1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое многотопливный двигатель танка

Самый редкий «Шерман»

В 1942 году в танковой промышленности США развернулся моторный кризис. Двигателестроители не были способны дать танкистам достаточное количество двигателей «Райт» R975 «Уирлуинд», и даже лицензионное производство этого мотора на заводах компании «Континенталь» лишь частично улучшило положение. Масштабы производства средних танков M3, а потом и M4 можно было увеличить только при разработке и выпуске новых двигателей. Так родились M4A2 со спаркой дизельных двигателей «Дженерал Моторз» GM 6046, M4A3 с бензиновым двигателем «Форд» GAA и М4А4 с причудливой силовой установкой «Крайслер» А57 «Мультибанк», собранной из пяти автомобильных моторов. Была разработана и пятая, менее известная альтернатива, которая не попала в крупную серию, о ней и пойдёт речь.

Пламенный мотор

За основу проекта нового двигателя был взят другой двигатель компании «Райт» — звездообразный R-1820 «Циклон», разработанный ещё в 1931 году. Так же, как и моторы серии «Уирлуинд», к которой принадлежал R-975, это был авиационный двигатель — настоящая легенда, нашедшая применение в десятках моделей самолётов, от тяжёлого бомбардировщика B-17 «Летающая Крепость» до советского истребителя И-16.

Компания «Катерпиллер» переделала «Циклон» для работы на различных типах горючего. По расчётам, двигатель мог использовать бензин любого качества, дизельное топливо и даже спирт. Новый двигатель получил название «Катерпиллер» D-200A. Мощность девятицилиндрового двигателя с воздушным охлаждением достигала 450 л.с. при 2000 оборотах в минуту. Отдел вооружений заказал 28 экземпляров двигателя, 20 из которых предлагалось установить на опытные танки М4. В ноябре 1942 года танку присвоили индекс М4Е1. В некоторых публикациях также используется индекс М4Е1(ii), но в документах он не встречается.

Для испытаний двигатель установили на танк M4A4. Даже его удлинённое моторное отделение не смогло вместить новый двигатель, и к отсеку пришлось проектировать дополнительные «горбатые» крышу и днище. Корма тоже оканчивалась большим округлым выступом. Также в моторном отделении разместили новый вентилятор. Все эти изменения увеличили и без того солидный боевой вес М4А4 до 70 000 фунтов (31 818 кг). Клиренс танка просел до 406 мм. Было у нового двигателя и существенное превосходство над другими вариантами силовых установок «Шерманов»: карданный вал D-200A проходил значительно ниже, что позволяло увеличить размер боевого отделения.

Опытный М4Е1 был готов в декабре 1942 года, после чего начались заводские испытания. В январе был готов второй опытный образец, который отослали в Форт-Нокс. К маю были готовы ещё два опытных танка, один из которых послали на полигон «Дженерал Моторз», а второй присоединился к своему собрату в Форт-Ноксе. Так как танки переделывали из серийных машин, были варианты как с литой бронировкой трансмиссии, так и с катаной бронёй на болтах.

Как бывает с любым новым образцом техники, испытания вскрыли множество «детских болезней». Пришлось заменить сцепление и коробку передач. Новое сцепление тоже постоянно ломалось, но это посчитали приемлемым, так как конструкция была достаточно сырой, и её надеялись довести. Новый вентилятор сломался после девяти часов пробега, его замена проработала ещё 247 часов.

Первая проблема с двигателем произошла после 23 часов пробега, когда обнаружили задирание цилиндра и поршня №1. Затем некоторое время двигатель работал нормально, но после 233 часов сломался поршень №6 и его кольцо. После 272 часов вышел из строя инжектор цилиндра №8, после 280 часов вновь начал задираться цилиндр №1. К этому времени танк с опытным двигателем прошёл 1917 миль (3085 километров), что посчитали достаточным.

Один двигатель сняли для разборки и исследования, другие машины продолжили испытания. К середине ноября 1943 года пять танков М4Е1 проехали в среднем 2307 миль (3713 километра) каждый. Испытания шли не без проблем. На одном танке двигатель вышел из строя после пробега в 522 мили (840 километров). Также были замечены проблемы с коллекторами подогрева воздуха и конструкцией камер сгорания.

Несмотря на выявленные недостатки, двигателем военные остались довольны. Компании «Бьюик» было предложено переработать двигатель, повернув цилиндры горизонтально и приспособив его для трансмиссии «Торкматик». Двигатель удовлетворительно работал не только на дизельном топливе, но и на 72- или 80-октановом бензине. В итоге было подписано решение принять двигатель с доработками на вооружение под индексом RD-1820 (Caterpillar). Ещё 28 января 1943 года армия заказала 1000 моторов, из которых 775 предполагалось поставить на танки. «Шерман» с таким двигателем получил индекс M4A6.

Быстро и экономично

28 октября 1943 года первый M4A6 вышел из ворот танкового арсенала в Детройте. Машина отличалась от M4E1, сварной корпус которого совместили с литой лобовой плитой, как на танках M4 Composite. На всех M4A6 ставилась литая бронировка трансмиссии, борта для защиты боеукладок экранировались. Башни не отличались от башен других «Шерманов», причём использовались варианты как с пистолетными бойницами, так и без них.

Предполагалось, что завод «Крайслера» в Детройте до конца года выпустит 178 машин. Танк казался многообещающим: месячный выпуск двигателей «Форд» GAA достиг своего предела, а выпуск RD-1820 можно было нарастить до 500 в месяц. Ещё летом англичане проявили к M4A6 значительный интерес и даже попросили выслать три машины для испытаний. Вместо этого за океан отправилась инструкция по конверсии танка M4A4 в М4А6.

Увы, в феврале 1944 года американская армия решила сосредоточить усилия на бензиновых двигателях. Моторный голод к 1944 году преодолели, и более низкий карданный вал «Катерпиллера» не был уважительной причиной для его сохранения в производстве. Было построено всего 75 машин модификации М4А6, после чего производство прекратили. Построенные танки использовали в качестве учебных в 777-м танковом батальоне в Форт-Ноксе. Эксплуатация опытных M4E1 была затруднена, так как двигатели D-200А и RD-1820 не были взаимозаменяемыми. В итоге два M4E1 остались в Форт-Ноксе, один — на Абердинском полигоне, остальные списали в марте 1944 года.

Несмотря на прекращение производства, выпущенные М4А6 и оставшиеся М4Е1 продолжали испытывать. Двигатель показал свои преимущества над бензиновыми моторами. Ёмкость топливных баков на М4Е1 была всего 160 галлонов (606 литров), что было меньше, чем у М4А1 (185 галлонов/700 литров) и М4А3 (174 галлона/659 литров). Тем не менее на дизельном топливе опытная машина прошла без дозаправки 184 мили (296 километров) по шоссе и 123 мили (198 километров) по целине. Бензиновые «Шерманы» показали куда худший результат. М4А1 прошёл 141 милю по шоссе (227 километров) и 61 по целине (98 километров), М4А3 прошёл 153 мили (244 километров) и 68 миль (109 километров) соответственно.

Таким образом, двигатель расходовал 305 литров дизельного топлива на 100 километров езды по целине. При использовании 72-октанового бензина расход топлива вырос почти в полтора раза — до 420 литров на 100 км. Расход 80-октанового бензина с 10% примесью масла с вязкостью SAE 50 был ближе к дизелю — 309 литров на 100 км. Расход сырой нефти, максимально приближенной к той, что добывали в южной части Тихого океана, составил вовсе 253 литра на 100 км.

Читать еще:  Что подогревать двигателе зимой

Помимо пониженного расхода топлива, двигатель выдавал больший крутящий момент, чем другие двигатели «Шерманов», о чём свидетельствовали поломки трансмиссии, особенно часто происходящие на её новом типе с литой бронировкой. Проблемы с надёжностью двигателя решили более тщательной регулировкой и применением хромированных поршневых колец. Диски сцепления новых образцов также работали удовлетворительно.

По сравнению с опытным D-200A, серийный двигатель RD-1820 был немного более прожорливым. Расход дизельного топлива составил 386 литров на 100 километров при езде по целине, что всё равно было лучше показателей бензиновых «Шерманов». В тех же условиях М4А3 сжигал 603 литра, а М4А1 — целых 712 литров. При этом, по сравнению с относительно тихоходным М4А4, который мог разогнаться до 40 км/ч, скорость М4А6 вернулась к уровню обычных «Шерманов» — до 49 км/ч.

Продлевая жизнь мертвеца

На испытаниях М4А6 измеряли не только расход топлива, но и надёжность, рассматривая несколько модификаций двигателей. Обычные RD-1820 показали себя плохо. Из восьми испытанных двигателей шесть вышли из строя из-за поломки цилиндра №1. В среднем они проработали всего по 39 часов, проехав 237 миль (381 километр). Вариант RD-1820X с индукционной закалкой блока цилиндров продержался дольше. Из пяти двигателей четыре вышли из строя после 120 часов службы каждый, проехав по 702 мили (1130 км). Причина поломки была всё та же: выход из строя цилиндра №1.

Похоже, что военные заметили закономерность, так как на двигателе RD-1820N уже стоял новый клапан из нитридированной кованой стали вместо обычной литой. Три таких двигателя проработали без поломок в среднем по 187 часов, проехав по 1200 миль (1931 км). Хорошо себя показали и аналогично модифицированные двигатели RD-1820XN, которые проработали без поломок в среднем по 87 часов. Самый выдающийся двигатель успешно проработал 197 часов, проехав при этом 1471 милю (2367 км). Проблемы с надёжностью были решены. Также испытатели описали несколько изменений, которые значительно упростили бы обслуживание двигателя.

К началу июня 1944 года 20 двигателей RD-1820X и 36 RD-1820 силами 777-го танкового батальона были переделаны в RD-1820XN и RD-1820N. Оставшиеся к тому времени обычные RD-1820 тоже модернизировали. Дальнейшая эксплуатация показала, что и модификация N была небезупречна. Два двигателя такого типа сломались, один после 30, второй после 36 часов эксплуатации. На этот раз причина была другая: сломанные из-за гидроудара шатуны. Такая проблема не была чужда «Шерманам» с авиационными двигателями.

Увы, все обнаруженные преимущества не убедили военных вернуть машину в серию. 3 мая 1945 года статус M4A6 был понижен до «ограниченного стандарта».

Подводя итоги, сложно оспаривать решение о прекращении выпуска M4A6. Конструкция двигателя RD-1820 была достаточно сырой. Его надёжность достигла удовлетворительного уровня только к лету 1944 года, когда союзники уже высадились в Нормандии. В таких условиях добавлять ещё один тип двигателя к четырём уже существующим было как минимум нерационально. Так как на M4A6 ставили только башни с поликом, размер, выигранный более низким карданным валом, оказался недостижимым.

Дополнительные преимущества вроде низкого расхода топлива и дополнительной мощности были весомым аргументом, но военные к тому времени хорошо выучили поговорку «лучшее — враг хорошего». «Шерманы», которые уже были в строю, более-менее устраивали танкистов, и рисковать было незачем. В итоге самый редкий из серийных «Шерманов» принёс гораздо большую пользу, оставшись в Америке и послужив испытательным стендом для американских многотопливных двигателей.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Описание конструкции
  • 3 Опытные образцы на базе танков Т-64А и Т-64Б
  • 4 Специальные машины, созданные на базе Т-64
  • 5 Оценка машины
  • 6 Взгляд со стороны вероятного противника
  • 7 Перечень модификаций
  • 8 Применяемые боеприпасы основного вооружения
  • 9 Памятники
  • 10 В моделизме
  • 11 Операторы
  • 12 Служба и боевое применение
  • 13 Изображения
  • 14 Примечания
    • 14.1 Сноски
  • 15 Литература
  • 16 Ссылки

Т-90. Главный бренд двухтысячных

Сразу после окончания Великой Отечественной войны между советскими предприятиями, разрабатывавшими танки, возникла мощнейшая конкуренция. Ситуация в отрасли очень напоминала «холодную войну». С немалыми усилиями руководству Уралвагонзавода удалось в конце 80-х годов добиться разрешения на глубокую модернизацию танка Т-72. Так были созданы условия для появления в будущем Т-90.

Российский первенец

Т-72, самый массовый советский танк, был так называемой мобилизационной машиной, предназначенной для того, чтобы вступить в бой во втором эшелоне и сражаться уже не с отборными частями противника. Управлять ею должны были в основном танкисты со слабой подготовкой, и, как следствие, Т-72 был предельно упрощён. Главный его недостаток — крайне несовершенная система управления огнём. Новая машина уральских конструкторов должна была лишиться этого изъяна.

Прототип, обозначавшийся «Объект 188», представили на государственные испытания в январе 1989 года. Машина показала себя достойно: она была надёжной в любых условиях, в том числе при длительной работе на предельных режимах. На испытаниях «Объект 188» прошёл без серьёзных поломок 14 000 километров — такой ресурс работы до капитального ремонта был в него заложен конструкторами.

В 1991 году Министерство обороны СССР рекомендовало новый танк к принятию на вооружение. Но из-за непростой политической ситуации в стране, закончившейся её распадом, окончательное решение задержалось до октября 1992 года. Только тогда «Объект 188» наконец-то приняли на вооружение. Первоначально ему собирались присвоить обозначение Т-72Б, но тогдашний президент России Б. Н. Ельцин лично распорядился, чтобы машина получила наименование Т-90. Так появился первый серийный танк Российской Федерации.

«Девяностый» изнутри

Важнейшее новшество в конструкции Т-90 — комплекс управления огнём «Иртыш». Подобной системы остро не хватало Т-72. Комплекс включает в себя автоматизированную систему управления огнём, дневные и ночные прицельные комплексы, баллистический вычислитель, системы стабилизации вооружения и многое другое. Благодаря ему Т-90 может весьма эффективно поражать технику на дальней дистанции. На одной из демонстраций машины иностранным делегациям из танка, идущего со скоростью 25 км/ч, меньше чем за минуту были расстреляны семь реальных целей с расстояния от полутора до двух с половиной километров.

«Иртыш» не только ищет, обнаруживает и опознаёт цель. Он учитывает множество факторов, влияющих на результативность выстрела. Скорость цели, скорость собственного танка, поправки на ветер, атмосферное давление, износ орудийного ствола — это только часть параметров, которые принимаются во внимание при расчёте.

Т-90 оснащён комплексом оптико-электронной защиты от противотанковых управляемых ракет (ПТУРов). Эта система отслеживает запуск и траекторию ракеты, создаёт помехи её системе управления.При необходимости отстреливаются специальные гранаты, создающие аэрозольное облако, которое закрывает танк, ослабляя и отражая лазерное излучение, которое используется в наши дни для наведения ПТУРа.

Читать еще:  Электростартерный запуск двигателя принцип работы состав

Как и все советские танки, выпущенные после 1954 года, Т-90 оснащён коллективной защитой экипажа от воздействия оружия массового поражения. От радиации предохраняет специальный подбой из полимера с добавками лития, бора и свинца. Воздушные фильтры не дают попасть внутрь корпуса отравляющим газам и радиоактивной пыли.

Щит, меч и «сердце» Т-90

В полном соответствии с традициями советской школы танкостроения Т-90 имеет малые габаритные размеры и очень плотную компоновку. Это одновременно достоинство и недостаток. Благодаря компактным размерам и малой высоте противнику трудно целиться. Зато при попадании и пробитии снаряд обязательно поразит внутренние модули или танкистов.

Разработчики постарались хорошо защитить машину. Кроме традиционной брони из комбинированных материалов танк получил встроенную динамическую защиту. Раньше эти металлические коробочки со взрывчаткой могли защитить только от кумулятивных снарядов. Современная динамическая защита помогает также и от подкалиберных, правда, не так хорошо. Если бронепробиваемость кумулятивных боеприпасов снижается более чем наполовину, то подкалиберных — всего на 20%. Динамическая защита устанавливается в том числе на крышу башни Т-90.

Основное оружие танка — гладкоствольная 125-мм пушка с выстрелами раздельного заряжания. Благодаря автомату заряжания она имеет техническую скорострельность до 8 выстрелов в минуту. В боекомплекте — подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. Относительно недавно появился ещё один тип снаряда — осколочно-шрапнельный с дистанционным взрывателем. Он очень эффективен в борьбе с незащищённой живой силой противника и с боевыми вертолётами.

Орудие Т-90 может стрелять не только снарядами, но и противотанковыми управляемыми ракетами. С помощью ПТУРа вражеский танк гарантированно поражается на дистанции до 5000 метров. В годы, когда Т-90 приняли на вооружение, это был рекордный результат.

Двигатель танка — дизельный многотопливный. Это значит, что в бак можно заливать не только солярку, но и керосин или бензин. При этом испытания показали, что незначительная потеря мощности наблюдается только при заправке бензином.

Т-90 оснащён оборудованием для подводного вождения, которое устанавливается всего за 15 минут, и системой самоокапывания, благодаря которой машина может вырыть себе окоп в непромёрзшем грунте менее чем за полчаса.

Несмотря на то что Т-90 приняли на вооружение более двух десятилетий назад, массовым этот танк пока не стал. На сегодня выпущено около 2000 экземпляров, примерно половина из них продана на экспорт — главным образом в Индию. В боевых действиях танк участия не принимал.

Автор текста — Владимир Пинаев
  1. Хлопотов А. Т-90. Основной боевой танк России // Техника и Вооружение. — № 6–7. — 2010.
  2. Суворов С. Т-90. Первый серийный российский танк. — М.: Техника — молодёжи, Восточный горизонт, 2002. — С. 19. — 54 с. — (Танкомастер).
  3. Фото — Виталий Кузьмин.

Пастбище стальных гигантов

В мае в Прохоровке рядом с музеем «Третье ратное поле России» открыли танкодром, который станет частью музея бронетанковой техники. На открытии присутствовали высокие гости из Москвы, в том числе вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве оборонку. Танки в действии никто так и не увидел, вместо этого гостям продемонстрировали БТР, БМП и зенитно-ракетный комплекс. Стоит ли простым смертным ехать в Прохоровку, если танки по танкодрому ещё пока не ездят? «Ехать нужно непременно!» – отвечает «ОнОнас». И вот почему.

Ехать стоит хотя бы потому, что помимо самого танкодрома в Прохоровке появилась уникальная экспозиция бронетехники под открытым небом, аналогов которой нет, пожалуй, нигде в России, кроме разве что Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. Здесь представлены не только образцы техники времён Великой Отечественной войны, хорошо знакомые всем белгородцам по экспозиции у музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление», но и относительно современные танки, которые ещё остаются на вооружении Российской армии.

На просторной площадке неподалёку от музея углом выстроились тёмно-зелёные танки, самоходки и другая бронетехника. Под синим летним небом они напоминают причудливых стальных животных, выползших на пастбище. Пока фотограф Наталья с разных ракурсов увлечённо снимает броню, я беседую с сотрудником музея Алексеем Литвяковым.

«Вот стоит основной боевой танк Т-80, – указывает он на суровую боевую машину. – А рядом с ним свободное место – возможно, когда-нибудь рядом с ним станет Т-90. Танки у нас установлены по хронологии, в порядке выпуска. Конечно, это не все танки, которые выпускались в СССР и России, многих образцов техники – тех же танков КВ – уже попросту нет…»

По словам Алексея, до недавнего времени современную бронетехнику можно было увидеть в киевском музее, но в свете последних событий для любителей танков из России доступной осталась только Кубинка. Отдельная экспозиция бронетехники есть в музее Вадима Задорожного в Москве. Конечно, при желании можно поехать и в Бовингтон (Великобритания), и в израильский Latrun Tank Museum… Но зачем, если своя уникальная коллекция теперь есть совсем рядом, в Прохоровке?

Вся представленная здесь техника прошла процедуру демилитаризации: в стволах орудий просверлены отверстия, с пушек сняты замки, все приборы демонтированы, оптика либо снята, либо закрашена. Двигатели из танков вытащили, с помощью сварки застопорили все катки, а люки на башне и корпусе наглухо задраили – таковы требования закона. Но есть и плюс – по танкам не возбраняется лазить.

«Вы не представляете, что здесь творится, когда у нас проходят музейные мероприятия! – улыбается Алексей. – Из-за детворы, которая лазит по броне, самих танков не видно совсем».

На каждой машине закреплена табличка с названием, годом выпуска и краткими тактико-техническими характеристиками, так что любой гость танкодрома сможет отличить БТР-40 от танка Т-72.

После осмотра бронетехники Алексей ведёт нас на сам танкодром. Этот демонстрационный полигон занимает площадь 4 га. Кроме Прохоровки подобные открытые площадки для демонстрации технических возможностей бронетехники существуют лишь в Англии и Чехии. Сам танкодром представляет собой закольцованный маршрут длиной около километра с искусственными препятствиями для боевых машин – водного барьера глубиной почти метр, 8-метровой земляной насыпи, моста, ямы и инсталляции «Разрушенный город». Перед танкодромом оборудованы трибуны для 1 380 зрителей. Управлять движением танков по полигону можно из командного центра, который возвышается вдалеке. Он оборудован радиостанцией для прямой связи с экипажами бронемашин.

«У нас в стране достаточно статичных памятников с танками, а вот места, где можно увидеть бронетехнику в действии, можно по пальцам пересчитать. А здесь она свободно преодолевает водные препятствия, люди видят мощь двигателя – танк газует, в клубах дыма забирается на эстакаду…» – вдохновенно рассказывает Литвяков.

– Не слишком ли близко установили трибуны от водной преграды? – с подозрением спрашиваю экскурсовода. – Если махина массой несколько десятков тонн на скорости бухнется в этот бетонный бассейн, зрителей окатит волной воды…

Читать еще:  Давление в конце сжатия бензинового двигателя

– Это не водный барьер, а выемка. Недавно дождь прошёл, вода ещё не высохла. За зрителей не беспокойтесь! – парирует Алексей.

Когда же можно будет увидеть всё это великолепие в действии? Можно ли будет прокатиться на танке? С этими вопросами мы обратились к директору Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле», члену Общественной палаты Белгородской области Наталье Овчаровой.

«Катать на танке зрителей мы не будем – такой практики нет ни в одном танковом музее мира, – пояснила Наталья Ивановна. – В британском Бовингтоне, например, технику демонстрируют всего раз в год. Мы разработали свой график, по которому будем демонстрировать боевую технику на ходу. Планируем, что это будет происходить ежегодно 9 мая, 12 июля и в День танкиста(второе воскресенье сентября – прим. ред.). Так, 12 июля, в день очередной годовщины Прохоровского танкового сражения, мы планируем повторить тот же сценарий, что был на открытии танкодрома 16 мая – со своей и привлечённой техникой».

Так что если ты ещё ни разу в жизни не слышал рёв танкового дизеля и не видел, что эти многотонные гиганты могут вытворять на полигоне, 12 июля обязательно приезжай в Прохоровку – танкодром ждёт именно тебя!

Т-34-85

Легендарная тридцатьчетвёрка настолько крута, что состоит на вооружении некоторых стран и по сей день. В Прохоровку экспонат привезли из подмосковной Кубинки. Это модификация танка образца 1944 года, с 85-миллиметровой пушкой С-53 и увеличенным до пяти человек экипажем. Т-34-85 производили с января 1944 по 1955 год в СССР и по лицензии в Чехословакии и Польше. Всего было выпущено более 70 тыс. единиц, что делает этот танк самым массовым в мире за всю историю.

Этот тяжёлый танк привезли в Белгородскую область из станицы Кущёвской Краснодарского края. Вопреки распространённому мнению, танк не успел принять участие в Великой Отечественной войне, однако успешно бил японскую армию в Манчжурии. Внешне танк легко идентифицировать по лобовой броне – так называемому щучьему носу. Летом 2014 года в ходе конфликта на востоке Украины такой же танк в селе Константиновка был снят ополченцами с постамента, отремонтирован и задействован в бою.

Пожалуй, главный советский танк времён холодной войны. Был разработан на базе Т-54 и Т-55 на нижнетагильском «Уралвагонзаводе» в рекордные сроки – всего за два года. Впервые в мире на танк установили гладкоствольное орудие внушительного калибра – 115 мм. С 1962 по 1975 год было выпущено 20 тыс. машин. Боевой дебют танка состоялся в 1969 году во время советско-китайского конфликта на острове Даманский. Т-62 – последний представитель класса средних танков в армии СССР.

Этот танк долго оставался секретным, а его появление в СССР стало настоящим шоком для западных военных специалистов. На нём впервые реализовали идею автомата заряжания, что позволило сократить экипаж до трёх человек: вместо заряжающего снаряды выбирал и подавал робот. Танк был защищён комбинированной многослойной бронёй, а 125-миллиметровая пушка позволяла вести огонь не только обычными снарядами, но и управляемыми. Это был первый основной боевой танк, заменивший тяжёлые и средние танки.

Т-72 «Урал»

По сути Т-72 – это глубокая модернизации Т-64. Сочетание простоты и невысокой цены позволило сделать этот танк массовым. В отличие от засекреченного Т-64, «семьдесят второй» демонстрировался на парадах и поставлялся в разные страны мира, где до сих пор состоит на вооружении. Танк по лицензии производили в Индии, Польше, Чехословакии, Иране, Ираке. Характерные особенности боевой машины – низкий силуэт, мощная броня, высокая подвижность – танк может развивать скорость до 60 км/ч.

Этот экспонат приехал из города Буй Костромской области. Созданный на базе Т-64, он впервые в отечественном танкостроении был оборудован многотопливным газотурбинным двигателем мощностью 1 000 л. с. А ещё Т-80 во всём мире называют летающим танком: ему принадлежит мировой рекорд по прыжкам с трамплина. В 1997 году на международной выставке вооружений в Абу-Даби он с разгона прыгнул почти на 14 м. При этом танк в прыжке может вести огонь. Чудесная машина.

СУ-100

Когда в 1944 году на вооружении немцев появились танки с мощной бронёй, очевидной стала необходимость ответного хода со стороны советских танкостроителей. Так «ответочкой» стала самоходка СУ-100, разработанная на шасси танка Т-34. Её 100-миллиметровое орудие Д-10 с дистанции до 1,5 км прошивало броню даже «Королевских тигров». Низкий малозаметный силуэт и высокая манёвренность делали её незаменимой в бою с танками противника.

ИСУ-152

Знаменитый «Зверобой», созданный на базе тяжёлого танка ИС-1. Так ласково самоходку называли советские танкисты за её способность легко и непринуждённо расправляться с любыми представителями немецкого «зверинца». Фашисты за эти же свойства называли её иначе: Dosenöffner – «консервный нож». Кстати, конкретно этот образец передал музею директор белгородского предприятия «Стандарт Пластик Групп», на территории которого самоходка стояла несколько лет.

БТР-40ЖД

Ещё один экспонат из Кубинки. Опыт наступательных боёв ВОВ показал, что бронетанковые подразделения нуждаются в поддержке мотопехоты. Для этого в 1947 году на базе грузовика ГАЗ-63 началась разработка первого отечественного бронетранспортёра БТР-40. Уже в 1950-м он поступил на вооружение. Особенность конкретно этой модели в том, что благодаря специальным откидным каткам БТР может передвигаться по рельсам со скоростью до 65 км/ч.

БТР-70

Такой БТР – просто мечта мотострелка: восьмиколёсный, плавающий, с круговым бронированием и независимой подвеской, он принимает на борт трёх членов экипажа и семерых бойцов. На дороге он развивает скорость до 80 км/ч, но и бездорожья не боится. Крупнокалиберный 14,5-миллиметровый пулемёт КПВТ и 7,62-миллиметровый пулемёт Калашникова способны создавать плотный заградительный огонь. Такие машины использовались в Афганистане и Югославии, а также в двух чеченских кампаниях.

В середине 1950-х в армии поняли, что для успешных действий совместно с танковыми частями пехоте нужна бронированная боевая машина. В 1965 году впервые в мировой практике в СССР появился новый класс бронетехники – боевая машина пехоты. Бронированный корпус БМП-1 вмещал до 11 бойцов со стрелковым оружием. 73-миллиметровое орудие «Гром» и пусковая установка противотанковых управляемых реактивных снарядов «Малютка» сделали БМП-1 грозным соперником даже для танков.

Опыт боевого применения БМП-1 в Афганистане выявил ряд недостатков. При разработке БМП-2, принятой на вооружение в 1982 году, это учли: вместо 73-миллиметрового орудия она получила скорострельную 30-миллиметровую автоматическую пушку с большим углом возвышения, появился автоматический гранатомёт АГ-17. Была усилена броня, а в базовой комплектации появился кондиционер, который позволял десанту находиться в машине при температуре до +50 градусов.

Июньский номер журнала «ОнОнас» можно бесплатно взять в местах распространения

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector