1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как собрать омыватель фар своими руками: выбор материалов, сборка, установка

Установка универсального омывателя фар своими руками

  1. Выбор комплекта
  2. Струйные против телескопических
  3. Стандартный универсальный набор
  4. Как установить комплект

Здравствуйте, дорогие друзья! Как вы знаете, омыватель фар устанавливается с завода далеко не на все модели выпускаемых авто. Некоторые считают это лишним узлом, другие же обязательно хотят получить нечто подобное на своей машине. Установка своими руками вполне реальна. И сегодня вы в этом убедитесь, просто почитав этот материал.

Думаю, все понимают, как работает фароомыватель. Специальная форсунка подает воду, которую подкачивает насос, а специальный моторчик дополнительно еще может способствовать движению щеток, если модель омывателя предусматривает их наличие. Также есть бачок, в котором находится жидкость для омывания стекла, этот бачок закрывает крышка, чтобы по мере необходимости водитель мог долить воду.

За омыватель отвечает специальный предохранитель, который находится в монтажном блоке, если мы говорим про штатный омыватель фар. При самостоятельной установке омывателя со стороны правой и левой фары автовладелец сам решает, к какому предохранителю подключить, если есть свободные разъемы, либо же подсоединить к плавкому элементу, отвечающему параллельно за другие электрозависимые устройства в машине.

Выбор комплекта

И так, с завода фароомывателя на вашей машине нет. Ничего страшного, это довольно распространенное явление, с которым многие борются своими руками. То есть выполняется самостоятельная установка соответствующего устройства. Кстати, омыватели являются важной составляющей при монтаже на авто ксенона и биксенона.

Некоторые опрометчиво пытаются упростить схему, используя в качестве фароомывателя насос от стеклоомывателя, предназначенного конкретно для лобового стекла. На практике это сомнительное решение, поскольку в действительности эффективность окажется слишком низкой. Жидкость будет подаваться под незначительным давлением. А потому справиться с засохшими или примерзшими отложениями оборудование не сможет. Единственным выходом будет включение омывателя лобового стекла на более длительное время. Но в итоге вам все равно придется тратить дополнительные деньги на постоянную доливку омывающей жидкости.

Если вы хотите, чтобы фары чистились быстро и качественно, потребуется организовать систему с использованием насоса высокого давления.

Повезло тем, у кого на машине с завода предусматривается установка подобного устройства, но конкретно в вашей комплектации ее нет. Это дает возможность купить оригинальный комплект. Подключаться он будет предельно просто, поскольку конструктивно места под монтаж уже предусмотрены. Единственной проблемой будет высокая стоимость, из-за которой купить заводские комплекты решаются не все.

Потому чаще выбор падает на универсальные комплекты.Они делятся на 2 категории:

  • Телескопические. Перед тем как включить или отключить устройства, специальные распылители, входящие в комплект фароомывателя, начинают выдвигаться, а затем задвигаться обратно из отверстий, которые выполнены в бампере. В итоге омывающая жидкость подается под давлением через форсунки, и начинается процесс очистки поверхностей. По завершению уборки они возвращаются в исходное положение, скрываясь в бампере;
  • Струйные. Здесь все несколько проще. Распылители или форсунки просто устанавливаются на бампере. Расположение и расстояние выбирается так, чтобы напор жидкости попадал непосредственно на фары, сохраняя при этом достаточно большой напор. Они статичные, никуда не прячутся и не складываются. То есть распылители всегда остаются на виду.

На чем же остановить свой выбор? Об этом поговорим дальше.

Струйные против телескопических

Если судить сугубо по внешним характеристикам, то тут объективный перевес на стороне телескопических устройств. Они выглядят оригинальнее и дороже.

Но в плане эксплуатации струйные лучше. А точнее проще. Зимой крышка, которой закрывается телескопическая форсунка, может покрываться слоем льда. От этого она самоблокируется и не выдвигается. Плюс механизм может заедать при активной эксплуатации из-за низких температур. Если крышка заблокируется, насос все равно будет подавать жидкость под высоким давлением. Превышение давления, обусловленного тем, что напор есть, но жидкость не выходит, шланг может сорвать, вся омывайка вытечет. Плюс выдвижные варианты сложнее устанавливать, поскольку под них требуется индивидуальный кронштейн.

А вот по вопросу подключения к источнику питания между ними нет никакой разницы. Так что тут выбирать можно любой понравившийся вам вариант.

В продаже предлагается довольно внушительное количество универсальных омывателей для фар, которые отличаются внешним видом, конструктивными особенностями и нюансами монтажа. Среди производителей наибольшую популярность завоевали Скиф, Sho-Me и Hella.

Посетив Drive2 и ряд других тематических ресурсов, я заметил, что чаще всего универсальные фароомыватели ставят на подобные машины:

  • Ниссан Кашкай;
  • Тойота Авенсис;
  • Тойота Королла;
  • Митсубиси Паджеро;
  • Фольксваген Джетта;
  • Мазда 3;
  • Мазда 6;
  • УАЗ Патриот;
  • Шевроле Лачетти;
  • Шевроле Круз;
  • Митсубиси Лансер;
  • Шкода Октавия;
  • Митсубиси Галант и пр.

Подходящие для себя омыватели можете поискать в ближайших автомагазинах, либо просто зайти на Алиэкспресс. Хотя откровенно дешевые китайские комплекты покупать не советуют. Иначе в скором времени потребуется замена, либо будете думать уже о том, как снять эти девайсы.

Стандартный универсальный набор

Обычно стандартный комплект для омывателя автомобильных фар состоит из таких компонентов как:

  • шланги;
  • насос;
  • тройник с клапаном;
  • блок питания;
  • коннекторы;
  • провода;
  • предохранитель;
  • регулировочный ключ;
  • хомуты;
  • саморезы;
  • реле;
  • кнопка управления;
  • уплотнители;
  • схема установки и подключения питания.

Можно подключиться к системе бачка стеклоомывателя. Но тогда в нем придется выполнить отверстие. Либо же возьмите отдельно новый бачок, установив его в подкапотное пространство.

Как установить комплект

Теперь расскажу о том, как же подобные устройства устанавливаются. Если у вас уже есть приобретенный универсальный фароомыватель со всеми составляющими, перечисленными выше, тогда можно ознакомиться с инструкцией по монтажу.

Вообще в комплекте к каждому омывателю идет схема от производителя с подробной инструкцией и рекомендациями. Плюс каждая машина имеет свои особенности. Это не позволяет монтировать именно универсальный комплект на все авто по идентичной схеме. Некоторые отличия будут.

Но общий принцип основан на следующем:

  • Сначала снимается автомобильный бампер, зачищается и размещается в удобном месте для работы;
  • В бачке стеклоомывателя делается отверстие, либо покупается отдельный бачок. Ставится уплотнитель и подключается сам насос;

Поскольку схема подключения идет в комплекте и она не является универсальной для всех омывателей и машин, то тут никаких конкретных советов давать не буду.

На практике ничего сложного в установке фароомывателей нет. Нужно изначально взять хороший комплект, продумать место монтажа, и выполнить установку, не спеша и не пытаясь нарушить рекомендации производителя. Особенно в отношении электросхемы и подачи питания. Помните про важность хорошей изоляции. Удачи вам!

Спасибо, что читаете нас! Подписывайтесь, оставляйте комментарии и задавайте вопросы, если они у вас есть!

Установка омывателя фар своими руками в подробностях.

Каждый автовладелец стремится к повышению комфорта и удобства поездок. Однако чистка фар вручную портит приятные впечатления. Сегодня этот процесс можно автоматизировать, установив своими руками омыватель фар, при этом не потребуется больших финансовых затрат и сил для монтажа оборудования.

Конструкция омывателя фар

Сегодня можно подобрать оптимальный вариант системы очистки практически для любой оптики. Существует два типа омывателей для фар: щёточные и струйные. Первый вариант, несмотря на эффективную работу, отличается сложностью монтажа, поскольку приходится внедрять щёточный механизм возле поверхности стекла фар. Не стоит забывать и о том, что установка оборудования требует дополнительных ресурсов, а это создает лишнюю нагрузку на АКБ, который в самый неподходящий момент может разрядиться. В такой конструкции предполагается подача определённого количества омывающей жидкости, а грязь удаляется при помощи щётки. Не рекомендуется устанавливать такой тип очистителя на фарах, где в качестве защитного элемента используется пластик, поскольку со временем поверхность покроется множеством мелких царапин и помутнеет. В отличие от предыдущего варианта, струйный омыватель подаёт жидкость под высоким давлением и может быть установлен практически для любого типа фар. Такой механизм отличается простотой установки, поскольку в конструкции отсутствует щётка.

Основные составляющие

  1. Насос. Его функция — обеспечивать подачу жидкости на распылители устройства. Деталь нагнетает давление порядка 0,2 Мпа.
  2. Бачок для омывающей жидкости.
  3. Соединительные трубки. Посредством этого элемента на форсунки поступает жидкость из бачка.
  4. Форсунки и крепёжные элементы. Возможны два варианта: телескопические и стационарные.

Комплект омывателя фар включает все необходимые элементы для монтажа системы в соответствии с прилагаемой инструкцией

Помимо перечисленных элементов для сборки устройства используется колодка с предохранителями и провода, которыми производят соединение с электропроводкой автомобиля, а также контролируется работа омывателя. В зависимости от марки машины конструкция может иметь различия по комплектации в сравнении со стандартным набором. Зависит это от установленной оптики и конструкции бампера. В то же время подобрать нужный вариант не составит особого труда. Для самостоятельного монтажа системы помимо перечисленных элементов потребуется:

  • термоусадочная трубка;
  • набор отвёрток;
  • нож;
  • пластиковые стяжки.

Принцип работы омывателя фар

Работа устройства проста. Механизм распыления (форсунки) жидкости устанавливается на переднем бампере и может быть как фиксированным, так и выдвигающимся. Омывающая жидкость на распылители подаётся из бачка для омывателя лобового стекла, но могут использоваться и отдельные ёмкости. Посредством трубок жидкость поступает на форсунки и распыляется на стекла фар под высоким давлением. Если установлены выдвигающиеся омыватели, то по окончании работы они становятся на место.

Особенности выбора

Чтобы правильно выбрать комплект омывателя, прежде всего, нужно учесть конструктивные особенности верхней части бампера и стекла оптики. Фароомыватели отличаются по типу форсунок:

  • для плоского бампера;
  • для сферического бампера;
  • для внедорожников.

Приобрести устройство можно как для определённой модели автомобиля, так и универсальный комплект. Последний вариант предпочтительнее, если подходить к выбору с практической и экономической стороны.

Подробная инструкция по установке своими руками

Омыватель фар может быть установлен на любой автомобиль. Прежде всего, нужно приобрести все комплектующие, которые соответствуют конкретной марке, а также сочетаются с общим дизайном. Стоит учесть, что есть комплекты, в которые входит накладка форсунки, которая избавит от необходимости сверления бампера. Обусловлено это тем, что все коммуникации монтируются на неё. Плюс ко всему в комплект должна входить инструкция по установке, бачок (может не входить), насос, трубки, реле. Когда все необходимое подготовлено, можно приступать к монтажу.

  1. Независимо от выбранного набора, работу начинают с исследования бачка омывателя лобового стекла на предмет врезки дополнительной трубки. Если по каким-то причинам это невозможно, то ищем место под установку дополнительного бачка, который идёт в комплекте с устройством. Важно знать, что бачок желательно располагать вдали от элементов, которые подвержены нагреванию.
  2. Следующим моментом является поиск места под установку форсунок. Идеальным вариантом считается монтаж напротив центра фары. Для его вычисления достаточно присмотреться к рассеивателю: оптический центр имеет обозначение в виде круга.
  3. Определившись с местом под распылитель, на бампере сверлим отверстие. Начинать нужно с малого диаметра, постепенно увеличивая его до соответствующего размера. Процедуру выполняют аккуратно и с внешней стороны, чтобы избежать поднятия краски.
  4. Производим крепление форсунок. Для наилучшего сочетания с кузовом заранее подбирают оптимальный вариант.
  5. Приступаем к установке бачка и насоса. Процесс монтажа может несколько отличаться, что зависит от конкретного комплекта.
  6. Проводим коммуникации. Необходимо выбирать кратчайшее расстояние.
  7. Осталось подключиться к электрике: насос соединяем с общей электросхемой, а управление выводим на отдельную кнопку. Можно подключить и к омывателю стёкол. На каком варианте остановиться, каждый выбирает сам. Если рассмотреть установку отдельной кнопки, то возникнут дополнительные хлопоты по подбору места, подключению. При монтаже на штатный омыватель, увеличивается расход жидкости.

Видео: как поставить омыватель фар на Audi A6

Как правильно включить и проверить конструкцию

Оптимальным местом монтажа модуля управления считается блок зажигания и колонка сигнализации, но могут быть и другие варианты. В этом случае провод белого цвета соединяют с плюсовым контактом габаритного фонаря. Затем красный провод соединяют с источником напряжения через предохранитель. Красный и чёрный провода, которые идут из одного пучка с белым, подключают к «+» и «-» омывателя. Оставшийся синий провод соединяют с плюсовым контактом подсветки прикуривателя либо с контактом, отвечающим за отключение габаритов. После того как конструкция собрана, нужно её протестировать. Для этого наливаем в бачок омывающую жидкость либо чистую воду и оцениваем, работают ли форсунки и как происходит распыление.

Эксплуатация и ремонт

Эксплуатация рассматриваемого устройства будет зависеть как от самого оборудования, так и от варианта монтажа. Если омыватель совмещён с кнопкой стеклоочистителей, то жидкость будет расходоваться быстрее и для её подачи под высоким давлением потребуются часто наполнять бачок. Чтобы уменьшить расход, устройство подключают на отдельную кнопку, которую располагают в удобном месте. Работа системы от отдельной кнопки оправдывает себя, особенно в зимнее время, что позволяет избегать выхода из строя устройства. Правильная эксплуатация омывателя фар предполагает периодическое пользование системой. Это не только предотвратит загрязнение распылителей, но и увеличит срок службы прибора.

Зимой форсунки омывателя забиваются грязью и замерзают, что препятствует нормальной работеустройства. Поэтому необходима периодическая чистка элемента

Стоит сказать пару слов об эксплуатации в зимний период. Некоторые автовладельцы, чтобы избежать поломок омывателя, на зиму вынимают предохранители по цепи питания. Поскольку при отрицательных температурах форсунки загрязняются и замерзают, то это приводит к сложностям их использования, если не выполнять чистку. Например, выдвигающиеся омыватели попросту примерзают к бамперу, что приводит к поломке насоса.

Почему не работает омыватель — распространённые причины

Чтобы предотвратить выход омывателя из строя, требуется регулярное пользование системой. В тех случаях, когда нет необходимости в использовании устройства, требуется время от времени его задействовать, хотя бы раз в неделю, что исключит нарушение работоспособности. Если было обнаружено, что система хоть и работает, но на своё место не возвращается после очистки фар, не стоит прибегать к кардинальным мерам и тут же производить замену. Можно попытаться устранить неисправность своими руками. Причиной, по которой омыватель не возвращается на место, как правило, является грязь внутри механизма. Бывают случаи, что работоспособность можно восстановить, применив проникающую жидкость по типу WD-40, которой смазывают полозья и помогают им стать на место. Но не всегда такой вариант помогает. В этом случае можно прибегнуть к другому способу починки устройства.

Процедура проста и эффективна. Для этого нужно выехать на трассу и разогнать авто до 100 км/ч, включив несколько раз омыватель. Часто такой приём помогает «реанимировать» прибор благодаря силе от встречного потока воздуха. Он считается более предпочтительным, чем попытки установить форсунки на место руками, ведь лишняя сила прилагаться не будет. Ну а в целом, чтобы устройство работало бесперебойно, необходимо его постоянное использование. При эксплуатации системы из стыка корпуса может появляться течь. Чтобы устранить неисправность, потребуется снять бампер, для чего отсоединяют шланги устройства, затем слить жидкость из бачка, отсоединить омыватель от бампера. При помощи кусачек следует раздвинуть две части насоса — переднюю и заднюю, что позволит разъединить половинки корпуса.

Конструкция омывателя проста: двигателем в поршень нагнетается давление, он выдвигается и открывает клапан распылителя, в результате чего жидкость подаётся на фару. В исходное положение поршень возвращается пружиной. Со временем нарушается герметичность между цилиндром и корпусом из-за смещения резинового уплотнителя, что связано с постоянными вибрациями. Ситуацию можно исправить, установив кольцо на место и зафиксировав его, например герметиком. После проведения процедуры корпус собирается и стягивается при помощи хомута.

Как сделать включение отдельной кнопкой

По обозначенным причинам многие водители проявляют интерес к включению омывателя фар отдельной кнопкой. Выбор самой детали вопросов вызывать не должен.

Для включения омывателя фар можно выбрать практически любой вариант кнопки, которых на сегодняшний день предлагается большое разнообразие

Рассмотрим монтаж кнопки на примере Hyundai Santa Fe. Понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • лопатки для снятия панели;
  • провода;
  • трубка для провода;
  • изолента;
  • нож, отвёртка, кусачки.

Активацию омывателя фар можно вывести на отдельную кнопку, выбрав под себя оптимальное место ее расположения

Работу производим в следующей последовательности:

  1. Начинаем со снятия боковой и нижней панели. Крепятся они четырьмя винтами и клипсами. После снятия откроется доступ к колодке.
  2. Снимаем обшивку рулевого колеса. Крепление выполнено тремя винтами. Аналогично при помощи лопатки снимаем деталь с клипс. На этой обшивке и будет устанавливаться кнопка. Место на самом деле может быть выбрано любое, лишь бы было удобно управлять системой.
  3. Делаем отверстие по размеру кнопки и крепим её.
  4. Соединяем провода на кнопке и протягиваем их колодке.
  5. Выполняем соединение проводов с колодкой: ищем жёлтый провод, который отвечает за омыватель фар и располагается посередине колодки (второй сверху). В разрыв этого провода и нужно подключить кнопку. После соединения необходимо тщательно выполнить изоляцию.
  6. Производим проверку и собираем все в обратной последовательности.

Чтобы установить омыватель фар на автомобиль, необязательно обращаться в автосервис и платить деньги. Достаточно приобрести необходимые детали, ознакомиться со схемой подключения, определить место установки бачка и кнопки и произвести монтаж. Сам процесс не отличается сложностью и под силу даже начинающему водителю.

Установка универсального омывателя фар своими руками

Стандартный универсальный набор

Обычно стандартный комплект для омывателя автомобильных фар состоит из таких компонентов как:

Смотрите такжеКак правильно почистить линзы в фарах автомобиля без разбора

  • шланги;
  • насос;
  • тройник с клапаном;
  • блок питания;
  • коннекторы;
  • провода;
  • предохранитель;
  • регулировочный ключ;
  • хомуты;
  • саморезы;
  • реле;
  • кнопка управления;
  • уплотнители;
  • схема установки и подключения питания.

Можно подключиться к системе бачка стеклоомывателя. Но тогда в нем придется выполнить отверстие. Либо же возьмите отдельно новый бачок, установив его в подкапотное пространство.

Выбор комплекта

И так, с завода фароомывателя на вашей машине нет. Ничего страшного, это довольно распространенное явление, с которым многие борются своими руками. То есть выполняется самостоятельная установка соответствующего устройства. Кстати, омыватели являются важной составляющей при монтаже на авто ксенона и биксенона.

Некоторые опрометчиво пытаются упростить схему, используя в качестве фароомывателя насос от стеклоомывателя, предназначенного конкретно для лобового стекла. На практике это сомнительное решение, поскольку в действительности эффективность окажется слишком низкой. Жидкость будет подаваться под незначительным давлением. А потому справиться с засохшими или примерзшими отложениями оборудование не сможет. Единственным выходом будет включение омывателя лобового стекла на более длительное время. Но в итоге вам все равно придется тратить дополнительные деньги на постоянную доливку омывающей жидкости.

Если вы хотите, чтобы фары чистились быстро и качественно, потребуется организовать систему с использованием насоса высокого давления.

Повезло тем, у кого на машине с завода предусматривается установка подобного устройства, но конкретно в вашей комплектации ее нет. Это дает возможность купить оригинальный комплект. Подключаться он будет предельно просто, поскольку конструктивно места под монтаж уже предусмотрены. Единственной проблемой будет высокая стоимость, из-за которой купить заводские комплекты решаются не все.

Потому чаще выбор падает на универсальные комплекты.Они делятся на 2 категории:

  • Телескопические. Перед тем как включить или отключить устройства, специальные распылители, входящие в комплект фароомывателя, начинают выдвигаться, а затем задвигаться обратно из отверстий, которые выполнены в бампере. В итоге омывающая жидкость подается под давлением через форсунки, и начинается процесс очистки поверхностей. По завершению уборки они возвращаются в исходное положение, скрываясь в бампере;
  • Струйные. Здесь все несколько проще. Распылители или форсунки просто устанавливаются на бампере. Расположение и расстояние выбирается так, чтобы напор жидкости попадал непосредственно на фары, сохраняя при этом достаточно большой напор. Они статичные, никуда не прячутся и не складываются. То есть распылители всегда остаются на виду.

На чем же остановить свой выбор? Об этом поговорим дальше.

Струйные против телескопических

Если судить сугубо по внешним характеристикам, то тут объективный перевес на стороне телескопических устройств. Они выглядят оригинальнее и дороже.

  • Подборка насосов для лодки на Алиэкспресс

Но в плане эксплуатации струйные лучше. А точнее проще. Зимой крышка, которой закрывается телескопическая форсунка, может покрываться слоем льда. От этого она самоблокируется и не выдвигается. Плюс механизм может заедать при активной эксплуатации из-за низких температур. Если крышка заблокируется, насос все равно будет подавать жидкость под высоким давлением. Превышение давления, обусловленного тем, что напор есть, но жидкость не выходит, шланг может сорвать, вся омывайка вытечет. Плюс выдвижные варианты сложнее устанавливать, поскольку под них требуется индивидуальный кронштейн.

А вот по вопросу подключения к источнику питания между ними нет никакой разницы. Так что тут выбирать можно любой понравившийся вам вариант.

В продаже предлагается довольно внушительное количество универсальных омывателей для фар, которые отличаются внешним видом, конструктивными особенностями и нюансами монтажа. Среди производителей наибольшую популярность завоевали Скиф, Sho-Me и Hella.

Посетив Drive2 и ряд других тематических ресурсов, я заметил, что чаще всего универсальные фароомыватели ставят на подобные машины:

  • Ниссан Кашкай;
  • Тойота Авенсис;
  • Тойота Королла;
  • Митсубиси Паджеро;
  • Фольксваген Джетта;
  • Мазда 3;
  • Мазда 6;
  • УАЗ Патриот;
  • Шевроле Лачетти;
  • Шевроле Круз;
  • Митсубиси Лансер;
  • Шкода Октавия;
  • Митсубиси Галант и пр.

Подходящие для себя омыватели можете поискать в ближайших автомагазинах, либо просто зайти на Алиэкспресс. Хотя откровенно дешевые китайские комплекты покупать не советуют. Иначе в скором времени потребуется замена, либо будете думать уже о том, как снять эти девайсы.

Самостоятельная установка омывателей фар

Если ваш автомобиль не оснащен омывателями фар, то их можно приобрести и установить своими руками. В зависимости от модели авто и типа омывателей действия по монтажу устройств могут существенно различаться.

Чтобы уберечь владельцев автомобилей от возможных ошибок, эксперты портала MotorPage.Ru решили рассказать про основные этапы установки омывателей струйного типа.

Выбор и покупка

Из всего многообразия предлагаемых производителями конструкций следует выбрать то, что с наибольшей вероятностью подойдет именно для конкретной марки автомобиля:

  • Оригинальный комплект деталей для установки. Если штатные омыватели есть в серии авто, к которой принадлежит данное транспортное средство, то это существенно упрощает задачу. Поскольку такие устройства можно монтировать достаточно оперативно и без каких-либо технических проблем. Единственный недостаток фирменного комплекта ‒ высокая цена.
  • Универсальный струйный омыватель фар с выдвижными (телескопическими) или стационарными форсунками. В торговой сети представлены наборы для монтажа таких систем ‒ в основном, немецких, российских и китайских производителей. В прилагаемой инструкции могут быть перечислены марки и модели, с которыми данная конструкция проверена на совместимость.

В случаях, когда для интересующего авто и в рамках серии оригинальные омыватели не выпускаются, либо автовладельца не устраивает цена на устройства, оптимальным решением станет выбор универсального комплекта. Перед покупкой полезно узнать у продавца или в интернете, насколько предлагаемый набор деталей подходит для конкретной модели транспортного средства.

Инструменты и материалы

После внимательного изучения инструкции по установке, которая идет к омывателям, нужно подготовить все необходимые для работы инструменты:

  • Электродрель, шуруповерт, комплект сверл.
  • Круглый и плоский напильники, несколько надфилей.
  • Набор отверток, торцовые ключи, плоскогубцы.
  • Строительный нож, линейка, карандаш или маркер.
  • Складной измерительный метр или рулетка.
  • Малярный скотч.

Отвертки, ключи и пассатижи будут нужны, чтобы снять, а затем снова установить на место бампер. Дрель понадобится для того, чтобы просверлить отверстия под форсунки. Остальные инструменты пригодятся для разметки и чистовой обработки мест расположения распрыскивателей.

Порядок монтажа

Перед тем, как приступить к установке и подключению омывателей фар, следует уточнить два важных момента, которые могут существенно повлиять на порядок работы:

  1. Место установки форсунок. Несущие кронштейны телескопических распрыскивателей после тщательной разметки крепятся к швеллеру усилителя бампера или к кузову автомобиля. То есть непосредственно с бампером не контактируют. Установка стационарных форсунок менее сложна. Они просто вставляются в специально высверленные отверстия в бампере и надежно фиксируются по месту саморезами.
  2. Емкость для жидкости. Производители универсальных омывателей предполагают, что собранная система будет работать от бачка омывателя лобового стекла. Учитывая, что запаса жидкости для нормальной работы двух устройств может не хватать, рекомендуется купить и установить в подкапотном пространстве собственную емкость системы.

Работы по монтажу универсального струйного омывателя фар выполняются в следующей последовательности:

  • Разметка мест сверления отверстий для форсунок. На поверхность бампера следует наклеить малярный скотч, после чего, исходя из конструкции оптики, отметить места монтажа стационарных распылителей. В случае с телескопическими форсунками нужно зафиксировать координаты отверстий, через которые они будут выдвигаться в рабочее положение.
  • Демонтаж бампера. Выполняется в соответствии с технической документацией транспортного средства.
  • Установка дополнительного бачка, либо присоединение насоса к емкости омывателя.
  • Монтаж тройников и прокладка шлангов системы подачи жидкости к форсункам.
  • Для стационарных распылителей ‒ сверление в бампере соответствующих отверстий, установка и фиксация форсунок саморезами, подключение подающих шлангов.
  • Для телескопических распылителей ‒ тщательная разметка мест крепления кронштейнов форсунок к кузову или усилителю бампера по зафиксированным координатам. Сверление всех необходимых отверстий и сборка системы.
  • Обратный монтаж бампера.
  • Соединение цепи (включающей блок питания, кнопку управления, насос, защитное реле и предохранитель) с системой электрооборудования автомобиля. Важно придерживаться схемы и порядка подключения, рекомендованного производителем омывателя.

Пробное включение. Следует убедиться, что потоки жидкости из форсунок направлены на область ламп. Если это не так, то нужно отрегулировать положение распылителей специальным ключом.

Для омывателей телескопического типа производится проверка выдвижных форсунок в верхнем и нижнем положениях, после чего к ним крепятся декоративные крышки.

Тонкости сборки и установки омывателя фар своими руками

Здравствуйте, дорогие друзья! Как вы знаете, омыватель фар устанавливается с завода далеко не на все модели выпускаемых авто. Некоторые считают это лишним узлом, другие же обязательно хотят получить нечто подобное на своей машине. Установка своими руками вполне реальна. И сегодня вы в этом убедитесь, просто почитав этот материал.

Думаю, все понимают, как работает фароомыватель. Специальная форсунка подает воду, которую подкачивает насос, а специальный моторчик дополнительно еще может способствовать движению щеток, если модель омывателя предусматривает их наличие. Также есть бачок, в котором находится жидкость для омывания стекла, этот бачок закрывает крышка, чтобы по мере необходимости водитель мог долить воду.

За омыватель отвечает специальный предохранитель, который находится в монтажном блоке, если мы говорим про штатный омыватель фар. При самостоятельной установке омывателя со стороны правой и левой фары автовладелец сам решает, к какому предохранителю подключить, если есть свободные разъемы, либо же подсоединить к плавкому элементу, отвечающему параллельно за другие электрозависимые устройства в машине.

Lada Granta 2349 2011 — 2020

Омыватель фар Lada Granta высокого качества гарантируют надежность, управляемость, мобильность и безопасность вашего автомобиля на дорогах. В наличии на складах всегда оригинальные и брендовые запчасти по адекватным ценам.
Однако, говоря о ремонте еще более важными для безопасности вождения является регулярное техническое обслуживание и своевременный ремонт, при соблюдении регламента ТО, автомобиль:

  • хорошо работает,
  • не теряет своих показателей при больших пробегах,
  • более надежен и более безопасен в управлении

Мы облегчаем содержание вашего автомобиля в хорошем состоянии и обеспечиваем выгодными предложениями на весь ассортимент деталей. Все, что вам нужно для обслуживания и ремонта, можно найти прямо здесь, на наших цифровых складах. Вместо того, чтобы бесконечно искать, розничный магазин автозапчастей по близости, в котором не факт, что есть нужные запчасти, просто возьмите трубку телефона, и мы доставим нужные автомобильные запчасти до двери.

Основной упор при подборе запчастей делается, исходя из опыта компании.

Выгодно и безопасно покупать у нас по ряду основных причин:

  • Autocompas.ru является одним из ведущих интернет-магазинов автозапчастей, с ежедневным трафиком на сайте более чем 30000 человек,
  • Сертифицированные и надежные поставщики предоставляют весь спектр автозапчастей в рамках доступа к своим складам,
  • В системе более 500 поставщиков и производителей, которые регулируют цены с оглядкой на конкурентов и стремятся сделать свой товар более выгодным для покупки.

Зачем искать Омыватель фар Lada Granta еще где-то, теряя время? У нас компетентный персонал, службы организации оплаты, доставки и поддержки.

Договор купли продажи прицепа: , как заполнить

Поскольку схема подключения идет в комплекте и она не является универсальной для всех омывателей и машин, то тут никаких конкретных советов давать не буду.

На практике ничего сложного в установке фароомывателей нет. Нужно изначально взять хороший комплект, продумать место монтажа, и выполнить установку, не спеша и не пытаясь нарушить рекомендации производителя. Особенно в отношении электросхемы и подачи питания. Помните про важность хорошей изоляции. Удачи вам!

Спасибо, что читаете нас! Подписывайтесь, оставляйте комментарии и задавайте вопросы, если они у вас есть!

Установка

  1. Снять передний бампер.
  2. Отметить маркером места для сверления отверстий для установки жиклеров.
  3. Сделать отверстия сверлом «на 4», гравёром и потом «каменной» фрезой растачиваем отверстия.
  4. Вставляем форсунки (без постаментов).
  5. Постаменты из комплекта (на которые должны были устанавливаться форсунки) были использованы с внутренней стороны бампера для фиксации форсунок.

  1. Соединяем форсунки трубками.
  2. Фиксируем трубки хомутами.
  3. Устанавливаем бампер в обратном порядке.

Установка моторчика в штатный бачок омывателя

  1. Снять жабо .
  2. Снять бачок омывателя.
  3. Сделать сбоку бачка отверстие диаметром 9 мм.
  4. Установить в отверстие уплотнительное кольцо.
  5. Вставить уголок, пройтись герметиком.
  1. На другой конец шланга установить насос высокого давления из комплекта, затянуть хомутами.
  2. Подсоединить шланг от насоса к трубкам в бампере.
  3. Для этого следует просверлить отверстие в перегородке около бачка омывателя (чёрная стрелка — насос высокого давления, красная — место сверления).

Как установить комплект

Теперь расскажу о том, как же подобные устройства устанавливаются. Если у вас уже есть приобретенный универсальный фароомыватель со всеми составляющими, перечисленными выше, тогда можно ознакомиться с инструкцией по монтажу.

Вообще в комплекте к каждому омывателю идет схема от производителя с подробной инструкцией и рекомендациями. Плюс каждая машина имеет свои особенности. Это не позволяет монтировать именно универсальный комплект на все авто по идентичной схеме. Некоторые отличия будут.

Но общий принцип основан на следующем:

  • Сначала снимается автомобильный бампер, зачищается и размещается в удобном месте для работы;
  • В бачке стеклоомывателя делается отверстие, либо покупается отдельный бачок. Ставится уплотнитель и подключается сам насос;

Подключение

  • Кнопки в центральной консоли работают в цепи «-», поэтому потребовалось добавить в схему малогабаритное реле.
  • «+» был взять от главного провода с аккумулятора.
  • Провода из моторного отсека в салон протягиваем через штатное отверстие над педалями.
  • Все провода были уложены в гофру.

Как работает омыватель фар на Lada Vesta:

Напомним, ранее мы рассказывали, как установить бюджетный омыватель фар (без насоса высокого давления).

ОМЫВАТЕЛЬ ФАР LADA GRANTA 2190 2190 СЕДАН

Для идентификации автомобиля и достоверного подбора омыватель фар Lada Granta 2190 2190 Седан, следует внимательно выбрать модификацию транспортного средства. Для этого используйте уточняющую информацию с данными содержащими: мощность, измеряется в лошадиных силах (пример 103 л.с.), объем двигателя (пример 1,6 литра), тип (пример бензиновый) и модель + код двигателя, как правило, данный параметр редко используется, но найти его можно только в ПТС, так же можно обратить внимание на ось привода (бывают задний, передний или полный), ну и обязательный параметр — дата выпуска, разделяет модель т/с на рестайлинг, дорестайлинг, первый и последний год производства.

Фаркоп на Хендай ix35: какой выбрать, как установить своими руками

  • шланги;
  • насос;
  • тройник с клапаном;
  • блок питания;
  • коннекторы;
  • провода;
  • предохранитель;
  • регулировочный ключ;
  • хомуты;
  • саморезы;
  • реле;
  • кнопка управления;
  • уплотнители;
  • схема установки и подключения питания.

Можно подключиться к системе бачка стеклоомывателя. Но тогда в нем придется выполнить отверстие. Либо же возьмите отдельно новый бачок, установив его в подкапотное пространство.

Выберете модификацию т/с для поиска омыватель фар

Двигатель: объем — 1.6 л., мощность — 82 л.с., тип — бензиновый, модель — VAZ-11183. Привод: передний. Год выпуска: 2011- наст. время

Двигатель: объем — 1.6 л., мощность — 87 л.с., тип — бензиновый, модель — VAZ-11186. Привод: передний. Год выпуска: 2011- наст. время

Двигатель: объем — 1.6 л., мощность — 98 л.с., тип — бензиновый, модель — VAZ-21126. Привод: передний. Год выпуска: 2011- наст. время

Двигатель: объем — 1.6 л., мощность — 106 л.с., тип — бензиновый, модель — VAZ-21127. Привод: передний. Год выпуска: 2013- наст. время

На следующем шаге для расширенного выбора, можно ввести Vin код автомобиля для перехода в иллюстрированные каталоги, где можно найти раскладку деталей до болтика и дубли отсутствующие в каталоге аналогов.

НАСОС ОМЫВАТЕЛЯ ФАР LADA GRANTA 2190 2190 СЕДАН

Для идентификации автомобиля и достоверного подбора насос омывателя фар Lada Granta 2190 2190 Седан, следует внимательно выбрать модификацию транспортного средства. Для этого используйте уточняющую информацию с данными содержащими: мощность, измеряется в лошадиных силах (пример 103 л.с.), объем двигателя (пример 1,6 литра), тип (пример бензиновый) и модель + код двигателя, как правило, данный параметр редко используется, но найти его можно только в ПТС, так же можно обратить внимание на ось привода (бывают задний, передний или полный), ну и обязательный параметр — дата выпуска, разделяет модель т/с на рестайлинг, дорестайлинг, первый и последний год производства.

Эти данные служат для уникализации устанавливаемых запчастей в определенный период выпуска, так как производители постоянно модернизируют автомобили с конвейера.

Инструкция по самостоятельной сборке

О том, что это такое, пожалуй, знает каждый водитель, а о том, из каких компонентов он состоит, как его установить собственноручно, а также как правильно эксплуатировать – наслышан не каждый. Правильная эксплуатация купленного и установленного прибора продлит ему жизнь, а вас убережет от необходимости вручную мыть светотехнику.


Устройство для светотехники машины

Инструменты и материалы

В состав устройства входят следующие компоненты:

  1. Роторный насос. Он устанавливается для подачи жидкости на форсунки. Таким образом он создает необходимое давление в пределах 0,2 Мпа. Насос работает ровно столько секунд, сколько предполагает качество жидкости в системе.
  2. Соединительные шланги. Благодаря этому устройству форсунка омывателя фар обогащается жидкостью, поступающей из бака. Соединительные шланги могут быть различными и отличаться друг от друга относительно материала и длины.
  3. Блок управления.
  4. Бак для жидкости. В некоторых машинах устройство может располагаться в баке стеклоочистителя, так как их конструкции несколько похожи.
  5. Набор форсунок и крепления к бамперу машины. Они могут быть двух видов: стационарными и телескопическими.


Телескопическая форсунка
В системе устройства также находится колодка предохранителей и электропроводка. Она предназначена для того, чтобы соединить насос с системой машины, а также контролировать его работу. Для некоторых автомобилей комплектация прибора может отличаться от стандартного набора. Это зависит от модели оптики автомобиля и отличительных черт бампера. В любом случае можно подобрать для себя подходящий вариант, не затрачивая особых усилий и средств.


Омыватель Скиф

Процессы

  1. В бачке необходимо просверлить небольшое отверстие диаметром 15 мм. Оно подготавливается для насоса.
  2. На подготовленное отверстие необходимо установить уплотняющую резинку. После этого можно установить насос.
  3. Если корпус устройства хуже, чем материал из которого установлен бак, тогда насос необходимо прикрепить при помощи качественной изоленты. Некоторые водители делают это в любом случае.
  4. Далее устанавливается бак, рядом с которым устанавливается клапан омывателя фар.
  5. После этого можно устанавливать форсунки. Они устанавливаются сбоку от цента фары, если только на переключателе ближнего света установлен ксенон. Крышка форсунки омывателя фар должна находиться четко на своем месте. Расчет можно произвести при помощи линейки, чтобы не ошибиться с точностью посадки.
  6. После того как крышка будет на месте, происходит подсоединение шлангов к электричеству.
  7. В силу вступает кнопка омывателя фар.


1. Обратный клапан омывателя


2. Заглушка омывателя фар
О том, как заменить устройство своими руками, можно увидеть в видео от автора Oleg Zuyeff.

Выберете модификацию т/с для поиска насос омывателя фар

Двигатель: объем — 1.6 л., мощность — 82 л.с., тип — бензиновый, модель — VAZ-11183. Привод: передний. Год выпуска: 2011- наст. время

Двигатель: объем — 1.6 л., мощность — 87 л.с., тип — бензиновый, модель — VAZ-11186. Привод: передний. Год выпуска: 2011- наст. время

Двигатель: объем — 1.6 л., мощность — 98 л.с., тип — бензиновый, модель — VAZ-21126. Привод: передний. Год выпуска: 2011- наст. время

Двигатель: объем — 1.6 л., мощность — 106 л.с., тип — бензиновый, модель — VAZ-21127. Привод: передний. Год выпуска: 2013- наст. время

На следующем шаге для расширенного выбора, можно ввести Vin код автомобиля для перехода в иллюстрированные каталоги, где можно найти раскладку деталей до болтика и дубли отсутствующие в каталоге аналогов.

Renault Symbol Симон 🙂 › Logbook › Омыватель фар своими руками.

Данная процедура затянулась на год с небольшим, то некогда, то лень, но вот наконец — то собравшись силами доделал 🙂
Сразу обговорю для чего: у многих владельцев символов омыватель на фары есть штатный, но многие от него отказываются, по тем или иным причинам, у меня же штатного нет и не было, но поставив ксенон понял, что омыватель необходим дабы не лишиться прав да и вообще чтобы пучок света падал куда надо, а не в лицо встречным авто.
Итак, было куплено :
— Бачок омывателя от ВАЗ 2108 — 09
— Форсунки омывателя веерные (от какого то ВАЗа)
— Трубки для омывателя силиконовые (от жигулей брать не надо, они на морозе лопаются)
— Тройники для трубок
— Провода 12V
— Моторчик омывателя от ВАЗ 2108 — 09
— Папа, Мама
— Кнопка (Положение нажимаешь это Вкл, отпускаешь это Выкл)
— Предохранитель со спец. колонкой для врезки в проводку.
— Изолента
— Обратный клапан для топливной системы Жигули.
— Немного прямых рук.

Первое, что нужно сделать — это снять бампер, что да как описывать не буду, там ничего сложного нет.

Далее кладем бампер на что-то мягкое, чтобы не закоцать и было удобно работать.

Теперь золотое правило 7 раз отмерь 1 раз отрежь, в нашем случае просверли 🙂 С обратной стороны бампера имеются пластиковые ребра жесткости, которые усложняют задачу, но «не пальцем деланы» ))) Итак, примеряем где будут отверстия под форсунки (очень кропотливая процедура, очень важно сделать симметрично, иначе…) далее отмеряем диаметр на форсунке омывателя и выбираем то чем будем сверлить, лично у меня был спец. инструмент для нарезания внутренней резьбы, но подойдет и обычный саморез, бампер пластиковый поэтому режется очень легко.

В проделанные отверстия вставляем форсунки омывателя.

Далее с обратной стороны надеваем на форсунки трубки

Протаскиваем трубки ближе к аккумулятору и ставим на место бампер.

На этом самая сложная и нервная часть работы завершена
Приступаем ко второй части.
Теперь необходимо выбрать место крепление бачка (так как у симбола под капотом «яблоку негде упасть» было выбрано место рядом с аккумулятором с крепление к корзине под аккумулятор)

На фото красным то, где будет болт крепления для бачка, желтым примерное расположение будущего бачка.

Изготавливаем крепление для бачка, чтобы не болтался и чтобы его в любой момент можно было легко снять. Все замеряем и вырезаем из чего угодно, лично у меня это был старый пластиковый ящик.

Теперь сверлим отверстие в «креплении» и ставляем болт(на фото выше отверстие под этот болт красным)

Теперь примеряем на бачок наше крепление. Примерно так должно все выглядеть 🙂

Теперь вставляем крепление в корзину под аккумулятор (на фото желтым примерное расположение бачка).

Ну и собственно сам бачок с уже вставленным в него моторчиком от ВАЗ. Ну вот примерно так и будет все это выглядеть 🙂

Теперь трубки. Берем тройник, (понадобится один, на фото их 2) и вставляем с каждой форсунки в тройник, нижний остается не тронутый в него будет вставлена трубка с бачка.

Теперь отрезаем небольшую трубку один конец одеваем на моторчик, а другую на обратный клапан. Сразу объясняю для чего нужен обратный клапан, в физике есть такое понятие сообщающиеся сосуды, для тех кому это ничего не дает объясняю : если сделать без обратного клапана, когда вы брызните на фары, то даже после отключения моторчика через форсунки будет сопливить вода пока не вытечет вся из бачка.

Теперь на свободный конец обратного кламана одеваем трубку, а ее свободный конец в тройник, и получается вот такая вот ерунда (желтая трубка идет с моторчика омывателя, синии трубки с форсунок, которые в бампере)

Теперь дело за малым, протаскиваем провода из под капота в салон (у меня оба провода фиолетовые, так лучше не делать, а то можно не понять где + а где — )

На моторчик одеваем папа и мама и к ним запитываем концы проводов, которые идут в салон.

Теперь в проводку врезаем колонку с предохранителем на 5А (НА + ПРОВОД)
Вот такая колонка для предохранителя

Ну и последний штрих. Выбираем место для кнопки, лично я резать ничего в торпедо не хотел, поэтому выбрал кнопку с подходящим диаметром и вставил ее в…незнаю как эта деталь называется 😀 Ну в общем там она легко достается и ничему не мешает не болтается, а уж куда врезать это дело фантазии 🙂
Плюсовой провод в котором врезана колонка с предохранителем идет на кнопку там есть 2 контакта, + провод режется по полам, одна половина идет на один контакт в кнопке, другой контакт идет на другой конец кнопки и далее туда от чего будем запитывать, минусовой же провод идет на прямую к минусу того от чего будем запитывать. Лично я запитался от прикуривателя, а уж от куда запитатться это дело выбора каждого 🙂

Вот так выглядет у меня.

Всем бобра и спасибо за внимание! 🙂

Как установить омыватель фар своими руками

При езде на собственном автомобиле очень важен комфорт и удобство. Мыть фары вручную не очень приятное занятие. К тому же есть возможность автоматизировать такое действие и установить омыватель фар собственными руками при минимальных затратах финансов и сил для установки оборудования.

Суть работы

Конструкция разбрызгивания жидкости монтируется на бампере впереди. Они бывают выдвигающимися и фиксированными.

Омывающий раствор поступает на форсунки из бачка, который используется омывателем лобового стекла. Не запрещено использовать отдельную ёмкость. Средство попадает на распылитель с помощью трубок и рассеивается на фары при высоком давлении.

Выдвигающиеся омыватели помещаются на свое место после мойки фар.

Выбор омывателя

Обратите внимание. Очень важно учитывать особенности конструкции стекла и бампера сверху при выборе омывателя.

Омыватели бывают разными в зависимости от вида механизма распыления:

  • при плоском бампере;
  • при сферичном бампере;
  • для внедорожников.

Купить можно фароомыватели для конкретной модели машины или универсальный набор, который в приоритете по практичности и экономичности.

Шаги установки фароомывателя собственноручно

Комплектующие элементы покупаются для определенной марки машины и должны вписываться в общий дизайн.

Важно. В комплекте должна быть накладка распылителя, чтоб избежать сверления бампера.

Инструкция монтажа омывателя фар:

  • Осмотр бачка, который используется для омывания лобового стекла, с целью вставки дополнительной трубки. Если такая возможность отсутствует, то следует найти место для установки бачка из комплекта.

Важно. Бачок монтируется на расстоянии от деталей, которые могут нагреваться.

  • Нужно найти место для установления форсунок. Оптимальным размещением является установка противоположно центру фары.

Обратите внимание. Для определения центра фары нужно приглядеться к рассеивателю, центр будет в форме круга.

  • На бампере просверливается отверстие маленького диаметра и затем расширяя до необходимого размера. Процесс требует внимательности и аккуратности, выполняется с внешней стороны, чтоб миновать поднятия краски.
  • Закрепить механизм распыления.
  • Устанавливается бачок и насос. Процедура установки отличается в зависимости от комплекта.
  • Протягиваются коммуникации с учетом кратчайшего расстояния.
  • Подключить к электрике, присоединить насос к общей электросхеме, управление сделать в виде отдельной кнопки. Как вариант, можно подсоединить к омывателю стекол.

Обратите внимание. При монтаже отдельной кнопки появляются вопросы по выбору места и подключения. При установке на штатный омыватель будет большой расход раствора.

Правила включения

Идеальным местом установки модуля управления служит зажигание, колонка сигнализации. Белый провод закрепить контактом плюс на габаритном фонаре, красный присоединить через предохранитель к источнику напряжения.

Провода красного, черного цвета присоединить к плюсу и минусу омывателя. Провод синего цвета подключить к плюсу подсветки прикуривателя либо к контакту, который отвечает за габаритное отключение.

Собранную конструкцию необходимо протестировать. Бачок наполнить омывающей жидкостью или обычной водой и проанализировать работу форсунок и распыления жидкости. Фароомыватель при желании можно установить на любую машину. Важно иметь под рукой детали, изучить схему подключения, выбрать место для бачка и кнопки, и установить. Процедура не сложная и с ней может справиться даже начинающий водитель.

Как сделать фаркоп своими руками: рассматриваем разные варианты

Какого бы типа не были автомобили, на каждый из них можно установить фаркоп, который нужен для того, чтобы прикреплять к нему прицеп или же тележку для перевозки лодки или катера.

В зависимости от того, какие грузы будем перевозить, необходимо учитывать вид фаркопа, его технические характеристики и ту нагрузку, которую он сможет выдержать.

Исходя из того, что сейчас очень трудно найти качественные и недорогие по стоимости вещи, обладая определенными навыками обращения со сварочным аппаратом можно изготовить любой фаркоп к любому автомобилю своими руками.

Существуют следующие виды фаркопа, которые разделяются тип шара фаркопа:

  1. Фаркоп с шаром типа «А». Этот вид очень удобен и крепится на двух болтах. Его очень быстро можно снять, грузоподъемность до 1500 кг веса прицепа и самой нагрузкой на шар до 150 кг;
  2. Фаркоп с шаром типа «Н». Не так уже распространенный тип, но тоже часто встречается в креплениях на отечественные автомобили и имеет ту же грузоподъемность, что и предыдущее крепление;
  3. Фаркопы типа «F» и «G» по своей конструкции они очень схожи. Шар типа«F» имеет два положения для крепления. Шар же типа «G» имеет уже шесть отверстий для крепления. Оба эти типа фаркопов могут регулироваться по высоте, применяются они в основном на внедорожниках, оба имеют грузоподъемность до 3500 кг;
  4. Следующий вид фаркопа имеет грузоподъемность 2500 кг и относится к типу «V». Он не регулируется по высоте, так как имеет всего два отверстия для крепления;
  5. Так же очень распространенным типом является быстросъемный фаркоп вертикального крепления, быстро снимается и после этого остается невидимым.
  6. Фаркоп типа «ВМА». Быстроснимающийся вид фаркопа, удобен для тех, кто часто выезжает за границу и людей, которые владеют дорогими иномарками;
  7. Ну и самым дорогим является вид фаркопа, который убирается под основание бампера, это для тех людей, которые не привыкли себе ни в чем отказывать.

Вот и разобрались с основным видами фаркопов, которые можно устанавливать на любые виды автомобилей, рассчитав грузоподъемность, которая будет необходима при перевозке тех или иных грузов.

Как сделать фаркоп своими руками

Как сделать фаркоп самому? Рассмотрим вариант с изготовлением фаркопа с помощью шара типа «А», напомним, что он крепится на двух болтах и его можно снять. Тип автомобиля, на который будет крепиться фаркоп, не имеет значения, так как они в своих особенностях и размерах индивидуальны.

В первую очередь подготовим инструменты, которые будут необходимы:

Так же понадобятся материалы, без которых сделать фаркоп не представится возможным:

  1. крюк с шаром и две проушины;
  2. лист металла 2 мм;
  3. уголок;
  4. труба или квадратный профиль;
  5. розетка электропитания прицепа;
  6. несколько метров пятижильного кабеля;
  7. паяльник.

В первую очередь необходимо снять бампер автомобиля, с этим ни у кого не возникнет проблем, после этого можно будет понять, к чему будем крепить фаркоп. В основном он крепится под усилитель бампера, для этого его тоже потребуется снять.

Когда сняли все необходимое, приступаем к замерам будущего крепления фаркопа, советуется делать это тщательно, измеряя все несколько раз. Начинаем с того, что по креплению усилителя бампера замеряем пластины под размер креплений и просверливаем в них отверстия под болты крепления усилителя.

Что делать, если стучит гидрокомпесатор: разбираемся в причинах здесь.

Как собрать омыватель фар своими руками: выбор материалов, сборка, установка. Все это – в нашем материале.

Когда данные заготовки готовы, приступаем к изготовлению крепежа, для этого берем тубу и квадратный профиль и с помощью уголков привариваем к пластинам, которые изготовили ранее. Лучше всего это сделать с помощью газовой сварки. Когда приварили пластины к трубе, используя при этом куски уголка, примеряем крепеж по отверстиям на болты усилителя бампера.

После подгонки крепежа приступаем к установке крюка с шаром. Для этого находим середину трубы или профиля и привариваем к ним проушины. Проушины нужно выбирать такого типа, чтобы не пришлось их подгонять по длине бампера, поэтому заранее перед их покупкой измерьте длину бампера и по этим размерам купите проушины. Проушины приварены и следующим этапом является подсоединение крюка, это элементарно, он крепится с помощью двух болтов.

Основная работа проделана, теперь остается дополнить фаркоп креплением для розетки для подключения электропитания прицепа. Для этого с левой или с правой стороны на одну из проушин привариваем кольцо, из пластины металла, в котором будет крепиться розетка.

После этого все углы и неровности сваривания шлифуем болгаркой и следим, чтобы не осталось ржавчины на крепеже. После этого необходимо два раза пройтись грунтовкой по всему фаркопу, давая высохнуть после каждого раза. Когда грунтовка полностью высохла, красим конструкцию краской, аэрозольной и опять даем высохнуть.

Затем можно крепить фаркоп к кузову автомобиля, для этого используем ключи, болты и гайки, не забываем подлаживать гравера во избежание откручивания гаек. Фаркоп прикручен, но не спешим устанавливать назад бампер, необходимо еще установить на фаркоп розетку электропитания прицепа. Используем для этого готовую розетку, которую крепим в заранее подготовленное отверстие и подключаем к ней провод. Если не дружим с электропроводкой, то лучше весь этот процесс доверить специалисту в этом деле. Если же с проводкой ранее имели дело, то большого труда этот этап не составит, ведь почти в каждом автомобиле имеются места, где есть подклемники, и можно от них запитать нашу розетку. Все провода аккуратно укладываем, чтобы они не болтались, и припаиваем их к розетке. Вот и все можно устанавливать на свое место бампер и начинать гордиться своей работой.

Как сделать фаркоп своими руками (видео)

Итог

Прочитав все вышеизложенное, следует понимать, что ничего сложного в изготовлении фаркопа своими руками нет, и поэтому не следует бояться, а просто нужно отнестись к этому делу ответственно, и тогда все получится. Вы не только сэкономите достаточное количество средств, но и приобретете неоценимый опыт.

Если же все-таки нет доверия к своим возможностям, тогда советуем прибегнуть к помощи профессионалов или же купить готовый фаркоп и самому его установить.

Как установить омыватели фар своими руками?

Весенней распутицей, когда на дорогах постоянно летит грязь, особенно актуальным становится вопрос о полезности омывателей фар. Тем, у кого их нет, приходится своими руками отмывать грязь со стёкол фар, что неминуемо приводит к появлению на них мелких царапин, а через несколько лет они и вовсе помутнеют. Владельцы машин с омывателями фар избавлены от этой проблемы, так как им достаточно лишь нажать на кнопку, чтобы смыть всю грязь. Но вот можно ли своими руками добавить в машину эту полезную опцию?

Универсальный комплект

Если вы задались целью установить омыватель фар на свою машину, будьте уверены, что вам не придётся изобретать велосипед и что-то «колхозить» из разного мусора. Различные компании предлагают автомобилистам готовые универсальные решения проблемы грязных фар. Например, бренд Sho-Me продаёт не только радар-детекторы, но и омыватели для фар, и стоит такой комплект всего 3,5 тысячи рублей. Поскольку эти комплекты универсальны, то их без особых трудностей можно установить на любой автомобиль своими руками.

Что входит в комплект?

Комплект довольно незатейливый: насос, шланги, форсунки, проводка, реле, крепёж и кнопка. Установка несложная, но при этом потребует некоторых навыков работы с автомобильной электрикой и небольшого количества инструментов. Производитель рекомендует начать установку с форсунок. Для этого нужно разметить места для будущих отверстий под форсунки. В этом отлично помогает молярный скотч, его наклеивают перед фарой и на нём уже наносят разметку. Форсунка должна располагаться точно по центру головной оптики, чтобы струя воды могла охватить максимальную площадь стекла.

Отверстие предлагается сделать при помощи фрезы или сверла. Острые края на пластике нужно обработать мелкой наждачной бумагой. В полученные отверстия вставляются форсунки, к которым подсоединяются трубки. Обе трубки нужно проложить в сторону бочка омывателя, где они через переходник подсоединяются к насосу. С установкой насоса есть несколько вариантов. Во-первых, его можно засунуть в существующий бачок. Во-вторых, можно установить дополнительный бачок, специально для фар.

Подключаем проводку

От насоса отходит два провода, которые необходимо подсоединить к силовой линии в реле. Затем плюсовой провод, желательно через предохранитель 10А, подключаем к плюсу аккумулятора. Минусовой же прикручиваем в любом удобном месте к кузову машины. Лучше всего завести это реле в салон, прямо в монтажный блок предохранителей. Затем к оставшимся контактам на реле подключаем нашу кнопку, её нужно будет установить в удобном для использования месте.

После завершения всех работ заливаем в бачок жидкость и проверяем, как работает наш омыватель фар. Скорее всего, направление струй придётся отрегулировать при помощи обычной швейной иголки или булавки.

Лучшие омыватели фар 2020: ТОП-3

Обзор и описания омывателей фар: топ-3 производителя, их особенности, достоинства и недостатки, тонкости использования. Видео про омыватели фар.

Содержание статьи:

  • Зачем нужен омыватель фар
  • Виды омывателей
  • Как выбрать комплект фароомывателей
  • Эксплуатация омывателей фар
  • Распространенные производители
  • Видео

Езда ночью отличается от движения днем. Любые осадки значительно осложнят видимость, загрязняя головные фары. Автомобилисту для безопасного движения важно, чтобы световой поток не ухудшался, а фары всегда оставались чистыми.

Зачем нужен омыватель фар

Днем он однозначно не нужен, а вот для любителей езды по малоосвещенным трассам, ночью, в любую погоду требуется девайс, способный содержать фары в чистоте, поддерживая яркость светового потока и не позволяющий лучам освещения ослеплять встречных водителей.

Оптимальным выходом становится приобретение омывателя фар, который стопроцентно не гарантирует идеальную чистоту, но комфорт вождения однозначно увеличит.

Согласно требованиям закона, в странах ЕС и России омыватель фар безусловно рекомендован для ксеноновых фар, позволяя легко удалять соляной белый налет. Это связано с тем, что автолампы очень мощные. Свет должен освещать необходимый участок впереди машины, поэтому конструктивно в фаре есть рассеиватели и отражатели.

Загрязненная поверхность преломляет световой поток так, что он начинает мешать водителям встречного движения. К сожалению, дороги России покрывает липкая пленка, которая плохо поддается очистке. Такие автогиганты как Volvo и Volkswagen по умолчанию устанавливают омыватели, которые худо-бедно, но с задачей справляются, позволяя машине лучше подсвечивать дорогу.

Опытным путем установлено, что фароомыватели повышают безопасность езды при непогоде. Загрязнение на четверть фары снижает в два раза видимость!

Виды омывателей

В продаже есть два вида омывателей для фар, использующих для очищения низкое либо высокое давление.

Струйные

Такие омыватели устанавливаются на современных автомашинах, либо их можно смонтировать дополнительно, приобретя подходящий комплект. В основе их работы лежит кинетическая энергия, получаемая за счет работы струи, смывающей под высоким давлением загрязнения с рассеивателя.

Омыватель может быть оборудован телескопическими форсунками. Омыватели не портят внешний вид автомобиля, т.к. заглушки всегда окрашиваются в цвет кузова. Установка самостоятельно затруднена, но большинство новых машин оборудована очистителем по умолчанию. Из минусов стоит отметить частое примерзание форсунок к бамперу во время сильных морозов.

Также встречаются струйные омыватели с фиксированными универсальными форсунками, практичными и надежными. Минусом этой конструкции является большой расход жидкости при работе механизма.

Щеточные

Устаревший вариант омывателей, которым оснащали машины «старых» выпусков. Чаще всего они ставились на Volvo, Saab и ВАЗ 2105. Качество работы этих приспособлений оставляло желать лучшего, поэтому широкого распространения они не получили.

Очищалась фара благодаря движению сверху вниз специальной щетки, подобной тем, что устанавливаются на лобовых стеклах. В случае загрязнения на фару подается незначительное количество воды, включается электродвигатель, приводя в движение щетку.

Такой тип омывателя подходит для фар, имеющих стеклянный рассеиватель. По пластиковой поверхности щетка оставляет царапины, поэтому для современных автомобилей такая система непригодна.

Омыватель комплектуется небольшим бачком, воды в котором хватает на 15 циклов очистки. Основным преимуществом омывателей этого вида считалась высокая степень очищения. Безусловным минусом стала невозможность самостоятельной установка, если таковая не предусматривалась заводом-изготовителем.

Как выбрать комплект фароомывателей

Важно определить, какой тип бампера у автомобиля, на который будут устанавливаться омыватели фар. Конструктивно разные фароомыватели имеют различие в форсунках. Они рассчитываются под плоский, сферический или внедорожный бамперы. Сфотографировав анфас и профиль машины, можно смело отправляться в автомагазин.

Важно помнить, что в комплекте омывателя фар бачок не предусмотрен – его надо приобретать дополнительно.

Эксплуатация омывателей фар

Есть ряд правил, соблюдение которых гарантирует долгую жизнь механизму:

    Жидкость, заливаемая в бачок, должна быть дистиллированная. В крайнем случае, можно использовать кипяченую воду. Летом следует добавлять к воде любое чистящее средство (шампунь, «Фейри»). Зимой необходимо заливать незамерзайку.

Объем бачка небольшой, поэтому надо следить за уровнем жидкости.

  • Сухая погода – не повод прекращать пользоваться омывателем, его работоспособность нужно проверять постоянно.
  • Выбор омывателей фар невелик. На рынке наиболее распространены три компании, предлагающие свою продукцию.

    Распространенные производители

    HELLA

    Это устройство производится немецкой компанией, являющейся признанным лидером в области автосвета. Брак среди омывателей Hella фактически не встречается (процент отказа составляет, по статистике, не более 2%). Они подходят для большинства легковых автомобилей, причем предлагаются модели как стационарные, так и с выдвижными форсунками.

    Безусловные преимущества:

    • одинаковое очищение фар ближнего и дальнего света;
    • возможность монтажа на любой автомобиль;
    • срок службы рассчитан на 10000 циклов или 1 год работы;
    • небольшой расход очищающей жидкости;
    • работоспособность при большом диапазоне температур;
    • немецкие качество, разработка и сборка.

    Фароомыватели Hella являются сертифицированными, при установке ксенона именно они зафиксированы в ГОСТе. Веерное распыление жидкости орошает всю поверхность фары.

    Омыватели бывают двух типов:

      Стационарные. Форсунки неподвижны, открыты и ничем не защищены от воздействия внешних факторов. Монтировать их можно на любые типы авто.

  • Выдвижные. После нажатия на кнопку они выезжают, пускают струю воды и вновь убираются на место. Форсунки хорошо защищены и не портят вида машины. Установка на непредусмотренные заводом-изготовителем автомобилей бамперы затруднена или невозможна.
  • В комплект поставки этого омывателя входят стандартный бачок, форсунки, компрессор и длинный насос, переходники. После трех срабатываний необходимо выждать несколько минут, прежде чем компрессор «наберет» воздух для повторения процедуры очистки.

    Фароомыватели «СКИФ» выпускаются единственным в России производителем систем очистки фар InterEuropa и имеют большое число модификаций, позволяя оснащать ими автомобили разных моделей.

    Струйный омыватель фар достаточно надежный и эффективный, работает в паре с насосом импортного производства, дающим поток высокого давления. По качеству он немного уступает Hella, гарантийный срок эксплуатации также составляет год.

    Система омывателя позволяет сбивать грязь за счет мощной струи, выпускаемой насосом под высоким давлением, работать при значительном диапазоне температур (+60…-40 градусов Цельсия), перекрывая возможности Hella.

    Фароомыватель соответствует российским и мировым требованиям безопасности, отдельно учитывая климатические колебания на территории нашей страны.

    Новый технический регламент безопасности ТС обязывает водителей, чьи автомобили оснащены ксеноновым светом, иметь на машине омыватели фар с регулируемым углом наклона. Система «СКИФ» полностью соответствует требованиям и работает даже в тяжелых погодных условиях северо-запада России с устойчивыми минусовыми температурами.

    Существует четыре модификации омывателей «СКИФ»:

      12П. Устанавливается на автомобили, имеющие плоский бампер, на среднем расстоянии между бампером и центром фары. Врезка осуществляется на одном уровне с поверхностью бампера. Модель простая, надежная, работоспособная.

    12В. Модель создана для внедорожников, форсунки высокие, способные «добить» струей воды до фар.

    12-Н. Рассчитана на машины с изогнутым плоским или сферическим бамперами. Специальная резинка нивелирует кривизну бампера. Также подходит для внедорожников.

  • 12-С. Подходит для авто, имеющих сферический бампер либо расположенный под тупым углом относительно фары.
  • Система «СКИФ» может устанавливаться не только на ксеноновый свет, но и на галогеновый, который при загрязненности оптики просто перестает вообще что-либо освещать.

    Применение одновременно с омывателем механических способов очистки повышает эффективность работы, но такая комбинация пригодна лишь для стеклянных фар.

    Полимерные материалы не выдерживают жесткой чистки, покрываясь царапинами и нуждаясь в полировке или замене. Струйному очистителю вполне по силам справиться с проблемой, сбивая мощным напором воды грязь.

    Sho-Me

    Южнокорейский производитель автооборудования и аксессуаров вполне прижился на отечественном рынке. Фароомыватель является оригинальной разработкой, реализуемой на российском рынке более пяти лет.

    Разработчики ориентировались на эксплуатацию автомобиля в различных температурных и климатических условиях. Обладают высокой степенью защиты от промерзания, перегрева, попадания грязи. Механическая прочность изделия довольно высокая.

    Продукция имеет ряд неоспоримых достоинств:

    • Особенностью конструкции стал мощный насос, позволяющий жидкости подаваться на форсунки под высоким давлением. Сильная струя сбивает грязь с фар, очищая их.
    • Через шланг насос соединяется со штатным автомобильным бачком, поэтому нет необходимости устанавливать отдельную емкость под жидкость для омывателя фар.
    • Простота монтажа.
    • Надежное реле.
    • Универсальность, позволяющая подобрать тип форсунок под бампер любой формы – плоского, закругленного, внедорожного.
    • Официально сертифицирован для установки при использовании ксенона.
    • Не портит внешний вид автомобиля, так как форсунки малогабаритны и не заметны, а очиститель ставится внутрь подкапотного пространство с выводом в салон кнопки управления.

    Существует три типа очистителей фар от Sho-Me:

    1. ОФС-1Д. Создан специально для внедорожников.
    2. ОФС-1П. Подходит для автомобилей с плоскими бамперами.
    3. ОФС-1С. Монтируется на машины со сферическим (закругленным) бампером.

    При эксплуатации может проявиться некоторая недоработанность конструкции сферы форсунки, струя немного размывается, снижая интенсивность водного потока. В ряде случаев сильный напор воды может вырвать «глаз»-сферу, что свидетельствует об использовании некачественных материалов.

    Несмотря на заявленные производителем обширные температурные диапазоны работы, при минус десяти градусах могут происходить деформации «тела» форсунок и клапана. Также мороз может привести к повреждению шланга, подводящего воду.

    Минусом является и отсутствие блока управления, контролирующего работу механизма, приводящее к увеличению расхода омывайки.

    Заключение

    В любом случае, наличие ксенонового света вынуждает автомобилистов приобретать омыватель фар. Хорошая работа световой группы позволяет чувствовать себя на дороге уверенно ночью и в сумерках при любых погодных капризах!

    Видео про омыватели фар:

    Как установить омыватель фар на авто: инструкция

    Сегодня не на каждом автомобиле имеются, штатные автомобильные омыватели. Особенно в слякотную погоду, фары покрываются очень плотным слоем дорожной грязи. Чтобы их содержать в чистоте с тряпкой особо не набегаешься.

    Рынок предлагает большой ассортимент, таких технических устройств, которые можно установить самому или с помощью профессионалов. Большинство омывателей китайского производства, которые быстро выходят из строя по разным причинам.

    Европейские производители представляют качественный и довольно дорогой товар. Однако имеется вариант использования бюджетной новинки южнокорейского производства – омыватель

    Простое и надежное устройство

    В состав комплекта омывателя фар входит: электронное устройство с кнопкой управления, которая располагается в автосалоне, а так же миниатюрный подкапотный гидрокомпрессор, несколько больше спичечного коробка и 2-е сферические форсунки, подающие воду на стекло блок-фары.

    Основной принцип работы заключается в том, что через установленный обратный клапан-тройник, образовывается высокое давление, гидронасос подает жидкость из штатного бачка стеклоомывателя автомобильного лобового стекла и направляет ее в спаренный распылитель.

    Особенность данной форсунки состоит в том, что в непогоду распыляет жидкость не струей, как это делают китайские экземпляры, а по всей поверхности передних фонарей. Компрессор обеспечивает довольно мощную струю, которой достаточно воспользоваться три раза для удаления прилипших насекомых к поверхности стекла передних фонарей.

    Для устранения засохшей грязи достаточно двух раз нажать на кнопку. По данным производителя ресурс работы устройства составляет 10 тысяч срабатываний. Достигается такое количества срабатываний благодаря качественным комплектующим материалам.

    Для того чтобы установить омыватель фар на свой автомобиль своими руками нужно всего лишь немного «дружить с электрикой». Вам потребуется около часа свободного времени, чтобы установить всю систему. Внешний вид любимого автомобиля остается прежним.

    На переднем бампере появится два небольших крепления для распылителей. Особенность форсунок состоит в том, что они превосходно подходят под любой вид автомобильных бамперов (заводской или нестандартный). Специально подбирать модель омывателя для конкретного авто не следует.

    Цена устройства

    Предложенную новинку под названием омыватель фар купить можно в всего лишь за 2000 рублей, что намного дешевле европейских производителей. Качество корейского производителя изделия Sho-Me C1 остается довольно высоким.

    Устанавливаем омыватель для фар своими руками видео

    Как установить универсальный омыватель фар?

    • Виды омывателей
    • Из чего состоит омыватель?
    • Установка омывателя своими руками
    • Заключение

    Чистота головных фонарей автомобиля напрямую влияет на качество освещения дороги во время езды в темноте. Очевидно, что грязь на их поверхности препятствует свободному похождению луча, это негативно сказывается на полноценности обзора. Поэтому для езды в непогоду хорошим средством против загрязнения оптики является омыватель фар универсальный, который позволяет быстро и качественно смыть с поверхности все помехи.

    Виды омывателей

    Сегодня существует две разновидности подобных устройств:

    • Омыватель фар с форсункой.
    • Омыватель фар со щётками.

    В первом варианте смыв грязи с поверхности оптики происходит за счёт сильной струи воды, которая под напором выталкивается из форсунки, расположенной перед фарой. Такой омыватель фар универсальный – он подходит для любой модели автомобиля.

    Совладать с загрязнением фар, также повысить безопасность эксплуатации авто может особый омыватель

    Второй вариант для очистки фонарей использует щётки, которые приводятся в движение небольшим моторчиком. Сегодня он является раритетом, поскольку такой способ очистки подходит только для стеклянной оптики, которая встречается всё реже. Поэтому в современных автомобилях в основном используется омыватель фар универсальный со струйным методом очистки.

    Из чего состоит омыватель?

    В комплект омывателей фар входят следующие элементы:

    • Механизм управления;
    • Водяной бачок;
    • Шланги и форсунки;
    • Насос.

    В бачок заливают воду или незамерзающую жидкость, если температура ниже нуля – объём ёмкости может быть от 2 до 4 литров. Для того чтобы обеспечивать давление в системе, используется насос – его действие регулируется электронным механизмом управления. Из бачка жидкость по шлангам подаётся к форсунке, при помощи которой распыляется на поверхность фары под давлением. Задача форсунки – рационально и эффективно расходовать жидкость.

    Сущность его работы заключается в чистке потоком специальной воды, выкидываемой под давлением

    Различают два вида форсунок:

    • стационарные;
    • телескопические.

    Первый вариант предусматривает форсунку, которая неподвижно закреплена на бампере. Устанавливая её, будьте готовы к тому, что экстерьер вашей машины незначительно изменится.

    Второй вариант – это форсунка, которая спрятана под крышкой и в нерабочем режиме незаметна. В случае необходимости подаётся команда, крышка открывается и форсунка становится в рабочее положение. После окончания сеанса очистки она снова прячется в специальное гнездо.

    На первый взгляд омыватель с телескопической форсункой удобнее – такая конструкция не вносит никаких изменений в экстерьер вашего авто. Однако практика показывает, что на сильном морозе крышка может примерзать, что создаёт некоторые неудобства.

    Установка омывателя своими руками

    Если вы решили установить омыватель для фар на автомобиль своими руками, следуйте приведённым ниже рекомендациям. Эта работа не составит для вас большого труда, если вы имеете начальные навыки работы с инструментами и немного разбираетесь в обработке материалов.

    Действуйте по следующему алгоритму:

    • Форсунки могут крепиться на специальные накладки, которые устанавливаются на бампер, или на сам бампер – тогда в нём придётся сверлить отверстия;
    • Вы можете использовать для работы системы бак для омывателя стёкол. Если его объём позволяет это сделать. В противном случае найдите под капотом место для бака омывателя фар – он должен располагаться там, где нет нагревающихся деталей;
    • Форсунку располагайте напротив оптического центра фонаря – для этого высверлите отверстие соответствующего диаметра;
    • Шланги к бачку тяните самым коротким путём, избегая соприкосновения с теми деталями, которые нагреваются во время езды;
    • Кнопку включения разместите в пределах досягаемости и электрическую цепь системы управления подключите к бортовой цепи автомобиля. Некоторые совмещают в одной кнопке управление омывателем фар и лобового стекла – убедитесь, что этот вариант вам подходит, расход жидкости может быть слишком большим и её может не хватать.

    Заключение

    Омыватель фар – это простое и эффективное средство для очистки оптики и обеспечения полноценного освещения дороги при езде в ночное время. Его установка не повлечёт за собой серьёзных финансовых расходов, однако убережёт вас от неприятностей, которые могут случиться из-за некачественного освещения дороги.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Почему не рекомендуется заливать полный бак бензина
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector