1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что сделать при перегреве двигателя

Перегрев двигателя: причины и способы решения проблемы

Рано или поздно любой водитель может столкнуться с проблемой перегрева мотора. Чаще всего, температура двигателя достигает критической отметки в жаркую летнюю погоду и/или при движении в вялотекущих пробках, причем от этого не зачищены даже владельцы современных и дорогих машин.

Последствия перегрева мотора могут быть самыми различными. В лучшем случае, продолжить движение на автомобиле станет временно невозможным, и водителю придется подождать, пока температура силового агрегата придет в норму. В худшем — может произойти серьезная поломка движка, и тогда машину придется реанимировать с помощью дорогостоящего ремонта.

К слову, двигатели многих современных автомобилей боятся высоких температур, и уже через 10-15 минут перегрева в них может произойти подплавление поршней. А если температура была критической хотя бы 20-30 минут, то владельцу стоит готовиться к искривлению ГЦБ, образованию трещин, прогоранию прокладок и разрушению межкольцевых перегородок.

При длительном перегреве (более получаса) последствия могут оказаться еще куда более страшными. К примеру, резко возникает риск того, что мотор полностью придет в негодность из-за пробития стенки блока поршнем, либо может переломиться коленвал.

Естественно, никто из автомобилистов не хочет доводить дело до крайностей, однако как понять, что двигатель машины перегревается и что сделать, чтобы привести его рабочую температуру в норму?

Каковы причины перегрева двигателя?

Заметим, что будучи полностью исправным автомобиль справляется с охлаждением силового агрегата без чьей-либо помощи, поэтому перегрев мотора в первую очередь свидетельствует о наличии проблем в системе охлаждения. Последняя на современных авто состоит из множества различных деталей, при этом выход любой из них может привести к заметному снижению эффективности охлаждения. Что же может сломаться?

Чаще всего, в системе охлаждения из строя выходит вентилятор. Если его лопасти не крутятся, то он перестает гнать воздух на радиатор. Проблемы с вентилятором могут возникнуть при неисправностях датчика, муфты включения или электродвигателя.

Причиной перегрева двигателя может стать и поломка термостата, который нередко «заклинивает» в закрытом положении, а также выход из строя водяной помпы. Плюс может произойти и разгерметизация системы охлаждения, то есть протечка охлаждающей жидкости.

Впрочем, иногда мотор может перегреться даже если все его системы охлаждения находятся в рабочем состоянии. Произойти это может в жаркую летнюю погоду при наличии, к примеру, грязного радиатора, который вроде бы свою задачу выполняет, но в тоже время функционирует далеко не на 100%. Кроме того, перегрев может вызвать и сам водитель при постоянном движении на пониженных передачах и на высоких оборотах.

Как узнать о перегреве двигателя?

На приборной панели некоторых автомобилей имеется специальная шкала, показывающая текущую температуру двигателя. Если ее стрелка находится на красной зоне, то это явный признак перегрева силовой установки.

Впрочем, большинство современных машин подобной шкалы лишены, зато на их приборке имеется соответствующая лампочка, загорающаяся при достижении критических температур, при этом ее срабатывание нередко сопровождается звуковыми сигналами, так что не заметить такую тревогу практически невозможно.

О перегреве мотора также может свидетельствовать появление в салоне резкого запаха, который возникает в результате кипения охлаждающей жидкости. Самым ярким симптомом того, что температура двигателя находится на критической отметке — является появление пара из под капота автомобиля.

Что делать при перегреве мотора?

Если вы заметили, что температура силового агрегата стала критической, то следует сразу же заглушить мотор машины и некоторое время подождать, так как продолжив движение можно существенно усугубить ситуацию, нарвавшись на дорогостоящий ремонт.

Заметим, что долив охлаждающую жидкость вы можете стабилизировать температуру быстрее, а вот поливать мотор холодной водой, как это в панике делают некоторые автомобилисты, ни в коем случае не стоит, поскольку это может привести к появлению трещин в конструкции силового агрегата.

Если перегрев мотора застал вас посреди городской пробки, то движение все равно следует прекратить и оставаться на холостых оборотах, а для охлаждения мотора — выставить самые высокие обороты вентилятора и включить печку на максимальную температуру.

Читать еще:  Что характеризует коэффициент полезного действия двигателя

Благодаря этому вентилятор отопителя будет частично отводить тепло с мотора в салон, что позволит привести температуру двигателя в норму гораздо быстрее, чем при обычном простое. Чтобы водителю и пассажирам при этом не «сжариться» — в салоне стоит открыть все окна.

При любой возможности постарайтесь покинуть пробку, выехав на участок открытой дороги. Движение поспособствует дополнительному обдуву двигателя радиатора, однако скорость нужно набирать на небольших оборотах (до 2 000 об/мин).

Когда температура двигателя наконец придет в норму, водителю стоит направиться на ближайшее СТО, либо вызвать эвакуатор.

Перегрев двигателя, симптомы

Признаки перегрева двигателя

Многие водители часто задаются вопросом: «Как определить перегрев двигателя?» Признаки здесь достаточно очевидны. Первым и самым главным из них является показание датчика температуры двигателя. Если стрелка выходит на красную зону, стоит сразу же остановиться и выяснить причину, поскольку двигатель в нормальном состоянии никогда не допустит такой температуры.
Еще одним явным признаком перегрева двигателя будет являться резкий запах, который появляется в результате кипения охлаждающей жидкости. Этот «аромат» легко заметить, открыв капот, либо же он может распространиться и в салон автомобиля.

Если стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости вышла в красную зону – немедленно заглушите двигатель

Еще одно последствие перегрева двигателя, которое легко заметить, это выходящий из-под капота пар. Этот симптом будет заметен сразу же даже для неопытного водителя.
Рекомендуется при обнаружении одного или нескольких признаков остановиться и не продолжать движение. Охлаждающая жидкость достаточно быстро закипает, и мотор работает в высоком температурном режиме. Это вызывает серьезные последствия перегрева двигателя автомобиля.

Причины перегрева мотора

  1. Низкий уровень антифриза в охлаждающей системе. Многие водители пренебрегают проверкой количества жидкости в расширительном бачке, а ведь она может где-то течь или выкипать. Если все патрубки и другие элементы целы, то можно просто долить ОЖ.
  2. Перегрев может стать следствием пробития радиатора. Поможет только замена, а при незначительных повреждениях герметик. Но чаще всего радиатор засоряется пылью, тополиным пухом и даже листьями. Нужно только прочистить его. Если это не помогло, а остальные причины исключены, то устройство уже просто забилось за годы эксплуатации. Это может быть следствием использования воды вместо антифриза.
  3. Заклинивание термостата. Эту проблему проще всего определить зимой. Если печь дует холодным, то других причин искать не стоит. Летом можно прикоснуться к патрубку, который чаще всего самый нижний, после прогрева мотора. Если шланг полностью холодный, то антифриз на радиатор не поступает, что и стало причиной выросшей температуры.
  4. Поломка помпы. Она, как и термостат, может заклинить.
  5. Остановившийся вентилятор. Для поиска проблемы требуется диагностика, так как мог сломаться моторчик или муфта включения. Иногда достаточно отключить датчик температуры охлаждающей жидкости, чтобы вентилятор работал постоянно при заведенном двигателе, это позволит избежать перегрева.
  6. Утечка антифриза. Первое, на что обращаем внимание, это патрубки. Могут быть не затянуты их хомуты или появились трещины. Проблема может находиться и в системе отопления салона: печка или её краник.
  7. Первая серьезная проблема, которая трудно диагностируется и устраняется исключительно профессионалами, — неправильная регулировка зажигания и впрыска. Позднее сгорание топлива приводит к перегреву двигателя, так как процесс происходит только в момент открытия клапанов.
  8. Отложения в камере сгорания. Во время работы изношенного двигателя происходит постоянный заброс масла в цилиндры. При сгорание масло образует тонкий нагар на стенках. Со временем его толщина увеличивается, что приводит к перегреву силового агрегата. Причем остановить проблему трудно, так как высокая температура способствует расходу масла, что негативно отражается на количестве отложений. Из-за этого перегрев только увеличивается.
  9. Воздушная пробка. Никакого воздуха в охлаждающей системе быть не должно, для этого стоит крышка расширительного бачка. Но она может не работать, если производился ремонт, например замена патрубка. Чтобы проверить наличие такой неисправности, нужно открыть крышку и прокачать шланги. Если это не поможет, то стоит поискать горку, поставить автомобиль «мордой» вверх и завести его, дожидаясь полного прогрева. После двух-трех срабатываний вентилятора снова открывается крышка, но уже максимально аккуратно, так как машина прогрета.
  10. Прогар клапана. Если на клапане присутствует хоть небольшая трещина, то это становится причиной раннего выхода газов, что повышает температуру двигателя.
Читать еще:  Что означает двигатель турбо

Непосредственно перегрев наступает не сразу после возникновения причины, а после ряда действий, описанных далее:

  • при достижении высокой скорости;
  • во время пробуксовки и недостаточном обдуве радиатора;
  • при слабом теплоотводе во время жары;
  • при работающем кондиционере;
  • негерметичная крышка радиатора способствует перегреву во время затяжного подъема в гору.

Но эти ситуации способствуют постепенному перегреву. У водителя есть возможность заметить неисправность из-за плавного роста стрелки температуры или мигающего индикатора. Но существуют и такие неполадки, которые приводят к быстрому перегреву мотора по причине:

  • полная остановка работы насоса;
  • разрыв патрубка, способствующий выходу охлаждающей жидкости из системы;
  • обрыв ремня помпы и генератора на некоторых автомобилях. Такая неполадка уже обсуждалась ранее;
  • прорыв газа в систему охлаждения. Актуально только для автомобилей с установленным ГБО. Последствия те же, что и у лопнувшего патрубка – антифриз просто уходит из системы;

Ещё кое-что полезное для Вас:

Причины перегрева

На самом деле любая неисправность в системе охлаждения рано или поздно может привести к перегреву двигателя во время езды или даже при его холостой работе.

Радиатор.Наиболее частой причиной перегрева двигателя автомобиля является неправильная работа радиатора. Минимальное, что с ним может случиться – внешнее загрязнение пылью, листвой и т.д. В этом случае достаточно его просто прочистить. При внутреннем загрязнении радиатор придётся везти в автосервис или прочищать самому. Наиболее часто это происходит вследствие появления в трубках накипи – чаще всего её можно устранить, а иногда нет (придётся менять радиатор). Часты случаи, когда радиатор может быть пробит. В этой ситуации его необходимо везти в автосервис, где его «залатают» герметиками.

Разгерметизация системы.При разгерметизации системы охлаждения охлаждающая жидкость вырывается наружу, что приводит к перегреву двигателя. Она может возникнуть по разным причинам: плохо затянутые хомуты, трещины в шлангах, износ насоса уплотнения, пробой радиатора и т.д. В этом случае потребуется тщательная диагностика всей системы.

Выход из строя термостата или его клапанаЧтобы увериться в неисправности термостата, достаточно ощупать (при нагретом двигателе) нижнюю часть радиатора. Если она не нагрета, то это явный признак выхода из строя термостата. В этом случае иногда может помочь ремонт, но лучше всего заменить его на новый.

Выход из строя вентилятора радиатора. Если вентилятор, установленный на радиатор, вращается с недостаточной скоростью либо не вращается вообще, то перегрев двигателя также неизбежен. Такая ситуация может возникнуть из-за выхода из строя датчика температуры (вентилятор не включается в нужный момент), двигателя вентилятора или даже муфты включения.

Выход из строя вентилятора радиатора. Если вентилятор, установленный на радиатор, вращается с недостаточной скоростью либо не вращается вообще, то перегрев двигателя также неизбежен. Такая ситуация может возникнуть из-за выхода из строя датчика температуры (вентилятор не включается в нужный момент), двигателя вентилятора или даже муфты включения.

Разуплотнение камеры сгорания. Нарушение уплотнения обычно вызывается после последнего перегрева двигателя. Это связано с перегоранием прокладок головки, появлением трещин в ней или в гильзе цилиндра, деформацией привалочной плоскости самой головки или блока. Чтобы определить это, можно обратить внимание на бочку – из неё будет вытекать охлаждающая жидкость. Последствием разуплотнения камеры сгорания нередко является резкое повышение давления в системе сразу после запуска ДВС. Однако для установки конкретной причины разуплотнения в большинстве случаев требуется разборки двигателя.

Диагностика и выявлении перегрева двигателя.

Главным источником информации о том, что двигатель автомобиля перегрелся или находится на грани этого, является датчик температурного режима двигателя. Этот датчик замеряет температуру охлаждающей жидкости, циркулирующей внутри двигателя и при её перегреве должен нам сигнализировать об этом.

Конечно же и сам датчик может выйти из строя, для этого есть и другие характеристики, которые просигнализируют о перегреве вне зависимости от того работает датчик или нет.

Читать еще:  4g91 двигатель характеристики ремонтные запчасти

К таким признакам перегрева двигателя можно отнести следующее:

  1. отсутствие подачи в салон тёплого воздуха (в зимнее время). Обыкновенно, отопитель располагается в самой верхней точке системы охлаждения, и при падении уровня охлаждающей жидкости горячая жидкость просто перестаёт в него поступать, прекращая тем самым отопление салона.
  2. Детонация двигателя. Если на улице лето или Вы пропустили первый признак, то детонация двигателя укажет Вам на то, что он перегревается. Это связано с тем, что при превышении рабочей температуры двигателя процесс горения топлива происходит в ненормальном режиме, чем и вызывает указанную ранее деформацию.
  3. Падение мощности работы двигателя. Если и детонацию Вы пропустили, о перегреве двигателя Вам сообщит, а точнее уже прокричит, резкое падение мощности двигателя. Это связано с тем. Что при перегреве поршни двигателя расширяются, сила трения увеличивается, КПД падает. Если и этот признак перегрева Вы пропустите, то готовьте себя к капитальному ремонту двигателя.

Если перегрев двигателя произошел

А теперь о том, что же именно делать, если перегрев всё-таки случился.

Первый и главный шаг. После того как Вы заподозрили или точно узнали о перегреве — это остановить автомобиль и выключить двигатель. Многие из нас именно так и делают интуитивно, понимая, что перестав работать двигатель начинает охлаждаться. Однако, многие водители совершают очень серьёзную ошибку открывая при этом пробку радиатора, чего делать категорически нельзя. Охлаждению двигателя это мало чем поможет, а вот проблем Вам и автомобилю может принести очень много. Так, поскольку жидкость в радиаторе находится под давлением, да ещё и перегрета, очень высока опасность того, что раскалённый антифриз брызнет фонтаном из горячего радиатора, рискуя серьёзно травмировать Вас и окружающих. Кроме этого, открывая пробку радиатора, Вы нарушаете герметичность системы, восстановить которую, просто закрыв пробку обратно, может и не получиться.

Просто дайте автомобилю остыть в течении 10-20 минут исходя из того, какая пора года на дворе. Для проверки уровня охлаждающей жидкости используйте расширительный бачок. Долив антифриза, при такой необходимости, также надо проводить только через расширительный бачок.

Что нельзя делать при перегреве двигателя

Нельзя поливать двигатель водой или иным способом пытаться его быстро принудительно остудить, ведь это может спровоцировать термические деформации вплоть до трещин и отслоений.

Если Вы обнаружили течь в системе охлаждения, то её необходимо устранить. Если устранить течь не удаётся, то можно двигаться небольшими отрезками, постоянно проверяя и доливая антифриз. Также часть тепла может взять на себя печка автомобиля, снимая тепловую нагрузку с двигателя и давая ему возможность работать дольше. Таким образом, Вы сможете доехать до СТО, где Вашей проблемой уже займутся профессионалы.

Неисправности насоса ОЖ

Характерным признаком неисправности насоса охлаждающей жидкости является увеличение температуры двигателя при движении по трассе. В городе перегрев отсутствует. Данный факт связан с недостаточной циркуляцией ОЖ при высоких оборотах двигателя.

Признаки неисправности насоса требуют от водителя продолжать движение, снизив скорость. Как правило, при уменьшении оборотов мотора до показателя в 2—2.5 тысячи в минуту температура снижается до допустимых значений.

Профилактика перегрева

Чтобы избежать серьезных последствий при перегреве двигателя либо предотвратить его, нужно иногда проводить профилактику перегрева. Это не потребует от вас большого количества денег, но поможет спасти от поломок двигатель. Выявляем неисправную деталь, проверяя и исключая все подозрительные элементы.

Выбирая неправильный режим эксплуатации двигателя, также может возникнуть его перегрев. Например, при постоянном движении на высоких оборотах или пониженной передаче в разы увеличивается вероятность закипания двигателя, тем более при наличии проблем работы системы охлаждения. В зимнее время обычно ошибки нивелируются пониженной температурой, но это ни в коем случае не означает, что двигатели перегреваются только летом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector