0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое тюнинг блока управления двигателей

Настройка работы двигателя через чип-тюнинг ECU

Изменение характеристик экстерьера автомобиля — это стандартный способ добавить внешнему виду транспортного средства впечатляющие и необычные черты. Но тюнинг, который внешне выполнен в агрессивном стиле не имеет смысла при среднестатистических характеристиках автомобиля. Именно поэтому, автолюбители, которые решились на серьезные переделки, начинают с изменения двигателя. Наш сайт про автомобили поможет вам разобраться с сложным, но интересным процессом под названием — тюнинг.

Эффектный дизайн автомобиля не принесет полного удовлетворения владельцу автомобиля, если он не подстроит технические возможности машины под собственные требования. В общем-то, для большинства резвых водителей основной целью является все же мощность автомобиля. Чтобы достигнуть своей цели повышения производительности используется две специальные технологии. Это повышение характеристик путем перенастройки электронного блока ECU и серьезная конструктивная модернизация.

Блок управления двигателем BMW

Тюнинг электроники двигателя. Спортивные контролеры и ЭБУ

При серьезном тюнинге двигателя заводская система управления самостоятельно не справляется с контролем впрыска и зажигания. А элементарный чип-тюнинг ограничивает потенциал двигателя. Поскольку, заменив фильтр, коллектор, глушитель и т.д., можно не получить ожидаемого эффекта.

Причиной для замены старой системы управления служит ее ‘древность’, невозможность вмешаться для настройки или потребность в постоянном изменении параметров двигателя. Чтобы решить эти проблемы, электронщики разработали компьютеры, управляющие впрыском и зажиганием.

Для тюнинга — контролеры впрыска топлива и зажигания

Если считается, что заводская система управления зажиганием соответствует последнему писку электронной моды, то зачем ее менять? Когда для повышения мощности всего лишь необходимо оптимизировать состав топливной смеси. Для этих целей устанавливается контроллер впрыска топлива, или, как его называют, Fuel Controller.

Такие контроллеры выпускают многие известные фирмы: Apexi, Greddy, HKS, Hypertec. Это удовольствие обойдется в 200-1000$. В зависимости от модели и производителя контроллер впрыска полностью или частично вмешивается в работу серийной топливной системы или же происходит замена штатного блока впрыска. Иногда требуется модернизация топливной системы, замена топливного насоса и форсунок на более производительные, регулятора давления топлива — на более мощный или регулируемый, что выльется еще дополнительно в 1000$. Топливный контроллер позволяет изменить время впрыска для правильного подбора состава топливовоздушной смеси.

Когда же необходимо заменить систему зажигания чем-то более подходящим тюнинговому двигателю, то обычно устанавливаются цифровые контроллеры зажигания, производимые фирмами Crane, Electromotive, HKS и др. по цене 200-700$. Контроллеры управления зажигания позволяют менять опережение зажигания, длительность искры, мощность разряда, а некоторые даже число импульсов искрообразования за одно зажигание.

Как разновидность чип-тюнинга существует услуга по установке перепрошитых блоков управления. Штатный ЭБУ заменяют на ‘чипованный’ где возможные изменения ‘железа’ материнской платы сочетаются с новой программой работы. В зависимости от производителя возможно вмешательство в контроллер для дальнейшего перепрограммирования управления. Новый алгоритм обработки поступающих данных, записанный в памяти, позволяет практически полностью использовать потенциала двигателя. Программа нового ЭБУ обеспечивает оптимизацию зажигания, подачу топлива, давления наддува. При этом в систему закладывают новые параметры отсечки, необходимой для безотказной работы двигателя, хоть и в более жестком режиме, а именно работы при высоких оборотах и давления наддува, благодаря которому и достигается существенное повышение динамических показателей двигателя и автомобиля. Прирост мощности достигается буквально за полчаса посредством замены блока.

Гоночные ЭБУ — для спорта

Самый продвинутый вариант — это установка новых гоночных ‘мозгов’. Его можно порекомендовать при супер-гипер тюнинге мотора ‘под спорт’ или в том случае, если вы фанат настройки серийного мотора. Такие гоночные ЭБУ производятся компаниями AEM, Apexi, Edelbrock, Electromotive, HKS, MoTeC. Цены начинаются от 1 000 до 20 000 $. Последние устанавливаются на болиды ‘Формулы 1’.

Установка гоночного контроллера заставит работать мотор именно так, как вы хотите. Его применяют в тех случаях, когда исчерпаны все возможности серийного ЭБУ для настройки. Программируемый ЭБУ позволяет корректировать на ходу алгоритм работы впрыска, зажигания, а также давление наддува, фазовращение распределительного вала и дополнительно управлять системой NOS. А поскольку программируемые ЭБУ берут на себя все функции контроля над двигателем, то, соответственно, то, соответственно, они должны контролировать обороты холостого хода, прогрев мотора, включение вентилятора охлаждения, дополнительный топливный насос и т.д. Т.е. гоночные ЭБУ предназначены для построения абсолютно новой системы управления двигателем, в которую входит сам компьютер, программное обеспечение, различные датчики системы и соединительная проводка.

В серийные машины гоночные контроллеры, как и многое другое, пришли из автоспорта. Ведь настоящие гоночные моторы или форсированные ‘под спорт’ требует более эффективной системы управления. Скорее всего, серийный ЭБУ ни за что не справится с управлением. Шутка ли, с 1,6-литрового вазовского ‘восьмерочного’ мотора в спорте снимают более 200 л.с. А этой мощностью надо управлять. Никакие чипы и модули не научили бы серийный компьютер — ‘мозг’ так масштабно и быстро ‘думать’, поскольку ‘заряженные’ моторы развивают в 1,5 раза больше оборотов и питаются обогащенной смесью. Вследствие чего имеют в два раза больше форсунок (чтобы обеспечить топливом высокооборотистый двигатель).

‘Настройка’ мотора производится посредством специальной программы под Windows в ноутбуке или ручным командером — мотор-тестером, соединенным через разъем с гоночным ЭБУ. Однако не все так просто. Настройка компьютера сложна, требует много стендовых и дорожных испытаний, дабы мотор работал без провалов, ‘захлебывания’ и перебоев. При этом меняется карта зажигания, времени и угла опережения впрыска топлива. Поэтому особое внимание уделяют программному обеспечению, которое и позволяет на ходу вмешиваться в работу мотора и регулировать мощность.

Читать еще:  Биполярный шаговый двигатель контроллер своими руками

При выборе степени модернизации двигателя необходимо учитывать, что сложность самостоятельной настройки нового управления вносит свои коррективы. Если даже механики гоночных команд не успевают правильно настроить компьютер управления, то что говорить о ‘гаражных универсалах’. С другой стороны, кроме сложности настройки могут возникнуть проблемы относительно подачи топлива при разных режимах работы ДВС. Ведь ‘заряженный’ мотор надо чем-то ‘кормить’, а это дополнительные затраты.

Какие компьютерные программы помогают усовершенствовать авто?

На экране монитора при работе с ПО для чип-тюнинга можно увидеть не что иное, как таблицы калибровочных данных

  • Программно-аппаратный комплекс, который в режиме реального времени настраивает калибровку.
  • Универсальный загрузчик, с помощью которого происходит чтение и запись прошивок в контроллере с флеш-памятью.
  • Настройщик калибровки системы управления впрыска.
  • Прибор для записи и чтения системной памяти в блоке управления современного двигателя.
  • Спортивное программное обеспечение для модернизации спорт-каров и т.д.

Чип-тюнинг: преимущества и недостатки

Чип-тюнинг двигателя позволяет улучшить динамику автомобиля в пользу большей мощности и экономичности. Такая услуга стоит недорого и занимает не больше часа. Как правило, это законно. Чип-тюнинг представляет собой перезапись заводских настроек блока управления двигателем (ЭБУ). Однако подобное вмешательство влечет за собой увеличение расходов на страховку и ставит под угрозу вашу гарантию.

Что такое чип-тюнинг автомобиля?

Чип-тюнинг движка — это что-то вроде обновления программного обеспечения. Изменения вносятся на ЭБУ с помощью программного файла или “карты”.

ЭБУ имеет решающее значение, поскольку он контролирует работу двигателя — время зажигания, давление топлива и наддува. Он кардинально меняет “облик” вашего двигателя.

Но каковы риски? Не скажется ли такой тюнинг на вашем страховом платеже? Кроме того, как узнать, что прошивку в автомобиле уже поменяли? Об этом расскажем сегодня в нашей статье.

Чип-тюнинг двигателя — какой вариант выбрать?

Вы должны решить для себя что для вас важнее — мощность, топливная экономичность или управляемость? Чип-тюнинг актуален не только для легковых автомобилей, но и для фургонов, мотоциклов, грузовиков и даже тракторов.

Перепрошивка ЭБУ может быть адаптирована к вашему стилю вождения. Чип-тюнинг — это не только про скорость.

Но чип-тюнинг может…

  • увеличить расходы на страховку, даже если внешне этого не заметно
  • аннулировать полис автострахования, если вы не сообщите об этом своему страховщику
  • оказывать повышенную нагрузку на двигатель, что ведет к сокращению срока его службы

Поэтому будьте внимательны к недостаткам чип-тюнинга ЭБУ и ответственно подходите к выбору поставщика услуг.

Преимущества чип-тюнинга

Большинство производителей устанавливает в ЭБУ (электронный блок управления) автомобиля “усредненные” программы, не учитывающие особенности того или иного топлива, климатические особенности региона и т. д. Поэтому всегда есть возможность “раскачать” ЭБУ для лучшей производительности.

Чип-тюнинг обычно обеспечивает регулировку топливно-воздушной смеси, повышая давление турбонаддува. В некоторых случаях можно наблюдать скачок производительности на 25-35%. Большинство дизельных и бензиновых автомобилей можно легко и безопасно перепрошить.

  • В самых простых случаях на эту процедуру уходит менее часа. Для этого требуется обычный ноутбук
  • Благодаря чип-тюнингу двигатель вашего автомобиля будет работать лучше при минимальных усилиях или механических изменениях
  • Чип-тюнинг позволяет увеличить мощность и повысить экономичность двигателя

Во сколько обойдется чип-тюнинг двигателя?

Простой чип-тюнинг двигателя обойдется вам всего в 150 фунтов. Но обычно дополнительно взимается НДС.

Качественный чип-тюнинг, как правило, стоит от 200 до 350 фунтов стерлингов. Если нужно заменить ЭБУ, придется заплатить больше. Проконсультируйтесь со своим поставщиком.

Здесь действует тот же принцип, что и в жизни: чем больше заплатишь, тем больше получишь.

Как насчет безопасности?

Если чип-тюнинг производят высококлассные специалисты, он не несет никакой опасности для автомобиля. При некачественном ремонте и техническом обслуживании автомобиля, чип-тюнинг повышает риск возникновения непредвиденных поломок. При наличии какой-либо неисправности перепрошивка ЭБУ также нежелательна.

Некоторые автомобили спроектированы таким образом, что они не могут выдать мощность большую той, что в них вложена. Внимательно изучите вопрос, прежде чем решиться на перепрошивку.

Зарегистрируйтесь на форуме для автомобилистов, чтобы бесплатно обсуждать преимущества и недостатки чип-тюнинга с другими пользователями.

Первоначально определимся, какое оборудование для чип-тюнинга необходимо. Естественно, перед началом работы нужно произвести диагностику авто на выявление неисправностей и, вообще, посмотреть что да как, а затем уже приступать непосредственно к тюнингу.

Сканер

Первое, что понадобится — это сканер, он может быть портативным или программным, который работает вместе с компьютером.

Он нужен для работы с блоком управления двигателем, а конкретно — чтобы его сканировать. ЭБУ собирает всю информацию о работе двигателя и его датчиков и обрабатывает информацию согласно заложенной в него программе. После чего отправляет команды для исполнительных механизмов. Также этот блок собирает всю информацию о сбоях в системе.

Поэтому при помощи сканера можно считать необходимую информацию с этого чипа, а именно:

  • Следить за изменениями датчиков системы.
  • Проверить как работают исполнительные механизмы.
  • Просмотреть коды неисправностей, записанные системой.
  • Считать данные системы ЭБУ и т. д.
Читать еще:  Двигатель газ 53 технические характеристики грузоподъемность

Но надо отметить, что данные, которые выводит на экран сканер — не всегда соответствуют действительности, а содержат лишь то, что видит блок управления. Проще говоря, сканер — это не измерительный прибор, а лишь прибор, который способен отображать данные электронного блока.

Также с осторожностью стоит относиться к сообщениям об ошибках, не торопитесь сразу что-то менять, нужно первоначально искать её причину.

Мототестер

Непосредственно мототестеры являются измерительными приборами, они собирают информацию напрямую с мотора и занимаются поисками неисправностей, которые при помощи одного только сканера отыскать не получится.

При помощи мототестера можно посмотреть форму напряжения и токи датчиков механизмов, осциллограмму высокого напряжения, получить данные о балансе цилиндров, измерить ток стартера и ещё много чего интересного.

Важно! При обнаружении неисправностей делать чип-тюнинг нельзя, так как неправильная работа некоторых систем и элементов будет давать неправильные показания при считывании информации, толку от такого тюнинга не будет.

Дополнительное оборудование для чип-тюнинга авто

Программатор для блока управления с наличием памяти.

Надо отметить, что для каждой разновидности ЭБУ имеется свой программатор, который при помощи специального провода соединяется с бортовым компьютером и после этого можно производить непосредственно действия по его перепрошивке: закачивать новые версии программы и проверять результат.

Принцип работы бортового компьютера практически не отличается от обычного домашнего, кроме новых версий, главное отличие которых — это использование нескольких видов памяти (Flash, Eeprom), способных записывать информацию, даже если отсутствует электропитание.

Во время перепрошивки все данные перезаписываются по специальной линии диагностики системы — K- line. Для этой процедуры необходимо специальное оборудование: загружающая программа и адаптер.

Очень часто начинающие тюнеры начинают с использования простой и бесплатной версии программатора, которую можно загрузить с интернет-ресурса. Но продвинутые мастера практически все покупают улучшенную коммерческую версию.

Программатор — самое важное устройство из всех используемых в процедуре. В зависимости от его уровня возможностей, вы можете считывать данные или изменить существующие параметры, а в некоторых случаях даже получить доступ к закрытым процессам.

Обычно используется программатор ПЗУ вместе с набором ППЗУ (Bosch M154, Микас 5 или Январь 4). Также важно иметь в комплекте набор качественных панелек. Опытные тюнеры обычно советуют брать электрически стираемые ПЗУ, например, Winbond 27С257 (32Kb) или 27С512/27E512 (64Kb).

  1. В случае если вы всё-таки не стали покупать электрически стираемую модель, вам понадобится ультрафиолетовая лампа для стирания ППЗУ.
  2. Также придётся приобрести паяльную станцию или на крайний случай оборудование для пайки по отдельности: паяльник, отсос и т. д. Надо отметить, что это оборудование пригодится лишь для автомобилей, произведённых до 2003 года, с моделями последних лет все намного проще.
  3. Нужные прошивки для системы управления двигателем. Можно накачать бесплатных версий (не самый лучший вариант), коммерческие (под конкретную модель) или прошивки собственного производства. Но в любом случае к выбору ПО нужно относиться серьёзно, в идеале вы должны быть знакомы с типами, такими как Bosch или Delphi. А при помощи «Chip Tuning Pro» можно, вообще, вручную напрямую вносить необходимые настройки.
  4. Программа для внесения изменений в калибровки, используется для того, чтобы более точно подогнать настройки.
  5. Контроллер для широкополосного датчика кислорода (ШДК). Он пригодится для авто с инжекторным блоком, контролирующим состав смеси. Или же альфаметр, но следует знать, что его показания сильно искажены на составе смеси отличающейся от стехиометрической.
  6. Специальные адаптеры и переходники, предназначенные для считывания информации и чип-тюнинга двигателя.

Такой большой список оборудования является универсальным для всех автомобилей, зачастую при модернизации современных моделей ЭБУ можно обойтись всего лишь: ноутбуком, программатором и набором переходников.

Вообще, сейчас существует огромное количество приборов для тюнинга электронных блоков как иномарок, так и отечественных авто. Чем выше уровень оборудования, тем он дороже, например, профессиональный Kess обойдётся вам примерно в 200 долларов. Такое оборудование снабжено дополнительными функциями, предотвращающими ошибки при использовании. Но в то же время с ним сложно разобраться.

Оборудование промежуточного класса можно приобрести примерно за 120 долларов, оно применимо как к блокам управления иномарок, так и к отечественных авто. Часто используются Galletto серия Master.

Оборудование эконом-класса в основном не предполагает возможности поэкспериментировать и с его помощью можно произвести минимум операций. Например, Galletto 1260 обойдётся в 40 долларов.

Надо отметить, что чем дешевле оборудование, тем уже у него круг применения.

Плюсы и минусы чип-тюнинга

Плюсы

1) Увеличение мощности двигателя, без технического вмешательства. Можно увеличить мощность до 15 %

2) Быстрая техническая установка. Модернизировать прошивку можно буквально за 15 минут.

3) Заводская настройка может быть возвращена обратно за те же 15 минут

4) Более плавное движение под нагрузкой, например с включенным кондиционером.

5) Можно устанавливать и на гарантийные машины, основные дилеры не проверяют электронные настройки ЭБУ.

6) Может «заточить» двигатель вашего автомобиля под определенный вид топлива. Например с 95 на 92.

7) Чип-тюнинг поможет снять ошибки двигателя, и отключить мешающие автомобилю работать изломавшиеся элементы. Например – катализатор. Менять его дорого, а вот прошивка поможет автомобилю работать без него.

Читать еще:  602 двигатель мерседес сколько лошадей

8) Через него можно убрать ограничение скорости. Многие автомобили имеют ограничение верхней отметки скорости, например 170 или 180 км/ч, хотя автомобиль способен на большее. Другая прошивка, поможет убрать это ограничение.

9) Прошивки для ЭБУ существуют на любой вкус и цвет. Можно установить агрессивную – которая увеличит мощность двигателя, а соответственно быстрый старт с места. Можно поставить экономичную – большая экономия топлива, но динамики ноль. Можно поставить заводскую доработанную (нормальную) – чуть увеличенная динамика, на 3 – 5 %, и такой же уменьшенный расход топлива 3 – 5 %.

Минусы

1) Первым минусом является стоимость прошивки. Если на наши автомобили (ВАЗ), можно собрать устройство самому, то вот на иномарки лучше не экспериментировать и доверится профессионалам. А вот на СТО это будет стоить не дешево, чип-тюнинг на иномарку колеблется от 10 до 30 000 рублей, в зависимости от марки.

2) Если прошиваете сами, то можете спалить блок ЭБУ, а это дорогое удовольствие.

3) Агрессивные прошивки увеличивают мощность (до 15%). Но чудес не происходит, если мощность увеличена, то и расход топлива также увеличивается (на те же 15%).

4) При применениях агрессивных прошивок, чуть уменьшается ресурс двигателя. Пусть на 5 – 7 % однако это есть.

Как сделать чип тюнинг?

Чип тюнинг проходит в несколько этапов:

  1. Считывание прошивки при помощи блока управления;
  2. Коррекция прошивки согласно Вашим требованиям, с дальнейшей коррекцией контрольных сумм в ней;
  3. Запись прошивки с новыми данными в контроллер.

Первый и третий этапы схожи между собой по процедурам выполнения, однако Вы можете выбрать один из нескольких способов. Ваш выбор будет зависеть:

  • От типа блока управления;
  • Его возможностей;
  • Уровня Ваших знаний и имеющегося опыта.

Самый простой и наиболее распространенный способ считывания программы – через диагностический разъем. Он удобен тем, что Вам не нужно доставать сам блок управления. Все что необходимо для выполнения подобной операции – приобрести специальный аппаратный интерфейс, и затем установить на него специальное ПО. Для обращения с таким видом оборудования не понадобится дополнительных знаний.

Основная масса контроллеров, которая была выпущена до 97 года, создана на основе технологии, которая позволяет хранить программу в микросхемах ПЗУ с ультрафиолетовым стиранием. Для того чтобы перезаписать ее необходимо демонтировать микросхему памяти и использовать программатор, подходящий для данного типа микросхем. Но, чтобы провести эту процедуру необходима достаточно высокая квалификация.

Так же производить чтение или запись программы можно при помощи типа интерфейса -BDM, выпускаемый компанией Motorola. Он используется в режиме внутрисхемного программатора. Внедрен этот интерфейс только на контроллерах, собранных на базе процессора Motorola, и, для того, чтобы использовать его необходимы не только знания, но и спец. оборудование.

В некоторых случаях чтобы перезаписать программу можно также использовать Boot-режим процессора, который несколько похож на BDM.

Редактирование программ контроллера — ключевая стадия чип-тюннинга. Большинство компаний, которые занимаются тюнингом, редактируют считанные файлы не самостоятельно, а предпочитают отправлять их в специализированные фирмы. Именно от того, насколько хорошо разбирается специалист в тонкостях каждого конкретного двигателя, зависит качество и работоспособность модернизированной СУ.

В таких компаниях для редактирования программ контроллеров используется специализированное ПО, которое дает мастеру возможность найти и представить в графическом виде таблицы калибровочных данных. Помимо их редактирования также пересчитываются контрольные суммы программы, которые применяются для контроля целостности системы. Заметно реже используются специальные калькуляторы контрольных сумм.

Стоит знать, что ПО, которое производит визуальный поиск калибровочных таблиц, имеет достаточное количество весьма серьезных недостатков:

  • Невозможность поиска калибровочных констант;
  • Вероятность появления ошибки в идентификации калибровочных таблиц.

Именно поэтому рынок специализированного ПО для чип-тюнинга предлагает целый ряд альтернативных продуктов – специальных редакторов, которые в графическом виде могут отображать достаточно достоверно известные калибровочные константы и таблицы для выбранной прошивки.

Помимо всего прочего, подобного рода ПО содержит в себе БД известных прошивок и карт калибровок к ним, которые составляются разработчиками и успешно применяются для изучения алгоритмов работы системы управления, а также поиска калибровочных данных.

Читайте также:

  • Тюнинг тормозной системы легкового автомобиля

Почти каждый владелец автомобиля хочет сделать его неповторимым и не похожим на другие. Огромное количество автолюбителей в той или иной мере прибегают к автотюнингу. Существует большое количество печатных изданий и интернет ресурсов,полностью посвящённых самым современным тенденциям в области модернизации .

Внутренний тюнинг, что же это? Прежде всего, это желание добиться комфорта. Большинство специализированных центров занимаются внутренним тюнингом автомобилей, в который входит модернизация салона авто.

В последнее время появилось достаточно много способов как внешнего, так и внутреннего тюнинга автомобиля, преображения его экстерьера и интерьера. Это и аэрография, и нанесение виниловых пленок с различными оттенками и фактурами, это и применение аквапечати. Однако совершенно новым видом улучшения является флокирование салона. Если вы считаете, что данной процедурой могут заниматься только .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector