1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое ЭБУ в машине: функционирование и неполадки

4 признака неисправности ЭБУ автомобиля

ЭБУ – электронный блок управления двигателем. Его еще называют модулем управления двигателем или модулем управления трансмиссией. Это одно из самых важных устройств любой машины, потому что это – ее главный компьютер. ЭБУ мониторит и контролирует работу разных функций двигателя, например, с помощью различных датчиков вычисляет и регулирует впрыск топлива для того, чтобы мотор работал максимально эффективно. Сбой в ЭБУ дает о себе знать определенными симптомами. Вот некоторые из них:

Зажегся индикатор check engine

Если вы видите на панели этот сигнал, значит ЭБУ имеет или обнаружил конфликт устройств. Обычно эта лампочка загорается, когда есть проблема с датчиками или схемами. Чтобы сделать диагностику, нужно выполнить компьютерное сканирование, это позволит понять, что конкретно произоошло.

Глохнет мотор

Это еще один знак о том, что с компьютером что-то не так. Неисправный ЭБУ может приводить к отключению двигателя. Симптомы эти могут возникать время от времени, вне зависимости от тяжести проблемы.

Проблемы при работе мотора

Также ЭБУ подает сигнал, когда параметры двигателя, относящиеся к топливу ли его расходу, отклоняются от нормальных значений и отрицательно влияют на производительность. Неисправная электроника может стать причиной потери мощности, а также к неоптимальному потреблению горючего.

Машина не заводится

Автомобиль вообще может перестать заводится, или демонстрировать затруднения при запуске мотора. Если ЭБУ сломан, агрегат останется без блока управления и не заведется. Другие системы при этом могут и функционировать, но двигатель не запустится без сигнала от ЭБУ. Надо заметить, что такая проблема может возникать и по другим причинам, например, при отсутствии зажигания или топлива, поэтому обратитесь в хороший сервис, чтобы устранить проблему.

Что такое ЭБУ в автомобиле

ЭБУ расшифровывается как электронный блок управления. Это небольшая электронная плата, отвечающая за сбор и обработку различной информации о состоянии машины. Если двигатель можно назвать сердцем, то ЭБУ, без сомнения, мозг. Также это устройство называют «контроллером». Информация о скорости, температуре двигателя и снаружи, уровне кислорода и пр. поступает в ЭБУ от датчиков. Из него же исходят команды для системы зажигания, коробки передач (для автомата), ABS, топливного насоса, управления светом и других систем.

Как работает ЭБУ

Схема работы ЭБУ

Для того чтобы понять, что такое ЭБУ в автомобиле, для начала нужно разобраться с тем, как данная система работает. В первую очередь ЭБУ собирает данные с датчиков:

  • Температура мотора и окружающей среды,
  • Данные о подаче кислорода и топлива,
  • Датчик скорости,
  • Датчик холостого хода,
  • Данные от систем антизаноса, стабилизации, антиблокировочной системы, некоторых других систем безопасности,
  • Информация о состоянии коленвала (или коленвалов)
  • Информация о положении дроссельной заслонки, педали газа
  • Контроль количества охлаждающей жидкости, тормозной жидкости и самой тормозной системы
  • Датчик напряжения внутренней электросети автомобиля,
  • Информация из цепи ЭУР или о состоянии гидроусилителя.

Это минимальный набор данных, которые блок электронного управления получает для анализа постоянно. Чем выше классом машина, тем этот список все длиннее. Добавляются, например, данные о состоянии пневматической подвески у внедорожника и пр.

По мере анализа всей этой информации ЭБУ постоянно отдает команды для поддержания автомобиля в рабочем режиме. Фактически блок управления всегда держит под контролем:

  • Впрыск инжекторов,
  • Подача воздуха и всю система зажигания,
  • Управление газораспределением,
  • Состав выхлопных газов,
  • Управление автоматической КП
  • Поддержание нужного значения температуры,
  • Всю осветительную систему, внутреннюю и наружную,
  • Подогрев, кондиционер,
  • Стеклоподъемники и прочее.

Как выглядит ЭБУ

Электронный блок управления (со снятой крышкой)

Это электронная плата, помещенная в небольшой корпус (алюминиевый или пластиковый). Материал оболочки зависит от места нахождения блока. Если он располагается в салоне, то обычно в пластиковом корпусе, а если под капотом машины – то в металлическом. Из контроллера наружу выходят пара разъемов под CAN шины. Иногда имеется дополнительный разъем для удобства диагностики и перепрошивки.

Внутри ЭБУ устроен как мини компьютер, плата блока управления состоит из запоминающих устройств, а именно:

  • ОЗУ – оперативной памяти для обработки промежуточных данных об автомобиле,
  • ППЗУ – постоянная память, хранит установки функций двигателя и прочее необходимое ПО.
  • ЭРПЗУ – предназначено для хранения временной информации: кодов блокировки и доступа, пробега, температуры в двигателе, расхода горючего и пр.

Функциональные микросхемы ЭБУ получают данные о состоянии и автомобиля, производят их анализ и отправляют текущие команды на исполняющие устройства. Контрольные составляющие ЭБУ – это модули, которые обнаруживают и анализируют ошибки. Они выдают ошибку на дисплей («Check Engine» или другое оповещение), или блокируют запуск мотора.

ЭБУ легко опознать по двум шлейфам, подсоединенным к нему. Если блок электронного управления расположен под капотом, то рядом с блоком предохранителей или с аккумулятором. Если он находится в салоне, то обычно под панелью, либо под задним диваном. Есть модели автомобилей, в которых блок электронного управления расположен даже в багажнике.

Читайте также: Что такое ДМРВ и лямбда-зонд , а также как данные датчики взаимодействуют с ЭБУ.

Неисправности и ремонт ЭБУ

Поврежденный чип на плате ЭБУ

ЭБУ – важная и, как правило, очень надежная часть автомобиля. Но можно однозначно говорить о его неисправности:

  • Если машина не запускается или плохо управляется,
  • Происходят различные блокировки (дверей, сцепления и пр.),
  • На дисплей постоянно выдаются ошибки,
  • Происходят сбои в работе двигателя.

Самая частая причина выхода из строя ЭБУ – короткое замыкание в бортовой электросети. Также поломка может случиться из-за аварии, перегрева, попадания на плату жидкостей (воды, антифриза), в результате коррозии.

Блок управления – весьма дорогой узел автомобиля. Его стоимость для «народных» иномарок составляет 300 — 500 долл. Прежде чем покупать новый блок, покажите старый хорошему эксперту. Если микросхема «выгорела» или корродировала лишь частично, наверняка (с вероятностью 80%) можно восстановить работоспособность и проездить на ней еще какое-то время.

Снять ЭБУ достаточно просто, для этого нужно:

  1. Отсоедините минусовую клемму аккумулятора,
  2. Отсоедините два входящих шлейфа,
  3. Открутите болты крепления.

Если ЭБУ размещается возле печки на передней панели, предварительно понадобится ее (панель) снять.

Читайте также: Что такое ESP и как данная система работает в связке с Электронным Блоком Управления.

Видео об ЭБУ

  • Что такое ЧИП-тюнинг ЭБУ

    ЧИП-тюнинг электронного блока управления

    Усовершенствование заводского программного обеспечения, то есть замену стандартной прошивки ЭБУ, называют ЧИП-тюнингом.

    Ряд компаний предлагают ЧИП-тюнинг для увеличения мощности примерно на 10%, уменьшения расхода горючего, улучшения плавности хода машины и пр. Новая прошивка помогает «заточить» авто под определенное топливо. Всегда рекомендуется перепошивка ЭБУ, если вы сняли катализатор. На некоторых машинах имеется ограничение верхнего предела скорости, и с помощью ЧИП-тюнинга можно его успешно убрать.

    Если вы решили сделать ЧИП-тюнинг, помните: новое ПО должно быть абсолютно адаптировано под вашу марку, либо должно быть оригинальным.

    Электронный блок управления: Для чего нужен-виды и принцип работы

    Современный автомобиль – сложный агрегат, состоящий из набора компонентов, среди которых много электроники. Для нормального функционирования автомашины требуется слаженная работа компонентов по заданным алгоритмам. Обеспечивает синхронную и правильную работу электронный блок управления(ЭБУ) – узел, которым оснащены многие компоненты автомобиля.

    Общее определение

    Под электронным блоком управления подразумевают любую систему на микропроцессоре, которая отвечает за работу той или иной электрической компоненты автомобиля (или нескольких подсистем). Часто в англоязычной литературе встречается термин ECU, что расшифровывается как Electronic Control Unit.

    Выделяют виды блоков:

    • просто ECU – управляющий любой подсистемой ЭБУ, кроме двигателя;
    • ECM – модуль, отвечающий за двигатель (по-английски Engine Control Module);
    • объединенный моторно-трансмиссионный ЭБУ, управляющий и КПП, и двигателем;
    • систему управления тормозами;
    • блок управления автоматической коробкой передач;
    • ЭБУ контроля подвески;
    • центральный ЭБУ управления и блок синхронизации;
    • главный ЭБУ;
    • и пр.

    Всего контроллеров в современном продвинутом автомобиле, оснащенном по последнему слову инженерной техники, бывает до 80, и более. Все вместе ЭБУ составляют единую систему – автомобильный компьютер.

    Важным элементом ЭБУ является его программное обеспечение («прошивка»). Она отвечает за логику работы компонентов, и модификация прошивки ЭБУ способна существенно изменить эксплуатационные характеристики машины. Это часто используется любителями тюнинга и гонщиками, программно усиливающими те или иные стороны своего «железного коня» — оптимизирующими расход топлива, параметры разгона, и многое другое.

    Модуль контроля двигателя

    Его можно назвать одним из главных, поскольку этот электронный блок отвечает за сердце машины – ее мотор. ЭБУ получает информацию со множества датчиков, анализирует ее, основываясь на заложенных в прошивку алгоритмах, и посылает соответствующие сигналы на различные исполнительные устройства.

    ЭБУ двигателя обменивается с другими элементами внутренней системы автомобиля по шине, называемойCAN (CANbus), объединяющей всю электронную начинку транспортного средства в сеть. Основные блоки, с которыми «общается» ЭБУ мотора:

    • АКПП;
    • антиблокировочная (ABS) система;
    • стабилизирующие системы;
    • тормоза;
    • блок обеспечения безопасности;
    • модуль курсовой устойчивости;
    • круиз-контроль;
    • климатическая установка.

    Основные задачи ЭБУ двигателя:

    • управление процессом зажигания;
    • если двигатель инжекторный, то и управление системой впрыска;
    • контроль за газораспределением мотора;
    • слежение за датчиком дроссельной заслонки;
    • поддержание целевой температуры в охлаждающей системе;
    • анализ состава отработанных газов и контроль подсистемы рециркуляции таковых.

    На датчики ЭБУ приходят данные с датчиков коленвала, сообщающие его частоту вращения и текущее положение. Блок считывает скорость автомобиля, параметры напряжения тока в бортовой электросети, и множество другой информации. В ЭБУ встроена система самодиагностики, которая зажигает сигнал CheckEngine на приборной панели в случае неполадок. Параллельно с этим в память ЭБУ записывается код обнаруженной ошибки, который в дальнейшем можно считать через сервисный разъем с помощью специального устройства и ПО. Это помогает определить неполадку.

    На современных автомобилях часто используется диагностический универсальный разъем OBD2:

    К нему подключается любое устройство, работающее по этому протоколу и умеющее «читать» данные из памяти.

    Устройство ЭБУ двигателя

    Технически данный ЭБ состоит из платы с распаянным на ней процессором и модулем памяти. Плата ЭБУ заключена в корпус из металла или пластика. На плате имеются выведенные через корпус разъемы, связывающие ЭБУ с системами автомобиля и позволяющие подключиться диагностическим приборам. В инструкции к машине всегда приводится расположение ЭБУ: обычно это место за бардачком, подкапотное пространство, или внутри переднего торпедо.

    У ЭБУ на борту есть три вида запоминающих устройств (ЗУ):

    • ППЗУ – программируемая постоянная память. В ней содержится код прошивки и параметры, по которым работает силовая установка;
    • ОЗУ – ЗУ оперативное, иначе «оперативная память» ЭБУ. Она энергозависима, в ней хранятся временные сведения;
    • ЭРПЗУ. Электрически программируемое ЗУ хранит некоторые данные – коды блокировки, ключи доступа, сведения о расходе топлива, пробеге и периоде работы мотора.

    Прошивка ЭБУ делится на контрольную часть и функциональную. Первая проверяет приходящие на блок сигналы и, если обнаружены неверные значения, корректирует их или блокирует двигатель, предотвращая поломку. Вторая принимает данные, обрабатывает их и отправляет результат от ЭБУ в виде импульсов на нужные устройства.

    Схема работы ЭБУ мотора:

    Иногда блок перепрограммируют. Это делают в целях чип-тюнинга, чтобы снимать больше мощности с двигателя и улучшить другие его параметры. Чип-тюнинг ЭБУ требует знания специальных протоколов доступа и наличия сертифицированного ПО. Информацию о внутреннем устройстве своих электронных блоков автоконцерны выдают публике крайне неохотно, поэтому чип-тюнинг может обойтись дорого: обладатели информации знают ей цену.

    Неполадки и ремонт

    ЭБУ двигателя выходит из строя из-за физических повреждений или некорректно настроенного программного обеспечения. Если блок «барахлит», мощность двигателя упадет, водитель будет ощущать «просадки», высокий расход топлива и другие симптомы, а иногда мотор и вовсе отказывается заводиться. На панели будет гореть индикатор Check Engine, появляющийся даже после сброса ошибок ЭБУ.

    Неисправности ЭБУ возникают по причинам:

    • внешнее воздействие на ЭБУ – попадание влаги и влияние коррозии, сильные удары, постоянная существенная вибрация, перегрев из-за выхода охлаждения платы из строя;
    • электрические причины – короткое замыкание, возникновение перегрузки в бортовой сети авто.
    • ЭБУ – сложное и дорогое устройство, замена или ремонт его недешевы. Для установки нового модуля его придется подбирать для конкретного автомобиля, чтобы ЭБУ подходил под все параметры. А после подбора и установки модуль придется правильно настроить, чтобы гарантировать исправную работу всех подконтрольных ему систем.

    Блок управления АКПП

    Автоматическая коробка передач – агрегат весьма сложный и высокотехнологичный, в управлении им задействована электроника, ориентирующаяся на сигналы различных датчиков. Они передают информацию ЭБУ АКПП, прошитое в блок программное обеспечение обрабатывает их и шлет сигналы для изменения режима работы коробки.

    Как и ЭБУ двигателя, соответствующий модуль коробки — плата с процессором, устройством памяти и портами ввода-вывода:

    Функции и задачи ЭБУ коробки

    ЭБУ отвечает за исполнение нескольких задач:

    • контроль режимов коробки и переключение таковых при необходимости;
    • диагностика системы;
    • запоминание ошибок для дальнейшего разбора проблемы и ремонта.

    ЭБУ, как правило, монтируется в собственном корпусе:

    Местоположение ЭБУ

    Блок управления автоматической коробкой может располагаться:

    • непосредственно в корпусе АКПП;
    • вне таковой.

    Первый вариант позволяет существенно уменьшить количество проводки в автомобиле, поскольку меньше проводных «жгутов» идет от электронного мозга ЭБУ к датчикам. Но есть и минусы:

    • тяжелый температурный режим. Коробка в процессе работы существенно нагревается, что негативно влияет на тонкую электронную начинку платы контроллера ЭБУ;
    • затруднения при ремонте: любая операция с ЭБУ требует разбора коробки, что делает ремонт сложнее и дороже.

    Пример локации ЭБУ внутри коробки:

    Внешнее расположение ЭБУ лишено недостатков внутреннего: не такие высокие температуры, можно дополнительно защитить ЭБУ от влаги и прочих негативных воздействий. Кроме того, облегчается доступ к блоку для сервисно-ремонтных операций, и у инженеров есть возможность расположить ЭБУ удобным образом

    Но есть и минус: при такой компоновке ЭБУ приходится протягивать длинные жгуты проводов, чтобы связать воедино ЭБУ, датчики и сервоприводы.

    Неисправности ЭБУ

    Наиболее частая причина поломки управляющего модуля АКПП:

    • сильный удар по коробке (трескается плата ЭБУ, процессор или чип памяти);
    • вибрационные воздействия;
    • высокая температура;
    • скачки напряжения в бортовой сети;
    • коррозия под воздействием влаги.

    Неисправность электроники коробки приводят к неправильному переключению передач или ситуации, когда АКПП переходит в аварийный режим, работая только на одной передаче (обычно на третьей). Если есть любые подозрения насчет исправности ЭБУ коробки, следует как можно скорее обратиться в специализированный сервис.

    Важно: двигаться на неисправной АКПП категорически не рекомендуется! Это может привести к повреждениям не только ЭБУ, но и механической части коробки. Везти авто в сервис следует на эвакуаторе.

    Диагностика неисправного ЭБУ коробки проводится специальным оборудованием. Обычно неисправный ЭБУ стараются просто заменить, поскольку если перепаять сгоревшие конденсаторы еще относительно просто, но замена микросхем ЭБУ – операция трудоемкая, при этом подходящий чип еще нужно найти. Поэтому часто лучший вариант – замена ЭБУ, такой шаг полностью решит проблемы с коробкой и вернет ей работоспособность.

    Еще один важный момент – чинить ЭБУ коробки (и любое в принципе) должен только знающий специалист. Услуги по ремонту АКПП предлагают многие «гаражные» сервисы, но они не способны гарантировать качество услуги, и после их вмешательства коробка способна «умереть» окончательно.

    Прочие виды ЭБУ

    Остальные контрольные блоки, управляющие другими электронными системами (круиз-контроль, модуль управления тормозами, освещение и пр.), работают по схожим принципам и подвержены аналогичным неисправностям.

    Важно следить за состоянием электроники и ЭБУ автомобиля, обслуживать их и своевременно обращаться за ремонтом при неполадках: это обеспечит бесперебойную и слаженную работу всех систем авто.

    Назначение, принцип работы и ремонт блока управления двигателем

    Блок управления двигателем (ЭБУ) является мозговым центром всего автомобиля, он состоит из большого количества сложнейших соединений.С помощью данного устройства осуществляется контроль и координирование функций всех элементов силового агрегата.

    Управляющие устройства, установленные на различных моделях автомобилей, изготовлены из материалов высокого качества, при их изготовлении применяются высокие технологии, обеспечивающие высококачественную сборку электронных схем.

    Но даже самые качественные ЭБУ подвержены поломкам и часто нуждаются в срочном ремонте.

    Устройство блока управления двигателем

    Конструкция ЭБУ разделена на основные части: главный блок, контролирующие датчики, исполнительные устройства элементов двигателя. В состав электронного управления входит множество специальных элементов:

    1. Микросхемы.
    2. Транзисторы.
    3. Резисторы.
    4. Конденсаторы.

    Неисправности блока управления двигателем ведут к разбалансировке в работе всех систем автомобиля.

    Назначение электронного блока управления

    ЭБУ использует сигналы, посылаемые датчиками, установленными на силовом агрегате, для корректирования состава и количества горючего, поступающего в двигатель. В процессе его деятельности происходит установка режима работы мотора и точная дозировка топливных смесей.

    В результате функционирования контроллера работа двигателя устойчива как на холодную, так и после прогрева. Запуск мотора невозможен, если имеется поломка в ЭБУ либо отсутствуют его управляющие сигналы.

    Мощные транзисторы, входящие в состав блока управления, управляют работой следующих исполнительных механизмов двигателя и топливной системы:

    • катушки зажигания системы впрыска;
    • клапан оборотов холостого хода;
    • электрические форсунки;
    • клапан вентиляции топливного бака;
    • электромагнитные катушки — соленоиды;
    • турбонаддув;
    • система впуск-выпуск;
    • рециркуляция отработанных газов;
    • система охлаждения.

    Электронное устройство является составной частью бортового оборудования машины, он находится в постоянной информационной связи с такими важными системами:

    1. Система антиблокировки.
    2. Автоматическая коробка передач.
    3. Стабилизирующая система.
    4. Система безопасности автомобиля.
    5. Круиз контроль.
    6. Климат контроль.
    Читать еще:  Самая дешевая Лада Гранта Стандарт; подробный обзор

    Принцип работы блока управления двигателем

    При использовании данного устройства производится оптимизация важнейших параметров:

    • потребление топлива;
    • расход машинного масла;
    • характеристики мощности;
    • крутящий момент, влияющий на разгон автомобиля;
    • количество отравляющих компонентов, находящихся в выхлопных газах.

    Датчики посылают информацию на контроллер в виде цифровых сигналов. Контрольный и функциональный модули вычисления, входящие в программное обеспечение, анализируют сигналы датчиков и корректируют работу исполнительных устройств. Выходные сигналы в процессе корректировок могут даже привести дизельный двигатель к полной остановке.

    При проведении существенных изменений в конструкции силового агрегата (тюнинге) имеется возможность перепрограммирования электронного блока управления двигателем.

    Объединение всех блоков управления в общую систему производится при помощи специальной шины.

    Признаки выхода из строя ЭБУ

    Часто возникают ситуации, когда автовладельцы сталкиваются с необходимостью произвести ремонт блока управления двигателем. Проведение такого вида работ своими руками является возможным при наличии определенных квалификационных навыков.

    Сбои в работе управляющего устройства происходят вследствие нарушения контактов с датчиками, производящими контроль за функционированием рабочих систем двигателя:

    1. Антиблокировочная система (контроль торможения автомобиля).
    2. Блок зажигания.
    3. Контроллер инжектора.
    4. Положение дроссельной заслонки.
    5. Температурный режим двигателя.

    Механические повреждения, попадание воды на детали микросхемы, неудавшиеся попытки отремонтировать устройство своими руками также приводят к поломке электронного блока управления.

    Нарушение контакта с датчиками происходит вследствие отсутствия электричества, что свидетельствует о возникновении внутренней неисправности, нуждающейся в обязательном ремонте. Признаками отсутствия контакта могут быть следующие явления:

    • не поступают данные со сканера;
    • сообщения, содержат некорректные параметры;
    • контрольная лампочка «чек» не загорается при включении зажигания;
    • отсутствие информации о нестабильной работе двигателя.

    Своевременное выявление дефектов и ремонт электронных блоков управления двигателем предотвратит остановку в работе систем, узлов, агрегатов автомобиля.

    Описание основных причин выхода из строя ЭБУ

    В перечень наиболее вероятных причин входят следующие факторы:

    1. Микротрещины в схемах и корпусе устройства, вызванные механическими воздействиями (удары, сильные вибрации).
    2. Резкое повышение температуры, приводящее к перегреву блока управления мотором.
    3. Разрушения элементов ЭБУ под влиянием коррозии.
    4. Проникновение влаги внутрь корпуса контроллера из-за его разгерметизации.
    5. Неграмотные ремонтные действия.
    6. Применение эффекта «прикуривания» при работающем движке с целью помочь соседнему автомобилю.
    7. Изменение положения клеммных соединений во время подсоединения аккумулятора.
    8. Отсутствие подключения силовой шины при включении стартера.

    Эффективность работы ЭБУ в полной мере зависит от перечисленных факторов, многие из которых способны причинить существенный вред управляющему устройству.

    Для предотвращения окончательных поломок необходимо проводить регулярную диагностику электронного управления двигателем. С целью экономии на дорогостоящем ремонте и полной замене элементов электронной системы управления, проверка проводится не менее одного раза в год.

    Диагностика контроллера в условиях гаража

    На неисправности, возникшие в блоке управления двигателем, указывают следующие сбои в работе автомобиля:

    • проблемы с запуском мотора;
    • троение двигателя;
    • появление густого дыма;
    • снижение реакции на педаль газа;
    • перебои в связи с ЭБУ;
    • потеря контроля за включением и выключением вентилятора двигателя;
    • сбои в работе катушек зажигания;
    • выход из строя предохранителей;
    • датчики не посылают сигналы.

    Благодаря системе самодиагностики, встроенной в ЭБУ, можно произвести проверку и определить степень поломки своими руками. Для проведения диагностических мероприятий нужно подключиться к устройству при помощи ноутбука с установленной программой, предназначенной для работы с диагностическим данными. Вместо ноутбука, можно использовать специальные тестеры, осциллографы.

    Данные, полученные в процессе измерений, сравниваются с показателями, являющимися стандартными.

    Выявление неисправностей, возникших в управлении двигателем

    Причины возникновения поломок блока управления двигателя подразделяются на два основных вида: неисправный проводник или сбой прошивки. Прошивка восстанавливается только при помощи специалистов в сервисном центре. Проверку электрических параметров можно произвести своими руками при помощи специального измерительного прибора — мультиметра.

    Для поиска пробоя в проводе необходимо ознакомиться со схемой управляющего устройства. Изучив расположение проводников, резисторов и питания наступает очередь «прозвонки» электрической цепи в том месте, где обнаружена ошибка показаний электронного блока. При отсутствии такой информации необходимо проверить провода по всей схеме.

    Алгоритм действий для восстановления работы ЭБУ

    Чтобы произвести ремонт ЭБУ двигателя, нужныследующие операции:

    1. Обнаружить место пробоя.
    2. Повторно замерить сопротивление.
    3. Найти точки крепления проводника.
    4. Прикрепить параллельно провод с требуемым сопротивлением при помощи паяльника,старый провод рекомендуется оставить на месте.

    После проведенных мероприятий система должна работать стабильно. При повторении ошибок ЭБУ необходимо обратиться в сервисный центр.

    От своевременности ремонта блока управления двигателем зависит длительность срока службы, безопасность и надежность автомобиля.

    ЭБУ: принцип работы, достоинства и недостатки, причины поломок

    Электронный блок управления двигателем – без этого компонента современный автомобиль попросту немыслим. Во всей системе управления силовым агрегатом ЭБУ является основным элементом.

    Задача электронного блока управления двигателем

    Его назначение состоит в приеме поступающей информации, которую направляют различные датчики. Эти данные обрабатываются по особому алгоритму, после чего создаются команды для составляющих исполнительного характера. Наличие в конструкции авто ЭБУ дает возможность оптимизировать главные показатели функционирования силового агрегата:

    • крутящий момент;
    • мощность;
    • состав отработавших газов;
    • расход и т.д.

    А еще именно электроника осуществляет диагностику всех систем машины.

    Немного истории

    Появление электронного блока управления двигателем было обусловлено необходимостью подачи в цилиндры мотора топливной смеси в нужном количестве и требуемой консистенции. До создания электронного блока эти функции выполнял карбюратор, на совершенствование которого были направлены основные силы конструкторов.

    Однако, появление доступных и дешевых микрочипов ознаменовало закат карбюраторной эпохи, что произошло в 70-х годах. Но первые электронные блоки были созданы итальянцами из Alfa Romeo для их модели 6C2500, что произошло в середине 50-х годов. Назывался этот блок – «Caproni-Fuscaldo».

    Постепенно ЭБУ совершенствовались, «учились» охватывать показания все большего числа датчиков, управлять системой охлаждения и зажигания, становились производительнее и т. д. Современный электронный блок в состоянии создать Controller area network – единую систему управления – обмениваясь данными с другими системами авто.

    Компоненты ЭБУ

    Все составные части блока управлением можно поделить на 2 больших блока:

    Программное обеспечение

    Оно состоит из пары модулей вычислительного характера:

    • контрольного – он настроен на инспектирование исходящих сигналов, а также их корректировку, если в этом есть необходимость. Причем данный модуль в состоянии даже заглушить силовой агрегат;
    • функционального – в его задачи входит получение сигналов, поступающих от различных датчиков, дальнейшая их обработка, а также формирование команд для приборов исполнительного характера.
    Аппаратное обеспечение

    Оно состоит из массы электронных элементов – микропроцессоров и других. Установленный аналогово-цифровой преобразователь ловит аналоговые сигналы, что идут от разных датчиков, и переводит их в цифровой формат, на который и ориентирован микропроцессор. Если имеется необходимость обратного преобразования (команд, поступающих от процессора), то преобразователь переводит и их. Кроме того, на ЭБУ поступают и импульсные сигналы, которые также проходят через преобразователь для изменения их формата в цифровые.

    Принцип работы электронного блока

    Функционирование ЭБУ заключается в приеме информации из различных датчиков, число которых на современных моделях достигает 20-ти и более:

    • данные о расходе воздуха;
    • показатели с лямбда-зонда;
    • информация о коленчатом вале (его положение и частота вращения детали);
    • сигналы о неровности трассы и т. д.

    Помимо обработки этих сигналов, ЭБУ отправляет сигналы различным устройствам:

    • зажигание – это может быт как одна катушка, так и сразу несколько (зависит от типа силового агрегата). Данный узел отвечает за своевременную подачу искры со свечи в цилиндры мотора.
    • световой индикатор – его назначение состоит в выдаче уведомлений о наличии ошибок, причем как в двигателе, так и непосредственно в блоке.
    • форсунки – посредством них осуществляется впрыск горючего в цилиндры. При этом частота изменения количества этого горючего постоянно меняется, ведь зависит от различных условий. В данном случае на первый план выходят характеристики форсунок (реакция их управляющих компонентов на перемены команд из ЭБУ, а также скорость их функционирования).
    • тестеры – оборудование диагностического назначения подключается через специальный разъем, если возникает необходимость в проверке мотора и электронного блока управления двигателем.

    Плюсы и минусы электронного блока управления двигателем

    Несмотря на очевидные достоинства ЭБУ, у него имеются не только сильные стороны.

    Достоинства ЭБУ
    • оптимизация динамических показателей;
    • снижение расхода;
    • простота запуска мотора – ЭБУ оперативно адаптируется в непростых условиях функционирования (прогрев мотора зимой или режим холостого хода);
    • отсутствие потребности в ручной регулировке;
    • повышение показателей экологической чистоты.
    Недостатки ЭБУ
    • дороговизна компонентов;
    • невозможность ремонта – только замена;
    • потребность в дорогом и сложном оборудовании для диагностики ЭБУ, а еще специально обученных техниках и электриках;
    • высокие требования относительно показателей надежности в электропитании;
    • необходимость в качественном горючем.

    Признаки выхода из строя ЭБУ и причины его поломок

    Как правило, поломка ЭБУ характеризуется наличием следующих признаков:

    • блок не реагирует на сигналы с лямбда-зонда – показания датчиков температуры, а также положения дроссельной заслонки;
    • отсутствуют сигналы, свидетельствующие об управлении разными компонентами исполнительного характера – клапаном холостого хода, системой зажигания, топливными форсунками, бензонасосом и т. д.
    • повреждения механического характера – перегоревшие проводники или микросхемы.
    Видео: Ремонт электронных блоков управления

    Обычно выделяют несколько наиболее распространенных случаев, что в состоянии привести к подобной неисправности:

    • попадание влаги на поверхность ЭБУ;
    • замыкание проводки вследствие ее обрыва или иного фактора;
    • неверная полярность во время подключения аккумулятора;
    • активация стартера, когда силовая шина отключена;
    • когда аккумулятор «прикуривается» от автомобиля, у которого запущен двигатель;
    • если аккумуляторная клемма снимается при работающем моторе;
    • в случае, когда в процессе проведения сварочных работ электрод цепляет проводку машины или ее датчики;
    • ремонт либо установка сигнализации неквалифицированным электриком;
    • поломки в системе зажигания (ее высоковольтной части) – это могут быть провода, катушки зажигания или распределитель.

    При инспектировании необходимо сначала проверить возможности обеспечения, а только потом возможности исполнения. Причем для авто есть таблицы значимости каждого компонента. Причина такого ранжирования в том, что утрата только одной функции обеспечения, как правило, тянет за собой потерю сразу нескольких функций исполнения.

    Как видно, электронный блок управления двигателем играет ключевую роль в процессе функционирования всей системы. Поэтому неисправности данного компонента должны быть устранены.

    Знакомство с электронным блоком управления двигателем: ликбез для новичков

    Каждое современное транспортное средство оснащается электронной системой управления двигателем ЭСУД. Основным элементом системы является блок управления двигателем, позволяющий обеспечить оптимальную работу силового агрегата. Что это за устройство, какие функции выполняет ЭБУ, в чем заключается его принцип действия? Ответы на эти и другие вопросы касательно ЭСУД вы можете найти ниже.

    Описание ЭБУ

    Для начала рассмотрим описание ЭБУ двигателя автомобиля, его типовые параметры, а также расскажем, где находится девайс. Начнем с основных опций, возложенных на это устройство.

    Функционал

    Итак, что такое ЭБУ в машине? Блок управления двигателем представляет собой устройство, использующееся для приема сигналов от контроллеров и датчиков, а также их последующей обработки и передачи команд на исполнительные механизмы. Данные, которые получает система управления мотором в машине, обрабатываются по установленному производителем алгоритму. После обработки информации электронный блок управления двигателем передает соответствующие команды на исполнительные механизмы и компоненты.

    Электронная система управления двигателем дает возможность оптимизировать важные параметры для функционирования силового агрегата, в частности:

    • наладить наиболее оптимальный расход горючего;
    • контролировать состав и соотношение вредных веществ в выхлопных газах;
    • произвести контроль за показателями крутящего момента;
    • обеспечить наиболее оптимальную мощность силового агрегата;
    • произвести регулировку положения заслонки дросселя;
    • контролировать работу системы зажигания;
    • отрегулировать работу системы рециркуляции выхлопных газов;
    • произвести управления фазами газораспределительного механизма;
    • произвести регулировку температуры антифриза при необходимости.

    Нужно учитывать, что это далеко не все функции, которые может выполнять электронный блок управления двигателем. Это самые основные параметры, но в зависимости от модели ЭСУД, управляющий модель может выполнять и другие опции. Этот девайс также дает возможность произвести диагностику автомобиля в целом, если в работе тех или иных узлов были зафиксированы неполадки. О необходимости проведения проверки может свидетельствовать появление лампочки Чек на щитке приборов.

    Контрольная лампа системы управления двигателем, которая стоит на приборке, появляется в том случае, если ЭСУД обнаружила неисправности в функционировании тех или иных узлов. Для получения более точных данных о поломках, автовладелец должен осуществить компьютерную диагностику системы и расшифровать полученные комбинации ошибок (автор видео — Павел Ксенон).

    Теперь рассмотрим вопрос расположения управляющего модуля в автомобиле. В большинстве случаев, как видно по фото, девайс стоит в салоне автомобиля, за центральной консолью, посредине. Для получения доступа к устройству необходимо будет разобрать часть торпеды. Также ЭБУ может быть расположен за вещевым ящиком или приборной панелью, если же он был установлен самостоятельно, то место монтажа определяется установщиком. В некоторых моделях авто устройство находится в моторном отсеке.

    Компоненты

    Две основные составляющие любой электронной системы управления двигателем — это программное, а также аппаратное обеспечение.

    Программное обеспечение, в свою очередь, включает в себя следующие вычислительные модули:

    1. Контрольный модуль, изначально предназначенный для проверки транспортного средства и инспектирования исходящих сигналов. Благодаря этому модулю, если нужно, осуществляется корректировка импульсов. Помимо этого, контрольный модуль позволяет даже заглушить мотор, если в этом есть необходимость (к примеру, при перегреве или других неполадках).
    2. Не менее важный модуль — функциональный. Он используется для получения сигналов, передающихся на блок управления автомобиля от контроллеров и датчиков. Когда модуль получает сигнал, он его обрабатывает, а затем формирует определенные команды, которые впоследствии посылаются на исполнительные элементы (автор видео — Павел Ксенон).

    Также схема ЭБУ включает в себя и аппаратное обеспечение, которое включает в себя разные электронные элементы — микросхемы, процессор и т.д. В конструкции управляющего модуля имеется специальный аналогово-цифровой преобразователь, предназначенный для улавливания аналоговых сигналов, которые передают контроллеры и датчики. С помощью преобразовательного устройства осуществляется перевод полученных импульсов в цифровой формат, с которым в дальнейшем работает сам процессор. Также данный элемент преобразует импульсы и в обратной последовательности, если есть необходимость передачи сигнала от микропроцессора.

    Отдельно следует сказать о защите модуля. В случае взлома автомобиля злоумышленник может с легкостью получить доступ к ЭБУ, вскрыв торпеду. Защита ЭБУ может быть обеспечена путем установки дополнительного сейфа либо специального резервуара, который позволит предотвратить получение преступником доступа к устройству. Здесь же нужно отметить такой момент, как взаимозаменяемость ЭБУ.

    Взаимозаменяемость ЭБУ автомобиля позволяет заменить управляющий модуль в машине в случае его выхода из строя, однако это также позволит преступнику поменять установленный в авто блок на собственный. Благодаря чему злоумышленник сможет обойти противоугонную систему, именно поэтому важно позаботиться о защите модуля.

    Принцип работы

    Если говорить о принципе действия, то блок управления мотором получает сигналы от различных датчиков, их количество может изменяться в зависимости от типа авто:

    • импульсы от лямбда-зонда;
    • сигналы о расходе воздуха, поступающие от ДМРВ;
    • о температуре работы двигателя;
    • о положении коленвала, а также о частоте его работы:
    • о неровной дороге;
    • о скорости авто и т.д.

    Обрабатывая полученные сигналы, управляющий блок передает команды на различные системы:

    1. Зажигания машины. Как известно, транспортное средство, в зависимости от того, какой двигатель на него установлен, может быть оснащено одной или несколькими катушками. В соответствии с полученным сигналом система зажигания определяет оптимальный режим для подачи искры, что необходимо для возгорания топливовоздушной смеси.
    2. На приборную панель. Лампа Чек, как сказано выше, является связующим звеном между блоком и водителем. Ее появление на приборке может быть обусловлено обнаружением ЭСУД неполадок в работе тех или иных узлов. В некоторых случаях сообщения об ошибке свидетельствуют о неисправности тех или иных датчиков.
    3. На форсунки силового агрегата, с помощью которых осуществляется наиболее оптимальный впрыск топливовоздушной смеси в цилиндры ДВС. Нужно учитывать, что частота изменения объема смеси может быть разной.
    4. На устройства для тестирования ЭСУД (автор видео — Павел Ксенон).

    Плюсы и минусы электронного блока управления двигателем

    Сначала рассмотрим достоинства:

    • с помощью ЭСУД осуществляется оптимизация основных рабочих параметров автомобиля;
    • снижается расход воздушного потока;
    • обеспечивается более упрощенный запуск силового агрегата;
    • у автовладельца больше нет необходимости производить регулировку параметров работы мотора, практически все, что нужно, регулируется автоматически;
    • если двигатель работает правильно, то корректная работа ЭБУ позволит добиться оптимальных параметров в плане экологической чистоты.
    1. Стоимость ЭБУ достаточно высокая. В случае выхода из строя девайс можно попытаться отремонтировать, но если это не поможет, то устройство подлежит замене.
    2. Чтобы система работала правильно, проводка автомобиля должна быть целой, в частности, речь идет об участке цепи питания самой ЭСУД.
    3. Для оптимальной работы водитель должен заправлять только качественное горючее.
    4. Чтобы выявить поломку в работе агрегата, автовладельцу потребуется специальное оборудование, которое обычно стоит недешево.

    Фотогалерея

    Несколько фото автомобильного ЭБУ.

    Видео «Ремонт электронного блока управления своими руками»

    В ролике ниже представлен процесс ремонта блока ЭСУД, а также основные особенности этого процесса с описанием всех нюансов (автор видео — канал Авто Практика).

    Что такое ЭБУ в машине: функционирование и неполадки

    Варианты исполнения автомобилей сегодня существуют самые разные. Бензиновые и дизельные двигатели, различные формы управления, самые непредсказуемые автоматические технологии — все это входит в стандартный комплект даже не самых дорогих представителей современного рынка. Но все новые авто оснащаются так называемым ЭБУ — электронным блоком управления, также известным в народе как бортовой компьютер. В бюджетных автомобилях ЭБУ создает ряд неприятных проблем, которые зачастую связаны с не слишком высоким качеством деталей и регулярным выходом из строя важных элементов блока управления. Часто ЭБУ выходит из строя из-за невозможности нормального управления всеми системами автомобиля. При ремонте ЭБУ важно учитывать все особенности транспорта, его функциональные отличия и конструктивные черты.

    Читать еще:  Клапана увеличенные и облегченные Tm-Race ВАЗ 2101 8V 39х34

    Сегодня существует множество видов электронных блоков управления, поэтому говорить о каких-либо общих чертах неполадок не имеет смысла. Тем более, что большинство автомобилей обладают личными детскими проблемами индивидуального типа. Неполадки блока управления могут иметь одну природу, но возникают они по разным причинам в каждом отдельном случае. Стоит помнить о том, что нормальное функционирование ЭБУ возможно при отсутствии влажной среды, прямого попадания воды или физических воздействий на компьютер. Поэтому в некоторых бюджетных авто специалисты даже рекомендуют заменить расположение блока управления на более безопасное место. Правда, это чревато неприятными проблемами в виде полной переделки проводки.

    Главные функции и задачи ЭБУ в вашем автомобиле

    Начнем с того, что существует множество видов электронных блоков управления, во многих современных автомобилях используются сразу несколько подобных модулей. В самых первых технологичных авто из Японии применяли блоки управления отдельно для двигателя, автоматической трансмиссии, полного привода, а также электрической системы управления всеми функциями транспорта. Сегодня все эти функции выполняет один бортовой компьютер с максимальной функциональностью. Под термином ЭБУ можно понимать как отдельно блок управления двигателем, так и полноценный комплекс электронных устройств, в которые входит следующий спектр элементов:

    • специальная система управления двигателем для придания ему нужного количества оборотов, управление качеством топливной смеси;
    • управление коробкой передач, режимами переключения, уровнем экономичности поездки и прочими факторами работы трансмиссии;
    • контроль работы системы полного привода, своевременного и оперативного переключения режимов при поездке по сложной дороге;
    • обеспечение эффективного использования всех ресурсов автомобиля, учитывая топливо, электрический заряд аккумулятора и ресурс всех агрегатов;
    • управление электрическими и электронными системами с автоматическими функциями, а также сложными модулями комплектации;
    • реализация диагностических функций автомобиля, которые позволяют водителю получить оперативную информацию о том, каково состояние автомобиля.

    Такие особенности работы ЭБУ делают данный элемент одним из самых важных электронных блоков во всем автомобиле. От работы компьютера зависит поведение двигателя, настройки ЭБУ влияют на работу коробки и каждого отдельно взятого элемента машины. Поэтому правильные настройки бортового компьютера очень важны для нормальной эксплуатации транспортного средства. Именно с помощью изменения настроек или полной замены электронного блока управления возможна реальная смена возможностей и потенциала силового агрегата. Так выполняет чип-тюнинг автомобиля в современных мастерских.

    Основные поломки и проблемы в системе управления ЭБУ

    Сегодня в мире существует более двух десятков крупных производителей, которые производят блоки управления для всех популярных марок транспорта. Индивидуальные настройки блоков позволяют полностью избавиться от «одинаковости» машин даже с одним и тем самым двигателем. Качественная реализация блока управления — большая задача при производстве автомобиля и разработке его особенностей. Но не всегда удается реализовать высокое качество работы данного блока. Дело в том, что В бюджетных автомобилях стоит задача экономии денежных средств при разработке, что очень важно для производителя. Поэтому стандартные недорогие блоки управления могут обладать рядом недостатков:

    • плохая защита от попадания влаги внутрь корпуса бока управления, что вызывает окисление контактов и постепенный выход из строя блока;
    • низкий уровень защиты от ударов и прочих механических повреждений, возможный выход из строя при сильной тряске в процессе поездки;
    • наличие возможности сбоев в программе, которые повлекут некорректную работу автомобиля, повысят расход и снизят мощность двигателя;
    • поломка определенных деталей ЭБУ, что может неожиданным образом отразиться на работе автомобиля и всех его систем;
    • реализация самых неприятных сценариев, когда во время поездки компьютер выходит из строя и блокирует работу автомобиля;
    • отсутствие возможностей адаптации к самым сложным ситуациям, когда автомобиль работает на пределе возможностей.

    Это лишь список базовых общих неприятностей, которые происходят с ЭБУ. Могут случиться и индивидуальные проблемы, которые происходят зачастую с определенными моделями автомобилей. Особенно часто неприятности случаются в тех автомобилях, в которых электронных блок управления установлен с других моделей с небольшими доработками. Такие особенности существуют на бюджетном транспорте, в силу экономии на разработке производитель не может обеспечить нормальную работу всех электронных систем. В конечном счете, многие владельцы недорогих машин с бензиновыми инжекторными двигателями вполне допускают, что лучше бы завод на их машину установил старый добрый карбюратор без ЭБУ и прочей сложной электроники.

    Как провести чип-тюнинг машины и увеличить мощность?

    Одним из способом улучшения потенциала автомобиля является проведение чип-тюнинга, связанного с изменениями настроек ЭБУ. Это довольно простая процедура, которая выполняется на любом автосервисе с компьютерным оборудованием, но качественный чип-тюнинг возможен только на профессиональных стендах с модулированием результатов. Дело в том, что современные гаражные мастера выполняют стандартный тюнинг возможностей автомобиля. На самом же деле, каждое авто нуждается в индивидуальном подходе и измерении нужных данных. Процедура должна выглядеть следующим образом:

    • проведение измерений реальных характеристик автомобиля на специальных стендах;
    • выполнение тестирования двигателя и коробки на предмет возможности форсирования;
    • просчет будущих особенностей обслуживания автомобиля, периодичности замены деталей;
    • выполнение прогнозов по чип-тюнингу, определение количества лошадиных сил, которые можно выиграть;
    • описание возможных проблем с автомобилем, которые возникнут после тюнинга;
    • выполнение процедуры и снова проведение тестирования автомобиля;
    • контроль полученных результатов на практических тестах и испытаниях.

    Так что тюнинг невозможно сделать в гараже достаточно качественно, необходимо профессиональное оборудование и отличное понимание всей ситуации, ее сложностей и необычных сторон. Тем не менее, существуют и более демократичные возможности чип-тюнинга, которые используют многие автомобилисты, владеющие бюджетной техникой. Речь идет о полной смене ЭБУ на устройство другого производителя. Особенно интересна такая замена, если можно поменять блок управления на более качественный вариант. Тогда у вас получится сменить качество эксплуатации автомобиля, повысить надежность работы всех электронных систем, а заодно получить и более яркий потенциал. Предлагаем посмотреть видео о чип-тюнинге автомобиля:

    Подводим итоги

    Качественный электронный блок управления — это надежная работа всех системы автомобиля. Если ЭБУ сдает и работает с перебоями, придется столкнуться с неприятностями. Особенно опасно, когда выходит из строя диагностический модуль блока. Тогда автомобиль не сигнализирует о возможных неполадках. Впрочем, другие модули ЭБУ, вышедшие из строя, также ничего хорошего для водителя на несут. Необходимо стараться избегать этих неприятностей, пользуясь регулярным тестированием компьютерной системы и проверкой реальной безопасности ее функционирования.

    Если вы решили провести чип-тюнинг, выполнив довольно сложную операцию с электронной системой вашего автомобиля, стоит учитывать все возможные неприятности данного процесса. Сегодня вы можете провести тюнинг возможностей автомобиля фактически в любом гаражном СТО, но такое действие приведет к тому, что транспорт просто не сможет нормально функционировать по причине несоответствия настроек реальным данным по технической части. А вы когда-нибудь задумывались о чип-тюнинге вашего автомобиля?

    Симптомы неисправного блока управления двигателем (ЭБУ)

    Блок управления двигателем (ЭБУ), также называемый модулем управления двигателем или модулем управления трансмиссией, является одним из наиболее важных компонентов, встречающихся практически на всех современных автомобилях. По сути, он функционирует в качестве основного компьютера для многих функций двигателя автомобиля и функций вождения. Контроллер получает информацию от различных датчиков двигателя и использует эту информацию для расчета и настройки искры и топлива двигателя для обеспечения максимальной мощности и эффективности.

    ЭБУ играет решающую роль в более новых транспортных средствах, где многие (если не все) основные функции автомобиля контролируются ЭБУ. Когда у ЭБУ возникают какие-либо проблемы, это может вызвать всевозможные проблемы с транспортным средством, а в некоторых случаях даже сделать его непригодным для использования. Обычно плохой или неисправный блок управления вызывает несколько ключевых симптомов, которые могут предупредить водителя о потенциальной проблеме.

    1. Проверьте, загорается ли лампа двигателя (Check Engine)

    Подсветка контрольной лампы двигателя — один из возможных признаков проблемы с ЭБУ. Индикатор проверки двигателя обычно загорается, когда компьютер обнаруживает проблему с любым из его датчиков или цепей. Однако есть случаи, когда блок управления по ошибке загорается контрольная лампа двигателя, или когда нет никаких проблем. Сканирование компьютера на наличие кодов неисправностей может помочь выявить, связана ли проблема с блоком управления или где-либо еще в автомобиле.

    2. Двигатель заглох или не заводится

    Другим признаком плохого или неисправного блока управления является неустойчивое поведение двигателя. Неисправный компьютер может привести к тому, что автомобиль периодически будет сталкиваться с такими проблемами, как зависание или пропуски зажигания. Симптомы могут приходить и уходить, и могут не иметь какой-либо закономерности в отношении их частоты или тяжести.

    3. Проблемы с работой двигателя

    Проблемы с работой двигателя являются еще одним признаком возможной проблемы с блоком управления. Если у блока управления есть какие-либо проблемы, он может сбросить настройки газораспределения в двигателе, что может отрицательно повлиять на производительность. Неисправный ЭБУ может вызвать снижение эффективности использования топлива, мощности, ускорения.

    4. Автомобиль не заводится

    Еще одним признаком плохого или неисправного блока управления является автомобиль, который не запускается или его трудно запустить. Если блок управления выйдет из строя полностью, он оставит автомобиль без контроля управления двигателем и в результате не запустится или не запустится. Двигатель может по-прежнему заводиться, но он не сможет запуститься без важных данных от компьютера. Этот симптом также может быть вызван целым рядом других проблем, поэтому лучше получить полный диагноз у профессионального специалиста, чтобы точно определить причину.

    Поскольку блок управления играет столь важную роль в работе двигателя, любые проблемы с ним могут вызвать серьезные проблемы с общей функциональностью автомобиля. Поскольку компьютерные системы, используемые в современных автомобилях, достаточно сложны и их также сложно диагностировать. По этой причине, если вы подозреваете, что в блоке управления вашего автомобиля возникла проблема, обратитесь к профессиональному технику для осмотра транспортного средства, чтобы определить, потребуется ли вашему автомобилю замена блока управления двигателем.

    Получаемая ЭБУ информация и сигналы управления исходящие с него

    Карбюраторные автомобили шли с конвейера без мозгов, так как все управление в них реализовано механически. С приходом инжекторных систем питания машины начали наполняться всевозможной электроникой. Обработкой информации от датчиков и генерацией управляющих сигналов занимается ЭБУ. Выход его из строя способен полностью обездвижить железного коня, поэтому к модулю управления следует относится с повышенной внимательностью.

    Внешний вид электронного блока управления

    Для правильного дозирования подаваемого топлива в электронный блок управления приходит информация:

    • частота вращения коленвала, определяемая датчиком положения;
    • возникновение детонации в процессе эксплуатации;
    • массовый расход воздуха мотором;
    • отклонение от номинального напряжения бортовой сети машины;
    • скорость авто;
    • температура в системе охлаждения двигателя;
    • какое положение занимает дроссельная заслонка;
    • процент кислорода в выхлопных газах;
    • наличие дополнительных нагрузок на двигатель, например, включение кондиционера.

    Количество датчиков и соответственно объем получаемой информации зависит от модели автомобиля. В бюджетных машинах ЭБУ обладает только основными данными. Наиболее развитые электронные блоки собирают и оперируют информацией о каждом узле машины, что сказывается на динамических характеристиках и экономичности авто.

    После обработки данных блок управления инжектором подает сигналы для:

    • открытия и закрытия форсунок;
    • контроля искрообразования;
    • выбора режима работы топливного насоса;
    • поддержания стабильных оборотов холостого хода;
    • включения и выключения вентилятора системы охлаждения;
    • подключения или отключения кондиционера электромагнитной муфтой;
    • улавливания паров бензина адсорбером;
    • проведения самодиагностики агрегатов.

    Работа электронного блока управления предполагает оперирование большим количеством информации в режиме реального времени. Неточность в любом из каналов приведет к нестабильной работе двигателя, увеличению расхода топлива и потере динамических характеристик, поэтому все возникающие поломки в электронике требуют незамедлительного устранения.

    Конструктивные особенности электронного блока управления

    Для работы с информацией, поступающей в модуль, ЭБУ имеет несколько видов памяти:

    • Алгоритм управления двигателем в зависимости от режима эксплуатации находится в программируемом постоянном запоминающем устройстве. Здесь же хранится и основная таблица различных калибровок параметров. При отключении питания вся информация остается на месте. Для стирания или перезаписи данных используется специальное оборудование, предназначенное для чип-тюнинга;
    • Энергозависимая память, хранящая временные данные и обрабатываемую электронным модулем информацию, называется оперативным запоминающим устройством. В ней происходит фиксация и выработка управляющих сигналов в зависимости от изменений параметров, поступающих с датчиков;
    • Сохранение кодов и паролей происходит в электрически репрограммируемом запоминающем устройстве. Данный тип памяти является энергонезависимым, но в отличии от ППЗУ не требует специального оборудования для перезаписи.

    Ввод информационных сигналов у качественных электронных модулей осуществляется через гальваническую развязку. Это предотвращает повреждение главных чипов блока управления в случае выхода какого-либо датчика из строя. От внутренних ошибок модуль защищен различными методами самодиагностики и коррекции сбоев, что помогает избегать ситуации, когда автомобиль остается без мозгов.

    Неполадки, возникающие в модуле

    Причины, почему автомобиль может остаться без мозгов, наиболее часто возникают по вине автовладельца. Так, например, попытка перезаписать программное обеспечение при проведении чип-тюнига может закончится неудачей, если автолюбитель выбрал не правильное ПО. Также причинами вызывающими поломку ЭБУ являются:

    • Неудачное расположение модуля управления. Например, в автомобилях ВАЗ 2113 – 2115 ЭБУ установлен рядом с радиатором печки. Помимо теплового воздействия, блок может залить охлаждающей жидкостью, после чего машина останется без мозгов;
    • Ухудшения контакта между клеммами и генератором или аккумулятором. Это вызывает скачки бортового напряжения автомобиля. ЭБУ защищен от перепадов напряжения, но продолжительное воздействие способно вывести блок из строя;
    • Возникновение ЭДС в первичной обмотке катушки ведет к пробою транзисторов электронного блока управления. Электродвижущая сила обычно возникает при плохом контакте свечей зажигания или повышенном внутреннем сопротивлении высоковольтных проводов.

    Для определения неисправности необходимо прочитать лог ошибок, сохраненный в мозгах инжектора. Для этих целей существует специальный диагностический разъем. Расположение его зависит от конкретной модели автомобиля. Например, в автомобилях ВАЗ с высокой панелью диагностический разъем находится внутри центральной консоли.

    Расшифровка кодов ошибок на примере ВАЗ 21074

    Если мозги инжектора обнаружили неисправность в работе двигателя, то об этом будет сигнализировать загоревшаяся лампочка «check engine». Понять какая именно неисправность произошла по данному оповещению невозможно. Для более точного определения поломки требуется подключить диагностический сканер к специальному разъему. При его помощи из памяти ЭБУ считывается лог ошибки, который можно расшифровать при помощи справочников по конкретному автомобилю. Так, например, для ВАЗ 21074 наиболее часто встречаемыми ошибками являются:

    • Неисправность воздушного датчика;
    • Неоптимальный режим сгорания бензовоздушной смеси. В результате выхлопные газы имеют повышенную токсичность. Лямбда-зонд может выдать эту ошибку, например, если в выхлопе находятся пары несгоревшего бензина;
    • Требуется драйверная проверка модуля управления инжекторными двигателями;
    • Проблемы с получением информации от датчика температуры;
    • Состав горючей смеси не соответствует режиму работы двигателя. Причиной этого могут стать, например, загрязненные форсунки;
    • Неправильное определение момента возникновения детонации в работе двигателя;
    • Отсутствуют данные о положении дроссельной заслонки. Помимо повреждения самого считывающего элемента, возможен обрыв информационного шлейфа;
    • Температура мотора находится выше рабочего диапазон;
    • Медленный отклик сигнальной системы машины.

    При выполнении считывания ошибок сканер указывает лишь на предположительное место неисправности, но не может указать причину вызвавшую поломку, поэтому после получения кода важно правильно его истолковать. При недостаточном понимании работы инжекторных двигателей и топливных систем может возникнуть ситуация, когда автовладелец, неправильно расшифровав лог ошибки, займется ремонтом исправного узла машины.

    Эксплуатация автомобиля без электронного блока управления

    В случае выхода из строя ЭБУ непопулярной модели найти новый модуль может стать большой проблемой. В таком случае автовладелец может пойти на радикальный шаг и сменить электронику на другую систему без мозгов. Инжектор в таком случае сменяется карбюратором, а зажиганием начинает управлять коммутатор.

    Вносить столь серьезные изменения можно только в крайнем случае. Инжекторный двигатель спроектирован для работы под контролем электронного блока управления. При его отсутствии возможны провалы при разгоне, нестабильная работа и повышенный расход топлива. Убирать мозги можно только временно, например, для перегона авто.

    Устранение неисправностей связанных с мозгами инжектора

    При возникновении поломки ЭБУ автовладелец может захотеть поменять модуль на схожую модель. При этом важно учитывать, что каждые мозги изготавливаются под конкретную модель силовой установки, комбинацию датчиков, протяженность шлейфов. Прошивка также меняется от модели к модели, поэтому произвести просто перестановку блоков невозможно, даже если их разъемы идентичны.

    При установке похожей модели без полного согласования параметров возможны негативные последствия:

    • двигатель перестает заводится;
    • автомобиль теряет былую резвость;
    • значительно возрастает расход топлива;
    • мотор нестабильно работает;
    • ЭБУ постоянно сигнализирует об ошибке.

    Производить устранение неисправности заменой на похожий электронный блок управления категорически запрещается. Правильными методами устранения неисправностей являются:

    • Визуальный осмотр датчиков и проводов идущих к ним. Часто причина может скрываться в их механическом повреждении. Замена дефектного элемента на новый позволит избавится от поломки, которую выдает электронный блок управления;
    • Сделать перепрошивку программного обеспечения. Повышение динамических характеристик автомобиля очень часто возможно только при помощи чип-тюнинга;
    • Сделать перезагрузку мозгов инжектора путем снятия одной из клемм аккумулятора. Произошедший сбой в процессе эксплуатации можно сбросить отключив питание от ЭБУ. Данным методом рекомендуется пользоваться при однократном появлении ошибки. Если ситуация повторяется, то перезагружать модуль не имеет смысла.

    При невозможности устранить поломку вышеуказанными способами, единственным верным решением является обращение в специализированный сервисный центр. После считывания лога ошибки сканером специалисты определят возможный круг неисправностей. После этого определяется оптимальный способ избавления дефекта.

    Появление электронного блока управления значительно улучшило эксплуатационные свойства автомобиля. Произошло это благодаря возможности контроля режима работы силовой установки и корректировки параметров в режиме реального времени. В свою очередь, усложнение электроники машины привело к возникновению поломок, способных обездвижить железного коня.

    Читать еще:  Машина бьется током: причины и способы борьбы

    Что такое ЭБУ и в чем его секрет?

    Автомобили в наше время становятся не только роскошью и средством передвижения, но и умными и продвинутыми гаджетами. То, что когда-то было безлошадной телегой, сегодня наполнено электроникой наравне с хорошими компьютерами. И как в компьютере есть центральный узел – процессор, так и в автомобиль устанавливается ЭБУ, он же электронный блок управления, он же контроллер, он же «мозги». Всё, чем может похвастаться современное авто, в большинстве случаев является заслугой не только инженеров, но и программистов.

    1. Что такое ЭБУ, где он расположен?
    2. Устройство и принцип работы ЭБУ
    3. Неисправности ЭБУ и их признаки
    4. Диагностика ЭБУ
    5. Советы автомобилистам
    6. Заключение

    Что такое ЭБУ, где он расположен?

    Как «подружить» между собой систему АБС, двигатель, адаптивные фары лобового света, охлаждение и множество других функциональных систем автомобиля? Нужен какой-то центральный координатор, в котором будет происходить распределение и синхронизация информационных потоков. Эту функцию и берет на себя ЭБУ, от которого, без преувеличения, зависит работа большинства узлов автомобиля.

    ЭБУ — это электронный блок управления, который собирает информацию от датчиков, обрабатывает и подает команды связанным с ним узлам и процессам. Типичный пример – регулировка системы впрыска топлива в зависимости от того, какие данные подает датчик кислорода. Или, например, включение вентилятора системы охлаждения, когда температура антифриза достигает критической точки.

    Физически ЭБУ представляет собой печатную плату, упакованную в пластиковый или металлический корпус с разъемами для подключения под CAN шины, а также сервисный разъем, к которому подключается диагностическое оборудование. Примерные размеры платы блока 10х15 см при толщине 7-10 мм.

    Размещают контроллер в автомобиле не на виду, но так, чтобы до него было легко добраться. Чаще всего в салоне, за передней панелью, за бардачком или под задним сиденьем. Менее удобный вариант – под капотом (а неудобный он в первую очередь для самого ЭБУ, страдающего от влаги и перепадов температур). Иногда автопроизводители располагают блок управления в багажнике.

    Глобально можно выделить четыре основных функции контроллера.

    1. Сбор данных от датчиков (которые, в свою очередь, предоставляют информацию о текущих процессах в автомобиле).
    2. Обработка поступившей информации.
    3. Управление процессами и узлами, связанными с ЭБУ.
    4. Подача сигнала о текущем состоянии подконтрольных процессов.

    Теперь немного подробней о функционале блока управления.

    1. Датчики преобразовывают информацию о физических процессах (температура, частота вращения, концентрация кислорода в выхлопе и т.д.) в электронные импульсы, и отправляют ее в блок управления. Датчиков в современном автомобиле огромное количество, и каждый важен для выполнения общей работы.
    2. ЭБУ обрабатывает полученную информацию.
    3. В зависимости от результатов обработки контроллер подает команды на различные узлы автомобиля, регулируя все подконтрольные процессы.
    4. Также ЭБУ подает сигналы на панель управления. Именно благодаря этому мы можем отслеживать температуру в системе охлаждения, уровень моторного масла и т.д.

    Устройство и принцип работы ЭБУ

    Корпус ЭБУ служит для защиты электронных компонентов от влияния внешних факторов: влаги, механических повреждений и частично от температурных перепадов. Если блок размещается в подкапотном пространстве, корпус делается из алюминия. Если же контроллер расположен в салоне автомобиля, где меньше неблагоприятных воздействий, внешняя оболочка будет скорей всего пластиковой.

    Плата, которая находится внутри корпуса, напоминает материнскую плату любого компьютера или ноутбука, и даже содержит аналогичные элементы. Кроме того, блок управления имеет три типа памяти.

    1. Программируемое постоянно запоминающее устройство, оно же ППЗУ. Здесь хранится ПО для выполнения всех задач.
    2. Оперативная память, она же ОЗУ. Как и в компьютере, оперативная память нужна для обработки поступающей информации в реальном времени. Оперативная память ничего не фиксирует дольше, чем длится обработка данных.
    3. Электронно репрограммируемое запоминающее устройство или ЭРПЗУ. Это полупостоянная память, где фиксируются данные, меняющиеся со временем: пробег, расход топлива, коды доступа и т.д.

    ПО или программное обеспечение – это пакет специфических программ, необходимых для управления всеми системами конкретного автомобиля. Под каждую модификацию создается свое ПО, чтобы блок управления работал корректно. Оно бывает двух типов: функциональное и контрольное.

    1. Функциональное ПО – это и есть те самые программы, которые предназначены для управления всеми подотчетными системами автомобиля. Они работают с данными, поступающими от датчиков, обрабатывают эти данные в соответствии с заложенными алгоритмами и выдают команды на связанные системы для регулировки их работы.
    2. Контрольное ПО – это отдельные элементы, в которых происходит сравнение данных, полученных от датчиков, с контрольными показателями, а затем поиск ошибок и передача информации об этих ошибках на ЭБУ. В зависимости от серьезности этих ошибок, блок управления либо корректирует работу систем автомобиля, чтобы устранить причину, либо включает информационные пиктограммы на панели управления (например, значок масла или Check Engine), либо вообще блокирует работу двигателя.

    Неисправности ЭБУ и их признаки

    Повредить ЭБУ довольно сложно, но можно. Выйти из строя может как «железо», то есть сама плата или ее отдельные компоненты, так и программное обеспечение. Физические неисправности всегда хуже, поскольку не решаются перепрошивкой, а требуют ремонта или замены устройства. Учитывая стоимость контроллера, можно понять, почему при появлении первых подозрений на неисправность ЭБУ нужно срочно решать проблему, пока она не зашла дальше.

    Поиск несправностей

    • Физическое воздействие на устройство: удары, падение, вибрация.
    • Попадание на плату воды или масла.
    • Перегрев.
    • Короткое замыкание.
    • Коррозия.
    • Неправильно проведенное «прикуривание».
    • Неграмотный чип-тюнинг.

    Проблемы и сбои в работе ЭБУ сказываются в первую очередь на работе двигателя, поскольку именно он больше всего требует точности управления.

    Как проявляются неисправности ЭБУ?

    • Любые сбои в работе двигателя, нестабильные обороты, повышенное потребление топлива, «троение», пропуски зажигания.
    • Тяжелый старт двигателя, потеря точности и легкости управления.
    • Произвольное включение или отключение отдельных функций (например, вентилятора охлаждения двигателя).
    • Периодически перегорают предохранители.
    • Некорректная работа педали газа – туго, с замедлением ответа.
    • Блокировка отдельных узлов – дверей, сцепления, самого двигателя.
    • Загорается сигнал ошибки на панели приборов.
    • При подключении сканера система показывает некорректные данные.

    Диагностика ЭБУ

    При появлении подозрений на неисправность ЭБУ диагностика нужна срочно. Но что делать, если нет возможности отправить машину к хорошим мастерам? Как проверить состояние блока управления, и можно ли это сделать самостоятельно?

    В принципе ЭБУ можно проверить самостоятельно.

    Самым простым и быстрым способом будет воспользоваться автомобильным диагностическим сканером. Достаточно наличия ODB2 разъёма и устройства вывода информации (телефон, планшет, ноутбук). Из представленных на рынке можем порекомендовать Scan Tool Pro Black Edition.

    Данный сканер совместим с 99% новых и старых автомобилей, начиная с 1993 года выпуска, достаточно прост в использовании и имеет широкий функционал. К преимуществам конкретно этой модели можно отнести не только диагностику двигателя, но и остальных систем автомобиля. Стоит данное устройство не дорого (около 2000 рублей) и окупится за 1-2 поездки на СТО

    Для другого способа понадобится ноутбук и программа для диагностики (в большинстве случаев подходит KWP-D). Также специальный кабель с коннектором для диагностического разъема на блоке управления с одной стороны, и USB-разъемом – с другой. Если найти такой кабель не удалось, можно попробовать найти адаптер под USB, поддерживающий протокол KWP2000. Получится громоздко, но будет работать. Главное, чтоб было подключение к ноутбуку.

    Порядок действий при диагностике в домашних условиях.

    1. Адаптер (кабель) подключить к диагностическому разъему на ЭБУ и ноутбуку.
    2. Запустить программу диагностики.
    3. Включить зажигание, но не запускать двигатель.
    4. После этого начнется тестирование ЭБУ, после которого появится сводная таблица с важными параметрами работы систем автомобиля.

    Если действительно есть ошибки в работе двигателя и других узлов, они будут зашифрованы соответствующими кодами, собранными в раздел DTC. Посмотреть, что означает тот или иной код, можно в разделе «Коды», и только после этого анализировать состояние систем автомобиля и решать, как устранять неполадки.

    Другие разделы сводной таблицы параметров, которые будут полезны для оценки состояния автомобиля.

    1. UACC – отчет о состоянии аккумуляторной батареи, а именно – о реальном напряжении. Нормальные показатели составляют не менее 11,5 В, если меньше, нужно искать проблему в электросети или в самой АКБ.
    2. THR – отчет о работе дроссельной заслонки. На холостом ходу она должна быть закрыта, то есть датчик должен показывать 0%. Если цифры другие – пора в сервис.
    3. QT – показатель расхода топлива. Норма расхода составляет 0,6-0,9 л/ч. Если больше – нужно искать причину, и в первую очередь проверять свечи зажигания.
    4. LUMS_W – обороты коленвала. На холостом ходу он должен вращаться 600-1200 об/мин, в зависимости от типа двигателя и его разогретости.

    Действительно ли целесообразно проводить диагностику ЭБУ самостоятельно?

    Как обычно, всё зависит от обстоятельств. И первый аргумент за то, чтобы научиться проверять блок управления, это финансовый вопрос. Профессиональная диагностика обойдется довольно дорого. К тому же не всегда найдется специалист, действительно разбирающийся в электронике и ПО. Чаще можно встретить мастеров по технической части, которые «плавают» в вопросах электроники, но плату за свои услуги берут на уровне профессионалов. К таким ребятам можно обратиться же пост-фактум, когда становится понятно, где искать проблему.

    Второй аргумент за собственную диагностику – возможность неспешно разобраться, что означает тот или иной код ошибки, в чём может быть причина ее появления и как с ней бороться. Можно задавать «гуглу» глупые вопросы, и он не поднимет тебя на смех, а наоборот, поможет найти ответ. Информация в Интернете есть буквально обо всём, и нет необходимости делать умное лицо и молча кивать, когда мастер начинает говорить с тобой на марсианском диалекте, из которого понятны только числительные. И, наконец, умение разбираться в своей машине – это просто интересно.

    Советы автомобилистам

    Если ЭБУ неисправен, попробуйте его отремонтировать. Но не самостоятельно! Такую тонкую работу лучше доверить мастерам с опытом. Проблема в «железе» чаще всего возникает от перегрева, короткого замыкания, коррозии или перегорания какого-нибудь конденсатора. Последнее устраняется легче всего: конденсатор просто перепаивают, и дальше можно пользоваться своим блоком управления.

    Коррозийные повреждения могут затронуть дорожки, и их (теоретически) тоже можно восстановить. Работа это тонкая, требующая умения, специальных инструментов, оборудования и знаний. Так что лучше сдать контроллер в ремонт и уповать на лучшее.

    Часто проблемы с блоком управления появляются после ДТП, даже если оно не затронуло сам блок. Удар, сотрясение могут вывести из строя электронное устройство. Ну а если есть видимые повреждения корпуса, это в большинстве случаев приговор устройству.

    Чип-тюнинг – это лотерея. Если есть желание рискнуть (в том числе деньгами на новый ЭБУ), можно попробовать улучшить характеристики двигателя. Но такие попытки нередко приводят к обратному эффекту, то есть сбою в ПО, после которого блок требует перепрошивки (не бесплатно, конечно).

    Если необходимо определить, действительно ли проблема в ЭБУ, или это «шалит» механическая часть, можно найти аналогичный рабочий ЭБУ и временно поставить его на свой автомобиль. Проблемы исчезли – менять блок управления, проблемы остались – пора к механикам на поклон.

    Заключение

    Поломка электронного блока управления – одна из довольно неприятных, в основном из-за неясности того, как ее устранять. Покупка нового ЭБУ может обойтись довольно дорого, но без этого устройства современный автомобиль превращается в груду разрозненного железа, несогласованного между собой и зачастую неподвижного и бесполезного. Поэтому лучше сразу отнестись ответственно к защите ЭБУ от факторов риска.

    Ремонт ЭБУ двигателя

    Найдите специалиста по чип-тюнингу

    Сделайте чип-тюнинг у проверенного специалиста с выдачей сертификата и возможностью манибэка.

    АДАКТ против удаления корректно работающего катализатора.
    Узнайте про возможные последствия для автомобиля.

    Электронный блок управления двигателя (ЭБУ, ECU или, если точнее, ECM и PCM) является центром, объединяющим различные подсистемы автомобиля. От корректного функционирования данного блока зависит «жизнеспособность» всего авто: именно он управляет работой двигателя, чтобы тот выдавал оптимальную производительность. Поэтому и говорят, что двигатель является сердцем автомобиля, а ЭБУ — его мозгами.


    Внешний вид ЭБУ Январь 7.2

    Принцип работы ЭБУ

    Блок управления представляет собой микросхему с микропроцессором и программным обеспечением. Задача ЭБУ собирать данные, обрабатывать их и отдавать команды исполнительным механизмам.

    Как это происходит:

    1. С момента пуска двигателя и до его остановки в ЭБУ поступают показания от датчиков в моторном отсеке, выпускном коллекторе и от других подсистем. Например, по датчику детонации происходит корректировка угла опережения зажигания, по датчику кислорода — корректировка количества впрыскиваемого топлива и т. д.
    2. Программа ЭБУ анализирует полученные данные по заложенным в память картам производительности (топливные карты, карты зажигания, моментные модели и т. п.) и рассчитывает, например, какое количество топлива необходимо впрыснуть при данном режиме работы ДВС.
    3. Затем ЭБУ формирует управляющие команды и передает их на различные исполнительные устройства (форсунки, модуль зажигания, бензонасос, регулятор ХХ, клапан рециркуляции выхлопных газов, клапан продувки адсорбера и др.). В примере с впрыском топлива, ЭБУ передает на форсунки электрический импульс нужной длительности.

    Весь этот процесс проходит в режиме реального времени и с учетом большого количества переменных.

    Микропрограммы современных ЭБУ можно считывать, перепрограммировать и записывать обратно, подменяя штатную. Это дает возможность вносить значительные изменения в работу всего авто: от отключения определенных систем до установки новых (например, чтобы установить на атмосферный мотор турбокомпрессор так, чтобы ДВС при этом работал корректно).

    Неисправности ЭБУ двигателя

    Проблемы с блоком обычно принято делить на два типа:

      Штатные неисправности.
      Неисправности такого рода часто возникают из-за замыкания проводки и выхода из строя датчиков. К этому же типу неисправностей можно отнести недоработку с завода. Например, на некоторых отечественных авто распространены случаи заполнения ЭБУ тосолом из-за неудачного расположения блока в автомобиле:


    Неудачное расположение ЭБУ на Ладе Калине часто приводило к попаданию в него тосола

  • Неисправности, вызванные внешним вмешательством.
    К этому типу относятся неудачные попытки прошить или отремонтировать ЭБУ. Такие неисправности намного серьезней, так как возникают проблемы несвойственные конкретному блоку. Анализ и дефектовка может занять много времени.
  • Частые причины выхода из строя ЭБУ

    • Короткое замыкание соленоидов;
    • Трещины на плате, особенно в местах спайки;
    • Перегрев блока;
    • Коррозия от попадания влаги или техжидкостей, длительного воздействия влажности, перепадов температур (актуально не для всех блоков и автомобилей).

    В целом даже несложный с виду ремонт ЭБУ может привести к большим проблемам для автовладельцев. Например, при замене обыкновенного транзистора, который вышел из строя, можно случайно или по неопытности установить транзистор не того типа, что приведет к перегреву других элементов платы. Обычно это влечет за собой выход из строя процессора и блока в целом.


    Сгоревший транзистор на контроллере Автэл М73

    Также мастера, берущиеся за работу по ремонту блоков управления и не имеющие достаточного опыта и умения работы с нежной электроникой, в процессе пайки могут перегреть элементы или неверно их установить.

    Признаки возможных проблем с ЭБУ

    Слабых мест у блока двигателя достаточно, но также часто бывает, что проблема не в самом ЭБУ. Здесь поможет комплексная диагностика машины и проверка опытным автоэлектриком.

    Что может указывать на неисправность блока двигателя:

    • загорелся Check Engine,
    • проблемы с зажиганием, пропуски,
    • двигатель глохнет после запуска, вообще не заводится, троит,
    • неадекватное поведение при нажатии педали газа,
    • произвольные включения системы охлаждения мотора.

    Более явные симптомы можно определить диагностическим оборудованием: например, если появились нестираемые ошибки, перестали поступать данные от датчиков или связь с блоком вообще отсутствует.

    Ремонт ЭБУ

    Как указали выше, по одним только симптомам точно установить поломку блока нельзя. Поэтому перед ремонтом обязательно проводится диагностика ЭБУ, других блоков, систем и датчиков, проверка проводки. Когда точно установлено, что причина в ЭБУ и она носит не программный характер, производится ремонт:

    1. Снятие блока, прозвонка контактов.
    2. Вскрытие и внешний осмотр платы для обнаружения физических неисправностей: обрывы, поврежденные детали и т. д.
    3. Замена поврежденных элементов, восстановление пайки, дорожек и др. подобные работы.
    4. Замеры напряжения, диагностика.
    5. Сборка и герметизация.

    Если проблема по программной части, разборка блока может и не потребоваться. В некоторых случаях помогает перепрошивка ЭБУ или наоборот откат к заводским настройкам. Но в любом случае точную причину можно обнаружить только после качественной диагностики и проверки осциллографом.

    Если у вас возникли подозрения, что ЭБУ сбоит, обращайтесь на диагностику к нашим партнерам. Специалисты установят причину проблем и при необходимости сделают ремонт ЭБУ (как программной, так и аппаратной части). Найти ближайших партнеров АДАКТ можно на карте ниже.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector