1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Mazda: История марки — свой стиль жизни!

История бренда Mazda: год и страна основания, знаменитые модели

Значение значка «Мазда» – это огонь или солнце. На нем можно разглядеть само солнце, круг света и крылья. Именно из-за крыльев логотип часто сравнивают с совой.

У каждой торговой марки есть своя история. Взлеты и падения на пути к успеху были у каждого производителя. История бренда Mazda не исключение.

История бренда «Мазда»

История бренда Mazda началась с 1920 года в городе Хиросиме. Японская компания занималась производством пробковых панелей и станков, а сегодня известна во всем мире своими автомобилями, легковыми, грузовыми, спортивными, семейными.

Основание компании

Президентом Mazda стал Дзюдзиро Мацуда, отец которого был бедным рыбаком, так что большими деньгами не владел. Фирму Мацуда основал не с нуля. Изначально концерн ему не принадлежал – разорившаяся строительная компания была куплена вместе с инвесторами.

Президент Mazda Дзюдзиро Мацуда

Жизнь Дзюдзиро Мацуды не была легкой. Возможности учиться в школе у него не было, поэтому пришлось заняться кузнечным делом. Оно помогло Мацуде осознать свою тягу к автомобилестроению. Прежде чем будущий инженер стал владельцем собственного концерна, он работал на множестве предприятий. Среди них были судостроительные верфи и оружейные заводы.

После основания компании ее специалисты в течение 10 лет работали над мотоциклами. Увы, производство так и не стало массовым. Станки продолжали оставаться основным направлением.

История эмблемы

Логотип «Мазда» появился не сразу после основания компании. Впервые он увидел свет после 1934 года. Лого «Мазда» представляло собой стилизованное название фирмы. Затем эмблема бренда стала более минималистичной. Теперь она выглядела как буква М. Второй логотип Mazda появился через 2 года после первого.

История логотипа «Мазда»

Следующее обновление логотипа произошло в 1962 году. Буква М была помещена в круг. А в период с 1975 по 1991 год официальной эмблемы у компании не было. Только в 1991 году был разработан новый дизайн, и именно этот знак «Мазды» используется компанией сейчас, хотя и в несколько измененном виде.

Значение названия Mazda

Привычно называться компания стала только в 1931 году. Марка «Мазда» названа так по имени зороастрийского бога Ахура Мазда, которому поклонялись как богу мудрости. Также название созвучно с фамилией основателя и похоже произносится.

Философия бренда

Во многом философия марки определяется страной ее происхождения – Японией. Сейчас история производителя насчитывает целый век. Личная история создателя бренда Дзюдзиро Мацуды была и остается главным столпом философии Мазды.

Классическая форма кузова «Мазда» не менялась несколько десятков лет

Машиностроение было не просто способом заработать денег. Производство транспорта – настоящая страсть Мацуды. Он считал, что техника – это способ изменить мир к лучшему, и эта установка обозначила вектор развития для его компании.

Япония – это страна инноваций и изобретателей, поэтому стремление к непрерывному развитию у японцев в крови. Часть их традиций – добросовестно выполнять свою работу, так что в качестве продукции не стоит сомневаться, оно всегда на высшем уровне.

Не забывают японцы и о красоте, поэтому дизайнеры «Мазды» создали свой стиль под названием Kodo. Название означает «душа движения». Все авто фирмы не только технически, но и внешне воплощают собой мощь и скорость.

Развитие японского автопрома

Далеко не сразу компания занялась производством транспорта. Изначально это была строительная фирма. Ее специализацией было создание панелей из пробкового дерева, позже был налажен выпуск станков. В 1925 году фабрика, которой владел Мацуда, сгорела. В итоге к старой продукции было решено не возвращаться, вместо этого завод был перепрофилирован, чтобы производить транспортные средства. Первым транспортом, произведенным обновленным заводом, стали мотоциклы.

Военный мотоцикл «Мазда»

Ранее в 1923 году в Японии произошло сильнейшее землетрясение. Оно ударило по экономике, и жители страны не могли позволить себе дорогие средства передвижения. Это означало, что использование, как и продажа бюджетного колесного транспорта стали актуальными. Тогда-то компания разработала модельный ряд трехколесных мототележек. Они были простыми в производстве и доступными, так что имели успех.

В 1931 году на японском рынке появилась первая машина концерна. Этой моделью был грузовой автомобиль. Продажи были отличными, поэтому было решено наладить экспорт в Китай.

  • 1967 год концерн поразил всех, представив спортивный автомобиль Cosmo Sport 110S. До этого в 1964 году выпустили машину для всей семьи, Mazda Familia. Бизнес расширялся, продукцию завозили уже в 20 стран мира.
  • В 1981 году произошло значимое событие – выход на американский рынок.
  • 1986 год ознаменовался выпуском модели RX-7.
  • 1989 год примечателен анонсом одного из самых популярных авто бренда – кабриолета MX-5.

В 2000 году «Мазда» совершает прорыв, начиная взаимодействовать с покупателями через интернет. Но сетевой маркетинг не единственное достижение. В 2002 году вышла модель Sports F. Ее уникальность в том, что разработкой занимались женщины.

Место и перспективы «Мазда» сейчас

Сегодня компания успешно производит самые разные автомобили, среди которых есть кроссоверы и концепт-кары. «Мазда» очень старается быть доступной для большинства людей. По этой причине концерн почти полностью отказался от разработки люксовых авто и сосредоточился на выпуске машин малого и среднего класса. Развивается и особая линия товаров – спорткары.

Самая популярная модель спорткара «Мазда 6»

У «Мазды» налажен экспорт в 120 стран мира, а в 21 государстве фирма владеет заводами для сборки. Недавно в соответствии с последними тенденциями вышел первый электрокар, разработанный инженерами компании.

Люксовый бренд «Мазды» – Amati

Отказ от производства автомобилей класса премиум легко объяснить. Amati готовили в первую очередь для американского рынка, и машина должна была выйти в продажу в 1983 году и в США, и в Японии. Модель была безупречна по всем параметрам и отвечала стандартам класса люкс. Но это не спасло ее от провала.

Решено было сменить курс и продать большую часть автомобилей на родине, но именно тогда в Японии случился экономический кризис, и авто среднего класса были более актуальны. Так что машина не была успешной, но стала опорой для дальнейших разработок.

«Мазда» в России

Модельный ряд

Линейки концерна могут похвастаться разнообразием. В модельном ряде присутствуют спортивные автомобили, легковые машины, кроссоверы, родстеры и пикапы.

Самые популярные модели:

  • Mazda 3. Хэтчбек с бензиновым двигателем, четырьмя модификациями и подогревом. Особенности: мониторинг внимания водителя и шумоизоляция салона.
  • Mazda 3 Sedan. Автомобиль с анатомическими сидениями и усиленной жесткостью кузова.
  • BT-50. Пикап предназначен для бездорожья и скользкой дороги. Главное достоинство – высокая проходимость.
  • CX 5. Внедорожник со спортивным дизайном. Компактный, оснащен автоматическим безопасным торможением, оборудован светодиодными фарами.

Автомобили Mazda продолжают бить рекорды продаж и поражать клиентов своей мощностью и функциональностью, мотивируют конкурентов. История бренда Mazda и сейчас вдохновляет предпринимателей.

ruzenstein › Блог › История авто — Mazda

Mazda — свой стиль жизни!
Началом истории торговой марки Mazda стало создание в 1920 году фирмы «Toyo Cork Коgуо». Но на тот момент она не имела к автомобилям ни малейшего отношения. Ее продукцией были… строительные материалы из пробкового дерева. Но такое занятие стало лишь первым шагом, хотя и очень солидным, благодаря чему компания смогла заложить хороший финансовый фундамент для дальнейшей деятельности.

В середине 20-х годов первым образцом «не деревянной» продукции «Toyo Cork Коgуо» стал мотоцикл. В те времена в Японии люди были не в состоянии покупать дорогостоящие автомобили и с удовольствием приобретали двухколесный транспорт. В связи с такой переме ной из названия выпало слово «kork» (пробка), и с 1927 года компания стала носить имя «Toyo Коgуо Со Ltd». Уже под этой маркой в 1931 году началось производство маленьких 3-колесных грузовичков, предназначенных для развозки товаров. Потом было несколько концептов легковых автомобилей, но в серию ни один из них так и не пошел. И только в 1960 году, когда рядовые японцы обрели более-менее приличную покупательную способность, была выпущена первая легковая модель, от которой и принято вести отсчет истории Mazda — как автомобильной компании и как торговой марки в частности.
Первенцем стала модель R-360 — 2-дверная городская малолитражка, не отличающаяся особыми техническими или стилевыми изысками, зато недорогая и весьма удобная. Через два года модельный ряд пополнился новой разработкой — Carol. Она выпускалась в двух вариантах: 2-дверный седан Carol-360 и 4-дверный — Carol-600. Внешность этих двух машин практически полностью повторяла популярную модель Ford Anglia. В целом для ранних японских разработок характерно подражание европейским моделям. В 1964 году свет увидело первое поколение модели Familia. Это имя наверняка не скажет вам ровным счетом ни о чем, что совсем неудивительно, ведь на внутреннем рынке Японии все модели имеют названия, отличные от тех, с которыми они экспортируются.
Familia — это Mazda 323, так же как Capella — это 626, a Cosmo — 929 и так далее. Кстати, система обозначения моделей тремя цифрами, с двойкой посредине, является запатентованным «маздовским» принципом. В свое время даже возникали конфликты с компаниями, названия модификаций моделей которых соответственно по объему мотора получали аналогичные обозначения. Тогда Mazda в судебном порядке заставляла менять название.
Началом настоящей эпохи роторно-поршневых моторов для Mazda стал 1966 год. Именно тогда дебютировала Mazda Cosmo Sports, которая воплотила в себе плоды 5-летнего сотрудничества с известнейшей в то время немецкой автомобильной компанией NSU/Wankel. Новая Mazda была оснащена мотором системы Феликса Ванкеля — об этом говорит индекс R в названии машины. В последующие годы началась настоящая волна «роторно-поршневиков» от Mazda: 1968 год — Familia R 100, 1970 — Capella RX-2, 1971 — Savanna RX-3 и так далее.
Начало 70-х для Mazda прошло под знаком настоящего взрыва активности. В частности начался экспорт машины в Америку, запустили новые производственные мощности в Хиросиме. Вехой стало преодоление в 1972 году рубежа в 5 млн. произведенных автомобилей, из них доля машин, поставляемых на экспорт, составила 1 млн. О темпах развития можно судить и по тому факту, что к 1979 году было выпущено уже 10 млн. автомобилей Mazda!
Самым быстрым автомобилем в гамме Mazda стало спортивное купе Savanna RX-7. Оно оснащалось роторно-поршневым 105-сильным мотором, который разгонял машину до скорости 200 км/ч. Это был 1978 год, который ознаменовался еще и тем, что был выпущен миллионный автомобиль с мотором Ванкеля. Концепция таких моторов жива и поныне. В гамме моделей Mazda есть модель RX-7. Но сейчас мощность ее двигателя достигает уже 239 л.с., а максимальная скорость 250 км/ч. Разгон от 0 до 100 км/ч у RX-7 занимает всего 5,3 с. Уже к началу 80-х автомобильная марка Mazda твердо заняла свое место на мировом рынке.
Объемы производства и продаж машин постоянно росли. Если в первый год своего существования Mazda произвела 23 417 автомобилей, то через десять лет эта цифра составила уже 224 520. К 1980 году объем производства достиг 736 544 автомобилей в год. Акции компании на фондовых рынках росли в цене, что не осталось без внимания. И вот в 1979 году Ford приобрел 24,5% акций «Тоуо Коgуо Со Ltd», к 1996 году эта цифра выросла до 33%, а сейчас американская компания полностью контролирует Mazda. Хотя касается это в большей мере вопросов стратегии развития и продаж, а в производственные вопросы Ford не вмешивается.
К 1984 году марка Mazda, являющаяся частью «Тоуо Коgуо Со Ltd», стала более известной, чем ее создатель. В связи с этим было решено переименовать головное предприятие в «Mazda Motor Corporation». Автосалон 1989 года, проводимый в Чикаго, принес компании очередной успех. Mazda представила родстэр МХ-5 Miata. Этот 2-местный автомобиль со складывающимся верхом дебютировал в Америке не случайно, ведь именно этот рынок стал для нее основным местом продажи. Благодаря своей красивой внешности и невысокой цене машина сразу же завоевала огромную популярность. Более того, к 1992 году было продано 300 000 МХ-5, а на сегодняшний день — уже более полумиллиона.
Обьективно высокое качество подтверждается проведенными исследованиями. Так, в 1995 году заводы Mazda прошли сертификацию по системе ISO и получили сертификат 9002. Спустя год была произведена модернизация производства и повторно проведено исследование мощностей и качества готовой продукции. В результате Mazda получила самую высокую оценку — сертификат ISO 9001. Это поставило марку на совершенно новый уровень, а чтобы подчеркнуть свой статус, было решено даже изменить логотип и эмблему. Новый символ Mazda напоминает летящую птицу, символизирует латинскую букву «V», которая должна ассоциироваться со словом «victory», то есть победа. Еще одним подтверждением высокого качества Mazda служат данные ежегодных рейтингов немецкой ассоциации ADAC, TUV и отзывы о ней в международной прессе.
В соответствии с новыми тенденциями компания усиленно покоряет сектор автомобилей повышенной вместимости с такими моделями как Demio, Premacy и MPV. Новинкой стал и полноприводный внедорожник от Mazda — модель Tribute, которая создана на единой платформе с «фордовским» Escape. До этого компания не выпускала своих машин повышенной проходимости.
Источник: Авторынок.Ру

История компании Mazda: «преданность делу длиною в жизнь»

В 2020 году Mazda отмечает свой 100-летний юбилей. Автомобили марки всегда пользовались популярностью – с момента их появления. Сегодня авто Mazda выбирают миллионы автолюбителей со всего мира.

За прошедшее столетие компания Mazda пережила многое. Марку отличает необычная история, в основе которой – производство разных изделий из пробкового дерева. Например, Toyota или Suzuki начинали с ткацких станков и затем плавно перешли к автомобилям, но путь создателей «Мазды» к выпуску автомобилей был иным.

Основатель автоконцерна – Дзюдзиро Мацуда – сын рыбака, отличался целеустремленностью и сильным желанием основать свой бизнес. Еще в 13 лет он переехал из родной Хиросимы в Осаку и стал подмастерьем кузнеца. В те годы Дзюдзиро осознал, что хочет связать свою жизнь с автомобилями. Приходилось браться за разную работу, чтобы набраться опыта в инженерном строительстве – трудился на фабриках и верфях.В 31 год Дзюдзиро основал компанию Matsuda Seisakusho. Примечательно, что компания находилась на месте коровника. В тот период одним из самых известных их творений стал запатентованный насос Matsuda.Спустя 9 лет Дзюдзиро вернулся в Хиросиму, где основал компанию Hiroshima Matsuda Seisakusho. Позже он присоединился к компании Toyo Cork Kogyo Co, занимавшейся производством изделий из пробкового дерева. Тогда компания переживала кризис. Дзюдзиро стал инициатором производства новых продуктов и помог компании справится со сложной ситуацией. Президент Toyo Cork Kogyo получил отставку, а Дзюдиро занял его место. Но компания процветала недолго: в 1925 году случился пожар. Сгорело все. Печальное событие не сломило Дзюдиро, он решил восстановить компанию. Но на этот раз сменил сферу деятельности на машиностроение, в котором значительно преуспел. Дзюдзиро следовал своему девизу: «Преданность делу длиною в жизнь».

Производство машин началось с трехколесных мотоциклов, которые по началу не были популярны среди населения. Однако интерес вырос после победы одного из пробных авто на гонках.

Название марки, известное нам сейчас, появилось в 1931 году. Мазда – имя верховного бога света и мудрости в Зороастризме. И это название с тех пор не менялось. А вот лого пережило ребрендинг: первая эмблема была в виде буквы «М» со стилизованными крыльями, другая с расходившимися в сторону линиями, напоминающими двухполосное шоссе, также среди символов было и название «Мазда», которое продержалось за автомобилями 20 лет.

Уже в 1932 году начался экспорт грузовиков Mazda в Китай. До начала Второй мировой войны компания разработала несколько концепций легковых автомобилей, которые не успели пойти в массовое производство.

С началом войны Mazda выпускала технику для армии. Наблюдался спрос на мотоциклы, строительную технику и грузовики. Но большая часть производства была перестроена под производство оружия для японской армии, преимущественно винтовок.

Затем, после атомной бомбардировки в 1945 году, Mazda активно принимает участие в восстановлении Хиросимы. Завод, который когда-то сгорел до тла, практически не был поврежден ядерным взрывом, и его решили на время сделать координационным центром. Оттуда оказывали помощь гражданам. Свою миссию центр выполнял вплоть до восстановления города.

За год до смерти Дзюдзиро Мацуда, в 1951 году президентом компании становится его сын, Тенудзи Мацуда.

Активное развитие компании началось в 60-х годах. Mazda начала подписывать свои первые договоры с мировыми компаниями. Первым партнером стал Ford. В это же время открылся завод в Новой Зеландии. А к концу десятилетия компания пришла в Европу (в 1967) году, а уже в начале 70-х — в США. Mazda стала крупным игроком на рынке. Компания заключала один за одним договора о сотрудничестве с другими компаниями. Например, с Kia Motors активно выпускались новые модели автомобилей. Mazda лидировала в рейтингах самых лучших и популярных авто тех лет.

Три года подряд с 1975 года Род Миллен выигрывал национальное ралли Новой Зеландии на RX-3. Позже компания выпустила модель Savanna RX-7 – самый быстрый автомобиль в модельном ряду Mazda. Авто разгонялось до 200 км/ч.

В 80-х автомобили Mazda лидирует и в мировых рейтингах автомобилей. Так, в 1983 году Capella признана лучшим импортным автомобилем в журнале Motor Trend, за что получила разные зарубежные награды. В 1986 Savanna RX-7 стала лучшим импортным авто года.

В 90-х годах производство ступило на экологический путь. «Мазда» выпустила катализатор, восстанавливающий масло из любого типа пластика. Еще одним открытием стал первый в мире пластиковый композит вторичной переработки.

В 1991 году автомобиль Mazda 787B выиграл 24-часовую гонку Le Mans, в следующем году RX-7 выиграл 24-часовую гонку в Дайтоне.

Что же касается России, то «Мазда» появилась на рынке в 2011 году, с момента подписания соглашения о сборке автомобилей и создания совместного с Sollers автосборочного предприятия во Владивостоке.

Читать еще:  Надежен, за исключением некоторых важных узлов

Сегодня Mazda предоставляет широкий ассортимент автомобилей от небольших седанов и до внедорожников среднего класса до спорткаров. Ее официальные дилеры работают в 148 странах. Кроме того, в штаб-квартире «Мазды», в Хиросиме находится бесплатный музей компании, где каждый желающий сможет ознакомиться с подробной историей автоконцерна, увидеть все модели машин с момента основания компании, а также посмотреть сборочный конвейер.

По статистике компании «Европлан» с 2017 года число выданных в лизинг автомобилей Mazda выросло в 1,5 раза. В 2019 году по числу передач автомобилей марки лидировали следующие регионы: Москва, Свердловская область и Республика Татарстан. А самой популярной моделью является MAZDA CX-5.

Самые интересные моменты истории бренда Mazda: топ 10

Статья об интересных моментах истории концерна Мазда — взлеты и падения, становление всемирно известного автомобильного бренда. В конце статьи — интересное видео об истории Mazda.

Содержание статьи:

  • Не автомобильная, но пробка
  • Эмблема и название
  • Военные годы
  • Двигатели Ванкеля
  • Mazda и спорт
  • Книга рекордов
  • Мазда и экология
  • Mazda и Ford
  • Премиальная линейка
  • Mazda в искусстве
  • Видео об истории Мазда

Историю японского бренда Mazda кто-то назовет удивительной, а кто-то предельно скучной. Вроде бы воодушевляющая, но достаточно типичная «сказка» о бедном мальчике из простой семьи, который создал прибыльный бизнес. Какие же падения и взлеты сопровождали Mazda на ее жизненном пути?

1. Не автомобильная, но пробка

Если иные автоконцерны начинали свой победоносный путь с ткацких станков, как у Toyota или Suzuki, или хотя бы с велосипедов, как Skoda, то у Mazda все началось со строительных материалов.

Джуджиро Мацуда, 12-й ребенок в своей семье, несмотря на сильное влияние семейных устоев, отказался идти по стопам своего отца-рыбака. С юности он мечтал о собственном деле и уже в 20 лет открыл кузню. Дело не пошло, убытки превышали доход, и вскоре юноше пришлось закрыть свой первый бизнес.

Он не отчаялся и попытался снова, пусть и десятилетие спустя. Для своей новой кузни Мацуда оформил исключительные права на разработанный им насос, закачивающий воздух, но и эта контора просуществовала лишь пару лет. Молодой человек пытался снова и снова, но удержаться на плаву ему удалось лишь с обанкротившейся компанией по переработке пробкового дерева. Джуджиро на тот момент исполнилось 45 лет.

Он нашел нескольких инвесторов, и вместе они вложили все силы для поднятия бизнеса с экономического дна. Первое время они даже не пытались как-то громко заявлять о себе, кропотливо наращивая капитал и производственные мощности. Когда компания обрела стабильность, Мацуда осмелился последовать уже проторенным путем своих соотечественников и выпустить первый мотоцикл. Эксперимент удался – одна из произведенных двухколесных моделей выиграла проводившуюся в стране мотогонку, чем привлекла к себе внимание широкой общественности.

Следующим логичным шагом стали автомобили, столь типичные для 30-х годов трехколесные миниатюрные грузовички, имеющие всего 13 «лошадей» под капотом, которые достаточно успешно пошли в массы. Эти малыши значительно облегчили работу велорикшам и работникам, активно использующим запряженные волами или лошадьми повозки. Компактные, удобные и бюджетные грузовички быстро заполонили улицы, чему особенно поспособствовал рекламный 25-дневный автопробег на расстояние почти в 3000 километров.

Правда, первое время в продажу они шли с эмблемой компании Mitsubishi, которая на тот момент являлась монополистом и допускала новинки на рынок только через свои торговые сети.

Так пробка, тормозящая стремительный бег автомобиля на загруженной трассе, стала настоящим строительным материалом для карьеры Мацуды.

2. Эмблема и название

В этом плане Мацуда также выбрал нестандартное решение. Традиционно компании носили имена своих создателей, иногда слегка видоизмененные. Тогда как имя Мазда принадлежало верховному богу мудрости в древнейшей религии – зороастризме. Видимо, председатель правления компании надеялся таким образом привлечь могущественного повелителя духовного и материального мира в ангелы-хранители своего предприятия.

Эмблема же на протяжении всего срока существования компании менялась не единожды, причем кардинально:

  • первая буква «М» имела стилизованные крылья, говорящие о стремительности и стремлению к покорению вершин;
  • следующая, с расходящимися в противоположные стороны линиями, символизировала двухполосное шоссе;
  • затем эмблема была заменена на банальную надпись Mazda, продержавшуюся почти 20 лет;
  • автовладельцы, ставшие счастливыми владельцами первых экспортных машин, еще помнят серебряный ромб в овале, также отсылающий к древним легендам и изображающий солнце и пламя;
  • в предыдущем символе некоторые заподозрили плагиат на знак Renault, поэтому во избежание ненужных конфликтов ромб округлили, объяснив это солнцем в кругу света;
  • и опять не угодили капризной общественности. На волне послабления моральных принципов и общих мировых нравов в данном знаке углядели намек на гомосексуализм, который пропагандировался под похожей эмблемой.

Так в 1997 году появилась всемирно известная «чайка», до сих пор украшающая автомобили Mazda. С той поры эмблема японского концерна не вызывает претензий и кривотолков.

3. Военные годы

В военные годы, особенно после переворота в японском правительстве, когда к власти пришли милитаристы, вся промышленность была поставлена на военные рельсы. Завод Mazda был перенаправлен на производство винтовок, чем и занимался на протяжении четырех лет.

Пробковая фабрика, которую спас от разорения Мацуда, располагалась в тихом городке Хиросима. После страшного атомного взрыва в 1945 году часть заводов оказалась в развалинах. Постепенно восстанавливался город, залатало свои дыры производство, и уже к 1950 году смогло снова наладить выпуск своих популярных грузовичков, только уже большей мощности.

4. Двигатели Ванкеля

Сын Мацуды, унаследовавший бразды правления, не меньше отца был увлечен новыми идеями. Поэтому именно его компании в 1961 году японское правительство одобрило партнерские отношения с немецкой компанией NSU для совместной работы над агрегатом, в то время известным, как двигатель Ванкеля.

Этот роторно-поршневой мотор вызывал интерес многих компаний мира и обладал рядом преимуществ перед своими предшественниками: бесшумность, меньшие габариты и малое количество деталей при большей мощности и динамичности. Mazda отдала целое подразделение для неустанной работы над исследованием «агрегата будущего», но все равно смогла оснастить им свой автомобиль лишь к 1967 году.

Все первые экземпляры оказывались крайне недолговечными, действующими лишь пару часов. Инженеры беспрестанно работали над устранением ошибок, увеличивая срок службы до десятков, затем сотен часов, пока, наконец, не достигли успеха. Моделью, получившей первый фирменный роторный двигатель, стала Cosmo Sports, с выходом которой начался настоящий экспорт японского бренда в Европу.

5. Mazda и спорт

Ярким показателем технологичности и новаторства автопроизводителя всегда служили спортивные соревнования, поэтому Mazda решила не отставать от конкурентов и создала свое отделение для выпуска гоночных автомобилей. Пусть первые две машины Cosmo Sports не показали фантастических результатов на 84-часовом марафоне в Нюрбургринге (одна сошла с дистанции, вторая пришла четвертой), это уже был неплохой старт.

Зато в 1978 году на новой модели Savanna RX7 всемирно известный гонщик Род Миллен дважды становился раллийным чемпионом в Америке. Еще через 8 лет новая модификация той же модели, все с тем же роторным двигателем, от которого повсеместно отказывались другие производители, поставила национальный рекорд, разогнавшись до 384 км/ч. Модель RX-7 11 лет подряд была абсолютным победителем 24-часовой гонки во флоридском городе Дайтоне.

А 1991 год ознаменовался уникальным достижением – первая из всех японских брендов и единственная за всю историю проведения соревнования роторная машина Mazda 787B выиграла 24 часа Le Mans. Это был незабываемый удар по самолюбию таких фаворитов, как Ягуар, Пежо и Мерседес.

6. Книга рекордов

По мере расширения модельного ряда японский бренд все больше завоёвывал сердца автовладельцев. Сначала это была народная любовь – дважды творения Mazda признавались автомобилем года на своей родине. А в 1989 году компания удостоилась чести попасть в анналы Книги рекордов Гиннесса. Произошло это благодаря всенародной легендарной модели Mazda MX-5, продажи которой побили все мыслимые пределы. Причем впоследствии этот автомобиль еще не единожды превосходил свой же собственный рекорд – в 2005 и в 2011 годах.

7. Mazda и экология

Начиная с 90-х годов, Mazda задает тон в автомобильном сообществев плане совершенствования экологического производства. Программа, называющаяся «Глобальной экологической хартией», привела к выпуску особого катализатора, умеющего восстанавливать масло из любого пластика. Еще одним открытием стал пластиковый композит вторичной переработки.

После тестирования автомобилей, работающих на водородном двигателе, первым японским автопроизводителем, получившим экологический сертификат ISO 9002, также стала Mazda.

8. Mazda и Ford

Альянс двух автопроизводителей – Ford и Mazda – начался с 1969 года, когда их ведущие специалисты приступили к совместному выпуску автоматических трансмиссий. Через 10 лет партнерство стало полномасштабным, американский автогигант приобретает четверть доли Mazda, совместно они радикально обновляют каждый этап производства японских машин, от стадии проектирования до финальной сборки.

Наступает новый виток в развитии Mazda — вступление в содружество Ford-Daimler-Benz-Ballard для работы над топливными ячейками. На производственных мощностях Ford выпускается модель 121, а для линейки компактных моделей американский компаньон выделяет свой завод в Валенсии.

В 2008 года Mazda выкупила обратно у Ford большую часть своих акций, оставив партнеру только 13%. Это вызвало ряд слухов об изменении отношений между автоконцернами. Однако 30-летнее плодотворное сотрудничество слишком выгодно для обоих: они все также работают над современными автомобильными технологиями и прислушиваются к взглядам друг друга. Mazda по-прежнему активно применяет двигатели Ford, а модель Ford Fiesta имеет одну платформу с Mazda 2.

9. Премиальная линейка

Mazda — пожалуй, единственная крупная автомобильная компания, которая сознательно отказалась от выпуска люксовых моделей. После седана Millenia, пользовавшегося определенным спросом, руководство сделало вывод о том, что малый, средний и спортивный класс является наиболее успешным и перспективным.

Потерял ли что-то бренд вследствие столь нестандартного решения? Наличие заводов в более чем двух десятках стран, экспорт в 120 мировых государств ясно дают понять, что ничего не потерял. Концерн имеет огромную популярность, собственный имидж, узнаваемый стиль и миллиардные прибыли. Значит, все было сделано только к лучшему.

10. Mazda в искусстве

Модель RX-8 стала одной из самых знаменитых и высокооплачиваемых «актрис» и моделей в современном искусстве. Ее снимали в клипах Бритни Спирс и Emin, она является визитной карточкой французского полицейского сериала «Дюваль и Моретти», именно на ней Жанна Фриске ездила по гостинице «Космос», Циклоп во второй части «Людей Х», а также Хан в «Токийском дрифте». Кстати, на ее младшей сестре RX-7 ездил сам Доминик Торрето на заре славы «Форсажа».

Видео об истории Мазда:

История : Mazda — свой стиль жизни!

В середине 20-х годов первым образцом «не деревянной» продукции «Toyo Cork Коgуо» стал мотоцикл. В те времена в Японии люди были не в состоянии покупать дорогостоящие автомобили и с удовольствием приобретали двухколесный транспорт. В связи с такой переме ной из названия выпало слово «kork» (пробка), и с 1927 года компания стала носить имя «Toyo Коgуо Со Ltd». Уже под этой маркой в 1931 году началось производство маленьких 3-колесных грузовичков, предназначенных для развозки товаров. Потом было несколько концептов легковых автомобилей, но в серию ни один из них так и не пошел. И только в 1960 году, когда рядовые японцы обрели более-менее приличную покупательную способность, была выпущена первая легковая модель, от которой и принято вести отсчет истории Mazda — как автомобильной компании и как торговой марки в частности.

Первенцем стала модель R-360 — 2-дверная городская малолитражка, не отличающаяся особыми техническими или стилевыми изысками, зато недорогая и весьма удобная. Через два года модельный ряд пополнился новой разработкой — Carol. Она выпускалась в двух вариантах: 2-дверный седан Carol-360 и 4-дверный — Carol-600. Внешность этих двух машин практически полностью повторяла популярную модель Ford Anglia. В целом для ранних японских разработок характерно подражание европейским моделям. В 1964 году свет увидело первое поколение модели Familia. Это имя наверняка не скажет вам ровным счетом ни о чем, что совсем неудивительно, ведь на внутреннем рынке Японии все модели имеют названия, отличные от тех, с которыми они экспортируются.

Familia — это Mazda 323, так же как Capella — это 626, a Cosmo — 929 и так далее. Кстати, система обозначения моделей тремя цифрами, с двойкой посредине, является запатентованным «маздовским» принципом. В свое время даже возникали конфликты с компаниями, названия модификаций моделей которых соответственно по объему мотора получали аналогичные обозначения. Тогда Mazda в судебном порядке заставляла менять название.

Началом настоящей эпохи роторно-поршневых моторов для Mazda стал 1966 год. Именно тогда дебютировала Mazda Cosmo Sports, которая воплотила в себе плоды 5-летнего сотрудничества с известнейшей в то время немецкой автомобильной компанией NSU/Wankel. Новая Mazda была оснащена мотором системы Феликса Ванкеля — об этом говорит индекс R в названии машины. В последующие годы началась настоящая волна «роторно-поршневиков» от Mazda: 1968 год — Familia R 100, 1970 — Capella RX-2, 1971 — Savanna RX-3 и так далее.

Начало 70-х для Mazda прошло под знаком настоящего взрыва активности. В частности начался экспорт машины в Америку, запустили новые производственные мощности в Хиросиме. Вехой стало преодоление в 1972 году рубежа в 5 млн. произведенных автомобилей, из них доля машин, поставляемых на экспорт, составила 1 млн. О темпах развития можно судить и по тому факту, что к 1979 году было выпущено уже 10 млн. автомобилей Mazda!

Самым быстрым автомобилем в гамме Mazda стало спортивное купе Savanna RX-7. Оно оснащалось роторно-поршневым 105-сильным мотором, который разгонял машину до скорости 200 км/ч. Это был 1978 год, который ознаменовался еще и тем, что был выпущен миллионный автомобиль с мотором Ванкеля. Концепция таких моторов жива и поныне. В гамме моделей Mazda есть модель RX-7. Но сейчас мощность ее двигателя достигает уже 239 л.с., а максимальная скорость 250 км/ч. Разгон от 0 до 100 км/ч у RX-7 занимает всего 5,3 с. Уже к началу 80-х автомобильная марка Mazda твердо заняла свое место на мировом рынке.

Объемы производства и продаж машин постоянно росли. Если в первый год своего существования Mazda произвела 23 417 автомобилей, то через десять лет эта цифра составила уже 224 520. К 1980 году объем производства достиг 736 544 автомобилей в год. Акции компании на фондовых рынках росли в цене, что не осталось без внимания. И вот в 1979 году Ford приобрел 24,5% акций «Тоуо Коgуо Со Ltd», к 1996 году эта цифра выросла до 33%, а сейчас американская компания полностью контролирует Mazda. Хотя касается это в большей мере вопросов стратегии развития и продаж, а в производственные вопросы Ford не вмешивается.

К 1984 году марка Mazda, являющаяся частью «Тоуо Коgуо Со Ltd», стала более известной, чем ее создатель. В связи с этим было решено переименовать головное предприятие в «Mazda Motor Corporation». Автосалон 1989 года, проводимый в Чикаго, принес компании очередной успех. Mazda представила родстэр МХ-5 Miata. Этот 2-местный автомобиль со складывающимся верхом дебютировал в Америке не случайно, ведь именно этот рынок стал для нее основным местом продажи. Благодаря своей красивой внешности и невысокой цене машина сразу же завоевала огромную популярность. Более того, к 1992 году было продано 300 000 МХ-5, а на сегодняшний день — уже более полумиллиона.

Обьективно высокое качество подтверждается проведенными исследованиями. Так, в 1995 году заводы Mazda прошли сертификацию по системе ISO и получили сертификат 9002. Спустя год была произведена модернизация производства и повторно проведено исследование мощностей и качества готовой продукции. В результате Mazda получила самую высокую оценку — сертификат ISO 9001. Это поставило марку на совершенно новый уровень, а чтобы подчеркнуть свой статус, было решено даже изменить логотип и эмблему. Новый символ Mazda напоминает летящую птицу, символизирует латинскую букву «V», которая должна ассоциироваться со словом «victory», то есть победа. Еще одним подтверждением высокого качества Mazda служат данные ежегодных рейтингов немецкой ассоциации ADAC , TUV и отзывы о ней в международной прессе.

В соответствии с новыми тенденциями компания усиленно покоряет сектор автомобилей повышенной вместимости с такими моделями как Demio, Premacy и MPV. Новинкой стал и полноприводный внедорожник от Mazda — модель Tribute, которая создана на единой платформе с «фордовским» Escape. До этого компания не выпускала своих машин повышенной проходимости.

Mazda: История марки — свой стиль жизни!

Началом истории торговой марки Mazda стало создание в 1920 году фирмы «Toyo Cork Коgуо». Но на тот момент она не имела к автомобилям ни малейшего отношения. Ее продукцией были… строительные материалы из пробкового дерева. Но такое занятие стало лишь первым шагом, хотя и очень солидным, благодаря чему компания смогла заложить хороший финансовый фундамент для дальнейшей деятельности.

В середине 20-х годов первым образцом «не деревянной» продукции «Toyo Cork Коgуо» стал мотоцикл. В те времена в Японии люди были не в состоянии покупать дорогостоящие автомобили и с удовольствием приобретали двухколесный транспорт. В связи с такой переме ной из названия выпало слово «kork» (пробка), и с 1927 года компания стала носить имя «Toyo Коgуо Со Ltd». Уже под этой маркой в 1931 году началось производство маленьких 3-колесных грузовичков, предназначенных для развозки товаров. Потом было несколько концептов легковых автомобилей, но в серию ни один из них так и не пошел. И только в 1960 году, когда рядовые японцы обрели более-менее приличную покупательную способность, была выпущена первая легковая модель, от которой и принято вести отсчет истории Mazda — как автомобильной компании и как торговой марки в частности.

Читать еще:  Сообщества › DRIVE2 Одесса (Украина) › Блог › BMW i8: прощай привычный светодиод, да здравствует лазерный свет

Первенцем стала модель R-360 — 2-дверная городская малолитражка, не отличающаяся особыми техническими или стилевыми изысками, зато недорогая и весьма удобная. Через два года модельный ряд пополнился новой разработкой — Carol. Она выпускалась в двух вариантах: 2-дверный седан Carol-360 и 4-дверный — Carol-600. Внешность этих двух машин практически полностью повторяла популярную модель Ford Anglia. В целом для ранних японских разработок характерно подражание европейским моделям. В 1964 году свет увидело первое поколение модели Familia. Это имя наверняка не скажет вам ровным счетом ни о чем, что совсем неудивительно, ведь на внутреннем рынке Японии все модели имеют названия, отличные от тех, с которыми они экспортируются.

Familia — это Mazda 323, так же как Capella — это 626, a Cosmo — 929 и так далее. Кстати, система обозначения моделей тремя цифрами, с двойкой посредине, является запатентованным «маздовским» принципом. В свое время даже возникали конфликты с компаниями, названия модификаций моделей которых соответственно по объему мотора получали аналогичные обозначения. Тогда Mazda в судебном порядке заставляла менять название.

Началом настоящей эпохи роторно-поршневых моторов для Mazda стал 1966 год. Именно тогда дебютировала Mazda Cosmo Sports, которая воплотила в себе плоды 5-летнего сотрудничества с известнейшей в то время немецкой автомобильной компанией NSU/Wankel. Новая Mazda была оснащена мотором системы Феликса Ванкеля — об этом говорит индекс R в названии машины. В последующие годы началась настоящая волна «роторно-поршневиков» от Mazda: 1968 год — Familia R 100, 1970 — Capella RX-2, 1971 — Savanna RX-3 и так далее.

Начало 70-х для Mazda прошло под знаком настоящего взрыва активности. В частности начался экспорт машины в Америку, запустили новые производственные мощности в Хиросиме. Вехой стало преодоление в 1972 году рубежа в 5 млн. произведенных автомобилей, из них доля машин, поставляемых на экспорт, составила 1 млн. О темпах развития можно судить и по тому факту, что к 1979 году было выпущено уже 10 млн. автомобилей Mazda!

Самым быстрым автомобилем в гамме Mazda стало спортивное купе Savanna RX-7. Оно оснащалось роторно-поршневым 105-сильным мотором, который разгонял машину до скорости 200 км/ч. Это был 1978 год, который ознаменовался еще и тем, что был выпущен миллионный автомобиль с мотором Ванкеля. Концепция таких моторов жива и поныне. В гамме моделей Mazda есть модель RX-7. Но сейчас мощность ее двигателя достигает уже 239 л.с., а максимальная скорость 250 км/ч. Разгон от 0 до 100 км/ч у RX-7 занимает всего 5,3 с. Уже к началу 80-х автомобильная марка Mazda твердо заняла свое место на мировом рынке.

Объемы производства и продаж машин постоянно росли. Если в первый год своего существования Mazda произвела 23 417 автомобилей, то через десять лет эта цифра составила уже 224 520. К 1980 году объем производства достиг 736 544 автомобилей в год. Акции компании на фондовых рынках росли в цене, что не осталось без внимания. И вот в 1979 году Ford приобрел 24,5% акций «Тоуо Коgуо Со Ltd», к 1996 году эта цифра выросла до 33%, а сейчас американская компания полностью контролирует Mazda. Хотя касается это в большей мере вопросов стратегии развития и продаж, а в производственные вопросы Ford не вмешивается.

К 1984 году марка Mazda, являющаяся частью «Тоуо Коgуо Со Ltd», стала более известной, чем ее создатель. В связи с этим было решено переименовать головное предприятие в «Mazda Motor Corporation». Автосалон 1989 года, проводимый в Чикаго, принес компании очередной успех. Mazda представила родстэр МХ-5 Miata. Этот 2-местный автомобиль со складывающимся верхом дебютировал в Америке не случайно, ведь именно этот рынок стал для нее основным местом продажи. Благодаря своей красивой внешности и невысокой цене машина сразу же завоевала огромную популярность. Более того, к 1992 году было продано 300 000 МХ-5, а на сегодняшний день — уже более полумиллиона.

Обьективно высокое качество подтверждается проведенными исследованиями. Так, в 1995 году заводы Mazda прошли сертификацию по системе ISO и получили сертификат 9002. Спустя год была произведена модернизация производства и повторно проведено исследование мощностей и качества готовой продукции. В результате Mazda получила самую высокую оценку — сертификат ISO 9001. Это поставило марку на совершенно новый уровень, а чтобы подчеркнуть свой статус, было решено даже изменить логотип и эмблему. Новый символ Mazda напоминает летящую птицу, символизирует латинскую букву «V», которая должна ассоциироваться со словом «victory», то есть победа. Еще одним подтверждением высокого качества Mazda служат данные ежегодных рейтингов немецкой ассоциации ADAC , TUV и отзывы о ней в международной прессе.

В соответствии с новыми тенденциями компания усиленно покоряет сектор автомобилей повышенной вместимости с такими моделями как Demio, Premacy и MPV. Новинкой стал и полноприводный внедорожник от Mazda — модель Tribute, которая создана на единой платформе с «фордовским» Escape. До этого компания не выпускала своих машин повышенной проходимости.

Mazda: История марки — свой стиль жизни!

Началом истории торговой марки Mazda стало создание в 1920 году фирмы «Toyo Cork Коgуо». Но на тот момент она не имела к автомобилям ни малейшего отношения. Ее продукцией были… строительные материалы из пробкового дерева. Но такое занятие стало лишь первым шагом, хотя и очень солидным, благодаря чему компания смогла заложить хороший финансовый фундамент для дальнейшей деятельности.

Началом истории торговой марки Mazda стало создание в 1920 году фирмы «Toyo Cork Коgуо». Но на тот момент она не имела к автомобилям ни малейшего отношения. Ее продукцией были… строительные материалы из пробкового дерева. Но такое занятие стало лишь первым шагом, хотя и очень солидным, благодаря чему компания смогла заложить хороший финансовый фундамент для дальнейшей деятельности.

Familia — это Mazda 323, так же как Capella — это 626, a Cosmo — 929 и так далее. Кстати, система обозначения моделей тремя цифрами, с двойкой посредине, является запатентованным «маздовским» принципом. В свое время даже возникали конфликты с компаниями, названия модификаций моделей которых соответственно по объему мотора получали аналогичные обозначения. Тогда Mazda в судебном порядке заставляла менять название.

Началом настоящей эпохи роторно-поршневых моторов для Mazda стал 1966 год. Именно тогда дебютировала Mazda Cosmo Sports, которая воплотила в себе плоды 5-летнего сотрудничества с известнейшей в то время немецкой автомобильной компанией NSU/Wankel. Новая Mazda была оснащена мотором системы Феликса Ванкеля — об этом говорит индекс R в названии машины. В последующие годы началась настоящая волна «роторно-поршневиков» от Mazda: 1968 год — Familia R 100, 1970 — Capella RX-2, 1971 — Savanna RX-3 и так далее.

Начало 70-х для Mazda прошло под знаком настоящего взрыва активности. В частности начался экспорт машины в Америку, запустили новые производственные мощности в Хиросиме. Вехой стало преодоление в 1972 году рубежа в 5 млн. произведенных автомобилей, из них доля машин, поставляемых на экспорт, составила 1 млн. О темпах развития можно судить и по тому факту, что к 1979 году было выпущено уже 10 млн. автомобилей Mazda!

Объемы производства и продаж машин постоянно росли. Если в первый год своего существования Mazda произвела 23 417 автомобилей, то через десять лет эта цифра составила уже 224 520. К 1980 году объем производства достиг 736 544 автомобилей в год. Акции компании на фондовых рынках росли в цене, что не осталось без внимания. И вот в 1979 году Ford приобрел 24,5% акций «Тоуо Коgуо Со Ltd», к 1996 году эта цифра выросла до 33%, а сейчас американская компания полностью контролирует Mazda. Хотя касается это в большей мере вопросов стратегии развития и продаж, а в производственные вопросы Ford не вмешивается.

Обьективно высокое качество подтверждается проведенными исследованиями. Так, в 1995 году заводы Mazda прошли сертификацию по системе ISO и получили сертификат 9002. Спустя год была произведена модернизация производства и повторно проведено исследование мощностей и качества готовой продукции. В результате Mazda получила самую высокую оценку — сертификат ISO 9001. Это поставило марку на совершенно новый уровень, а чтобы подчеркнуть свой статус, было решено даже изменить логотип и эмблему. Новый символ Mazda напоминает летящую птицу, символизирует латинскую букву «V», которая должна ассоциироваться со словом «victory», то есть победа. Еще одним подтверждением высокого качества Mazda служат данные ежегодных рейтингов немецкой ассоциации ADAC , TUV и отзывы о ней в международной прессе.

В соответствии с новыми тенденциями компания усиленно покоряет сектор автомобилей повышенной вместимости с такими моделями как Demio, Premacy и MPV. Новинкой стал и полноприводный внедорожник от Mazda — модель Tribute, которая создана на единой платформе с «фордовским» Escape. До этого компания не выпускала своих машин повышенной проходимости.

История автомобильного бренда Mazda

В 1920 году была основана японская компания «Mazda», которая первые годы своего существования занималась созданием станков, сотрудничая с крупнейшими компаниями страны. Кроме того, с 1921 по 1931 год фирма занималась разработками нескольких вариантов мотоциклов, но в серию они так и не пошли. Однако в 1931 году был представлен первый автомобиль под маркой «Mazda» – четырехколесный легкий грузовик, пользовавшийся большой популярностью на внутреннем автомобильном рынке Японии. А в 1932 году его поставки начались на автомобильный рынок Китая, но уже под именем «Mazda Go».

После начала Второй Мировой Войны, заводы фирмы «Mazda» переквалифицировались под производство двигателей для самолетов и военных грузовых автомобилей. Впрочем, в начале 1945 года производство было полностью приостановлено, а завод был полностью разрушен 9 августа, после бомбардировки Хиросимы, где располагались производственные мощности «Mazda».

После того, как император Японии объявил Хиросиму городом мира, началось восстановление всей промышленности Хиросимы, а тем, кто добровольно открывал производство в заново строящемся городе, были предложены огромные суммы денег для создания новых рабочих мест. Так, компания «Mazda» обрела второе дыхание и уже в 1949 году представила трехколесный грузовой автомобиль, оснащенный мотоциклетным силовым агрегатом от «Хонда».

В 1958 году был представлен первый четырехколесный грузовой автомобиль Mazda Romper, который имел под капотом двухцилиндровый силовой агрегат собственного производства, мощностью 35 лошадиных сил. В последующие годы Ромпер получил целый ряд модификаций, получив признание покупателей.

Через 2 года, после первого успеха восстановленной фирмы «Mazda», инженеры компании представили первый легковой автомобиль марки – компактное купе Mazda R360 Coupe. В дальнейшем, компания приступила к массовой популяризации и модернизации технологии роторных моторов, представив в 1967 году первый легковой автомобиль Mazda Cosmo Sport 110S, укомплектованный роторным силовым агрегатом. Однако дела компании ухудшились, из-за масштабных вливаний в строительство новых производственных мощностей. В результате чего, 25% акций были выкуплены американским концерном «Форд», расширившим свое присутствие на японском автомобильном рынке. Кроме того, инженеры фирмы «Mazda» получили в свое распоряжение технологии нового партнера, которые легли в основу всех будущих моделей японской марки.

В 1964 году компания выпустила свой первый семейный автомобиль Mazda Familia, который сразу же завоевал звание лучшего авто в Японии. А через 3 года данная модель стала официально поставляться на автомобильные рынки Европы и Новой Зеландии, расширив присутствие «Mazda» более чем на 20 автомобильных рынках по всему миру.

В 1981 году компания «Mazda» вышла на автомобильный рынок Соединенных Штатов Америки, став одним из крупнейших автопроизводителей Японии. Кроме того, фирма завоевала целый ряд премий, как в области автомобилестроения, так и в области технологических инноваций, благодаря успешному производству новых роторных силовых агрегатов, который через 5 лет дебютировали на компактном купе Mazda RX-7. Спустя два года была представлена версия RX-7 в кузове купе.

В 1989 году был представлен самый популярный автомобиль фирмы за всю ее историю – компактный кабриолет MX-5, ставший самой успешной моделью марки и получивший множество модернизаций в будущем. В том же году была представлена марка «Efini», предназначенная для конкуренции с марками «Лексус» и «Инфинити» на американском автомобильном рынке. Благодаря успешной работе над эволюцией роторных двигателей, заводская команда фирмы «Mazda» сумела одержать победу в самом престижном автоспортивном марафоне 24 часа Ле-Мана в 1991 году.

Однако кризисное положение японской экономики оказало негативное влияние на дальнейший рост компании. Впрочем, это не помешало фирме выпустить еще один успешный автомобиль – Мазда Демио, который на европейском и американском автомобильном рынках был известен под названием Мазда 2. В 1995 году концерн «Форд» расширил свой пакет акций до 35%, таким образом, получив полный контроль над производственным курсом марки «Mazda». В результате чего, все последующие автомобили обеих марок имели общую платформу, что позволило удешевить производство.

В 2000 году, фирма «Mazda» стала первым представителем автомобильной индустрии, который ввел систему обратной связи со своими клиентами по средствам сети Интернет, что позволило существенно усилить эффективность работы отдела маркетинга, а так же вносить определенные доработки в своих автомобилях. Уже через год были получены первые плоды такой работы, что позволило компании выпустить свой первый семейный седан Мазда Атенза. Кроме того, в том же году было представлено второе поколение родстера марки, получившего название RX-8.

В 2005 году началось еще одно обновление модельного ряда компании, который к тому времени включал компактные модели хэтчбеков и седанов. Первой новой моделью стала Мазда 5 – среднеразмерный минивэн, ориентированный для продажи в Европе и Соединенных Штатах, а в 2006 году был представлен первый полноприводный автомобиль марки – среднеразмерный кроссовер Mazda CX-7. Спустя год была представлена полноразмерная версия 7й модели, которая имела два дополнительных посадочных места и более мощный шестицилиндровый силовой агрегат мощностью 273 лошадиных силы. Модель получила название Mazda CX-9, а ее первое поколение продавалось исключительно в Соединенных Штатах Америки. К 2008 году были полностью обновлены все актуальные автомобили японской марки, что в последствие позволило значительно расширить целевую аудиторию компании.

В 2012 году был представлен первый автомобиль марки – компактный кроссовер Mazda CX-5, получивший новый внешний вид, который стал определяющим для всех остальных моделей компании «Mazda», модернизированных в течение последующего года. Кроме того, в начале 2013 года был анонсирован выход новых спортивных моделей компании с роторными силовыми агрегатами нового поколения. Спустя пол года был презентован хетчбек, являвший собой обновленную Mazda3. В это же время Mazda6 признана одним из самых безопасных авто в мире. Компания серьёзно относилась к вопросам сохранения жизни и здоровья автомобилистов, что подтвердилось еще раз, когда спустя всего несколько недель она представила усовершенствованную систему безопасности. По заявлениям инженеров, она должна была предоставить автомобилю возможность обмениваться информацией даже с трамваями, снизив тем самым риск столкновения.

На всех автосалонах 2013 года Мазда новые версии Mazda3. В Европе эту модель единогласно признали «Автомобилем года 2014». Новый сезон начался с дебютов. Не желая зацикливаться на одном авто, руководство компании перешло к демонстрации новинок. Концепт-кар HAZUMI, появившийся на автосалоне в Женеве, презентовался как концепт идеального субкомпактного автомобиля, сочетающего в себе все 4 ключевых аспекта нового поколения Mazda.

В преддверии выставки в Париже многие надеялись увидеть еще одного нового представителя линейки Мазда, однако руководство компании приняло решение несколько изменить ход событий. В результате дебют Mazda2 прошел в Испании. Спустя несколько месяцев, уже в Лос-Анджелесе, взорам автомобилистов открылись еще две модели — первый компактный SUV Mazda CX-3 и четвертое поколение Mazda MX-5. Франкфуртский салон 2015 года ознаменовался появлением нового концептуального кроссовера Mazda KOERU.

История марки Mazda

До 1984 года автомобили этой марки выпускались компанией Toyo Kogyo, и лишь потом была образована отдельная фирма «Мазда Моторс». Продукция автопроизводителя включает более десяти линий машин самых разных типов и классов, рассчитанных практически на любого потребителя, нельзя забывать и об американских моделях.

Существует региональная классификация: определенные авто выпускаются только для внутреннего рынка, отличаются они более высоким качеством изготовления и сложностью, другие – специально для экспорта, упрощенные и недорогие.

Официальным производителем четырех моделей этой марки является компания «Сузуки», а одна производится в Великобритании на заводе «Форд» вместе с моделью «Форд Фиеста». Корпорация «Форд» является владельцем большого процента акций фирмы «Мазда», что позволяет автопроизводителям продуктивно сотрудничать и заниматься не только разработкой новых автомобилей, но и реализовывать их по всему миру.

Вот хронология развития фирмы:

1920 год – была основана компания «Toyo Cork Kogyo», специализацией которой было производство грузовых машин.

1927 году – переименование компании.

1935 год – выпуск мотоцикла «Мазда» с кузовом, который именовался также «грузовиком».

1960 год ознаменовался выходом в свет первого автомобиля, рассчитанного на перевозку пассажиров.

С 1961 года компания начинает сотрудничество с немецким автопроизводителем NSU. Теперь используются роторные двигатели.

1963 – премьера известной «323 Фамилиа». Спустя четыре года презентуется еще одна новая модель с роторным двигателем – «110S».

1968 год – выпуск спортивной версии «Косм Спорт».

1978 год – юбилей, с контейнера сошел миллионный автомобиль, под капотом которого спрятан роторный двигатель, это «RX 7».

1979 год – продажи и продукция фирмы настолько хороши, что четверть от общего количества акций выкупает корпорация «Форд».

1983 год – еще один триумф, по мнению журнала «Мотор Тренд» «Мазда626» считается самым популярным и лучшим автомобилем иностранного производства в Европе.

1986 год – звание лучшего иностранного автомобиля получает также и модель «RX 7». Поставки в Соединенные Штаты Америки бьют все рекорды – количество проданных единиц переваливает за десять миллионов.

1989 год – презентация в Токио знаменитой «Кэрол» в автосалоне.

В 1991 году журнал «Авто мотор» называет мировыми лидерами две популярных модели – «626» и «MX 5». Автомобили считаются лучшими во всех отношениях. В этот же период появляется новая разработка «Кседос».

Читать еще:  Mazda 323 Sedan › Бортжурнал › Руководство по ремонту и эксплуатации MAZDA 323/323F/323P 1989-1998 г

1994 год очень успешен и плодотворен. Во-первых, выходит в свет версия мини-вэн, усовершенствование поколение знаменитой «323 Фамилиа». Кроме того, выпускается «Мазда 121», разработанная специально для европейского потребителя на базе «Форд Фиеста».

1996 год – премьера «Демио».

1997 год – семейство «626» получает прибавление.

Сложное начало и оглушительный успех — из чего складывалась история Mazda

История Mazda вызывает удивление на каждом своём этапе. Посудите сами: ведь даже тот факт, что основать автомобильную империю удалось сыну рыбака, в семье которого было ещё 11 детей. А начиналось развитие будущего автомобильного монстра с выпуска пробковых изделий. Но обо всём по порядку.

Сложности и череда неудач

Джуджиро Мацуда родился в 1875 году в очень бедной рыбацкой семье. Уже с 20 лет он пытался основать свой бизнес, но всё время терпел неудачи. Первая кузня была нерентабельна, вторая также закрылась, не помог даже патент на насос, который закачивал воздух. Таких неудачных попыток стать бизнесменом было ещё много, пока 1920 году Мацуда не выкупил компанию-банкрот Abemaki, которая специализировалась на обработке пробкового дерева.

У компании поменялось изначальное название и звучало оно, как Toyo Cork Kogyo, а её президентом стал не кто иной, как Мацуда. Вроде бы уже пора говорить про автомобили, но пока рано. Мацуда не стал предпринимать серьёзных изменений в сфере деятельности приобретённого им бизнеса. Это требовалось для наращивания капитала и создания фундамента для воплощения своих смелых и амбициозных идей.

Перевоплощение завода

Самые интересные события начались в 1927 году. Из названия фирмы выбросили слово «cork» (пробка) и выпустили небольшое количество мотоциклов. Один из них удостоился занять первенство в одной из гонок. Вслед за мотоциклами последовали автомобили. Они соответствовали лучшим традициям японского стиля, имели три колеса и силовой агрегат с объёмом, не превышавшим 500 куб. см. С этого этапа началась история марки Мазда, за которой находится будущее автомобильной промышленности.

Возникает вполне логичный вопрос относительно названия марки — откуда оно появилось? Ответ неожиданный — так звали бога света, которому поклонялись зороастрийцы. К тому же новое название перекликается с фамилией молодого президента.

С 1932 года успешно продаются грузовые автомобили. Руководство компании не остановило своих разработок в сфере создания легковых ТС. Было разработано даже несколько концепций, которые могли быть запущены в серийное производство. Всё изменила война.

В послевоенное время и в период ликвидации последствий взрыва атомной бомбы, который произошёл в Хиросиме, компания Toyo Kogyo была вынуждена изначально восстановить свои полуразрушенные производственные объекты. История Mazda стала стремительно развиваться в этот период. К 1950 году было хорошо налажено производство грузовых ТС. Они обладали всего тремя колёсами и силовым агрегатом с объёмом 1157 куб. см. С завода также выпускались пожарные ТС.

Развитие логотипа Mazda

Судьбоносные 60-е годы

Массовый, серьёзный выпуск легковушек был организован в 1960 году. Именно в это время многие японцы могли позволить себе стать обладателем легкового авто. История создания Мазда, как бренда легковых ТС, получила толчок к развитию в момент выпуска модели R360. Две двери, двигатель с двумя цилиндрами — найти черты изыска здесь было сложно. Но японцам приглянулась эта модель благодаря доступности высокому комфорту, который чувствовали водители и пассажиры.

Это не все значимые события, которые пришлись на 1960 год. Деятельностью этой многообещающей японской компании заинтересовалась NSU (Германия). Даже состоялась встреча между доктором Хаас и обмен гостеприимностью главы двух крупных компаний. В результате был подписан договор на роторные автомобильные силовые агрегаты Ванкеля.

В 1961 году правительство Японии одобрило этот проект и он начал развиваться в полную силу. Этим же годом датируется начало выпуска компактного пикапа, который известен нам под названием Proceed. Вслед за ним появилась Carol. Пользователи могли выбрать вариант с двумя дверями (Carol-360) или с четырьмя (Carol-600). Дизайн Carol был схож с Ford Anglia, впрочем, этим грешили многие японские ТС.

Только в 1963 производство пересекло миллионный рубеж и выпустило свой юбилейный шедевр. Этот год остался в памяти благодаря ещё одному событию — создание роторного двигателя, который впервые был показан общественности в Токио на автовыставке международного уровня. Годом позже зародилась история Familia. На рынок Новой Зеландии стала поступать Mazda 800cc Station Wagon.

Спустя два года Mazda открыла свой полигон для испытания Миоши и подписала договор о сотрудничестве с Perkins Services N.V (Англия). Это событие дало толчок к созданию роторных двигателей. В 1967 году европейские страны стали наполняться автомобилями Mazda, в том числе и Cosmo Sports с роторным силовым агрегатом. За три года компании удалось с лёгкостью выпустить сто тысяч машин с этим двигателем (Familia Rotary Coupe, Capella RX-2).

История компании Мазда стала развиваться в несколько раз стремительнее благодаря сотрудничеству с концерном Ford. Работа этих двух автомобильных магнатов была направлена на разработку автоматизированной коробки передач.

Этап стремительного развития

Ассортиментный ряд Mazda пополнился достойными экземплярами с двигателями роторного типа Savanna и Luce (RX-4). За этот длительный и местами сложный период было выпущено 5 млн автомобилей, из которых 1 млн приходился на экспорт. Если бы не кризис на рынке нефтепродуктов, то производство роторных двигателей ещё долго могло приносить плоды. Но работа этих агрегатов была связана с большим расходом топлива. Это подвигло конструкторов окончить работу над созданием новой модели авто Savanna RX-7. Её двигатель вобрал в себя все преимущества роторов. Автомобиль признался самым быстрым в мире — 105 лошадей демонстрировали скорость 200 км/ч.

Авто Mazda Familia предоставил своему производителю повод для гордости — звание машины года (позже это звание перешло Capella). Полигон Миоши, о котором мы упоминали ранее, пополнился лабораторией для проведения испытаний аэродинамического характера. Выпуск марки микроавтобусов Bongo позволил Mazda занять достойную позицию на рынке грузовых ТС.

Покупка активов Kia Motors (8%) стала важным этапом в развитии японского лидера, который изменил своё название на Mazda Motor Corporation.

А 1987 год был примечателен пересечением 20-летнего рубежа по производству роторных моторов. В честь этого события Мазда выпустила Savanna RX-7 кабриолет. История компании Mazda активно развивается на международном уровне — производственные объекты один за другим открываются за пределом Японии и увеличивается количество зарубежных партнёров. Завод в Мичигане, центр по проведению исследований в Йокогаме, совместное сотрудничество с Америкой, на территории которой начинают работать сразу два объекта по сборке «маздовских» автомобилей. Американцы сразу же полюбили новую модель, которая сошла с конвейера американского завода, — это была Mazda MPV.

Достижения, награды и новые марки

Престижное издание Motor Trend в середине 80-х годов признал марку Savanna RX-7 автомобилем года, выбрав её из всех машин, которые импортируются на международный рынок. Это авто не только заняло первое место в Бонневиле, но и поставило новый рекорд по скорости — почти 384 км/ч. К числу революционных разработок компании Mazda относится новый способ окрашивания машин — Hi-Reflex.

На автосалоне в Чикаго (1989 год) Mazda порадовала своих поклонников родстером MX-5 Miata, который выгодно отличался от своих конкурентов более чем удачным дизайном и доступностью. А вот в Токио представлялась другая машина — Autozam Carol, которая заполонила собой японский автомобильный рынок.

Дальше новые марки стали выпускаться интенсивнее. Каждая из них обладала своими преимуществами, находила миллионную армию пользователей и повышала рейтинг Mazda на мировой арене автопроизводителей.

  1. Eunos Cosmo удивила мир своей навигационной системой;
  2. MX5 в Новой Зеландии считался гордостью и являлся пределом мечтаний для многих автомобилистов;
  3. Sentia открыла эпоху люксовых седанов;
  4. Mazda 787B становится победителем в гонке Le Mans, которая длилась сутки. Такого результата не смог добиться ни один роторный автомобиль.
  5. HR-X с роторным механизмом и способностью прекрасно функционировать на водороде презентуется в Токио на международном престижном автосалоне;
  6. налаживается продажа Efini;
  7. выпускается седан Cronos.

На пути к совершенству

Одной из инновационных разработок стала система MDI, которая предусматривает проведение радикального обновления всех производственных этапов создания авто. Тот логотип, к которому мы все привыкли, появился в 1997 году. Также была окончена работа над особым автомобилем. Его уникальность заключалась в возможности работать на топливных ячейках, — Demio FCEV.

В 1999 году к иностранным партнёрам присоединилась компания Mitsubishi. Заключённый договор предполагал совершение поставок компактных автомобилей для развития коммерческой сферы. Следом за этим вышли в свет Tribute и Premacy.

Решение экологических проблем

Компания с завидной активностью берётся за решение проблем экологического характера, даже разрабатывает и принимает «Глобальную экологическую хартию Mazda». Существенным вкладом в сохранение экологии планеты стал выпуск нейтрализующего катализатора. В его функциональный потенциал была заложена важная особенность — восстанавливать масло с использованием всех типов пластиковых материалов.

Именно этому японскому концерну принадлежит разработка пластикового композита, который можно подвергать неоднократной переработке. Важным шагом стало введение в эксплуатацию заводов, которые используются для сбора и переработки для вторичной эксплуатации пластмассовых бамперов.

Много сил ушло на разработку грузоподъёмных авто, для которых в качестве основного топлива можно было использовать сжатый газ. Для разработок электромобиля был взят за основу фургон E-класса. Результатом длительной и кропотливой работы инженеров стал минивэн AZ Wagon, которому свойственны высокие показатели экологичности.

Все эти старания не прошли зря. Экологический сертификат ISO 9002 из всех японских автомобильных компаний впервые был предоставлен именно Mazda.

Обгоняя технологии

Японский концерн ворвался в мир электронной коммерции и основал «e-Business Enabling Office». Даже в книге рекордов Гиннесса присутствует упоминание про Mazda, а вернее, про её творение Roadster.

Компанией было сделано очень много — всего и не перечислишь. Сейчас Mazda не выпускает представительских машин и не позиционируется на рынке люксовых машин, направляя все свои силы и возможности на развитие промышленности «легковушек» среднего и малого классов. По мнению руководства компании, эти области позволят добиться большего успеха и достичь высокого уровня. Ни один обзор спорткаров не обходится без участия Mazda. Все мы помним нашумевший RX-7, а ему на смену уже пришёл RX-8. Производственные объекты располагаются на территории 21 государства, а экспорт осуществляется в 120 стран.

Удивительные факты

Символика бренда поддавалась изменениям 6 раз за всю историю компании. Тот символ, к которому мы привыкли, был создан в 1997 году. Стилизованная заглавная буква из названия бренда имеет сходство с птицей, которая находится в полёте. Предыдущий вариант, который просуществовал всего три года, состоял из крыла птицы, изображения солнца и круга света. Выпуск роторных силовых механизмов осуществляется только этой компанией. Автомобили Мазда неоднократно участвовали в съёмках культовых кинофильмов.

Сложно представить, что всё начиналось с обанкротившегося завода по обработке пробкового дерева.

История компании «Mazda»

Основатель фирмы «Мазда» — японец Дзудзиро Мацуда. Отец Мацуды был обыкновенный рыбак, но его сын с детства стремился к производству чего-либо и увлекался кузнечным ремеслом. В 1895 году Дзудзиро Мацуда открывает первую в своей жизни кузнечную мастерскую, но ему не удается продолжать свое дело, вскоре из-за убытков, кузнечная мастерская закрывается. Несмотря на неудачи Дзудзиро не оставил и не забыл свою мечту. В 1920 году Мацуда сделал вторую попытку, купив на деньги инвесторов разорившееся предприятие «Abemaki», которое раньше производило изделия из пробкового дерева. После приобретения компанию переименовали в «Toyo Cork Kogyo». На протяжении какого-то времени, заводы фирмы продолжали производство строительных материалов из пробкового дерева. Накопив достаточный капитал, Дзудзиро Мацуда, все же смог воплотить свою мечту и заняться производством с техническим направлением. После этого, в 1927 году из названия фирмы вычеркнули слово «cork» (пробка) и компания стала носить новое имя «Toyo Kogyo Ltd».

После того, как фирма получила новое имя, в истории компании была перевернута страница. В 1930 году фирма «Toyo Kogyo Ltd» выпустила свои первые мотоциклы, а спустя год началось производство трехколесных грузовиков, которые больше напоминали трехколесный мотоцикл. Грузовики компании хорошо продавались, благодаря очень привлекательной цене. Фирма быстро развивалась и приносила большой доход. Дзудзиро Мацуда пришел к выводу, что нужно начать выпуск легковых автомобилей, и для этого было решено создать новую торговую марку. Марка получила название «Мазда». Во-первых, это слово было созвучно с фамилией основателя компании, а во-вторых, «Мазда» – имя зороастрийского верховного бога мудрости.

В 1940 году, фирма «Мазда» начинает разработку небольшого седана, однако начавшаяся далеко на Западе Вторая Мировая война помешала сбыться задуманным планам. На протяжении 4-х лет компании приходится работать на военную промышленность, выпуская в основном винтовки. В результате атомного взрыва в Хиросиме, где был расположен завод «Мазда», цеха получили серьезные повреждения, но уже к 1950 году производство восстанавливается. На конвейере завода производят трехколесные грузовички «Type CT».

В 1952 скончался Дзудзиро Мацуда и на пост руководителя компании встал его сын – Тенудзи Мацуда.

Фирма продолжала развиваться, и к 1960 году началось серийное производство легковых машин. Первой легковой моделью марки стала – «Mazda R360 купе». Конструкция автомобиля была проста, под капотом находился двухцилиндровый мотор, объемом 356 куб.см., благодаря чему стоила машина весьма дешево.

В 1960 году случилось еще одно событие, сыгравшее важную роль для фирмы «Мазда». Компанию посетил представитель немецкой фирмы «NSU», занимающейся производством роторных двигателей. После его визита Тенудзи Мацуда, в ответ посетил немецкую компанию «NSU». В результате этих переговоров в 1961 году началось сотрудничество двух фирм, и благодаря этому марка «Мазда» стала единственной компанией, производящей автомобили с роторно-поршневыми двигателями.

В 1961 году дебютировал пикап «Mazda B 1500».

В 1962 году появляются легковые автомобили «Carol-360», двухдверное купе, и «Carol-600», четырехдверный седан. Внешне эти машины были очень похожи на популярный в то время «Ford Anglia».

Через год появился более комфортабельный автомобиль – «Mazda Familia 800/1000» с четырехцилиндровым двигателем объемом 0,8л. Машины с кузовом универсал импортировались в Новую Зеландию.

В 1966 году фирма «Мазда» выпустила одну из самых известных и значимых машин за свою историю – «Mazda Cosmo Sports 110 S» с роторно-поршневым двигателем, впоследствии, производство автомобилей с таким типом мотора стало основной стратегией компании. Появление этой машины так же дало страт полномасштабному экспорту продукции в Европу. Две модели участвовали в 84-часовом Marathone de la Route на немецком автодроме Нюрбургринг. Одной из машин удалось финишировать четвертой, но вторая сошла с трассы из-за поломки оси.

Следующими моделями с роторным двигателем стали: Familia Rotary Coupe/R100 и Familia Rotary SS Sedan/R100.

Компания «Мазда» продолжала развиваться. 1970 год стал богатым на успехи для фирмы. Марка выпустила 100 000 автомобилей с роторным двигателем. В этом же году «Мазда», сотрудничая с маркой «Форд», начала установку автоматической коробки передач на свои машины. В 70-м году компания «Мазда» открыла свой завод в Новой Зеландии, и в 1970 году вышла на экспорт, в США. На рынке Америки автомобили «Мазда» пользовались хорошим спросом, и к 1973 году объем экспортных поставок достиг 1 млн. автомобилей марки.

Успешное развитие марки остановилось в 1974 году. Причиной этого стал нефтяной кризис, больно ударивший по всей автопромышленности, а по фирме «Мазда» еще больнее. Автомобили с роторным типом моторов потребляли большое количество топлива и масла. Что бы безболезненно миновать последствия кризиса руководство фирмы, понимая, что нефтяные кризисы могут повториться, принимает решение ставить роторные двигатели только на спортивные модели, покупатели которых в последнюю очередь будут думать о расходе топлива.

Первой послекризисной спортивной машиной стала модель «RX7», впервые представленное в 1978 году. Ее роторный мотор развивал 105л.с., которые разгоняли машину до 200 км/ч. Второе поколение «Mazda RX7» появилось на свет в 1983 году. Эта машина буквально взорвала рынок Америки, только за первый год производства в США было продано 86 000 машин. Третья генерация модели появилась в 1985 году.

После сотрудничества с фирмой «Форд», компания «Мазда», в 1979 году, продала 25% своих акций американскому автопроизводителю.

В 80-е годы ХХ века фирма снова начинает развиваться, выпускает много новых моделей, открывает представительства в Европе и Америке.

В 1988 году на рынок США пришел первый в истории фирмы «Мазда» минивен «MPV».

В 1989 году была представлена чрезвычайно популярная модель «MX-5». История ее создания весьма интересна. Дизайнеры и инженеры фирмы после работы, ради развлечения, рисовали и проектировали автомобиль, постепенно из развлечения машина превратилась в серийный автомобиль. На сегодняшний день это самый продаваемый родстер в мире.

В 1993 году на Франкфуртском автосалоне представили модель «Xedos-9». Автомобиль нового для «Мазды» класса – бизнес класса. Машина должна была стать непосредственным конкурентом «Мерседес Бенц Е-класса», «БМВ 5-ой серии», «Ауди 100». Автомобиль хорошо продавался на родине – в Японии, но в Европе машина не выдержала конкуренции с немецкими автомобилями и быстро ушла со сцены. «Мазда» в основном не производила дорогих, престижных машин, основной продукцией фирмы были недорогие спортивные автомобили.

В 2003 году, на смену спортивной «RX7» пришла более новая модель – «RX8». Это была 4-х дверная спортивная машина, задние двери распахивались против хода, при условии, что уже открыта передняя дверь.

В 2007 году компания «Мазда» выпускает свои первые кроссоверы – «CX7», для Европы, и «CX9» — для США.

В настоящее время фирма «Мазда» имеет 21 сборочный завод, которые позволяют экспортировать свою продукцию в 120 стран мира. Штаб-квартира фирмы расположена в японском городе Хиросима. Еще недавно в России дела у «Мазды» шли хорошо, однако кризис сильно уменьшил количество продаж автомобилей этой марки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector