1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое подпятник в двигателе

Сегмент подпятника генератора

Сегмент подпятника, является конструктивным элементом подпятника генератора, и предназначены для генераторов и двигателей больших мощностей в качестве аксиальных подшипников скольжения а также:

  • На ГЭС ТЭС АЭС на вертикальных роторных машинах;
  • Для горизонтальных роторных машин работающих на ГЭС ТЭЦ АЭС и газоперекачивающих станциях

Для облегчения пуска у мощных гидроагрегатов иногда предусматривают центральное отверстие в сегменте, из которого под зеркало в момент пуска гидроагрегата подается масло под высоким давлением — около 30 МПа (300 кгс/см 2 ), т.н. . Поступающее масло создает слой между сегментом и зеркалом, обеспечивающий «всплытие» подпятника. Тем самым значительно повышается надежность подпятника. Около 90% всех повреждений происходит в момент пуска агрегата.

Зачем это нужно

Вы уже примерно поняли, что это такое. А потому без труда можно разобраться, для чего нужен и зачем вообще используется подпятник для коврика авто.

Это наиболее актуально со стороны водительского кресла. Аксессуар устанавливается в районе педального узла, именно в той точке, где пятка соприкасается с поверхностью коврика.

Именно в этой зоне коврик начинает активно протираться. Образуются проплешины и дыры. Это может стать идентификатором при выборе подержанного автомобиля , кстати.

То есть внешний вид напольного покрытия заметно портится. Да, кого-то это совершенно не волнует, и им все равно, что там с ковриком. Другим же очень важно восстановить покрытие, и хотя бы продлить срок его службы.

Можно выделить несколько причин, чтобы купить подобное изделие:

  • это способ заменить имеющийся подпятник;
  • вариант усиления защиты от износа для нового коврика;
  • дополнение покрытия, где штатного подпятника нет;
  • увеличивает срок службы ковриков;
  • придает изысканный внешний вид;
  • не дает обуви скользить при управлении автомобилем.

Насколько это весомые аргументы для каждого конкретного случая, уже должен решать непосредственно сам автомобилист.

Реверсивный подпятник электрической машины Советский патент 1983 года по МПК H02K5/16

Изобретение относится к маиииностроению, в частности к тяжелому электромашиностроению, и предназначено для применения, например, в обратимых гидрогенераторах — двигателях ГАЭС для восприятия осевых усилий с валов гидрогенераторов, имеюимеющих переменное направление врашения, и передачи ятих усилий на фунДс1мент.

Известен реверсивный подпятник обратимого Гидрогенератора — двигателя, содержащий устройство для созда-. ния необходимого тангенциального эксцентриситета точки опоры сегментов, представляющее кольцевую обойму, заключающую в себя все сегменты и имеющую привод от гидромоторов. При изменений направления вращения агрегата пята такого подпятника приподнимается на тормозах, а необходимый эксцентри итет сегментов создается перетаскиванием сегментов в ту или другую.сторону относительно точек опирания посредством кольцевой обоймы, приводимой в движение усилием от гидромоторов t13«

Недостатками данного подпятника являются сложность конструкции, большие габариты, металлоемкость и время.

Читать еще:  Блок схема асинхронного двигателя

необходимое для перевода электрической машины с генераторного в насос ный режим работы и обратно. Конструкт ция требует применения сложной системы автоматики, регулирующей последовательность операций при изменении эксцентриситета.

Наиболее близок к предлагаемому реверсивный подпятник электрической

10 машины содержит заключенные в масловЖнну пяту, выполненную в виде диска и закрепленную на валу гидрогенератора, а также ,сегменты с выемками, установленные на опорных болтах .без

15 тангенциального эксцентриситета, т.е. точка опирания каждого сегмента легжит на биссектрисе его центрального угла. Рабочая поверхность сегментов может быть облицована антифрикцион- .

20 ыыи материалом, например баббитом 2J. Недостатком известного реверсивного подпятника явялется отсутствие тангенциального эксцентриситета точек опирания сегментов (нулевой эксцент25риситет) . В этом случае условия обраэования оптимальной геометрии несущего маслянного слоя не вьшолняются (угол раскрытия сегментов мал) и как следствие, нагрузочная способность

30 известного реверсивного подпятника снижается на 20-30%, а потери трения в нем возрастают на 25-40% в сравнении с аналогичным подпятником, сегменты которого установлены на опоры с оптимальными (5-10%) значением тан генциального эксцентриситета. Указан ный недостаток приводит к тому, что известный реверсивный подпятникпри нагрузках, превышает 1000 т, работает недостаточно надежно. Цель изобретения — увеличение нагрузочной способности, снижение потерь трения и повышение уровня надел ности реверсивного подпятника путем оптимизации режимов его работы. Поставленная цель достигается тем, что в реверсивном подпятнике выемки расположены с двух сторон каж дого из сегментов на поверхностях, обращенных к пяте и каналам между сегментами, и имеют глубину в пределах от одной до пяти толщин маслянно го слоя и ширину, определяемую по формуле I .. а-Ор1Е-, где Q — ширина выемки, Б — тангенциальная длина сегмен та по дуге его среднего радиуса;, — заданная величина искуствен ного создаваемого тангенциального эксцентриситета опо сегментов,%. При этом выемки могут быть выполнены сквозными. Для облегчения режимов пуска и остановки реверсивного подпятника путем увеличения площади контакта сопряженных поверхностей пяты и сегментов, каждая выемка может быть ограничена перегородками, расположенны ми у краев сегментов. Выемки могут быть выполнены в виде пазов, открытых со стороны межсег ментного канала и разделенных перего родками. На фиг,1 изображен.-.реверсивный подпятник гидрогенератора, сечение цилиндрической поверхностью, проходя щей через дугу среднего радиуса его сегментов; на фиг.2 — то же сверху (со снятой пятой и со сквозными выем ками) ; на фиг.3,4 — выемкис перегородками у краев, oпиpaющILMиcя на пяту, возможные варианты геометрии расположения; на фиг.5 — выемки, выполненные в виде последовательности пазов, открытых в сторону межсегмент ных каналов и разделенных перегородками на фиг.6 — расчетные диаграммы Подпятник имеет пяту 1 и сегментг 2, имеющие в плане форму кольцевых секторов и опирающиеся непосредственно или через промежуточные демпфирующие опоры 3, например тарельчатые пружины, на сферические головки опор ных болтов 4, замыкающих нагрузку на фундамент агрегата. Межсегментные 5 образованы боковыми гранями iсегментов и тангенциальными упорами б, закрепленными на столе 7 корпуса подпятника. Сегменты установлены на головкахопорных болтов без танген|циального эксцентриситета <центрально опертые сегменты) и со стороны, обращенной к пяте, облицованы слоем антифрикционного материала 8, в котором на участках, примыкающих к межсегментныгл каналам 5, на вс;ю ширину сегментов выполнены выборка- 9, глубиной в пределах одной-пят>толщин несущего масляного слоя в номинальиом режиме работы подпятника (0,050,25 мм). Предлагаемый реверсивный по этятник работает следующим обрс13ом. При вращении пяты- в любом направлении, например вправо (фиг-, 6), несущий масляный слой сегмента обрс1зуется в точке А (входная кромка) рабочей поверхности сегмента и обрывается в точке С (начало выходной выбор ки), где происходит резкое расширение профиля толщины маслинного слоя. Из-за несжимаетмости смазки на участке выборки СД двление смазки будет несколько ниже атмосферного;, в области выборки будет существовать выхревре движение смазки с подпиткой: из межсегментного канаяа. Благодаря этому эффекту рабочая (эффективная) длина сегмента уменьшится на ширину выборкиПри этом точка опирания сегм:ента (точка F) оказывается смещенной относительно центра эффективной длины сегмента (точки EJ на величину сГ — а (2, создающую положительный тангенциальный эксцентриситет с е аЕ 1—DO J- t/o Расчеты, выполненные на ЭВМ, показали, что, если глубина заглубления Выборки лежит в указанных пределах, выборка входной кромки сегмента на участке ДВ не снижает гидродинамического давления в несущем масляном, слое, так как участок рабочей поверхности сегмента ABC образует ступенчатый подшипник Рэлея. Известно, что такой сегмент обладает не худшими, чем абсолютно плоский, нагрузочньлми характерйстик;1ми. Некоторое уменьше- ние рабочей длины сегмента, происходящее вследствие исключения из работы участка длиной а выборки СД, полностью компенсируется возрастанием нагрузочной способности на участках эффективной длины сегментов, которые при любом направлении враг.ения пяты теперь

Читать еще:  Что такое модуль управления двигателем

работают в условиях положительного тангенциального эксцентриситета, а несущий маслянный слой имеет геометрию, близкую к оптимальной. Как показали расчеты, выполненные на ЭВМ применительно к реверсивному подпятнику Загорской ГАЭС, профилирование рабочей поверхности сегментов этого подпятника выборками ступенчатой геометрии <авО,Об, ,01 м) увеличивает нагрузочную способность подпятника на 40% при одновременном снижении потерь трения в нем на 20-30%.

Так как выполнение выборок в виде сплошной полосы при остановленном подпятнике уменьшает площадь контакта пяты и сегментов, удельное давление на этой площгши повышается, что может неблагоприятно отразиться режимах пуска подпятника, не оборудованного системой принудительнрй подачи масла высокого давления к рабочим поверхностям сегментов при пуске. С целью уменьшения площади выборок они могут выполняться в виде карманов (фиг.4) или последовательности карманов (фиг.5). В этих вариантах площадь, выборок может быть уменьшена на 40-60% и доведена до 5-7% от полной площади сегментов (вместно 1520% при полосовой выборке) без сколько-нибудь заметного снижения нагрузочной способности. Столь незначительное уменьшение поверхности контакта пяты и сегментов не может отрицательно сказываться на пусковых режимах .

Реверсивный подпятник с центрально опертыми сегментами в номинальных режимах при любом направлении вращения пяты работает в условиях положительного эксцентриситета опор сегментов, что определяет оптимальную геометрию несущего маслянного слоя и соответственно этому более высокую нагрузочную способность конструкции, а также уменьшение потери трения.

Выполнение выборок на рабочей поверхности сегментов предполагает их шабровку, которая не представляет;-. трудностей не только на заводе-изготовителе, но и в условиях эксплуатации на ГЭС.

Благодаря созданию в реверсивном подпятнике с центрально установленными сегментами эффекта положительного эксцентриситета опор при любом нап#а равлении вращения пяты, его нагрузочную способность можно увеличить на 30-40% без увеличения габарита подпятника ч его металлоемкости, а габариты предлагаемого подпятника, расчитанного на ту же нагрузку, что и

Читать еще:  Что то воет в двигателе приоры

прототип, могут быть значительно уменьшены.

Предлагаемая конструкция реверсивного подпятника имеет примерно на треть меньше потери трения, а экономический эффект составляет около 10000 руб. в год.

Вследствие оптимизации рабочего режима подпятника уровень его. надежности значительно возрастает, а аварийность снижается.

1 .Реверсивный подпятник электрической машины, содержащий масляную ванну, в которой расположены закрепленная на валу пята и сегменты с выемками, установленные на,расположенных

на биссектрисе центрального угла

каждого сегмента опорах с образованием каналов между сегментами, о тличающийс я тем, что, с целью уменьшения нагрузочной способности, снижения потерь трения и повышения эксплуатационной надежности, выемки расположены с двух сторон каждого из сегментов на поверхностях, обргаденных к пяте и каналал5И между сегментами, и имеют глубину в пределах от одной до пяти толщин маслянного слоя и ширину, определяемую по формуле

где а — ширина выемки;

6 — тангенциальная длина сегмента по дуге среднего радиуса; — заданная величина тангенциального эксцентриситета опор сегментов, %.

2. Реверсивный подпятник по п.1, отличающийся тем, что выемки выполнены сквозными.

3.Реверсивный подпятник по п.1, отличающийся тем, что

выемки ограничены перегородками, расположенными у краев сегментов и сопряженными с пятой.

4,Реверсивный подпятник по п.1, отличающийся тем, что

выемки вьтолнены в виде пазов, разделенных перегородками, сопряженными с пятой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Thrust Bearing forHigh Speed Large-Capacity Water Turbine-Generator. — Xumarau Xepon 1974, т. 56, 12.

2. Авторское свидетельстйй СССР

по заявке 3215096/24-07, Н 02 К 5/1Ь,

7

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector