0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулятор громкости на реле для самодельной аудиоаппратуры

Регулятор громкости на реле для самодельной аудиоаппратуры

В этой статье вниманию читателей предлагается ряд различных по схемотехнике и функциональным возможностям регуляторов тембра, которые могут быть использованы радиолюбителями при разработке и модернизации звуковоспроизводящей аппаратуры.

Основной недостаток еще недавно популярных активных регуляторов тембра состоит в использовании глубокой частотно-зависимой ООС и больших дополнительных искажениях, вносимых ими в регулируемый сигнал. Вот почему в высококачественной аппаратуре желательно применять пассивные регуляторы. Правда, и они не лишены недостатков. Самый крупный из них — значительное затухание сигнала, соответствующее диапазону регулирования. Но так как глубина регулирования тембра в современной звуковоспроизводящей аппаратуре невелика (не более 8. 10 дБ), то в большинстве случаев вводить в тракт сигнала дополнительные каскады усиления не требуется.

Другой, не столь существенный недостаток таких регуляторов — необходимость применения переменных резисторов с экспоненциальной зависимостью сопротивления от угла поворота движка (группа «В»), обеспечивающих плавное регулирование. Однако простота конструкции и высокие качественные показатели все же склоняют конструкторов к применению именно пассивных регуляторов тембра.

Следует отметить, что эти регуляторы требуют низкого выходного сопротивления предшествующего им каскада и высокого входного сопротивления последующего.

Разработанный английским инженером Баксандалом еще в 1952 г. регулятор тембра [1] стал, пожалуй, самым распространенным частотным корректором в электроакустике. Классический его вариант состоит из образующих мост двух звеньев фильтра первого порядка — низкочастотного R1C1R3C2R2 и высокочастотного C3R5C4R6R7 (рис. 1,а). Аппроксимированные логарифмические ампли-тудно-частотные характеристики (ЛАЧХ) такого регулятора показаны на рис. 1 ,б. Там же приведены расчетные зависимости для определения постоянных времени точек перегиба ЛАЧХ.


Puc.1

Теоретически максимально достижимая крутизна АЧХ для звеньев первого порядка составляет 6 дБ на октаву, но при практически реализуемых характеристиках из-за незначительного различия частот перегиба (не более декады) и влияния предшествующих и последующих каскадов она не превышает 4. 5 дБ на октаву. При регулировании тембра фильтр Баксандала меняет только наклон АЧХ без изменения частот перегиба. Вносимое регулятором на средних частотах затухание определяется соотношением n=R1/R3. Диапазон регулирования АЧХ при этом зависит не только от величины затухания п, но и от выбора частот перегиба частотной характеристики, поэтому для его увеличения частоты перегиба устанавливают в области средних частот, что, в свою очередь, чревато взаимным влиянием регулировок.

В традиционном варианте рассматриваемого регулятора R1/R3=C2/C1= =C4/C3=R5/R6=n, R2=R7=n-R1. При этом достигается приблизительное совпадение частот перегиба АЧХ в области ее подъема и спада (в общем случае они различны), что обеспечивает относительно симметричное регулирование АЧХ (спад даже в этом случае неизбежно получается более крутым и протяженным). При обычно используемом п=10 (для этого случая указаны минимальные значения номиналов элементов на рис. 1,а-3,а) и выборе частот раздела вблизи 1 кГц регулирование тембра на частотах 100 Гц и 10 кГц относительно частоты 1 кГц составляет ±14. 18дБ. Как отмечалось выше, для достижения плавного регулирования переменные резисторы R2, R7 должны иметь экспоненциальную характеристику регулирования (группа «В») и, кроме того, для получения линейной АЧХ в среднем положении движков регуляторов соотношение сопротивлений верхнего и нижнего (по схеме) участков переменных резисторов также должно быть равно п. При «хайэндовском» п=2. 3, что соответствует диапазону регулирования ±4. 8 дБ, вполне допустимо использовать переменные резисторы с линейной зависимостью сопротивления от угла поворота движка (группа «А»), но при этом несколько огрубляется регулировка в области спада АЧХ и растягивается в области подъема, а плоская АЧХ получается отнюдь не в среднем положении движков регуляторов. С другой стороны, сопротивление секций сдвоенных переменных резисторов с линейной зависимостью лучше согласовано, что уменьшает рассогласование АЧХ каналов стереофонического усилителя, так что неравномерное регулирование в этом случае можно считать допустимым.

Наличие резистора R4 не принципиально, его назначение — снизить взаимное влияние звеньев и сблизить частоты перегиба АЧХ в области высших звуковых частот. Как правило, R4= =(0,3. 1,2)’R1. Как показано ниже, от него в ряде случаев можно вообще отказаться. Для снижения влияния на регулятор предшествующих и последующих каскадов их выходное Rвых и входное Rвх сопротивления должны быть соответственно Rвых >R2.

Приведенный «базовый» вариант регулятора громкости применяется обычно в радиоаппаратуре высокого класса. В бытовой аппаратуре используют несколько упрощенный вариант (рис. 2,а). Аппроксимированные логарифмические амплитудно-частотные характеристики (ЛАЧХ) такого регулятора приведены на рис. 2,6. Упрощение его высокочастотного звена привело к некоторой расплывчатости регулирования в области высших частот и к более заметному влиянию предшествующего и последующего каскадов на АЧХ в этой области.


Puc.2

Подобный корректор при п=2 (с переменными резисторами группы «А») был особенно популярен в простых любительских усилителях [2] конца 60-х — начала 70-х годов (главным образом, из-за малого затухания), но вскоре величина п возросла до привычных сегодня значении. Все сказанное выше относительно диапазона регулирования, согласования и выбора регуляторов справедливо и для упрощенного варианта корректора.

Если отказаться от требования симметричного регулирования АЧХ на участках их подъема и спада (кстати, необходимость спада практически не возникает), то можно еще более упростить схему (рис. 3,а). Приведенные на рис. З.б ЛАЧХ регулятора соответствуют крайним положениям движков резисторов R2, R4. Достоинство такого регулятора — простота, но поскольку все его характеристики взаимосвязаны, для удобства регулирования целесообразно выбирать п=3. 10. С ростом п крутизна подъема растет, а спада — снижается. Все сказанное выше о традиционных вариантах корректора Баксандала в полной мере относится и к этому, предельно упрощенному варианту.


Puc.3

Однако схема регулятора тембра Баксандала и ее варианты — отнюдь не единственная возможная реализация пассивного двухполосного регулятора тембра. Вторая группа регуляторов выполнена не на базе мостов, а на базе частотно-зависимого делителя напряжения. В качестве примера изящного схемотехнического решения регулятора можно привести темброблок, в свое время использовавшийся в различных вариациях в ламповых усилителях электрогитар. «Изюминкой» данного регулятора является изменение частот перегиба АЧХ в процессе регулирования тембра, что приводит к интересным эффектам в звучании «классической» электрогитары. Базовая его схема изображена на рис. 4,а, а аппроксимированные ЛАЧХ — на рис. 4,6. Там же приведены расчетные зависимости для определения постоянных времени точек перегиба.


Puc.4

Нетрудно заметить, что регулировка в области низших звуковых частот изменяет частоты перегиба, не меняя наклон АЧХ. Когда движок переменного резистора R4 находится в нижнем (по схеме) положении, АЧХ на низших частотах линейна. При перемещении же движка вверх на ней появляется подъем, причем точка перегиба в процессе регулирования сдвигается в область более низких частот. При дальнейшем перемещении движка верхняя (по схеме) секция резистора R4 начинает шунтировать резистор R2, что вызывает сдвиг высокочастотной точки перегиба в область более высоких частот. Таким образом, при регулировании подъем низких частот дополняется спадом средних. Регулятор высших звуковых частот представляет собой простейший фильтр первого порядка и особенностей не имеет.

На базе этой схемы можно построить несколько вариантов темброблоков, позволяющих регулировать АЧХ в области низших и высших частот. Причем в области низших частот возможен и подъем, и спад АЧХ, а на высших — только подъем.

Вариант темброблока с регулированием частоты перегиба АЧХ в низкочастотной области показан на рис. 5,а, его ЛАЧХ — на рис. 5,6. Резистор R2 регулирует частоту перегиба АЧХ, a R5 — ее наклон. Совместное действие регуляторов позволяет получить значительные пределы и большую гибкость регулирования.


Puc.5

Схема упрощенного варианта темброблока приведена на рис. 6,а, его ЛАЧХ — на рис. 6,6. Он представляет собой, в сущности, гибрид низкочастотного звена темброблока, показанного на рис. 3,а, и высокочастотного звена темброблока, показанного на рис.4,а.


Puc.6

Объединив функции регулирования АЧХ в низкочастотной и высокочастотной областях, можно получить простой комбинированный регулятор тембра с одним органом управления, весьма удобный для применения в радиоприемной и автомобильной аппаратуре. Его принципиальная схема показана на рис. 7,а и ЛАЧХ — на рис. 7,6. В нижнем (по схеме) положении движка переменного резистора R1 АЧХ близка к линейной во всем диапазоне частот. При перемещении .его вверх появляется подъем на низших частотах, причем низкочастотная точка перегиба в процессе регулирования сдвигается в область более низших частот. При дальнейшем перемещении движка верхняя (по схеме) секция резистора R1 включает в работу конденсатор С1, что приводит к подъему высших частот.


Puc.7

При замене переменного резистора R1 переключателем (рис. 8,а и 8,6) рассмотренный регулятор превращается в простейший тон-регистр (положение 1 — classic; 2 — jazz; 3 — rock), популярный в 50-х — 60-х годах и вновь используемый в эквалайзерах магнитол и музыкальных центров в 90-х.


Puc.8

Несмотря на то что о регулировании тембра, казалось бы, все давно уже сказано, многообразие пассивных корректирующих цепей не исчерпывается предложенными вариантами. Немало забытых схемотехнических решений переживают сейчас второе рождение на новом качественном уровне. Весьма перспективен, например, регулятор громкости с раздельной регулировкой тонкомпенсации по низким и высоким частотам [З].

1. Шкритек П. Справочное руководство по звуковой схемотехнике (пер. с нем.). — М.: Мир, 1991, с. 151-153.

2. Крылов Г. Широкополосный УНЧ. — Радио, 1973, N 9, c.56,57.

3. Шихатов А. Комбинированный блок регулирования АЧХ. — Радио, 1993, N 7, с. 16.

А. ШИХАТОВ, г. Москва

Не плохой обзорчик, однако упущен еще один вариант регулятора, принципиальная схема приведена ниже. Единственным недостатком этого регулятора громкости-тембра является необходимость выходного каскада предварительных усилителей способного работать на нагрузку 10к, поскольку при минимальном уровне громкости движок переменного резистора будет соединем с общим проводом.

Регулятор громкости на реле для самодельной аудиоаппратуры

В своей предыдущей статье о модернизации усилителя Kenwood я упоминал о замене регулятора громкости на более качественный. В роли такого был выбран уже хорошо зарекомендовавший себя лестничный аттенюатор им. А.Никитина. Так как устройство пользуется популятростью у любителей хорошего звука, выкладываю описание моего опыта его повторения.

Автор: aleyer

Не буду вдаваться в многословные описания различных способов организации регулировки громкости в усилителе, скажу, что по совокупности характеристик, регулятор по схеме А. Никитина является одним из самых интересных вариантов. При использовании хороших комплектующих и правильно разведенной платы, он обеспечивает меньшее влияние на сигнал, чем популярные потенциометры, имеет постоянное входное сопротивление, больше ступеней регулировки, чем дискретные регуляторы типа DACT и большую надежность в аварийных ситуациях (как например подача с источника половины питающего напряжения, что однажды случилось у меня), чем электронные регуляторы. Есть и еще один плюс. Плату с регулятором громкости можно расположить непосредственно у платы УМ, а органы управления вывести на переднюю панель, не беспокоясь о возможных наводках на длинные провода и не усложняя конструкцию „удлинителем“ для вала потенциометра.

Авторское описание регулятора и принцип его работы находятся в СТАТЬЕ, опубликованной в журнале РадиоХобби 2/2002г. В статье очень доходчиво описано устройство РГ, однако не приведен способ управления релюхами. При желании можно собрать схему управления регулятором с применением логики, но мне больше по душе микроконтроллеры. Остановился я на представителях семейства ATtiny. Преимущество управления при помощи МК, заключается в том, что можно выбрать и реализовать в прошивке любой способ управления громкостью: кнопками, с пульта дистанционного управления, при помощи потенциометра, либо энкодера.

По моему мнению, самыми оптимальными являются 2 варианта: при помощи потенциометра и пульта ДУ. Кнопки на передней панели усилителя не позволяют быстро изменить уровень громкости на значительную величину, в отличие от потенциометра, который за секунду можно повернуть на любой угол. Управление при помощи энкодера, по сравнению с потенциометром, лишает пользователя одного удобства — с потенциометром всегда видно, какой у усилителя выбран уровень громкости, даже без дополнительной индикации и при выключенном усилителе. Ну а пультом ДУ можно пользоваться на расстоянии, этот плюс очевиден.

Читать еще:  Автомобильные компрессоры: ремонт, диагоностика, профилактика

В моем случае, главным условием была максимальная компактность готового устройства. На плате должны были размещаться 6 реле, а также 2 микросхемки: микроконтроллер, через который будет совершаться управление реле, и 7-канальный драйвер реле ULN2003. Естественно, варианты установки микросхем в DIP корпусах были изначально отброшены из соображений экономии места на плате. Вторым условием было то, что для управления устройством предполагалось использовать родную ручку регулятора громкости, правда, уже с другим потенциометром, также максимально компактным. В качестве МК был выбран ATtiny44A в корпусе SO14, так как он идеально подходил для проекта, как по расположению пинов, так и по наличию АЦП, который нужен для реализации управления громкостью при помощи потенциометра. ATtiny24 также подходил, но разница в цене была минимальна, поэтому выбрал МК с большим объемом памяти. Старые версии чипов (без буквы А) также подходят.

В итоге получились такие схемки:

1 — лестничный аттенюатор с управлением на МК

2 — стабилизированное питания для реле и микросхем

Cхемы можно также скачать в проекте EAGLE.

Первым, что было готово, стала прошивка для МК. Управление осуществляется при помощи подключаемых к плате одиночного потенциометра с линейной характеристикой (например на 10кОм). Для предотвращения щелчков в колонках при изменении уровня громкости применен алгоритм, который заключается в том, что при переключении реле сначала включаются те, которые устанавливают новый уровень громкости ослабляя сигнал, а через пару миллисекунд выключаются предущие. Это не помогло на 100% избавиться от щелчков, они есть, но настолько тихие, что при нормальном использовании незаметны. Более того, если плавно крутить ручку потенциометра, когда играет музыка, то громкость изменяется очень плавно. В прошивку также был добавлен код для управления громкостью при помощи пульта ДУ стандарта RC5 (кнопками vol+, vol- и mute). Сам приемник для пульта (TSOP4838) впоследствии успешно разместился под передней панелью без необходимости его доработки.

Алгоритм работы, заложенный в прошивке, достаточно прост. При включении выставляется уровень громкости в соответствии с положением ручки потенциометра. Если пользователь покрутил ручку потенциометра – громкость меняется. Если воспользовался регулировкой громкости с пульта ДУ – громкость также соответственно изменяется. Пока ручку не трогают, используется уровень громкости, выставленный с пульта. После процедуры изменения уровня громкости (то есть переключения реле) я поставил задержку для того, чтобы при кручении ручки потенциометра реле беспорядочно не переключались. Величину задержки я выбрал на слух, так чтобы реле не переключались ни слишком часто, ни слишком редко.

Далее была разведена плата под рекомендованные многими, как одни из лучших для этого применения, реле Fujitsu-Takamisawa RY12W-K и SMD-резисторы. Разводка платы далеко не идеальна, и уж тем более не универсальна, но главным условием были минимальные размеры и ради этого чем-то пришлось пожертвовать. Впрочем, я постарался учесть все рекомендации по питанию МК. Крепление платы внутри усилителя сделано при помощи двух штырьков от разъема, одной стороной они запаиваются в плату РГ, второй — в плату усилителя. Соединение входа, выхода и сигнальной земли платы РГ с платой усилителя — при помощи МГТФ сечением 0,35мм², которые идут прямо между плат. Как вариант, можно совместить платы РГ и селектора входов и разместить их непосредственно у (или на) входных разъемах RCA. Платы я заказал на производстве, все-таки, это того стоит.

Что касается диапазона регулировки громкости, стандартные варианты, когда 6 реле обеспечивали ослабление с шагом в 1дБ в диапазоне от 0 до -63дБ, либо в 2дБ в диапазоне от 0 до -127дБ, показались мне неудачными. Максимальное ослабление в -127дБ чрезмерно, а в -64дБ, по крайней мере для меня, недостаточно, так как я люблю слушать музыку ночью, с уровнем где-то в -80..-70дБ. Проверить это мне помог плеер Foobar2000, в котором можно регулировать громкость, имея перед глазами текущий уровень громкости, выраженный в дБ (громкость на усилителе во время этого теста устанавливается на максимум). После недолгих размышлений было выбрано простое и гениальное решение проблемы: шаг увеличивался в 1,5 раза. Таким образом, ступени характеризуются ослаблением в -1,5 -3 -6 -12 -24 и -48дБ, а максимальное ослабление составило 94,5дБ. Необходимые номиналы резисторов для РГ рассчитывались в Excel, а на практике получались путем запараллеливания пар из 1%-х резисторов типоразмера 1206.

Для выполнения логарифмического закона регулирования, необходимо что бы входные сопротивления регулятора и усилителя мощности были равны. Этого можно добиться пересчетом резистивной матрицы под необходимое входное сопротиление регулятора, либо впаиванием параллельно выходу РГ резистора необходимого номинала (например, при сопротивлениях РГ 10кОм и усилителя 100кОм необходимо впаять резистор 11кОм). Увеличивать сопротивление РГ не стоит, так как через контакты реле в этом случае будет проходить слишком малый ток, что может привносить искажения в сигнал. Хочу отметить, что рекомендуется использовать более качественные резисторы, чем обычные толстопленочные, с более высокими показателями стабильности и большей точностью (тонкопленочные, MELF), но мне не удалось достать нужные номиналы. Резисторы по сопротивлению следует подбирать в пары. Я поленился это сделать и в результате получил при определенном уровне громкости (когда включено только одно реле) ощутимый перекос баланса.

Ниже представлена таблица с номиналами резисторов для РГ входным сопротивлением 10кОм. Для пересчета под другое сопротивление можно воспользоваться прилагаемым Excel-калькулятором.

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Цифровой кнопочный потенциометр — регулятор громкости

Схема кнопочного потенциометра (сдвоенного) с цифровым управлением построена на основе специализированной микросхемы DS1267 от компании Dallas. В этом проекте используется версия 100к. Для управления ей служит микроконтроллер ATTiny13, выбранный из-за небольших размеров. Потенциометр позволяет регулировать максимум 256 шагов, однако можно применить ограниченное значение до 128 шагов. Этот показатель свободно устанавливается изменяя исходный код программы. На плате предусмотрен также вывод поляризации системы DS1267, так называемые «VBias», который можно поляризировать отрицательным напряжением, когда требуется перемещение бОльших чем 0,5 В амплитуд сигнала.

Устройство с успехом может заменить классический потенциометр (регулятор громкости), что и было проверено на этом самодельном усилителе.

В схеме регулятора применены в основном SMD элементы, чтобы максимально уменьшить его размеры. Плата с успехом может быть встроенная в любую часть усилителя звука, так как ее высота всего 1 см. Регулировка громкости осуществляется с помощью двух миниатюрных кнопок (микриков), припаянных непосредственно на плату. Светодиод сигнализирует своим миганием о процессе нажатия и регулировании.

Схема электрическая кнопочного регулятора

Основой схемы является микроконтроллер U1 (ATTiny13), работающий на внутреннем источнике синхронизации (внутреннем генераторе). По трех-проводной шине он управляет состоянием U2 (DS1267). Выходами потенциометров будут разъемы P1 и P2. Диод D1 вместе с резистором, ограничивающим его ток, выполняет функцию индикатора работы шины. Короткой вспышкой сообщает о факте отправки данных в м/с U2. Конденсатор C1 (100nF) представляет собой фильтр питания.

Изготовление конструкции

Схема паяется на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. Плата не содержит перемычек, а два кажущихся разрыва в цепи массы будут местами пайки корпуса кнопок. Монтаж следует начать с припаивания интегральных микросхем, потому что это делается гораздо удобнее, когда нет выступающих элементов от другой стороны. Порядок пайки остальных элементов произвольный. Схему необходимо питать напряжением 5 В, желательно стабилизированным.

Определенным неудобством является программирование микроконтроллера, так как здесь не предусмотрено разъема программирования. Чтобы запрограммировать МК U1 — подпаяйте аккуратно к его выводам тонкие провода, которые затем будут подключены к программатору. Вывод VB (VBias) соединен с массой схемы, однако, если необходимо подключение этого входа к другой полярности, просто вырежьте фрагмент дорожки между выводами на плате. Когда потенциометр работает для регулировки громкости предусилителя и амплитуда сигнала, что на него подается не превышает 0,5 вольта, то выход VB следует поляризировать относительно отрицательного напряжения -5 В относительно массы. Это обеспечит правильную передачу аналогового сигнала.

кнопочный регулятор — потенциометр

Следует иметь в виду, что потенциометр имеет максимально допустимое напряжение, которое может присутствовать на любом из контактов (относительно GND) от -0.1 до +7 В для Vb = 0 и от -5 до +7 В для Vb = -5 В. При эксплуатации регулятора следует позаботиться о том, чтобы не превышать указанные допустимые границы напряжений. Когда вы питаете схему от отдельного БП, необходимо убедиться, что масса потенциометра (GND) и масса схемы назначения связаны между собой.

Фьюзы биты

На рисунке показаны настройки фузов для микроконтроллера ATTiny13

Управление регулятором

Работа со схемой проста. Изменение громкости осуществляется нажатием кнопок S1 и S2. Удержание нажатой кнопки вызывает плавное перемещение воображаемого ползунка потенциометра в нужном направлении. Светодиод D1 сигнализирует своим миганием факт изменения положения ползунка. Когда он достигнет одной из крайних позиций — индикатор перестанет мигать, хотя вы и продолжите держать нажатой кнопку.

Подключение регулятора

Прошивка и плата

Все необходимые для самостоятельной сборки файлы вы можете скачать по ссылке.

Тема: Регулятор громкости на реле. С управлением от ADC0804.

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…

Регулятор громкости на реле. С управлением от ADC0804.

Приветствую!
Хотелось бы выделить в отдельную тему данный регулятор. Качественный и что самое главное прост в повторении. Нет прошивок, контроллеров. Плату можно сделать на коленке. А качество зависит от применённых реле. Минус нет ПДУ. Для новичков и осознания приимуществ релейного регулирования самое то!

Хочу сказать отдельное спасибо Л.Зуеву. за консультацию по регулятору в ветке про его усилитель. (ссылка выше)

Собственно собрав данный регулятор я честно сказать удивился, мой первый опыт с релейным регулированием, даже с такими реле и резисторами в аттенюаторе стало ясно в какую сторону смотреть при выборе РГ. Да резисторы млт многие скажут фу.. но ни кто вам не мешает ставить другие. Себе подбирал с очень близкой точностью к расчётной.

Если кто собирал, собирает будет собирать или просто интересуется ваши соображения по поводу регулятора приветствуются.
Пока всё вот в таком виде.

Для интересующихся архив с платами моей разработки (управление + аттенюатор) для Спринта. (во вложении)
(сам платы делал лутом )

———- Сообщение добавлено 14.05.2016 в 21.50 ———- Предыдущее сообщение было 13.05.2016 в 21.37 ———-

Собственно замечания по регулятору.
1.Сильно сказывается «шуршание» переменника, регулировка начинает дёргаться туда сюда. В итоге взял нормальный сдвоенный переменник на 20к и запараллелил его половинки. Дёргания громкости исчезли.
2.Регулировка происходила в малиньком «диапазоне» поворота ручки. Заметно стало лучше когда довесил сверху и снизу переменника резисторы по 270 Ом.
В остольном уже отлично

Последний раз редактировалось Dielx; 16.05.2016 в 07:49 .

Регулятор громкости на реле для самодельной аудиоаппратуры

Релейный регулятор громкости

Автор: Серый_
Опубликовано 19.09.2020
Создано при помощи КотоРед.
Участник Конкурса «Поздравь Кота по-человечески 2020!»

Поздравляем кота с 15-ти летием, в эпичный период коронавируса! Схема представляет из себя дискретный, 32-х ступенчатый регулятор громкости, где 5 бит управляют 5-ю реле, переключающими определённый набор резисторов. Шестое реле – селектор входов. Т. к. реле двухблочные, это затрагивает оба стереоканала. Ввиду минимального количества реле и упрощённого переключения (не способом делителя/ имитации потенциометра), данная схема физически не может быть линейной, но это и своего рода плюс, ибо около нормальной громкости, регулирование нужно более плавное. Подробнее о резистивном делителе такого типа, можно прочитать в «Радиохобби» 2002 №2 за авторством А. Никитина. Небольшим минусом такой схемы является то, что в регулирующую линейку сопротивлений, требуются резисторы не из стандартного ряда, для точного регулирования каждым ключом: -4dB, -8dB, -16dB, -32dB, -64dB. При большом желании, каждый резистор можно «уровнять» добавочным резистором, последовательно или параллельно, но в данной схеме, мы мутных путей не ищем, и количество компонентов сводим к минимуму. Схема:

Читать еще:  Коробка передач ВАЗ 2106

Энкодер (работающий по прерыванию INT1) управляет громкостью, при этом светодиоды LD3, LD4 помимо основных функций (указанных на схеме), служат индикаторами начала и конца «шкалы» регулирования. Кнопка SB4 «запись» — записывает установки в EEPROM. При включении аппарата — установки считываются из EEPROM, реле и индикация приводятся в соответствие с запомненным. Общее сопротивление линейки резисторов R26…R35 составляет 10k1. При любых переключениях, нагрузка для источника сигнала остаётся постоянной. Резисторы R36 не обязательны и могут служить для корректировки общего сопротивления и баланса (что вряд ли понадобится). «Дополнительный торг по схеме здесь неуместен», ибо и так всё очевидно. Вкратце можно рассмотреть, как работает ДУ:

Основным подходящим пультом является ПДУ от Philips TV (и эквивалентные, изготовленные сторонними производителями), с протоколом передачи данных RC-5. Он в свою очередь основан на «Манчестерском коде», где с чередованием 0 и 1 «модулирующая частота» упадёт не более, чем в два раза. На выходе ИК приёмника линя находится в состоянии «Idle», высокий уровень. С первым прерыванием INT0 по спаду, активируется таймер с задержкой до первого бита данных, а INT0 в это время будет просто считать количество прерываний. Если оных набралось не менее 4-х, значит это не какая-то левая вспышка и приёмку можно продолжать. Первая часть посылки с адресом игнорируется, что увеличивает шансы использовать ПДУ не только от телевизора. Далее с побитным временным интервалом, считываются оставшиеся биты данных. Процесс останавливается, а код уходит на «фильтр действий». На рисунке показано соответствие кнопок ПДУ и кодов. Произвольное переназначение кнопок не предусмотрено, т. к. исходник прилагается и можно вписать «нравящиеся». Далее монтаж:

Монтаж выполнен на двух печатных платах (односторонках), светодиоды и приёмник ИК, расположены на основной плате и выведены на переднюю панель. Кнопки и энкодер — на другой плате, которая с основной, соединена пайкой проводов и закрепляется вертикально на передней панели. Относительно низкоомное реле, сопротивлением катушки 125R, кушает ток вместе с транзисторным ключом 41mA. А шесть таких = 246mA. Соответственно радиатор для DA2 должен быть раза в 2…3 больше, чем на фото. Рекомендуется в таких схемах применять поляризованные «залипающие» реле, но это потребовало бы больше «электродов» микроконтроллера для управления ими. Установка красного стекла перед ИК приёмником так же приветствуется. Так на скорую руку это выглядит на панели усилка:

В архиве прилагается ассемблерный исходник для AVR Studio и печ. платы. При прошивке – конф. биты МК по умолчанию.

Самодельные аудио конструкции и схемы УНЧ

Этот усилитель низкой частоты может развивать мощность 150W на нагрузке сопротивлением 8 Ом при КНИ не более 10%. При КНИ менее 1% мощность составляет 90W. Усилитель может использоваться в составе аудио центра в качестве широкополосного (40-22000 Hz) стереофонического усилителя мощности (нужно два таких усилителя) или в низкочастотном канале, одном общем для обоих стереоканалов (при трехканальной схеме стереосистемы, с так называемым сабвуфером)

Усилитель звуковой частоты входит составной частью почти в любое электронное устройство, будь то радиоприемник, mp3 плеер, телефон и даже компьютер и телевизор. Начинать лучше с простейших УЗЧ с батарейным питанием, причем, чтобы нечасто менять или заряжать батарею, ваш УЗЧ должен работать при небольшом напряжении питания и потреблять минимальный ток!

Экономичность напрямую зависит от устройства, воспроизводящего звук. Малогабаритные акустические системы требуют максимальной электрической мощности для получения равной громкости звука и меньше всего подходят для наших целей. Большие АС работают значительно громче при небольшой подводимой мощности. Но лучше всего использовать наушники — и другим не мешаешь, и слышно громко. Но и они бывают разными! Производители наушников (как, впрочем, и радиоприемников, плееров и т. д.) ратуют за качество звука, но вовсе не озабочены проблемой экономичности.

Когда встает вопрос что поставить на вход УНЧ для управления звуком? Загляните в радиолюбительские схемы и конструкций различных регуляторов громкости для усилителей звуковой частоты.

Схема приставки для изменения голоса человека, основана на базе микросборки HT8950A, которая преобразует звуковые колебания в два специальных звуковых эффекта — вибрато и «голос робота». Первый создается за счет изменения частоты входного сигнала вверх и вниз с шагом 8 Гц. А второй трансформирует аудио сигнал в голос робота.

Подборка радиолюбительских решений и схем в вопросах реализации УНЧ на микросхемах.

В любом усилителе можно ввести обратную связь — часть усиленного сигнала подать на вход. Если фаза этой добавки совпадает с фазой сигнала на входе, то получается положительная обратная связь (ПОС). От ее введения усиление возрастает. Но этим эффект от ПОС не ограничивается.

Как бы мы ни старались, но усиление всегда зависит от частоты. Получается, что усилитель как бы «предпочитает» одни частоты. Амплитуда сигнала на этих частотах после усиления резко возрастает. На других частотах амплитуда возрастает значительно слабее, и в отдельных редких случаях она может даже стать меньше, чем была на входе. Положительная обратная связь все эти особенности усилителя обостряет. Плохо это или хорошо?

Вообще-то обратная связь — это всего лишь искусственный прием. Если мы с вами хотим принять определенную радиостанцию, а усилитель именно на ее частоте дает максимальное усиление, то это хорошо. В усилитель добавляют колебательный контур и настраивают его на частоту радиостанции.

Для качественного воспроизведение звука необходимы особые технические устройства, среди которых отдельной строкой можно выделить предусилитель. Он используется для преобразования слабого акустического сигнала в более мощный. Находится предусилитель должен рядом с источником сигнала. Это необходимо для того, чтобы получать сигнал и сразу передавать его без изменений на УНЧ. Слабый сигнал может поступатьсо звукоснимателей, с микрофона ,различных проигрывателей и даже радиоприемника. В основном такие схемы используются в аудио системах High-End и Hi-Fi для подсоединения отдельных компонентов аудиосистемы, а так же для увеличения амплитуды напряжения и мощности.

Децибел это логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений. Стоит особо выделить тот факт, что децибел не является частью системы единиц измерения СИ. Но, несмотря на это, он занял прочное место в том числе и в электронике, наряду с более знакомыми начинающим радиолюбителям единицами измерения.

Самой главной задачей при включении динамиков является их правильное соединение так, чтобы ни один из них не был перегружен, т.к перегрузка запросто может вывести из строя любой динамик. Важно знать и следовать правило, которое гласит что на динамик следует подавать мощность либо ниже, либо равную номинальной (расчетной). Иначе, рано или поздно даже самый отличный и фирмовый динамик выйдет из строя.

Темброблок используется для выравнивания Амплитудно-Частотной Характеристики (АЧХ) усилителей низкой частоты. Так как многие УНЧ обладают нелинейной характеристикой в различных диапазонах частот: в диапазоне низких и высоких частот коэффициент усиления значительно хуже , чем в средне-частотном интервале. Поэтому для высококачественного звуковоспроизведения имеет смысл использовать специальные модули — «темброблоки», с помощью которых можно регулировать аудио сигнал по всему спектру диапазона.

Микросхема TDA7293 является логическим завершением сборки TDA7294, и не смотря на то, что цоколевка почти одинаковая, имеется ряд улучшений по сравнению с ее предшественницой. В первую очередь следует отметить увеличенное напряжение до величины ±50В, добавлены защиты от перегрева кристалла и КЗ в нагрузке УНЧ, реализована возможность параллельного соединения нескольких микросхем для увеличения выходной мощности. THD при 50Вт не выше 0,1% в диапазоне 20…15000Гц. Напряжение питания ±12…±50В, ток выходного каскада в пике достигает 10А.

Рассмотренные в тематической подборке конструкции микрофонных усилителей используют только недорогие и доступные радиокомпоненты, а также неплохие технические характеристики.

Полезная статья для радиолюбителя-самоделкина с подборкой фотографий на тему «Как самому сделать электретный микрофон для персонального компьютера».

Подборка интересных радиолюбительских вариантов схем изготовления автомобильных усилителей мощности своими руками.

В последнее время, несмотря на новые рекорды наноэлектроники, наблюдается устойчиво растущий интерес радиолюбителей к схемам ламповых усилителей. Одних эти конструкции приводят в восторг, другие не способны относится к ним со всей серьезностью, без излишнего скептицизма. В рамках этой статьи рассмотрим несколько простых конструкций ламповых усилителей.

В радиолюбительской практике иногда возникает необходимость в усилении сигнала в низковольтных цепях. Для решения этой задачи была рассмотрена принципиальная схема низковольтного УНЧ собранного на транзисторах.

Усилитель собранный на ОУ, как правило имеет отличные звуковые показатели. В роли ОУ в первой рассматриваемой схеме возьмем микросборку LM833. Это широко применяемый радиолюбителями малошумящий двухканальный ОУ. Отличительной особенностью которого является крайне низкий уровень нелинейных искажений.

Эта радиолюбительская радиоконструкция разработана на базе микросхемы ISD25120 и позволяет записывать аудиоколебания до 120 секунд. Режим записи и чтения контролируется кнопкой. Конструкция имеет микрофон и светодиод-индикатор для режимов воспроизведения и записи. ISD25120 имеет энергонезависимую память, поэтому записанная информация сохраниться даже после выключения устройства.

Раньше стрелочные индикаторы уровня звука (ИУЗ) часто устанавливались на кассетные проигрыватели. Но с развитием элементной базы появились и светодиодные индикаторы. В статье и будет рассмотрена схема индикатора уровня звука на двух микросхемах и десяти светодиодах.

Данный пятиполосный эквалайзер на микросхеме LA3600 можно использовать в переносной и автомобильной радиоаппаратуре. Им можно регулировать тембр в пяти диапазонах: 108Гц, 343Гц, 1.08кГц, 3.43кГц, 10.8кГц

Валкодер это радио электронное устройство, меняющее какую-то величину в зависимости от угла поворота оси. Такой элемент имеется, например, в каждой роликовой компьютерной мыши или в музыкальном центре, автомагнитоле да и во многих других устростройствах бытовой техники.

Защита качественной акустики — неотъемлемая часть любой звуковоспроизводящей техники. Предлагаю для повторения простую схему защиты акустической системы на специализированной микросхеме UPC1237. Она специально разработана для защиты аудио техники и содержит в себе детектор переменного напряжения питания, обладает функцией задержки подключения акустики, выход для прямого подключения реле

СХЕМА РЕГУЛЯТОРА ГРОМКОСТИ

На одной схеме показан один канал ргулятора громкости, а на другой — сразу 4 канала. Естественно их может быть и 5, и 10. Суть метода заключается в том, что подавая на базу транзистора положительный потенциал через резистор, транзистор открывается и шунтирует вход УНЧ — громкость снижается.

С этой схемой был проведён ряд экспериментов. Выяснилось, что питание базы можно брать начиная от 1,5В. Максимальный предел напряжения определяется ограничительным резистором на 1кОм. Если мы нашли в УНЧ допустим 12В, то и резистор надо увеличить до безопастных для базового тока 30кОм. Ток потребления базовой цепи в открытом состоянии — несколько миллиампер. В общем подберёте.

В открытом состоянии транзистора, возможно будет слышен очень тихий звук из-за падения напряжения на кремниевом кристалле. Чтоб молчание было полным — нужно использовать германиевый транзистор типа МП36 — МП38.

Конденсаторы на входе и выходе электронного регулятора громкости используют неполярные. Транзистор ставим любой маломощный Н-П-Н, типа КТ315, КТ3102, С9014 и т.д. Переменный резистор для электронного регулятора на сопротивление в пределах 10-100кОм. Желательно с линейной характеристикой.

При замыкании движка на массу, все транзисторы закроются и громкость станет максимальной. Перемещая движок к плюсу питания, мы понемногу открываем транзисторы и звук станет затихать. Резистором, что подключен к плюсу питания, выставляем плавность изменения громкости по всему повороту резистора. Чтоб не было так, когда уже после половины поворота громкость исчезла и дальше крутим напрасно. Использование данного электронного регулятора громкости с одной стороны немного увеличит уровень шумов, но с другой — снизит наводки на провода, так как теперь нет необходимости тянуть два раза экранированный провод от выхода предварительного усилителя до входа усилителя мощности.

Читать еще:  Заливная горловина топливного бака ваз 2109

Форум по обсуждению материала СХЕМА РЕГУЛЯТОРА ГРОМКОСТИ

Куда применить отжившие свой век моторы от винчестеров ПК — подключение такого двигателя и варианты идей.

Современная беспроводная связь — эволюция приёмо-передающей аппаратуры и внедрение цифровой обработки данных.

В нескольких схемах рассмотрим, можно ли параллельно включать стабилизаторы напряжения, микросхемы типа LM317 и аналогичные.

ДИСКРЕТНЫЙ РЕГУЛЯТОР ГРОМКОСТИ

Традиционно для регулировки уровня звука используют переменный резистор — потенциометр, где изменение сопротивления реализуется с помощью электрического контакта, что скользит по резистивному слою. Примером хорошо известных регуляторов аудио-класса являются японские ALPS. Однако мало кто знает, что ими выпускаются и дискретные ступенчатые регуляторы, которые ставят в том числе в high-end аппаратуру. Это устройство состоит из серии постоянных резисторов, которые переключаются по очереди.

Несмотря на более сложное устройство и конструкцию, они имеют определённые преимущества по сравнению с плавно крутящимся потенциометром, это улучшение качества электрического контакта, в сравнении с ползунком. Улучшенная согласованность между отдельными аудиоканалами и они менее чувствительны к пыли и потертостям. В таком РГ практически исключается треск и шорох. Дискретный регулятор уровня звука практически не изменяет частотную характеристику при регулировании громкости, что положительно сказывается на линейности всего усилительного тракта, на всех уровнях громкости. Цена на них, естественно, гораздо выше, чем на обычные, но мы и не собираемся их покупать, а попробуем сделать сами.

Схема дискретного регулятора громкости

Три варианта схем ДРГ

Выше показаны три практические схемы такого регулятора, которую можно собрать самому. Сколько выбрать ступеней переключения — решайте сами. На практике достаточно 5-10. Резисторы желательно брать качественные, на мощность 0,125-0,25 ватт.

Естественно нужен сдвоенный переключатель, чтоб одновременно регулировалась громкость на обеих каналах стереоусилителя. Сам дискретный переключатель рекомендуется экранировать, чтоб свести уровень электромагнитных помех к нулю. Если вы взяли переключатель со слишком тугим ходом (чем грешат многие советские), разберите его и ослабьте пружину. Заодно почистите контакты мягкой ученической резинкой.

Простые регуляторы громкости на транзисторах КТ315

В современных (даже дешевых) радиоприемниках и магнитофонах все чаще стали применять цифровыерегуляторы громкости. В любительских условиях ввиду определенной сложности не всегда возможно реализовать такие схемы.

Применение же традиционных аналоговых схем имеет ряд недостатков — в стерео нужен сдвоенный потенциометр, провода к нему необходимо экранировать.

Проще выполнить электронный регулятор громкости, при этом в стерео можно обойтись одинарным потенциометром.

Принципиальная схема

Предлагаемая очень простая схема (рис. 1) позволяет реализовать такой принцип практически в любом аппарате. К такому решению проблемы пришлось прибегнуть, когда в автомобильном приемнике с цифровым управлением вышла со строя схема регулировки звука.

Рис. 1. Принципиальная схема простого регулятора громкости на транзисторе.

При этом штатные цепи регулировки пришлось обойти, и собрать схему электронной регулировки (рис. 2).

Рис. 2. Принципиальная схема электронного регулятора громкости.

Эта схема имеет небольшой недостаток — в положении минимальной громкости остается небольшой уровень звука, что обусловлено сопротивлением перехода транзистора в открытом состоянии (этот уровень будет меньше, если применить германиевый транзистор такой же структуры).

Однако простота схемы окупает этот недостаток. Подключается схема перед входом усилителя мощности.

Детали и налаживание

В схеме может использоваться любой п-р-п транзистор. Потенциометр R2 для более плавной регулировки должен иметь характеристику Б или, в крайнем случае, А, так как регулировка получается обратной — при приближении движка потенциометра к корпусу громкость не уменьшается, а увеличивается.

В зависимости от характеристики применяемого транзистора VT1 и напряжения Uпит. подбором резистора R1 добиваются плавной регулировки звука в диапазоне от минимального до максимального уровня.

В .Кандауров. п. Камышеваха, Луганская обл. РМ-12-17.

Распайка регулятора громкости в УМЗЧ и немного теории

Регулятор громкости — это устройство, позволяющее изменять величину электрического напряжения на выходе при воздействии на органы управления, либо при поступлении управляющего сигнала. Используется как в составе электронной аппаратуры, так и в виде отдельного изделия.

Регулятор громкости может быть как регулятором напряжения, так и регулятором тока, ведь его задача регулировать выходную мощность усилителя на какой то нагрузке, т.е., если регулятор представляет из себя переменный резистор на входе усилителя, то он регулирует напряжение которое поступает на дифференциальный каскад усилителя, тем самым уменьшая или ограничивая до максимального уровень входного сигнала. Если регулировка выходной мощности осуществляется на выходе усилителя, к примеру, добавочное сопротивление, включаемое последовательно с нагрузкой, то это уже будет регулятором тока, так как без нагрузки, напряжение на выходе усилителя будет неизменным. Так же можно назвать регулятором тока – резистор в цепи обратной связи, который реализован при помощи датчика тока – резистора, последовательно с нагрузкой которого, снимается сигнал и подаётся на инвертирующий вход усилителя.

Таким образом получается, что переменный резистор может выполнять роль и регулятора тока и регулятора напряжения в зависимости от того где он включён.

Так же можно назвать регулятором тока и регулятор громкости в усилителе ИТУН, который стоит на входе схемы. Он регулирует входное напряжение, но благодаря обратной связи по току (с датчика тока – добавочного резистора при прохождении тока снимается напряжение, чем выше ток, который по нему проходит, тем больше на этом резисторе падение напряжения) сам регулятор громкости не регулирует ток в нагрузке, но далее по схеме осуществляется связь по току, к примеру если выкинуть из ИТУНа этот резистор, то связь будет только по напряжению и регулятор громкости будет регулятором напряжения *в чистом виде*. Это как тумблер и электромагнитное реле, сам по себе тумблер не может пропустить большие токи, и он подаёт сигнал реле с мощными контактными группами, а стоят ли последовательно с этими группами контактов добавочные резисторы – тумблеру *глубоко и с большой высоты*.

Регулятором громкости служит переменный резистор, в стерео усилителях, это сдвоенный переменный резистор. На первых двух рисунках представлен внешний вид сдвоенного переменного резистора. Сопротивление переменного резистора может быть в пределах от 20 до 100 кОм, это зависит от конструкции усилителя. На третьем и четвёртом рисунках изображена схема включения регулятора (один канал) и соответствие выводов к схеме. Пятый рисунок показывает, как надо правильно припаять провода.

Регулятором тока может быть магнитный шунт в трансформаторе, такой вид регулировки выходной мощности применяется в сварочных аппаратах для ручной дуговой сварки и как ни странно в довольно дорогих ламповых усилителях.

Так же регулятором громкости может выступать дроссель на входе с изменяющейся индуктивностью (ферритовый сердечник перемещается по резьбе в виде винта), так часто было устроено в старых ламповых радиолах, и по сути там звук никогда не хрипел при повороте ручки, так как механически никакого контакта не было, а значит и стираться было нечему.

Ещё были регуляторы громкости, по средству подмагничивания звуковой катушки в самом динамике. Было это очень просто и эффективно, такой регулятор громкости можешь собрать самому, только придётся делать собственную магнитную систему. Принцип работы простой, вместо постоянного магнита использовался электромагнит, а подаваемое на его обмотку напряжение создавало необходимый ток, который создавал магнитное поле, чем больше было это магнитное поле, тем больше была чувствительность у динамической головки, следовательно чем меньшее напряжение подавалось на обмотку электромагнита – тем тише играл динамик, причём независимо от подводимой к звуковой катушке мощности. В дальнейшем от такого регулятора отказались, и стали делать регуляторы на переменных резисторах по входу схемы, так проще. Но динамики то такие ещё оставались (без постоянных магнитов, с двумя катушками), и их начали подключать к силовым трансформаторам последовательно с нитями накала радиоламп, таким способом (методом) убивали двух, если не трёх зайцев. Первый – избавлялись от кучи старых динамиков, второй – улучшалось качество питания радиоламп и они служили дольше, так как катушка в динамике выступала в роли дросселя для нити накала и ток был стабильнее, а значит и работа нити была более *ровнее*, третья – можно было получить гораздо большую мощность динамической головки, нежели при использовании *дорогого* (утверждение спорное) постоянного магнита.

Практическая аудиофилия — Регулятор Громкости (РГ)

Происходит это потому, что при замыкании/размыкании контакта происходит «дребезг».. У плохих реле его много, у очень дорогих его мало, но он всё равно есть, ибо его не может не быть — Законы физики отменить нельзя.

Вот так дребезг выглядит визуально на экране осциллографа

Инженеры уже давно решили эту проблему, и создали интегральный РГ Никитина, работающий абсолютно по такомуже принципу — цифровые потенциометры

Т.к. чувствительность человеческого уха к уровню звукового давления, или силе звука, изменяется в соответствии не с линейным, а с логарифмическим законом, то и регулятор громкости должен изменять уровень входного сигнала по логарифмическому закону! Для цифрового потенциометра это можно реализовать программно! Для этого всего лишь надо «прыгать» по шкале кодов через 1дБ! А чтобы рассчитать эти коды я воспользуюсь расчетами для РГ Никитина att_calc.xls

В случае переменного резистора делитель будет выглядеть следующим образом, а ослабление А (дБ) при условии Rinput=Rload будет рассчитыватсья по следующей формуле:

В итоге для ЦАП 8. 16 бит получаются следующие ряды значений ослабления входного сигнала от 0 до -100дБ
Жёлтым цветом я выделил ячейки в которых происходит изменение кода без повторения
(по клику откроется полная таблица):

Для удобного визуального восприятия посмотрим на их в виде графика (по клику откроется подробный график):

разницы не заметно. Кривые лежат друг на друге. Рассмотрим крупнее диапазон ослабления (100%-70%)

разницы практически не заметно. Кривые снова лежат друг на друге! Рассмотрим крупнее диапазон ослабления (100%-90%)

до 94% разницы никакой вообще — рассмотрим крупнее диапазон ослабления (100%-94%)

до 99% разница практически не существенная! Углубляемся и рассмотрим крупнее диапазон ослабления (100%-99%)

до 99,60% (-48дБ) ослабления входного сигнала разница практически не существенная и 8битный ЦАП с лёгкостью справится с этой задачей!

так что получается? все эти биты нужны для того чтобы плавно с дискретностью 52 шага регулировать ослабление в пределах 0,4% от 100 до 99,6%?

ПОКАЖИТЕ МНЕ ЭТУ ТВАРЬ, СПОСОБНУЮ ЭТО УСЛЫШАТЬ.

Что касается ЦАП с разрядностью 12-16бит то они до 99,90% идут практически «ноздря в ноздрю»!

с дискретностью ЦАП разобрались. а что с самым главным инструментом? Что способно услышать наше ухо?
А вот что: Как доказал Александр Щербин между порогом слышимости и болевым порогом человек различает всего

300 элементарных скачков ощущения громкости. Причём на разных частотах это количество разное. т.е. глубина дискретизации нашего уха всего 8бит.

Вот теперь, аудиофилы, Вам с этим жить! 🙂

Таким образом считаю что 8-битного ЦАП будет более чем достаточно и останавливаю свой выбор на 8-битном AD8403!

В диапазоне от 0дБ (N=000) до -30дБ (N=247) коды будут изменяться через 1дБ (как ни странно это полностью закрыло РГ Никитина на 6 релюшках), а оставшиеся 6 как получится. Вот этот ряд чисел, пользуйтесь! 🙂

-100дБ (N=255)
-54дБ (N=254)
-44дБ (N=253)
-40дБ (N=252)
-37дБ (N=251)
-35дБ (N=250)

-33дБ (N=249)
-32дБ (N=248)
-30дБ (N=247)
-29дБ (N=246)
-28дБ (N=244)
-27дБ (N=243)
-26дБ (N=242)
-25дБ (N=240)
-24дБ (N=238)
-23дБ (N=236)
-22дБ (N=233)
-21дБ (N=230)
-20дБ (N=227)
-19дБ (N=223)
-18дБ (N=219)
-17дБ (N=214)
-16дБ (N=209)
-15дБ (N=202)
-14дБ (N=195)
-13дБ (N=187)
-12дБ (N=177)
-11дБ (N=167)
-10дБ (N=155)
-09дБ (N=142)
-08дБ (N=128)
-07дБ (N=113)
-06дБ (N=097)
-05дБ (N=081)
-04дБ (N=064)
-03дБ (N=047)
-02дБ (N=031)
-01дБ (N=015)
-00дБ (N=000)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector