0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что является двигателем экономического развития является

Влияние культуры на экономику

В молодых государствах среди местных элит бытовало мнение, что стоит им скопировать модель развитых стран – их государственные институты, статьи конституции, законодательство и другое, внедрить и провести в своих странах сверху соответствующие реформы, как тут же начнется бурное развитие передового общества и эффективной экономики, обеспечивающей всеобщее благосостояние. Следует отметить, что такое мнение активно насаждалось и извне.

При этом зачастую упускалось из виду, что копируемая модель не возникла одномоментно по директивам, спущенным сверху, следуя рекомендациям ученых – составителей программ, но сформировалась в процессе длительной эволюции, где обычаи и воззрения «низов» населения играли существенную роль. Отсюда несбывшиеся ожидания и растерянность новых элит.

Более того, выясняется, что даже в такой развитой стране, как Италия, где на протяжении последних 150 лет действовали одни и те же государственные институты, законодательство и прочие атрибуты развитого общества, выявляется отчетливое различие в плане эффективности, в том числе экономической, между ее северными и южными областями.

Для успешного осуществления Повестки-2030 необходимо обеспечить более высокую степень экологической устойчивости и инклюзивности мировой экономики. Ключевую роль в проведении соответствующих преобразований должно играть образование.

Образование и обучение на протяжении всей жизни необходимы для того, чтобы сделать производство и потребление устойчивыми, развивать навыки, требуемые для создания «зеленой» промышленности и переориентации высшего образования и научных исследований на использование экологичных инноваций. Им надлежит также сыграть свою роль в реформировании ключевых секторов экономики, таких как сельское хозяйство, от которых зависят как богатые, так и бедные страны и домохозяйства.

Экономика должна стать не только устойчивой, но и более инклюзивной и справедливой. Добиться этих целей поможет качественное образование. Ключевое значение в обеспечении инклюзивного экономического роста, направленного на повышение благосостояния человека, имеет наличие квалифицированных трудовых ресурсов. Повышая шансы найти достойную работу с адекватной заработной платой, образование способствует сокращению масштабов нищеты и уменьшению неравенства в оплате труда в связи с дискриминацией по гендерному признаку, социально-экономическому статусу и другим основаниям.

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРИВЕДЕТ К РОСТУ СПРОСА НА КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ

Устойчивое развитие и «зеленый» экономический рост подразумевают создание «зеленых» промышленных производств и экологизацию существующих предприятий. В «зеленых» отраслях промышленности сегодня уже занято значительное число работников, при этом в странах с низким уровнем дохода ожидается значительный рост этого показателя. Так, по прогнозам, в период 2015-2040 годов доля возобновляемых источников энергии может составить почти половину общего роста производства электроэнергии. Наиболее высокие темпы роста ожидаются в Китае, Индии, странах Латинской Америки и Африки к югу от Сахары.

Создание «зеленых» промышленных производств зависит от наличия квалифицированных специалистов, обладающих высшим образованием и подготовкой в конкретных областях. Экологизация существующих промышленных предприятий требует организации непрерывного процесса обучения и подготовки, зачастую без отрыва от производства, для работников с низким и средним уровнем квалификации. В связи с этим перед лицами, ответственными за разработку политики, и специалистами в области образования стоит задача определить, какие именно профессиональные навыки необходимо развивать в условиях стремительных изменений в экономике.

Обеспечение устойчивого развития и «зеленого» экономического роста требуют существенного увеличения объемов инвестиций в научные исследования и разработки. Для того, чтобы системы высшего образования могли готовить достаточное число специалистов, обладающих знаниями и навыками в самых разных сферах, необходимы разработка разнообразных и адаптированных к конкретным задачам образовательных программ и реализация совместных междисциплинарных программ научных исследований. По оценкам Международного энергетического агентства, для обеспечения быстрого перехода к низкоуглеродной экономике правительствам необходимо увеличить объемы инвестиций в научные исследования и разработки в области энергетики примерно в пять раз.

ОБРАЗОВАНИЕ МОЖЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ РЕФОРМИРОВАНИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СЕКТОРА

В ближайшие 15 лет сельскохозяйственному сектору во всем мире придется решать беспрецедентные по сложности задачи. Ухудшение состояния окружающей среды напрямую затронуло эту отрасль экономики. При этом на долю сельского хозяйства приходится треть выбросов парниковых газов. Несмотря на это, рост численности населения требует масштабного и при этом экологически безопасного расширения объемов производства продовольствия и его более справедливого распределения.

Образование играет важнейшую роль в обеспечении устойчивого производства продуктов питания. В начальной и средней школе будущие фермеры получают базовые навыки и весьма важные знания, касающиеся обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства. Политика в области профессиональной подготовки и развития навыков является инструментом, способствующим расширению использования фермерами новых технологий. Повышение грамотности и распространение знаний в области сельского хозяйства могут способствовать росту сельскохозяйственного производства. Научные исследования в сельскохозяйственной сфере вкупе со средним и высшим профессиональным образованием способствуют внедрению инноваций, повышающих устойчивость этого сектора экономики. В то же время многие страны и доноры сегодня прекратили финансирование или существенно снизили объемы инвестиций в такие исследования. Так, доля стран Африки к югу от Сахары в глобальных расходах на цели проводимых государствами исследований в области сельского хозяйства, сократилась с 10% в 1960 г. до 6% в 2009 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ СПОСОБСТВУЮТ ДОЛГОСРОЧНОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ

Расширение охвата начальным и средним образованием способствует долгосрочному экономическому росту. Изначальная разница в уровне образования объясняет почти двукратное различие в темпах роста между странами Восточной Азии и странами Африки к югу от Сахары в период с 1965 по 2010 гг. Качественное образование и квалифицированные кадры способствуют росту производительности труда и технологическим изменениям. Восточноазиатское «экономическое чудо» и латиноамериканские «потерянные десятилетия» во многом объясняются различиями в качестве систем образования. Инвестиции в качественное среднее и высшее образование являются непременным условием процветания любой страны. Это особенно актуально для стран Африки к югу от Сахары, где валовый показатель охвата высшим образованием в 2014 г. составлял всего 8%.

Для того чтобы образование сохранило за собой роль двигателя экономического роста, оно должно адаптироваться к быстро меняющемуся рынку труда. Внедрение новых технологий привело не только к росту спроса на высококвалифицированных специалистов, но и к снижению востребованности работников со средним уровнем квалификации, в частности, секретарей и менеджеров по продажам, а также операторов различных видов оборудования, чьи функции могут быть легко заменены машинами. В будущем это может коснуться миллионов работников: в 2015 г. более двух третей рабочих мест составляли должности, требующие среднего уровня квалификации.

Факты говорят о том, что большинство систем образования не в состоянии удовлетворить рыночный спрос. К 2020 г. дефицит специалистов с высшим образованием и необходимой квалификацией во всем мире составит 40 млн. человек, а нехватка работников с более низким уровнем образования составит порядка 95 млн. человек.

Ожидается, что развиваемые в рамках общего полного образования компетенции и навыки, такие как критическое мышление, способность решать задачи, навыки работы в команде и опыт осуществления проектов, наряду с устойчивыми навыками грамотности, коммуникации и представления информации, будут и впредь востребованы на рынке труда. В связи с этим исключительную важность для получения работы в будущем будет иметь приобретение ряда передаваемых базовых профессиональных навыков. Задача сегодняшний системы образования состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные способы развития этих навыков у учащихся.

ОБРАЗОВАНИЕ МОЖЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Образование играет ключевую роль в обеспечении устойчивого характера экономического роста и создании условий, при которых ни один член общества не будет забыт. Образование является двигателем экономического роста, способствует росту доходов беднейших слоев населения и, при условии справедливого распределения создаваемого богатства, сокращению неравенства. Достижение десятью недавно вступившими в Европейский Союз (ЕС) государствами-членами к 2020 г. намеченных целей снижения показателя раннего прекращения обучения и повышение охвата высшим образованием позволит им сократить на 3,7 млн. человек число тех, кто рискует оказаться за чертой бедности.

Читать еще:  D4d двигатель на что ставился

Вместе с тем расширение программ профессиональной подготовки и развития навыков не всегда равным образом приводит к уменьшению социального неравенства. Для преодоления тенденции увеличения разрыва в доходах внутри стран их правительствам необходимо наряду с принятием мер по обеспечению справедливого доступа к образованию сосредоточиться на проведении социальной политики, основанной на принципах перераспределения богатств.

ОБРАЗОВАНИЕ СПОСОБСТВУЕТ УЛУЧШЕНИЮ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Среди более образованных людей, особенно в богатых странах, наблюдается более низкий уровень безработицы. В 2013 г. в странах ОЭСР уровень занятости среди взрослого населения в возрасте от 25 до 64 лет с образованием, не превышающим уровня неполной средней школы, составлял всего 55%, в то время как уровень занятости среди лиц с законченным средним или средним специальным образованием составлял 73%, а среди лиц, имеющих высшее образование – 83%. В бедных странах эта связь прослеживается не так четко среди молодежи, что говорит об ограниченном спросе на квалифицированные кадры, а также о том, что системы образования не дают учащимся необходимых навыков.

Сокращение диспропорций в сфере образования может способствовать расширению возможностей получения достойной работы социально незащищенными группами населения. Проведенный в рамках подготовки ВДМО за 2016 г. анализ указывает на то, что наличие у работников из богатых и бедных слоев населения одинакового образования позволило бы снизить показатель малоимущих работников на 39%.

Образование тесно связано с уровнем дохода: в 139 странах мира норма рентабельности каждого дополнительного года обучения составляет 9,7%. Наиболее высокие нормы рентабельности наблюдаются в бедных странах, где существует дефицит квалифицированных кадров. При этом, для того чтобы обеспечить заинтересованность учащихся в получении более высокого образования, необходимо, чтобы инвестиции в образование подкреплялись соответствующей экономической политикой, способствующей повышению спроса на квалифицированную рабочую силу.

Цифровизация должна стать одним из ключевых двигателей социально-экономического развития регионов

«Способность региона использовать весь потенциал цифровой экономики — это важнейшее конкурентное преимущество в борьбе за инвесторов, а регионы, конечно же, конкурируют за инвесторов, создавая соответствующую среду. Это вопрос, как быстро ты можешь зарегистрировать предприятие, оформить земельный участок, получить разрешение на строительство, получить данные о всех коммуникациях, исторических памятниках и всех остальных условиях. Это вопрос конкуренции за людей. Ничего более важного, чем человеческий капитал, не существует», — Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя Администрации Президента.

«Цифровизация стала одним из главных треков экономического развития страны. Однако это понятие не ограничивается только экономическими категориями, потому что доступ к цифровым технологиям меняет все: и улучшает качество жизни людей, и делает более эффективными промышленные предприятия и сельское хозяйство, упрощает для малого и среднего бизнеса доступ к клиентам, упрощает доступ к информации, в т.ч. к медиа, и позволяет полностью менять модель взаимоотношений между гражданином и государством и даже развивать новые формы демократии, такие как электронное голосование», — Максим Филимонов, заместитель генерального директора, главный редактор информационного агентства России «ТАСС».

Отсутствие законодательной базы цифровой экономики

«Самая главная проблема, которую мы видим, как законодатели, — это отсутствие четко сформулированной законодательной базы. У нас уже подготовлен пакет законопроектов, которые будут вноситься: это закон об электронной цифровой подписи, это цифровые профили и электронная трудовая книжка», — Андрей Турчак, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Бюрократизация процесса внедрения цифровых технологий

«Для того, чтобы сделать информационную систему, надо принять нормативный акт — на это год уйдет — провести изменения в бюджет, выбить деньги, законтрактоваться и получить работу по результатам контракта. То, что вы задумали, будет реализовано через 2-3 года. Цифровизация так не работает, она работает в постоянном режиме внедрения изменений. Пока мы не изменим эту систему, наши регионы не смогут внедрять цифровизацию», — Савва Шипов, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

«Пора понять, что без политической воли каждого руководителя вообще ничего “не летает”», — Андрей Воробьев, губернатор Московской области.

Неравномерность территориального развития

«Мы сделали гигантский скачок: у нас 82% населения уже сегодня в зоне действия высокоскоростного интернета, но при этом более 50% территории вообще этой сети [волоконно-оптической линии связи, — Ред.] не имеют. Мы понимаем, что ВОЛС тянуть на труднодоступные поселки, на арктическую территорию, где села отстоят друг от друга даже не на сотни, а порой на тысячи километров, нет никакого смысла. В ближайшие десятилетия это наверняка будет покрываться за счет спутника. И здесь, конечно, самое главное наше ограничение — это высокая стоимость спутникового интернета. Это проблема не только Якутии, это проблема всех арктических регионов», — Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия).

Организация обучения управленцев цифровым технологиям

«Самая главная история — это изменение отношения у руководителей, это программы обучения, в первую очередь, для топ-руководителей в регионах. Топ-команды в регионах, которые должны понимать, что это дает, какие возможности это открывает», — Сергей Кириенко, первый заместитель Руководителя Администрации Президента.

«Очень важно учить людей. Мы сейчас вместе с коллегами из Министерства цифрового развития и Академии народного хозяйства делаем программу лидеров цифровой трансформации. Это очень серьезный эффект. Люди начинают по-другому думать. Надо этим заниматься», — Савва Шипов, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Создание рейтинга цифрового развития регионов и обмен лучшими практиками

«Мы вместе с экспертами, Минцифрой и Минэком пришли к пониманию того, что необходимо еще говорить о создании рейтинга [цифровизации — Ред.] регионов. Для чего этот рейтинг? Не для того, чтобы выявлять лучших и показывать худших. Этот рейтинг как раз для того, чтобы пропагандировать лучшие практики, которыми богаты наши регионы», — Андрей Турчак, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

«Очень полезно говорить о составлении рейтинга [цифровизации — Ред.]. Мы во Всемирном банке поддерживаем этот подход, потому что такого рода анализ помогает регионам сопоставлять свои показатели друг с другом. В итоге [это] формирует более благоприятный климат для внедрения цифровой экономики», — Андраш Хорваи, директор, постоянный представитель в Российской Федерации, Европе и Центральной Азии Группы Всемирного банка.

«Мы предлагаем создать ИТ-систему с применением искусственного интеллекта, которая будет собирать большие данные по очень широкому кругу источников, и в рамках этой большой работы можно будет анализировать все связи, создавать предиктивную аналитику и делать анализ в разрезе абсолютно разных аспектов цифровизации. Непосредственно качество рейтинга очень существенно улучшится», — Анна Никитченко, генеральный директор фонда «Цифровое развитие».

«Нужны площадки для обмена успешными практиками, библиотеки решений, иначе рейтинг [цифровизации — Ред.] будет статичным с малозначащими изменениями через 5 лет. Государство выделяет немало денег для развития проектов, и опыт успешных практик, реализованных в регионе, может быть упакован и экспортирован в другие регионы», — Антон Немкин, Президент фонда «Цифровая долина Сочи».

Координация процесса цифровизации в регионах на федеральном уровне

Читать еще:  Двигатель f9q на каких авто

«Министерство экономики, Министерство цифрового развития должны стать в определенном смысле архитекторами и в хорошем смысле диктаторами — теми, кто будет говорить: “Мы идем вот этой дорогой, не нужно придумывать 10 тысяч разных решений. Если вы богатые регионы, придумывайте 10 тысяч разных решений, это ваше право, ваши расходы. Но если вы, например, дотационные регионы, то вот решение, и мы идем по этому решению и делаем вот это, это и это”. Гораздо больше требуется прямых указаний относительно того, какие технологии, решения должны быть внедрены», — Антон Алиханов, губернатор Калининградской области.

«Нам нужна централизованная государственная политика, которая позволила бы в самых дальних уголках обеспечить качественный доступ в Интернет, и чтобы была электронная медицинская карта, и чтобы дети могли получить современный электронный контент», — Михаил Осеевский, президент, председатель правления ПАО «Ростелеком».

«Мы должны выровнять ситуацию [в регионах — Ред.], прежде всего с цифровыми услугами, потому что гражданин вне зависимости от того, где он живет, имеет право получать все цифровые сервисы. Поэтому мы дадим регионам уже в начале следующего года типовое облачное решение с преднастроенными типовыми услугами, которые позволят с минимальными затратами регионам, у которых реально нет такой возможности, кастомизировать, настраивать свои услуги, предоставлять их качественно как на нашем едином портале, так и на региональных ресурсах», — Максим Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Создание инфраструктуры для цифровизации

«Первое — необходимо найти решение, чтобы были дешевые офисные площади, чтобы была инфраструктура, чтобы были дата-центры, чтобы молодые люди могли прийти и начать свой бизнес очень легко. Также Минэкономики вышло с инициативой создать виртуальное “Сколково”. Это идея, которая откроет огромный потенциал для роста и развития информационных компаний, цифрового бизнеса в регионах», — Андрей Кузяев, президент, председатель правления, член совета директоров АО «ЭР-Телеком Холдинг».

«Нужна базовая инфраструктура. Я уверен, что сотовая связь является той инфраструктурой, которая позволяет сделать цифровизацию хорошо. Если есть базовая инфраструктура на самых современных технологиях с хорошим покрытием — есть фундамент для того, чтобы все происходило дальше», — Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

  • Поделиться:

Читайте также

Россия — Китай

Ключевые выводы. Проблемы. Решения.

В Вене состоится II российско-австрийский экономический диалог

25 апреля в Вене пройдет второй российско-австрийский экономический диалог «Австрия как мост между Европой и Евразией». Организаторами выступили Фонд Росконгресс и Ассоциация «Познаем Евразию».

Саммит энергетических компаний

Тема Саммита энергетических компаний, прошедшего 16 июня на ПМЭФ 2016, обозначена как «Мировой рынок нефти на развилке: инвестиции в неопределенность или управление рисками?»

ПМЭФ – линия доверия между Москвой и Дохой

В Москве состоялась встреча советника Президента Российской Федерации Антона Кобякова и Чрезвычайного и Полномочного Посла Государства Катар в Российской Федерации Фахада бен Мухаммеда Аль-Аттыйя.

Учредитель сетевого издания forumspb – Фонд «Росконгресс» (ранее – Фонд «Петербургский международный экономический форум»).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-62977 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 04.09.2015 г.

Главный редактор: Реут Андрей Леонидович
Тел.: +7 (495) 640 4440
Email: info@forumspb.com

Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с письменного разрешения Фонда Росконгресс или соответствующего правообладателя. Запрещается автоматизированное извлечение размещенной информации любыми сервисами без официального разрешения Фонда Росконгресс.

С правилами использования материалов сайта можно ознакомиться здесь.

С политикой конфиденциальности можно ознакомиться здесь.

Развитие экономики

Развитие экономики представляет собой стабильное количественное и качественное изменение экономических показателей:

  • уровня образования;
  • производственных сил;
  • уровня жизни населения, в том числе, культурной;
  • уровня медицины;
  • общественных связей.

Один из показателей конкурентоспособности экономики отдельной страны, экономической свободы — ВВП, приходящийся на душу населения. К главным двигателям экономического развития и роста можно отнести также человеческие ресурсы и создаваемые человеком инновации.

В России начинает действовать гибкая экспортная пошлина на подсолнечное масло

В России начинает действовать гибкая экспортная пошлина на подсолнечное масло. С 1 по 30 сентября включительно она составит $169,9 за тонну. Ставка рассчитана, исходя из индикативной цены $1242,8 за тонну — это среднее арифметическое рыночных цен за месяц минус $50. Мониторинг цен осуществляет Минсельхоз . Пошлина составляет 70% разницы между индикативной и базовой ценой, которая установлена на уровне $1 тыс./т. На октябрь пошлина составит $227,2/т при индикативной цене $1324,7/т.

Начался второй этап обязательной маркировки молочной продукции

С 1 сентября начался второй этап обязательной маркировки молочной продукции, в список добавились продукты со сроком хранения более 40 суток. По информации оператора маркировки, Центра развития перспективных технологий, регистрацию и учет продукции в системе «Честный знак» прошли 92% производителей такой продукции. Также полностью готовы 64 типографии, их мощности обеспечивают потребности отрасли. Маркировка молочной продукции стала обязательной с 1 июня 2021 года для сыров и мороженого, третий этап должен начаться с 1 декабря для товаров со сроком годности 40 дней и менее.

Урожай зерна отстает от уровня прошлого года

По данным Минсельхоза на 3 сентября, зерновые и зернобобовые обмолочены с 34,1 млн га, собрано 92,2 млн т зерна при средней урожайности 27 ц/га. В том числе пшеница убрана с 22,5 млн га, намолочено 66,9 млн т при урожайности 29,7 ц/га. Год назад в это время сбор зерна составлял 104,2 млн т, в том числе пшеницы — 75,4 млн га. Средняя урожайность была на уровне 30,7 ц/га и 33,3 ц/га соответственно.

«Если говорить о глобальном потенциале Дальнего Востока, совершенно очевидно, что основная перспектива и основное направление развитие сельскохозяйственной отрасли — это, безусловно, экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона»

Заместитель министра сельского хозяйства Сергей Левин

Основным, если не единственным, способом увеличения производства продукции АПК на Дальнем Востоке в несколько раз и повышения ее добавленной стоимости является развитие экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В странах АТР сосредоточена значительная часть населения планеты, там продолжается урбанизация, стабильно растет экономика и благосостояние людей, что в итоге приводит к повышению спроса на сельхозпродукцию и продовольствие. В прошлом году закупки на внешних рынках сельхозсырья и продовольствия странами АТР составили $693 млрд — почти 45% от общемирового импорта. При этом объем поставок продукции АПК из России в страны региона в прошлом году составил лишь $7 млрд.

«Окское» построит в Подмосковье птицефабрику за 1 млрд рублей

Один из крупнейших в стране производителей куриного яйца, предприятие «Окское», планирует строительство крупной птицефабрики на территории городского округа Луховицы. Общие инвестиции в проект превысят 1 млрд руб. Предварительно предполагается, что объем производства составит более 456,3 млн яиц в год. Строительство планируется начать во второй половине следующего года и завершить в течение 1,5 лет.

«Ресурс» хочет арендовать Тимашевскую птицефабрику

Токаревская птицефабрика (Тамбовская область), принадлежащая ГАП «Ресурс» , подала в ФАС ходатайство о получении в пользование имущества «Тимашевской птицефабрики» (Самарская область). Тимашевская птицефабрика открылась в 2011 году и является крупнейшей в Самарской области. Предприятие рассчитано на производство 140 тыс. т мяса птицы и мясной продукции в год. Сейчас мощности загружены лишь частично — выпускается 35 тыс. т в год. В июне 2021 года на птицефабрике была введена процедура банкротства.

Выращивание гигантов

Шесть министерств Китая объединились для обнародования плана, согласно которому к 2025 году в стране будет создано 10 тыс. «малых гигантов». Буквально Little Big — предприятий, специализирующихся на нишевых отраслях, а также 1 тыс. предприятий, выступающих и в конечном итоге лидирующих в определённом секторе производства.

По данным издания, это решение является частью общего изменения стратегической политики Китая на ближайшие 5 лет, когда страна обещает сосредоточиться на достижении прорывов в ключевых промышленных секторах и цепочках поставок.

Хотя крупные отечественные производственные сети должны оставаться основой промышленного сектора Китая, страна также намерена уделять больше внимания развитию местных «малых гигантов». Китай считает, что такие компании помогут стране догнать в передовых отраслях американских, японских и немецких производителей, где разрыв между азиатскими промышленниками начинает увеличиваться по мере того, как Запад инвестирует в развитие собственных цепочек поставок.

Новый план также направлен на поощрение независимых инвестиций в инновации, модернизацию производства и цепочек поставок, а также на совершенствование законодательства в области финансирования бизнеса и развития талантов.

«Мы извлекли уроки из атаки США на рост технологического сектора Китая. В предыдущей пятилетке мы сосредоточились на расширении рынка и производственных мощностей, но обострение технологической войны между Китаем и США выявило риски отсутствия достаточного количества «тайных чемпионов» в важнейших отраслях», — цитирует Global Times вице-президента Пекинской ассоциации экономических операций Тянь Юня.

Доклад об экономике России

  • Язык страницы:
  • English
  • Русский

26 мая 2021: 45-й выпуск Доклада об экономике России

В выпущенном Всемирным банком Докладе об экономике России анализируются последние тенденции экономического развития, представлен экономический прогноз на среднесрочную перспективу и проводится глубокий анализ специальной темы.

Тенденции экономического развития

Пандемия COVID-19 поставила под угрозу с трудом завоеванные достижения в области сокращения бедности во всем мире: как ожидается, к концу 2021 года в результате пандемии более 100 млн человек окажутся в состоянии крайней бедности. Пандемия оказала длительное и глубокое воздействие на рост производительности и потенциальный объем производства, поскольку снижение предпринимательской уверенности ведет к дальнейшему ослаблению инвестиционной активности и замедлению формирования человеческого капитала, что обусловлено ухудшением состояния здоровья населения, продолжительным закрытием школ и затянувшейся безработицей.

В первом квартале 2021 года отмечался рост цен практически на все сырьевые товары, что отражало сохранение тенденции к заметному росту цен, начавшемуся в середине 2020 года. Больше всего подорожали энергоресурсы, что имеет особое значение для российского экспорта топливо-энергетических товаров.

Экономика двух крупнейших торговых партнеров России – стран еврозоны и Китая – демонстрирует разнонаправленные тенденции. Экономическая активность в еврозоне по-прежнему чувствительна к повторным всплескам заболеваемости COVID-19, а в Китае, втором по величине торговом партнере России, продолжается процесс циклического восстановления экономики.

ВВП России сократился в 2020 году на 3,0%; при этом мировая экономика сократилась на 3,8%, экономика развитых стран – на 5,4%, а экономика стран EMDE, которые являются экспортерами сырьевых товаров – на 4,8%. Есть несколько факторов, которые помогли России добиться относительно более высоких результатов: в последние годы Россия провела большую работу по обеспечению макрофискальной стабильности, что привело к улучшение положения в налогово-бюджетной сфере. Широкомасштабная расчистка банковского сектора наряду с совершенствованием банковского регулирования и надзора привела к увеличению буферных резервов капитала и ликвидности.

В 2020 году показатели российского бюджета ухудшились, но в первом квартале 2021 года ситуация стала лучше.

Банковский сектор России до сих пор демонстрировал устойчивость к потрясениям, однако среднесрочные последствия еще не видны. Медленное восстановление экономики и государственные программы льготного кредитования способствовали росту кредитования.

Занятость в России по-прежнему ниже допандемического уровня, однако в конце 2020 года на рынке труда стали появляться некоторые признаки улучшения ситуации.

В 2019-2020 годах средний размер реальной заработной платы в России вырос на 1,7%, но за этой цифрой скрываются существенные различия между видами экономической деятельности: в секторах, где произошло наибольшее сокращение занятости, также отмечалось наибольшее снижение реальной заработной платы. Реальная заработная плата выросла в сельском хозяйстве, секторе связи и здравоохранении, но при этом сократилась в таких секторах, как индустрия гостеприимства, строительство, сфера культуры, спорта и досуга, а также торговля.

Рост реальной заработной платы не может компенсировать падение располагаемых доходов на душу населения, уровень которых в течение трех последних кварталов 2020 года был ниже, чем за аналогичные периоды прошлого года, на 7,9%, 5,3% и 1,7%, соответственно.

При том, что кризис, вызванный COVID-19 продолжает по-разному сказываться на экономических показателях регионов, в 2020 году в большинстве регионов отмечался отрицательный рост промышленного производства и розничной торговли. Ухудшилась ситуация с задолженностью регионов: в результате кризиса 57 регионов исполнили свой бюджет с дефицитом (по сравнению с 34 регионами в 2019 году).

Экономический прогноз

Согласно прогнозу, темпы роста глобального ВВП достигнут 4% в 2021 году и снизятся до 3,8% в 2022 году. Однако пандемия COVID-19 продолжает подавлять экономическую активность во всем мире, значительно повышая неопределенность прогнозов в отношении ВВП.

Согласно базовому сценарию, рост ВВП России в 2021, 2022 и 2023 годах составит 3,2%, 3,2% и 2,3% соответственно. Базовый сценарий предполагает постепенное снижение числа новых случаев заболеваний COVID-19. Как ожидается, оживлению экономики России, опирающемуся на рост потребления домохозяйств и государственные инвестиции, будут способствовать восстановление мировой экономики, повышение цен на нефть и мягкие денежно-кредитные условия на внутреннем рынке в 2021 году.

Долгосрочные экономические перспективы России будут зависеть от ускорения потенциального роста за счет стимулирования диверсификации экономики, создания единых «правил игры» для частного сектора, повышения качества управления государственными предприятиями (ГП) и более тесной интеграции в глобальные цепочки создания добавленной стоимости. «Зеленый» переход может создать серьезные трудности для российской экономики, если правительство не предпримет упреждающих шагов в направлении декарбонизации.

Специальная тема: снижение бедности в два раза за счет повышения экономической эффективности систем социального обеспечения

Россия объявила одной из своих национальных целей снижение бедности в два раза (до 6,6%) к 2030 году. Однако без повышения адресности содействия бедным и уязвимым гражданам эту цель будет трудно достигнуть даже при самом оптимистическом сценарии роста ВВП. При том, что комплекс российских систем социальной поддержки играет важную роль в сокращении бедности, он является весьма затратным: страна расходует на программы социальной поддержки более 3% ВВП или 30 млрд долларов США. Это в два раза выше мирового уровня расходов на социальную поддержку, составляющего 1,5% ВВП, и больше уровня расходов в регионе Европы и Центральной Азии.

Мощным инструментом, способствующим экономически эффективному достижению целей снижения бедности, может стать национальная целевая программа финансовой помощи тем, кто оказался ниже черты бедности. Стоимость программы МГД составила бы в четыре раза меньше стоимости расширения существующей системы социальной поддержки в России. Однако эта оценка в огромной степени зависит от принятых допущений, таких, как отсутствие утечки средств и поведенческих реакций, а также обоснованный уровень административных затрат. Для этого потребуется целый ряд дополнительных мер, включая введение единых стандартов, создание ключевых систем на федеральном уровне и укрепление различных элементов программы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector