0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое газотурбинный двигатель танка

Т-80 и Т-90

Содержание

  • Силовая установка
  • Ходовая часть, подвижность
  • Вооружение
  • Защита
  • Выводы

Т-80 и Т-90 часто сравнивают, споря, какой из этих танков был перспективнее и не зря ли в российской армии отдали предпочтение Т-90. Многие из служивших на Т-80 вспоминают эту машину с любовью за подаренные эмоции, простоту управления и надёжность. Тем не менее, армия закупает Т-72 и Т-90, которые позже начнёт вытеснять Т-14 Армата.

В этой статье вы увидите немного рассуждений о том, насколько оправдана критика танков с ГТД, берущая своё начало в 80-х годах, и до сих пор приводимая в качестве причины непопулярности Т-80.

Не задохнуться в пыли

Еще одним толчком для советских конструкторов стала информация о том, что темой газотурбинных танков стали интересоваться в США. В условиях холодной войны и гонки вооружений советское руководство не могло пропустить такую информацию мимо ушей. Нашей оборонке пришлось срочно приступить к работе, и в результате Т-80 появился на свет раньше своего газотурбинного собрата-конкурента — танка M1A1 Abrams — на несколько лет.

Одной из главных задач, которую предстояло решить конструкторам, была защита газотурбинного двигателя от пыли. Та система очистки воздуха, которую в результате удалось сделать, уникальна, и аналогов в мире ей нет. Газотурбинный Abrams тоже имеет систему очистки, однако в ходе американской операции в Ираке «Буря в пустыне» выяснилось, что в условиях песчаной бури американский танк мог двигаться или стоять на месте с работающим двигателем не более 15 минут. Затем приходилось останавливаться и вытряхивать песок из бумажных фильтров. В Т-80 с пылью боролись прямоточные циклоны — вихревые газоочистители. Кроме того, пневмовибратор стряхивал песок с наиболее подверженного загрязнению соплового аппарата. После остановки двигателя пыль также стряхивалась с лопаток турбины, и на них не происходило запекания песка в виде стекловидной массы.

Разработки газотурбинного двигателя

Первые танки были оснащены бензиновыми двигателями, позже – дизельными. Но новое время диктовало свои правила. К концу послевоенных сороковых годов конструкторы стали всерьёз задумываться о существенном повышении мощности двигателя, от которого напрямую зависела скорость танка и его способность преодолевать препятствий. Так родилась идея использовать газотурбинный двигатель, который к тому времени широко применялся в самолётостроении.

Первый образец, который пока лишь был своеобразной «заметкой на манжетах» — с массой недостатков и недоработок, — сделали в 1954 году. Работы велись в Ленинграде, в Сибири, на Урале. Испытания заканчивались неудачами: то лопалась турбина, то случались иные, более серьёзные поломки. Однако работы продолжались, так как созданию танка была отведена серьёзная роль, которую до конструкторов донесли «сверху». В 1968 году, уже при Леониде Брежневе, в правительстве вышла бумага, в которой говорилось, что создание танка с газотурбинным двигателем стоит «. считать важнейшей государственной задачей».

Т-80 в Armored Warfare

В настоящей статье мы расскажем о Т-80 — одном из самых известных советских танков, символе последнего периода Холодной войны и промышленной мощи СССР.

Газотурбинный двигатель в советском танкостроении

К концу 40-х годов прошлого века газотурбинные двигатели одержали решительную победу над другими типами двигателей в авиастроении. Неудивительно, что вскоре были предприняты первые попытки установить их и на наземную технику. Так, в 1948-1949 годах в СКБ турбинного производства Кировского завода был создан проект танка с газотурбинной силовой установкой, однако данная машина не отвечала целому ряду требований — в первую очередь к расходу топлива и, соответственно, запасу хода, и разработка была прекращена.

Пятидесятые годы отметились большим интересом к газовым турбинам как в Советском Союзе, так и на Западе. В этот период появилось множество проектов гражданской техники с газотурбинной силовой установкой — локомотивов, тягачей и даже легковых автомобилей. Не отставала и военная промышленность: в 1955 году на Кировском заводе началось проектирование двух тяжелых танков с боевой массой 52-55 тонн — «Объекта 277» с дизельным двигателем и «Объекта 278» с ГТД. Однако в 1960 году все работы были свернуты, поскольку советская промышленность переориентировалась на основные боевые танки. Кроме того, конструкторам не удалось избавить газовые турбины от ряда «детских болезней», включая низкий КПД и проблемы с очисткой входящего воздуха. По этой же причине не пошел в серию и газотурбинный Т-64Т, созданный одновременно с дизельным вариантом.

Создание Т-80

В 1965 году стартовали работы над американо-германским проектом танка нового поколения MBT-70, который должен был превосходить предшественников по подвижности, огневой мощи и защищенности. В качестве ответной меры в 1968 году в СССР началось проектирование газотурбинного варианта Т-64 с улучшенными боевыми характеристиками.

Уже в 1969 году был создан первый прототип данной машины — «Объект 219сп1», представлявший собой обычный Т-64 с двигателем Д-1000Т. Однако испытания показали, что возросшие масса и подвижность требуют капитальной переработки ходовой, поэтому в 1971 году появился «Объект 219сп2». На нем были установлены усиленные амортизаторы и торсионы, гусеницы с обрезиненной дорожкой, сдвоенные опорные катки с бандажом, новые направляющие катки и ведущие звезды. Испытания заняли пять лет, за это время было выпущено 127 танков. В 1976 году началось серийное производство.

Т-80, ставший первым в мире серийным ОБТ с единой газотурбинной силовой установкой, предназначен для прорыва обороны противника и совершения ударов в наиболее защищенных направлениях, чему способствуют отличная подвижность и разрушительная огневая мощь. Кроме того, благодаря малому силуэту и низкой заметности (шум от газотурбинного двигателя слышен только позади танка) он может использоваться в разведке.
Т-80 приводится в движение 1000-сильным газотурбинным двигателем Д-1000Т. Бронирование аналогично Т-64А: сварной корпус, литая башня. Верхняя лобовая плита и лоб башни изготовлены из комбинированной брони. Основное орудие — пушка/пусковая установка 2А46-1 с автоматом заряжания, конструкция которого также позаимствована у Т-64 и отличается от автоматов Т-72 и Т-90.

Читать еще:  Высокие обороты двигателя лексус

Уже в 1978 году появился танк Т-80Б, имевший целый ряд отличий от базовой модели, а позже было выпущено множество других модификаций. Отдельно следует выделить Т-80БВ и Т-80У (1985 г.), ставшие основными машинами советских, а позже и российских танковых войск, и Т-80УД (1987 г.), выпускавшийся на Харьковском заводе и послуживший базой для современных украинских танков. Всего было выпущено более десяти тысяч Т-80 различных модификаций, многие из них и по сей день состоят на вооружении разных государств.

Но несмотря на то, что Т-80 стал одним из самых многочисленных танков после Второй мировой, он относительно мало применялся в бою. Эти машины участвовали в первой чеченской войне и, по некоторым данным, во время конфликта 2015 года в Йемене. Самым же известным эпизодом с участием Т-80 стал расстрел Дома Правительства РФ в 1993 году.

В настоящий момент Т-80 снимаются с вооружения российской армии. Газотурбинный двигатель показал себя гораздо менее прихотливым, чем дизельный: он легче переносит жару и мороз, не глохнет при застревании машины и практически не боится затопления МТО. Кроме того, он наделяет танк потрясающими динамическими характеристиками (70 км/ч по шоссе и 60 км/ч по пересеченной местности у Т-80У) и высокой плавностью хода, что немаловажно при ведении огня в движении. Но при всех достоинствах у него есть один очень серьезный недостаток: даже самый современный газотурбинный двигатель по-прежнему потребляет очень много топлива, и поэтому танки с такой силовой установкой постепенно вытесняются дизельными моделями.

Машины, еще не выработавшие свой ресурс, проходят модернизацию и возвращаются в строй, однако и они, по-видимому, в скором времени уступят место более современным танкам.

В Armored Warfare

В Armored Warfare Т-80 — это ОБТ 7-го уровня. В игре представлена базовая модификация танка, без дополнительного буквенного обозначения. Данная машина не оснащается ДЗ и в целом уступает одноклассникам в защищенности. Однако комбинированная броня обеспечивает хорошее сопротивление лобовой проекции кумулятивным боеприпасам, а прочный лоб башни позволяет игрокам, умело использующим рельеф, практически безнаказанно вести огонь по противникам.

Орудие 2А46 обладает относительно малой скорострельностью, но высоким разовым уроном. Со временем можно разблокировать более мощные боеприпасы, включая ПТУР, и пушки 2А46-2 и 2А46-М1.

Наконец, благодаря мощному газотурбинному двигателю машина обладает прекрасными динамическими характеристиками. И хотя по максимальной скорости Т-80 проигрывает некоторым соперникам, его разгон и маневренность остаются на высоте.

Учитывая все вышесказанное, Т-80 — это идеальная машина для игроков, которые лобовому противостоянию предпочитают динамичную игру, активно маневрируют и используют тактику наскока-отхода.
Опробовать Т-80 в бою можно во время закрытого бета-теста.

Записывайтесь на ЗБТ на сайте и следите за нашими новостями!

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

В танке Т-80 необычно почти всё: газодизельный двигатель, расход топлива, скорость, отсутствие жёсткой механической связи между мотором и ведущими катками… И теснота. Самой сложной задачей в Т-80 оказалось попасть на место механика-водителя, а вот нечаянно заглохнуть тут просто невозможно. И это тоже необычно. И то, что первый заметный “боевой” опыт эти танки получили только во время обстрела ими же здания Верховного Совета Российской Федерации с народными депутатами внутри, тоже интересно.

А ну-ка быстро!

Ч тобы там ни говорили, но танк — это всего-лишь пушка на колёсах. Точнее, на гусеницах. Да, эта пушка обвешана бронёй и другими средствами защиты, она может стрелять на ходу, защищать экипаж, её учат “видеть” ночью и другим интересным штукам. Но задача у неё одна: уничтожить как можно больше других таких же пушек и людей внутри них.

Поэтому от каждого нового танка обычно требуют одно и то же: уметь дырявить броню техники других стран. Наши танки должны быть в состоянии угробить любой танк НАТО, а любой танк НАТО — размолотить наш танк. Поэтому часто основное внимание при проектировании танка уделяют его вооружению, и уже затем — защите. С Т-80 получилось несколько иначе: от него в первую очередь требовали. скорость!

С 1969 по 1980 год основным танком Советской армии был Т-64А. Его скорость по шоссе составляла 45-50 км/ч. Если в начале 70-х это было нормальным, то к началу 80-х такая скорость оказалась уже слишком низкой. И это несмотря на то, что дизель 5ТД был разработан специально для этого танка и был по тем временам достаточно продвинутым (700 л.с., 2 050 Нм при всего 13,5 л объёма). Увеличить скорость можно было только одним способом — изобретать принципиально новый мотор. Учитывая среднюю массу танков такого типа в 40 тонн, новый двигатель должен был быть мощнее предыдущего на очень приличную величину.

Ещё в 1957 году на Кировском заводе построили опытный “объект 278” — машину с газотурбинным двигателем ГТД-1 мощностью 1 000 л.с. Но конструкция оказалась сырой, отчего проект так и остался проектом.

Читать еще:  Двигатели для мотоблоков характеристик

Задолго до начала проектирования Т-80 (на то время — “объект 219”) советским конструкторам пришла в голову просто невероятная идея поставить в танк двигатель от вертолёта. Нет, ну а что: тут и хорошая мощность, и надёжность… Такой танк сделали. Это была модификация Т-64Т с ГТД-3ТЛ (700 л.с.) Но и это чудо техники надежд не оправдало: оно слишком сильно тряслось от вибраций вертолётного мотора, жрало слишком много горючего, а места для экипажа практически не осталось вовсе. К тому же выяснилось, что из-за роста скорости почти до 60 км/ч (а это было очень хорошим показателем), танк придётся переделывать полностью: не справлялись трансмиссия и ходовая часть. Волей-неволей (точнее, совместным по­становлением ЦК КПСС и Совета министров СССР) конструкторам пришлось засесть за проектирование принципиально нового танка. Но обязательно — с газотурбинным двигателем.

Разработка и испытания нового танка затянулись на семь лет, и готов он был только к 1976 году. Выпуск первого в мире газотурбинного танка наладили на том же Кировском заводе.

Вот так и получилось, что танк стал быстрее, хотя и вооружение, и часть брони Т-80 всё-таки унаследовал от Т-64А.

Всё наоборот

К чему сейчас стремятся практически все автопроизводители? Кроме получения прибыли, конечно же? Да, все хотят сделать машину, которая внутри покажется больше, чем снаружи. У производителя танка такой мысли не было.

Снаружи танк и вправду получился большим: семь метров длиной (по корпусу, без пушки) и 3,5 — в ширину. Внутри всё обстоит иначе.

Кстати, ГТД может работать и на реактивных топливах ТС-1 и ТС-2, и на солярке, и даже на бензине (правда, низкооктановом). В целом компоновка для танка традиционная. Корпус имеет три зоны. В передней располагается отделение управления с местом механика-водителя, боевое отделение с местами командира и наводчика занимает среднюю часть, а в задней части расположено мото рно-трансмиссионное отделение. Обратите внимание: тут в экипаже только три человека, а не четыре, как это было в Т-62, чей тест-драйв мы недавно публиковали. Куда дели четвёртого и как там соображают на троих? Тут всё просто: в Т-80 уже пропала необходимость в заряжающем. На танке стоит 125-миллимет­ровая гладкоствольная пушка 2А46-1 с автоматом заряжения. Последний достался от танка Т-64БВ. При необходимости пушку можно зарядить и вручную, хотя развернуться со снарядом в башне будет проблематично: просторнее от отсутствия заряжающего не стало.

В башне сидят два человека: командир и наводчик. Само собой, в бою голову из танка лучше не высовывать, поэтому их места оборудованы перископами, а место наводчика — ещё и прицелом ТПД-2-49 со стереоскопическим оптичес­ким дальномером. Кроме того командир может пострелять и сам. Для этого у него есть 12,7-мм пулемёт НСВТ “Утёс”. Правда, для этого ему придётся высовываться из своего люка.

Прежде чем попытаться проникнуть на место мехвода, посмотрим танк снаружи.

Железо, бревно и пыль

Ещё внимание привлекает непонятного вида труба, стоящая горизонтально на корме. Это — комплект оборудования подводного вождения танка (ОПВТ). Да, этот танк может ездить на глубине до пяти метров, хотя военные почему-то это называют бродом. Для этого надо установить комплект, который по большому счёту нужен только для забора воздуха. А воздух тут — это вопрос жизни и смерти.

Есть у американцев такой танк — M1 Abrams. Дружелюбные солдаты с его помощью распространяли демократию почти по всему миру. Например, в Персидском заливе. В основном он там воевал с иракскими Т-55 и Т-72, причём с последними — с трудом. Так вот у этого танка тоже газотурбинный мотор. И в песках он показал себя плохо: пыль и песок, попадающие в турбины, убивали мотор очень и очень быстро. А пока ГТД был ещё жив, американским военным приходилось постоянно очищать от песка бумажные воздушные фильтры. В итоге испытание пустыней Абрамсы не прошли. А вот у Т-80 система забора и фильтрации воздуха сделана совсем иначе. Во-первых, тут стоит блок воздухоочистителя инерционного типа (а не фильтр, как на Абрамсе). И только после него воздух проходит через воздушные фильтры соплового аппарата турбины высокого давления. Во-вторых, пыль отсасывается двумя вентиляторами. Есть ещё одна мера предосторожности на тот случай, если пыль или песок всё-таки попадут в мотор. Точнее, две — система сдува пыли и система вибрационной очистки. Первая выдувает пыль из межлопаточных каналов рабочих колес компрессоров, а вторая очищает корпус и лопатки соплового аппарата турбины в том случае, если пыль в камере сгорания уже расплавилась. А она это сделать может — температура тут поднимается далеко за 1 000 С.

А где же тормоз?

Сиденье водителя выглядит неказисто. Но мы же в танке, тут мелочей не бывает… Поэтому в сиденье есть вставки, которые прикрывают мехвода снизу от возможного гамма-излучения при передвижении по заражённому участку. Кстати, такую же функцию несут в себе и топливные баки, установленные внутри корпуса. Итак, вот оно — место водителя. Обзор здесь получше, чем в Т-62, да и сидишь прямо по центру, а не слева, но… Но всё равно почти ничего не видно. Из удобств — вентилятор перед лицом. Что ж, хоть за это спасибо.

Читать еще:  Что с двигателем после переворота

Попробуем сочетать практику с теорией. И начнём с того, что хотя педали три, это не совсем привычные нам сцепление, тормоз и газ. Тут всё сложнее. Классического сцепления тут нет вообще. Бортовых планетарных коробок передач вообще две, а рычаг КПП — один. И всё-таки при разгоне эти 42 тонны валят так, что в кресло вдавливает, особенно на нижних передачах.

Левая педаль — это педаль РСА (регулируемого соплового аппарата). Он изменяет частоту вращения свободной турбины за счёт изменения угла поворотных лопаток в проточной части двигателя перед её рабочим колесом. Свободная турбина через редуктор соединена с трансмиссией. Эту педаль используем и как сцепление, чтобы включить передачу, и с её же помощью тормозим двигателем. Прежде чем включить передачу (две коробки, по одной на каждой борт, управляются одним “рычагом избирателя скорости”, перемещаемым по гребёнке), педаль надо выжить. Лопатки РСА встают в такой угол, при котором турбина переходит в режим нулевой мощности. Кстати, вот это отсутствие жёсткой механической связи мотора с коробкой передач и не даёт танку заглохнуть, даже если упереть его в стену. Так, отпускаем педаль и удивляемся. Танк едет не сразу, а с небольшой задержкой. Отчего она появляется — я точно сказать не могу. Зато потом…

Разгон у танка очень резвый! А по сравнению с дизельным — и не такой шумный. Если слушать танк, встав позади него — да, это грохот свалки на Чудском озере. А с других сторон и даже внутри громче всего слышны вопли турбин. И ещё одна особенность — это лёгкие рычаги управления поворотом. Они с гидросервоприводами, и тянуть их со всей дури не надо. А вот понимать, как они работают, просто обязательно.

Со стороны алгоритм кажется сложным. Если рычаг потянуть не сильно, то передача с этого борта просто выключится. Тянем дальше — радиус поворота сокращается за счёт пробуксовки фрикционов включения. И если этого мало, тянем ещё. Теперь бортовая коробка скидывает на одну передачу вниз. И всё это происходит очень плавно. Настолько, что не зная, что происходит с механизмами, их работу не замечаешь. Понятно, что на месте танк можно развернуть только на первой передаче. Ну, или задней. Кстати, всего передних передач четыре, задняя — одна.

Так же, как и Т-62, Т-80 радует очень плавным ходом. Тут стоит похожая индивидуальная торсион­ная подвеска с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия. А вдобавок — гусеницы с резиновыми бего­выми дорожками и резинометаллическими шарнирами. Они не только обеспечивают неожиданный от танка комфорт, но ещё и не так сильно шумят.

Ложки дёгтя

Во-вторых, его ресурс всё-таки здорово ограничен. Он расходует столько воздуха ( до 4 кг/с) , что как его не очищай, пыль внутрь всё-таки попадает. И турбина изнашивается достаточно быстро. Приплюсуем сюда первый недостаток и грустно вздохнём. Правда, турбину можно заменить отдельно. В-третьих, этот мотор чудовищно дорогой в производстве. За его цену можно купить десяток дизелей. И, наконец, последнее. Гигантский расход топлива сильно сокращает запас хода. У Т-80 по шоссе он составляет около 350 километров, а у того же Т-64А он может достигать 700 км. Правда, максимальная скорость Т-64А по шоссе около 55 км/ч, а у Т-80 по паспорту 70, а по факту — все 100.

Примеры принципиальных схем газотурбинных установок

1 — компрессор; 2 — камера сгорания; 3 — турбина; 4 — нагрузка
Рисунок А.1 — Схема ГТУ с одновальным ГТД простого цикла

1 — регенератор или рекуператор; 2 — камера сгорания; 3 — компрессор;
4 — турбина; 5 — нагрузка

Рисунок А.2 — Схема ГТУ с одновальным ГТД регенеративного цикла

1 — камера сгорания; 2 — компрессор; 3 — турбина; 4 — силовая турбина; 5 — нагрузка

Примечание — Пунктиром показана альтернативная двухкаскадная компоновка ГТД

Рисунок А.3 — Схема ГТУ с многовальным ГТД простого цикла
со свободной силовой турбиной

1 — основная камера сгорания; 2 — компрессор высокого давления; 3 — турбина высокого давления; 4 — промежуточный охладитель;
5 — камера сгорания промежуточного подогрева; 6 — компрессор низкого давления; 7 — турбина низкого давления; 8 — нагрузка

Примечание — Отбор мощности от ГТД осуществляется с вала ротора низкого давления

Рисунок А.4 — Схема ГТУ с многовальным ГТД сложного цикла
(с промежуточным охлаждением и промежуточным подогревом)

1 — камера сгорания; 2 — компрессор; 3 — турбина; 4 — нагрузка

Рисунок А.5 — Схема ГТУ с одновальным ГТД с отборами воздуха и горячего газа

1 — предварительный охладитель; 2 — подогреватель рабочего тела; 3 — компрессор низкого давления; 4 — компрессор высокого давления; 5 — турбина; 6 — нагрузка; 7 — промежуточный охладитель

Рисунок А.6 — Схема ГТУ с одновальным ГТД замкнутого цикла

Газовые турбины — полезная информация:

10) Снегоочиститель

Знаете уважаемые друзья, где в основном оказываются старые реактивные двигатели после того, как их сняли с самолетов? Не знаете? Очень часто во многих странах мира их используют в железнодорожной отрасли, применяются они для очистки железнодорожных путей от нападавшего снега.

Кроме того, подобные снегоочистительные транспортные средства используются также и на взлетно-посадочных полосах аэродромов и везде, где требуется за короткий срок убрать с определенного участка снежный занос.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector