС-110 – это всё же проект гражданского автомобиля. А вот для «вождя народов» на ЗИСе разрабатывался совсем другое транспортное средство — ЗИС-115. При беглом взгляде эти две модели тяжело отличить друг от друга, но это – ровно до тех пор, пока не познакомишься с техническими особенностями ЗИС-115. Не верите?

Начнем с самого главного – бронированного кузова, который должен был защищать советского лидера. В отличие от европейских или американских автомобилей, кузов ЗИС-115 состоял не из отдельных бронированных панелей, а представлял собой клёпано-сварную конструкцию. То есть фактически это – бронекапсула. Причем она даже имела свое внутреннее название – «изделие 100». Любопытный нюанс: на каждой приваренной друг к другу детали стоял серийный номер, ФИО мастера, который её делал, и… отметина от пули, при помощи которой испытывался данный участок! То есть, ответственность, в случае провала защиты, была личной!

Отдельного внимания заслуживают стёкла ЗИС-115. Они тоже бронированные, общей толщиной 75 миллиметров. Чтобы было понятнее: это – больше ширины среднестатистического смартфона. Даже невооруженным глазом видно, что стёкла представляют собой целую инженерную конструкцию. Сначала идет внешнее бронестекло толщиной 35 мм. Оно состоит из нескольких каленых стекол, обклеенных специальным клеем – так называемым «канадским бальзамом». Вслед за клеем идет воздушная прослойка, после которой стоит вязкое оргстекло толщиной 25 мм, призванное в случае выстрела гасить кинетическую энергию осколков от пробитого бронестекла. За оргстеклом вновь следует воздушная прослойка, а в конце – каленое стекло толщиной 6 мм, которое также называют «сталинитом». Это стекло гасило остаточную энергию. Вам мало таких подробностей? Тогда вот еще! Чуть выше мы упомянули две воздушные прослойки. Если порассуждать логически, то в них должна так или иначе образовываться влага, а, значит, стекла будут запотевать. Но этого не происходило. Почему? Оказывается, советские инженеры предусмотрительно встроили в стекла трубочки со специальным порошком, впитывающим влагу. Поэтому никакого «тумана» не образовывалось. А ведь еще у ЗИС-115 были еще и очень интересные стеклоподъемники, в роли которых выступал специальный гидравлический домкрат.

Читать еще:  Обзор подержанного автомобиля Lincoln Town Car/Линкольн Таун Кар (1990-1997)

В движение ЗИС-115 приводил рядный восьмицилиндровый двигатель целиком и полностью советского производства. Любопытно, что в разных источниках приводились разные версии об отдаче этого мотора. Однако, когда машину нашли, на ней был установлен мотор 140 л.с., хотя вообще на подобные ЗИС-115 ставили 6-литровый 162-сильный агрегат. По крайней мере, об этом свидетельствует внутренняя документация «Завода имени Лихачева». Еще одна особенность силовой установки – наличие дополнительного масляного радиатора. А вот коробка передач здесь механическая, трехступенчатая. «Сталинский» ЗИС способен разогнаться до 110 км/ч максимальной скорости и расходует около 30 литров на 100 км пути.

Обкатка мотора ЗИС 110 на стенде:

Ну, а салон автомобиля заслуживает отдельного разговора. Всем известно, что в обычной жизни Сталин был аскетом. Правда, глядя на отделку интерьера ЗИС-115, так и не скажешь. Судите сами: просторный салон, рассчитанный на 6-7 человек, отделан натуральной кожей, велюром, а также имеет шерстяную обивку. Вставки на передней панели – из карельской березы. Все материалы дорогие и натуральные. А ведь еще есть и очень интересные решения. Например, приборная панель, которая меняет цвет подсветки в зависимости от скорости. Скажем, если автомобиль едет менее 40 км/ч, панель будет гореть зеленым цветом, 40-80 км/ч – оранжевым, ну, а свыше 80 км/ч – красным. Прямо как на некоторых современных авто, при переводе коробки в спорт-режим. А ведь ЗИС-115 – это автомобиль, разработанный в середине ХХ века!

Но вернемся в Подмосковье начала 2000-х. Конечно же, вы уже догадались, что на даче у профессора «Бауманки» стоял именно ЗИС-115. Как это удалось выяснить? Конечно, бронекорпус спутать с чем-либо сложно. Но, во-первых, в тех самых архивах ЗИЛа удалось найти историю машины, с номером шасси 18. Именно этот номер присутствовал на машине из Подмосковья. Во-вторых, у автомобиля отсутствовала внутрисалонная перегородка, присутствовавшая на других ЗИС-115. Она была демонтирована по личному указанию Сталина. Кстати говоря, это – отличительная черта всех автомобилей, на которых ездил советский лидер. Поэтому двух мнений быть не могло – это был действительно ЗИС Иосифа Виссарионовича. Вот только как он очутился на даче в Московской области?

Оказывается, судьба этого автомобиля весьма показательна. После смерти Сталина в середине 50-х годов ЗИС-115 попал на Автозавод им. Лихачёва, где машина подлежала… уничтожению! Связано это было с внутренними инструкциями, согласно которым автомобиль должен был быть утилизирован за ненадобностью.

Однако по неизвестным причинам ЗИС-115 был передан в МВТУ им. Н.Э. Баумана для обучения студентов и различных испытаний. Любопытный нюанс: поскольку машина проходила под грифом «Секретно», её оформили как шасси с комплектом запчастей. С течением времени ЗИС-115 окончательно устарел, и проводить на нем испытания было уже несподручно. Поэтому броневик стали использовать в качестве инкассаторской машины, на которой перевозили кассу университета. Но потом отказались и от такой практики – ЗИС-115 просто отправили на задний двор «Бауманки», где он стоял долгие годы. Не лучшую роль сыграли перестройка и распад СССР. И только тот самый профессор уберег легендарный ЗИС от полного забвения, выкупив автомобиль в частную собственность, а затем – продав его нашему доверителю. И началась долгая работа по реставрации автомобиля.

Восстановление уникального ЗИСа не было простым. Фактически приходилось многому учиться заново, ведь практически все мастера, создававшие 115-ую модель, уже давно ушли из жизни. Выручала архивная документация, предоставленная Заводом им. Лихачёва.

Так по старым документам шаг за шагом удалось вернуть внешний вид кузова ЗИС-115. А еще — восстановить салон машины практически в первозданном виде. Например, оригинальную шерстяную обивку заказали на Санкт-Петербургской Красильно-Отделочной фабрике, ковёр пола – в Германии.

Всего же на реставрацию ЗИС-115 ушло пять лет и более 200 000 долларов США. После окончания реставрации и обкатки автомобиль выезжал на дороги, разгонялся до 100 км/ч и проехал 300 км. Удивляться этому не нужно, обкатке в обязательном порядке подвергаются все реставрируемые в мастерской компании автомобили.
С этой машиной было снято несколько видео-сюжетов один из которых был показан на телеканале Россия в 2010 году (Тест-драйв Ивана Зенкевича):

В ценах 1950х годов стоимость спец-автомобиля составляла 800.000 рублей. «Москвич» тогда стоил 9.000 рублей, «Победа» – 16.000 рублей, а ЗИМ – 40.000 рублей.
Сейчас уникальный автомобиль выставлен в Музее Техники Вадима Задорожного в посёлке Архангельское в Московской области.

Если у Вас есть вопросы, связанные с классическими и коллекционными автомобилями (покупка/продажа, ремонт/реставрация, экспертиза/оценка, доставка/оформление) — пишите в личную почту. Все консультации безвозмездны.

Самый дорогой автомобиль СССР: ЗИС-115 — машина, на которой ездил Сталин

Первые лица любого государства должны передвигаться на автомобилях, отличающихся высокими характеристиками. Представительный внешний вид, отличные ходовые качества, надёжность, безопасность, комфорт… Всем этим параметрам соответствует самый дорогостоящий автомобиль советского периода — ЗИС-115. Всего подобных машин было произведено 56 штук. Однако наиболее известный бронированный экземпляр, конечно же, был предназначен для Сталина. Сегодня он оценивается в 270 млн рублей. Конечно, на размеры этой суммы во многом повлияла личность владельца. Но и сам по себе автомобиль заслуживает внимания.

Немного истории

Ещё в начале тридцатых вождь народов на одном из заседаний заявил: вышестоящее руководство страны подаёт плохой пример тем, что передвигается на машинах иностранного производства. Однако исправить это «недоразумение» в то время было невозможно. Советская промышленность не выпускала лимузинов, достойных перевозить первое лицо государства и иже с ним.

Разработка такого авто началась в 1943-м и завершилась лишь по прошествии шести лет.

Справка. ЗИС-115 или ЗИС-110СО решено было создавать по образцу Packard 180 модификации Touring Sedan 1941 года. Выбор этого авто в качестве основы был сделан не только из-за того, что Сталин предпочитал модели этой марки всем другим. Большое количество деталей, используемых в «иномарке», можно было без труда произвести в СССР.

Справедливости ради стоит отметить, что окончательный вариант «лимузина Сталина» от Packard 180 получил только практически идентичный интерьер и все внутренние составляющие. Кузов стал собственной разработкой советских конструкторов.

Сборка бронированной модели велась в спеццехе. Допуск туда имели исключительно главные конструкторы. Машина обладала несколькими производственными индексами. Авто в сборе — ЗИС-115, шасси — ЗИС-110С, кузов — ЗИС-145. Конструкционные характеристики бронированной модели, как и любого ТС, создаваемого для сильных мира сего, относились к категории «совершенно секретно». Сегодня допустимо заглянуть за эту «завесу тайны».

Экстерьер и интерьер, эксплуатационные характеристики

Внешне машина представляет собой четырёхдверный лимузин, двери которого открываются против хода. Компоновка — переднемоторная, заднеприводная.

«Пламенный мотор» авто — стандартный для модели ЗИС-110 8-цилиндровый карбюраторный агрегат, потребляющий бензин. Его рабочий объём равнялся 6005 см 3 , а мощность составляла 140 л.с. Скоростной максимум, который достигала модель — 160 км/ч.

Двери ТС (обе задние и правая), помимо обычных замков, имели цепочки, предназначенные для исключения их возможного открытия на ходу. Стёкла внутренней перегородки и дверей — опускные. Последние — чуть мутные с желтоватым отливом, заключены в толстые рамки.

  • высококачественное, дорогое сукно задних сидений (наполнитель — гагачий пух), покрытие передних — кожа;
  • раскладывающие дополнительные места;
  • поднимающаяся подставка для ног;
  • опускающийся подлокотник;
  • пепельница с крышкой;
  • идеально ровный пол без характерного выступа — благодаря максимально опущенному карданному валу;
  • отличное освещение.

Как видно, в оформлении и оборудовании салона нет ничего экстраординарного. Однако безупречное качество материалов, лаконичная элегантность дизайна и повышенный комфорт, безусловно, отличают эту модель от обычного авто.

Что касается защиты, то при производстве отечественного лимузина был использован так называемый принцип капсульного бронирования. Сначала создавался стальной остов, вокруг которого собирался кузов. Капсула из высокопрочного авиационного материала и выполняла защитную функцию. Такой же принцип бронирования использовался раньше при производстве самолётов-штурмовиков и применяется сегодня в процессе создания автомобилей VIP-класса.

Packard Twelve: любимая машина Сталина

К 100-летию кремлевского гаража мы продолжаем серию материалов об уникальных автомобилях первых лиц государства. Редчайшие машины можно будет увидеть в Музее Гаража особого назначения, который откроется в этом году на ВДНХ.

Ушел Ленин — ушел Роллс-Ройс

Кардинально менять автопарк советской элиты принялись в начале 1930-х. Величественные британские лимузины Rolls-Royce, которые активно закупали со времен Ленина, сменили на продукцию передового американского автопрома. Советскую элиту особенно заинтересовал всемирно известный Packard.

Первый 12-цилиндровый

Паккард привлек скоростью, комфортом, надежностью. И передовыми технологиями. Еще в 1915 году американцы удивили мир первым в истории серийным автомобилем с мотором V12. Чудо техники назвали Twin Six — «двойная шестерка».

В 1930-х модель оставалась флагманом фирмы, правда, под другим именем — Packard Twelve. Автомобили были супердорогими, делали их немного (хотя выпускались и более демократичные 8-цилиндровые версии).

В 1933 году для ГОНа «на пробу» закупили восемь открытых Паккардов. А в 1936-м в СССР пришли и первые модели с закрытыми кузовами, в том числе бронированные.

Сейф на колесах

В 1936–1937 гг. в СССР завезли четырнадцать Паккардов — для всех высших руководителей страны. В первую очередь, конечно, для Сталина. За ним было закреплено два автомобиля.

Сталин всегда садился на правое заднее откидное сиденье-страпонтен, считал это место самым безопасным. Пространства для ног в огромном салоне было достаточно.

На бронированные автомобили в США сделали специальной заказ. Хотя есть версия, что первые Паккарды бронировали уже в СССР (в кремлевском гараже их называли автомобилями «скрытого бронирования» или «тяжелыми»).

А вот у президента США первый специальный бронированный автомобиль — Lincoln — появился лишь в 1939 году. По слухам, «обогнал» советскую элиту только знаменитый чикагский гангстер Аль Капоне — он еще в конце 1920-х разъезжал на бронированном Кадиллаке.

«Выдавали» фары

По современным меркам Паккарды советской элиты защищены были слабо: отдельные стальные бронелисты толщиной 6–6,5 мм крепились к деревянному каркасу. Защита должна была выдержать пулю, выпущенную с расстояния 100 м из винтовки Мосина образца 1891 года.

Стекла толщиной 65 мм были мутноватыми — по ним бронированный автомобиль «вычислялся» с первого взгляда.

Кроме того, все основные машины ГОНа отличались дополнительными наружными рожками специальных звуковых сигналов и фарой-прожектором посередине перед решеткой радиатора. Именно по свету этой фары охрана понимала: перед этим автомобилем ворота Кремля надо открыть заранее.

«Лихач» Микоян и покушение на Сталина

Тяжелый, громоздкий Packard с передней независимой подвеской был быстрым и хорошо управлялся.

А с 1937 года в ГОН начали поступать модернизированные Packard Twelve серии 1508 — со 180-сильным двигателем рабочим объемом 7,7 л. Он позволял развивать скорость до 150 км/ч.

Появились первые «лихачи». Сохранилось специальное постановление, запрещающее Анастасу Микояну ездить со скоростью 80–100 км/ч (значит — ездил!) и превышать скорость 50–60 км/ч.

Хотя, возможно, благодаря «лихачеству» водителя Анастасу Ивановичу удалось остаться в живых во время покушения: 6 ноября 1942 года выехавший из Спасских ворот автомобиль Микояна был обстрелян из винтовки. Стрелял дезертир — ефрейтор Савельев, уверенный, что в прицеле машина Сталина. Водитель увел автомобиль, резко прибавив скорость. Никто не пострадал, хотя несколько пуль все-таки попали в машину.

После покушения защиту лимузина уже не считали безупречно надежной. Новые бронированные Паккарды после 1937-го покупать перестали. А недостатки учли при создании советской машины ЗИС-115, появившейся, впрочем, лишь после войны.

Спасти президента Рузвельта

Была еще одна история, подтвердившая хорошую управляемость Паккарда и мастерство водителей ГОНа. В феврале 1944 года водители особого гаража обслуживали участников Ялтинской конференции.

Президент США из-за болезни ног всегда садился на переднее сиденье, рядом с водителем, а его охрана сзади — на откидных сиденьях-страпонтенах. На горной дороге, при левом повороте президент Рузвельт неловко нажал на ручку и открыл дверь. Водитель чудом одной рукой успел поймать и втащить Рузвельта в салон, а охранник дотянулся и захлопнул дверь.

Поговаривают, что благодаря этой истории на дверях послевоенного ЗИС-115 появились предохранительные цепочки (примерно такие, как на дверях квартир осторожных советских обывателей).

Победа ЗИСа

В 1950 году основным автомобилем членов политбюро стал советский ЗИС-115.

Но последний американский бронированный лимузин вывели из резерва ГОНа лишь в 1955-м. Впрочем, еще и в начале 1950-х обычные небронированные Паккарды продолжали изредка возить высокопоставленных советских чиновников на службу. Во время отпусков на море элита пересаживалась на открытые модели.

У кого Паккард Сталина?

У коллекционеров и сейчас хранится несколько бронированных Паккардов из кремлевского гаража. Каждый владелец, разумеется, утверждает, что именно на его машине ездил Сталин. Но достоверно определить это невозможно.

  • Историю создания ЗИС-110 — лимузина Иосифа Сталина — читайте тут.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector