0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

3.2.2.34 Коленчатый вал и коренные подшипники

3.2.2.34 Коленчатый вал и коренные подшипники

Очистить детали перед установкой.

Вложить в блок-картер вкладыши (1) коренных подшипников с канавкой для подвода масла.

B= ремонтный размер 1

C= ремонтный размер 2

Изображенные на рисунке цифры (2) обозначают классификацию вкладышей для соответствующих постелей 1 — 5 подшипников (крышек коренных подшипников).

Крышки коренных подшипников (1, 2 и 3) обозначены выбитыми цифрами.

Вывернуть опорные резьбовые втулки из крышек коренных подшипников.

При проверке зазоров подшипников коленвала следует использовать старые болты крепления коренных подшипников.

В глухих отверстиях не должно быть масла (опасность появления трещин).

Не допускать проворачивания коленчатого вала.

2. Затянуть все болты крепления крышек коренных подшипников на заданный угол с помощью приспособления 00 9 120 .

Измерить зазор в коренном подшипнике по ширине сплющенной пластмассовой калиброванной проволоки, воспользовавшись для этого измерительной шкалой.

— Удалить калиброванную проволоку.

Как правило, необходимо заменить болты крепления крышек коренных подшипников на новые.

Не смывать покрытие болтов.

1. Затянуть все болты крепления крышек коренных подшипников с предписанным моментом затяжки.

2. Вывернуть болты крепления крышки коренного подшипника 5.

3. Постучать по коленчатому валу сзади и спереди пластмассовым молотком, чтобы выровнять упорный подшипник (не допускать повреждения коленчатого вала).

При необходимости проверить вкладыш упорного подшипника, коленчатый вал и блок-картер.

4. Затянуть болты крепления крышки коренного подшипника 5 с предписанным моментом затяжки.

3.2.2.34 Коленчатый вал и коренные подшипники

Эквивалентные местные инструменты см. Специальный инструмент .

Процедура установки коренного подшипника коленчатого вала

Примечание: Запрещается повторно использовать коренные подшипники коленчатого вала, применявшиеся ранее на двигателе, их следует заменить НОВЫМИ коренными подшипниками коленчатого вала при последующей сборке.

  • Очистить отверстие коленвала блока цилиндров, используя ткань без ворса.
  • Счистить все масло с задней стороны половинок новых подшипников.
  • Установить новые верхние коренные подшипники-вкладыши коленчатого вала в требуемые положения. Упорный подшипник устанавливается на шейку номер 3. Проверить, что вкладыш верхнего подшипника имеет смазочное отверстие и смазочную канавку. Покачивая подшипник, установить его на место так, чтобы фиксирующий выступ вошел в паз коленвала. Подшипник должен располагаться заподлицо с верхним картером.
  • Установить новые нижние коренные подшипники на место в крышки коренных подшипников. Нижние коренные подшипники НЕ имеют каких-либо канавок или отверстий, по которым их можно было бы отличить. Подшипники должны располагаться заподлицо с крышками коренных подшипников.
  • Процедура установки коленчатого вала

    1. Установить шпонку коленчатого вала, если она была снята. Пользуясь небольшим бронзовым или пластмассовым молотком с бойком из мягкого материала, установить легкими ударами шпонку до упора в шпоночную канавку.
    2. Осторожно опустить коленчатый вал на место в блоке цилиндров.

    Измерение зазоров коренных подшипников

    1. Разместить отрезки свежей пластмассовой проволоки на всех коренных шейках коленчатого вала, на всю ширину шеек.
    2. Определить правильный порядок расположения крышек коренных подшипников. Крышки коренных подшипников пронумерованы от 1 (1) до 4, а передняя крышка коренного подшипника помечена цифрой 1. Стрелка (2) должна быть направлена к передней части двигателя.
    3. Установить крышки коренных подшипников коленчатого вала.
    4. Слегка завернуть первоначально использованные внутренние болты крышек коренных подшипников.
    5. Слегка завернуть первоначально использованные наружные болты крышек коренных подшипников.
    6. Слегка завернуть первоначально использованные короткие/внутренние боковые болты крышек коренных подшипников.
    7. Слегка завернуть первоначально использованные длинные/наружные боковые болты крышек коренных подшипников.
    8. Молотком с мягким бойком осторожно постучать по крышкам коренных подшипников.
    9. Затянуть болты крышек коренных подшипников с использованием угломера EN 45059 в указанном ниже порядке:

    В первую очередь затянуть внутренние болты (1-8) в два этапа.

    Примечание: Коленчатый вал не проворачивать.

  • Завершив затяжку, оставить сборку для осадки в течение 2 минут.
  • Отвернуть боковые болты крышки коренных подшипников коленчатого вала.
  • Отвернуть наружные болты крышки коренных подшипников коленчатого вала.
  • Отвернуть внутренние болты крышки коренных подшипников коленчатого вала.
  • Снять крышки коренных подшипников коленчатого вала с помощью переходника GE 6125-1B и съемника EN 49102.
  • Зазоры коренных подшипников определяются путем сравнения ширины расплющенной пластмассовой проволоки в самом широком месте со шкалой, имеющейся на упаковке проволоки.

    Примечание: Коренные подшипники МОЖНО использовать снова после проверки зазоров, если эти подшипники никогда не использовались на работающем двигателе.

    Сравнить измерения с данными в Механические параметры двигателя : LF1 . Если новые подшипники не обеспечивают требуемого зазора между коленчатым валом и подшипниками, то необходимо выполнить следующее:

    Примечание: На кромках головок боковых болтов крышек коренных подшипников имеется герметик. Необходимо использовать НОВЫЕ болты. Если не использовать НОВЫЕ болты, то у болтов картера может возникнуть утечка масла.

  • Слегка завернуть НОВЫЕ короткие/внутренние боковые болты крышек коренных подшипников.
  • Слегка завернуть НОВЫЕ длинные/наружные боковые болты крышек коренных подшипников.
  • Затянуть болты крышек коренных подшипников с использованием угломера EN 45059 в указанном ниже порядке:
  • В первую очередь затянуть внутренние болты (1-8) в два этапа.

    ПОРЯДОК ПОДБОРА КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ

    ПОРЯДОК ПОДБОРА КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ Nissan Qashqai

    КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НОВЫЙ БЛОК ЦИЛИНДРОВ И КОЛЕНВАЛ

    1. Горизонтальные строки в «Таблице подбора коренных подшипников» соответствуют классу корпуса коренного подшипника, выбитому с левой стороны блока цилиндров.

    А: Основная маркировка

    — Если на блоке цилиндров выбита поправочная маркировка (В), используйте ее как стандартную.

    2.Отыщите класс диаметра коренной шейки, выбитый спереди на коленвалу, в вертикальной колонке «Таблицы подбора коренных подшипников».

    3.Прочтите символ на пересечении горизонтальной строки и вертикальной колонки в «Таблице подбора коренных подшипников».

    4.Подберите коренной подшипник, сопоставив полученный символ со значениями в «Таблице классов коренных подшипников».

    А: Класс диаметра коренной шейки (№№1 -5 слева по порядку)

    В: Класс диаметра шатунной шейки (№№1-4 слева по порядку)

    Примечание: Верхние и нижние коренные подшипники ремонтного размера поставляются в комплекте.

    КОГДА СТАРЫЕ БЛОК ЦИЛИНДРОВ И КОЛЕНВАЛ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПОВТОРНО

    1.Измерьте внутренний диаметр корпуса коренного подшипника в блоке цилиндров и диаметр коренной шейки. См. выше.

    2.Отыщите полученную величину в «Таблице подбора коренных подшипников».

    3.Прочтите символ на пересечении горизонтальной строки и вертикальной колонки в «Таблице подбора коренных подшипников»,

    4.Подберите коренной подшипник, сопоставив полученный символ со значениями в «Таблице классов коренных подшипников».

    Видео про «ПОРЯДОК ПОДБОРА КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ» для Nissan Qashqai

    Снятие и установка вкладышей на коленвале двигателя Renault
    «ГТ» Nissan X-Trail 2.0i (двигатель QR 20) Часть2 — Сборка!
    Замена вкладышей и установка коленвала на Ford Transit

    Коренные подшипники.

    Коленчатый вал дизеля ПД1М (рис. 85) откован из стали 40. Кривошипы шатунных шеек повернуты один относительно другого на 120°. При этом получается, что каждые два кривошипа одинаково направлены. Это значит, что вспышка топлива, например, происходит одновременно в двух цилиндрах. Коренные шейки четвертого и седьмого коренных подшипников шире остальных. Четвертая шейка воспринимает инерционные силы от движущихся масс двух цилиндров — третьего и четвертого. Седьмая же шейка воспринимает часть массы якоря генератора и является еще и упорной. Она заканчивается буртом, удерживающим коленчатый вал от осевых смещений.

    Для уменьшения массы вала в шатунных шейках высверлены каналы. Коренные шейки сплошные. Для подвода масла от коренных шеек к шатунным выполнены наклонные каналы 9 с вставленными в них трубками. На заднем конце вала имеется фланец 7 для присоединения к якорю генератора. Два отверстия во фланце с резьбой служат для рассоединения коленчатого вала и якоря генератора отжимными болтами. Между фланцем отбора мощности и седьмой коренной шейкой установлена разъемная шестерня 8 со спиральными зубьями, передающая вращение распределительному валу, валам топливного и водяного насосов. На переднем конце вала болтами прикреплен валоповоротный диск 1, имеющий по наружной цилиндрической поверхности двенадцать глухих отверстий, куда вставляют монтажный

    Рис. 85. Коленчатый вал дизеля ПД1М: Рис. 86. Коренные подшипники.

    1 — валоповоротный диск; 2 — ушки; 3 — коренная шейка; 4 — шатунная шейка; 6 — бугели крепления шестерни; 8 — маслоотбойный бурт; 7 — фланец; 8 — шестерня; 9 — канал для прохода масла

    Рис. 86. Коренные подшипники коленчатого вала дизеля ПД1М:

    1 — опора вкладыша; 2 — вкладыши опорных подшипников; 3 — крышка; 4 — шпилька крепления крышки; 5 — вкладыш опорно-упорного подшипника; 6 — отверстие подвода масла; 7 — холодильник; 8 — канавка кольцевая; 9 — отверстие; 10 — выступ замок.

    Коренные подшипники дизеля ПДІМ. Состоят из двух одинаковых бронзовых канавочных вкладышей 2, крышки 3, установленной на шпильках 4 на раме дизеля, и трубки, подводящей масло к отверстию а подшипника.

    От осевого смещения вкладыши фиксируются выступами Д, входящими в пазы постелей рамы и крышек. По толщине вкладыши изготавливают по десяти градационным размерам. Толщина вкладыша нулевого градационного размера 7,5 мм, а десятого 10 мм. Толщина баббитовой заливки вкладышей 0,75 мм. Вкладыши подшипников отличаются по ширине, четвертый 179 мм, седьмой 208 мм, остальные 146 мм. Вкладыши седьмого подшипника имеют бурты, ограничивающие перемещение вала в подшипнике. Рабочие поверхности буртов также залиты баббитом. Плотная посадка крышки в опоре разгружает шпильки 4 от срезывающих и изгибающих усилий (рис. 86).

    Коленчатый вал ЧМЭ3 откованный из высококачест­венной стали, имеет семь коренных I—VIII и шесть шатунных шеек (рис. 87). Шатунные шейки вместе со ще­ками 25 и двумя соседними коренными шейками образуют кривошипы (коле­на), поперечные оси которых располо­жены в трех плоскостях под углом 120° между ними. Для уменьшения массы коренные и шатунные шейки выпол­нены пустотелыми. Полости шеек (кроме седьмой коренной) с обеих сто­рон закрыты крышками 27, стянутыми шпильками 22. Крышки устанавлива­ют в расточках шеек и уплотняют алюминиевыми кольцами. В коренных и шатунных шейках сделаны радиальные отверстия а и б, в щеках просвер­лены наклонные каналы в такого же диаметра для прохода масла от первой коренной шейки к первой шатунной, от второй коренной — ко второй ша­тунной и т. д. В седьмой коренной шей­ке вместо радиального отверстия сде­лано сверление под приспособление для выемки нижнего вкладыша седь­мого коренного подшипника. Для лучшей балансировки колен­чатый вал снабжен двенадцатью про­тивовесами (контргрузами) 19. Каж­дый противовес массой 42 кг закреп­лен на щеке при помощи наклонных поверхностей и двух распорных бол­тов 20, головки которых связаны про­волокой.

    Рис. 87. Коленчатый вал:

    I— VII — коренные шейки; 1— 6 — шатунные шейки; 7 — якорь тяго­вого генератора; 8, 27 — фланцы; 9, 13, 24 — болты; 10 — разъемный корпус привода распределительного вала; 11 — подвижной лабиринт; 12 — неподвижный лабиринт, 14 — хомут; 15 — стяжной болт, 16 — разъемная шестерня; 17 — фасонный борт; 18 — призматическая шпонка; 19 — противовес; 20 — распорный болт; 21 — крышка; 22 — шпилька; 23 — штифт, 25 — щека; 26 — трубка; а, б, д, е — отверстия; в — наклонный канал; г — кольцевая канавка.

    Седьмая коренная шейка имеет фасонный борт 17, в кольцевую про­точку которого входит своим кониче­ским заплечиком разъемная шестерня 16 привода распределительного вала. Относительно коленчатого вала шестерня зафиксирована приз­матической шпонкой 18 и закреплена хомутом 14, состоящим из двух час­тей, стянутых двумя болтами 15. Своей конической поверхностью хо­мут прижимает шестерню 16 к борту коленчатого вала.

    Вал заканчивается массивным ци­линдрическим фланцем 8, для соединения с якорем тягового генератора. Фланец 8 проходит через отверстие в разъем­ном корпусе 10 привода распредели­тельного вала. Для предотвращения вытекания масла из полости корпуса предусмотрено специальное уплотне­ние, состоящее из двух лабиринтов — подвижного и неподвижного. Подвижной лабиринт 11 представляет собой алюминиевое кольцо, которое встав­ляется в кольцевую проточку с внут­ренней стороны фланца 8 и крепится к нему шестнадцатью болтами 24. Неподвижный лабиринт 12 выполнен разъемным и крепится двенадцатью болтами 9 к наружному торцу корпуса привода распределительного вала.

    Масло, просочившееся через уплотнение, попадает в кольцевую ка­навку г на внутренней поверхности неподвижного лабиринта 12, в нижней части которого сделано сверление д, совпадающее с отверстием е в корпусе привода распределительного вала, и по трубке 26, прикрепленной к корпу­су, стекает в раму дизеля. На переднем конце коленчатого вала находится фланец 27 для крепления антивибратора. К торцу вала кре­пят восемью болтами шестерню при­вода насосов и поводковый вал приво­да вспомогательных агрегатов.

    Коренные подшипники ЧМЭ3. (рис. 88.) являются опорами коленчатого вала. Каждый подшипник состоит из посте­ли, крышки, двух вкладышей и двух распорных комплектов. Постель 12, расточенная в поперечной перегород­ке рамы дизеля, вместе с крышкой 3 образует разъемный корпус коренного подшипника.

    Вкладыши представляют собой стальные тонкостенные полуцилиндры, внутренняя поверхность которых имеет антифрикционное покрытие (слой меди, свинца и олова). На внут­ренней поверхности верхнего вклады­ша 2 сделана кольцевая канавка, совпадающая с тремя радиальными отверстиями. Цен­тральное отверстие З под штифт 4.

    Нижний вкладыш 7 вместо кольце­вой канавки имеет две полуканавки а, совпадающие с канавкой верхнего вкладыша, что увеличивает его опор­ную поверхность и уменьшает давле­ние на него коленчатого вала. По кон­цам вкладышей 1 и 2 выфрезерованы углубления (холодильники) б, позво­ляющие маслу выходить из канавок на рабочую поверхность вкладышей. Фиксация вкладышей относительно друг друга обеспечивается двумя штифтами. На внут­ренней поверхности верхнего вклады­ша 2 сделана кольцевая канавка В, совпадающая с тремя радиальными отверстиями.

    Рис. 88. Коренные подшипники:

    1, 2 — нижний и верхний вкладыши коренного подшипника; 3 — крышка коренного подшипника; 4 — полый штифт; 5 — штуцер; 6 — накидная гайка; 7 — маслоподводящая трубка; 8 — гайка; 9 — контргайка; 10 — болт; 11 — поперечная перегородка блока; 12 — постель; 13 — коленчатый вал; 14 — лепестковая шайба; 15 -вкла­дыши опорно-упорного коренного подшипника; а — полуканавка; б — холодильники; в — кольцевая канавка; з, и, л, м — отверстия; д — сферическое углубление; е — окно; ж — выемка; к — торцовая поверхность крышки.

    Сверху крышка имеет два сфери­ческих углубления д под распорные комплекты, прижимающие ее к посте­ли. Комплект состоит из болта 10, гай­ки 8, контргайки 9 и лепестковой шай­бы 14. При монтаже коренного под­шипника болт 10 ввертывают в гайку 8, чтобы установить комплект между крышкой 3 и перегородкой 11 блока, а затем отворачивают его, плотно при­жимая крышку к постели. Правильная установка распорного комплекта обеспечивается сферическими высту­пами на торцах гайки и болта, упира­ющимися в сферические выемки пере­городки и крышки. Положение гайки 8 относительно болта 10 фиксируется контргайкой 9 и лепестковой шайбой 14.

    Коленчатый вал и коренные подшипники Исузу Трупер

    3.2.2.34. Коленчатый вал и коренные подшипники
    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

    В запчасти поставляются коренные подшипники ремонтных размеров 0,025, 0,05, 0,20, 0,25, 0,50 и 0,75 мм. При установке новых подшипников следует проверить зазоры с помощью пластмассовой калибровочной проволоки. Допускается замена коренных подшипников и проверка зазоров без демонтажа двигателя с автомобиля.

    Фиксация шатунов при демонтаже коленчатого вала

    Упорное полукольцо

    Проверка состояния коренных подшипников

    Вкладыши коренных подшипников двигателя 4ZD1

    Вкладыши коренных подшипников двигателя 4ZЕ1

    Вкладыши коренных подшипников дизельного двигателя

    а – номер коренной шейки

    б – со стороны крышки

    в – со стороны двигателя

    Коренные подшипники разъемные, состоят из двух вкладышей. Проверка состояния заключается во внешнем осмотре и проверке зазоров. Если зазор в подшипниках превышает норму, то их следует заменить. Предупреждение

    Изготовителем в запчасти поставляются коленчатые валы с ремонтными шейками, на которые наносится цифра «9» или маркировка светло-зеленого цвета. Крышки коренных подшипников ремонтных коленчатых валов также снабжены цветовой маркировкой.

    Как правило наибольшему износу подвергаются нижние вкладыши (за исключением 1-го подшипника). Поэтому, если нижние вкладыши находятся в удовлетворительном состоянии (отсутствуют глубокие борозды или выкрашивание металла), то можно сделать вывод о том, что верхние вкладыши тоже в удовлетворительном состоянии, и наоборот, при обнаружении признаков сильных повреждений на нижних вкладышах оба вкладыша подлежат замене. Оба вкладыша меняются одновременно.

    Проверка зазоров в коренных подшипниках

    Если зазор проверяется без снятия двигателя, то коленчатый вал должен иметь две опоры (со стороны шкива и трансмиссии). В этом случае измеряется зазор в верхних вкладышах. На снятом двигателе измеряется зазор в нижних вкладышах. Предупреждение

    Запрещается корректировать зазор в коренных подшипниках путем подпиливания выступающих кромок вкладышей или разъемных плоскостей крышек и блока цилиндров.

    Калибровочная пластмассовая проволока растворяется в масле, поэтому во избежание ложных результатов сопрягаемые детали следует тщательно очистить от масла.

    Замена коренных подшипников

    ДВИГАТЕЛЬ СНЯТ С АВТОМОБИЛЯ

    БЕЗ СНЯТИЯ ДВИГАТЕЛЯ С АВТОМОБИЛЯ

    Перед затяжкой болтов выставите упорные полукольца. Перешлифовка шеек коленчатого вала выполняется в мастерской автосервиса.

    Коленчатые валы и коренные подшипники

    Коленчатый вал воспринимает через шатуны усилия, действующие на
    поршни, и передает их механизмам трансмиссии. От него приводятся
    в действие различные механизмы двигателя.

    Коленчатый вал (рис. 61) состоит из следующих основных элемен-
    тов:

    а) коренных шеек /, которыми вал опирается на коренные подшип-
    ники, расположенные в картере;

    б) шатунных шеек 11,

    в) щек 2 и 12, связывающих коренные и шатунные шейки; для
    уменьшения концентрации напряжений места перехода шеек в щеки
    выполнены в виде закруглений 13, называемых галтелями;

    г) носка (переднего конца);

    д) хвостовика (заднего конца).

    При работе двигателя коленчатый вал нагружен периодически дей-
    ствующими силами от давления газов и силами инерции возвратно-по-
    ступательно движущихся и вращающихся частей. Эти силы вызывают
    в элементах вала деформации изгиба, кручения и сжатия. Кроме того,
    шейки вала подвергаются истиранию.

    Коленчатые валы штампуют из высокоуглеродистой стали (СМД-60,
    Д-240, ЯМЗ) или отливают из магниевого чугуна (ГАЭ-53 и 24Д).
    Процесс изготовления литых чугунных валов проще и дешевле, чем
    штампованных стальных. Все поверхности коленчатого вала, сопрягаю-
    щиеся с другими деталями, подвергаются механической обработке,
    причем с повышенной точностью обрабатываются шейки вала. У новых
    валов овальность и конусность шеек не должны превышать 0,015 мм.

    Рис. 61. Коленчатый вал дизеля Д-240: / — коренная шейка; 2 — щека; 3 —упорные полукольца; 4 — ннжннй вкладыш пятого коренного подшипника; 5 — маховик; 6 — маслоотражатель; 7 — установочный штнфт; 8 — болт крепления ма- ховика; 9 — зубчатый венец; 10 — верхний вкладыш пятого коренного подшипника: ;/— шатунная шейка; 12— щека; 13 — галтель; 14 — противовес; 15 — болт крепления противовеса; 16 — замковая шайба; П — шестерня коленчатого вала; 18 — ведущая шестерня привода масляного насоса; 19 — упорная шайба; 20 — болт; 21 — шкив; 22 —канал подвода масла в полость шатунной шейки; 23 — пробка; 24 — полость в шатунной шейке; 25 — трубка для чистого масла.

    У большинства двигателей на
    переднем конце вала устанавли-
    вается ведущая шестерня 35 при-
    вода механизма газораспределе-
    ния и других механизмов двига-
    теля, а также храповик 3 для
    проворачивания коленчатого ва-
    ла, маслоотражательная шайба 5
    и сальниковое уплотнение. За
    задним коренным подшипником
    на хвостовике коленчатого вала
    имеется маелосгонная резьба
    (спиральные витки) 41, которая
    вместе с сальником 42 предотвра-
    щает вытекание масла Из карте-
    ра. У двигателя Д-160 масло-
    сгонная резьба имеется и на пе-
    реднем конце вала. Хвостовик ко-
    ленчатого вала у многих двига-
    телей оканчивается фланцем 19.

    Продольные перемещения ко-
    ленчатого вала ограничивают спе-
    циальным устройством одного из
    коренных подшипников или дру-
    гим приспособлением. У двигате-
    лей ЭИЛ’130, ЗМЗ-451, ГАЭ-53, ГАЗ-52 для ограничения продольных
    перемещений коленчатого вала с обеих сторон первого коренного под-
    шипника установлены стальные упорные шайбы 1 п 2 (рис. 63), каж-
    дая из которых с одной стороны покрыта баббитом. Передняя упорная
    шайба / баббитовой поверхностью обращена к стальной упорной шайбе
    3, укрепленной при помощи шпонки 6 на валу и прижатой ведущей ше-
    стерней 5 к торцу первой коренной шейки 4. Шайба 1 удерживается от
    проворачивания двумя штифтами 7, запрессованными в основание пер-
    вого коренного подшипника и в его крышку. Задняя упорная шайба 2
    обращена баббитовой стороной к упорному бурту первой щеки вала и
    удерживается от проворачивания выступом, входящим в прямоугольный
    паз в торце крышки первого коренного подшипника. Осевой зазор опре-
    деляется как разность длины первой коренной шейки и суммарного зна-
    чения длины подшипника и толщины шайб 1 и 2.

    В двигателях Д-50, СМД-60, А-41, А-01М и Д-240 продольные
    перемещения коленчатого вала ограничиваются четырьмя полуколь-
    цами 3 (см. рис. 61), изготовленными из сталеаЛюминиевой ленты и
    установленными в проточках но торцам задней коренной опоры со-
    вместного с вкладышами подшипника. Для этой же цели сталеалюмини-
    евые полукольца установлены на третьей коренной опоре коленчатого
    вала двигателя СМД-14. В двигателях ЯМЗ перемещение коленчатого
    вала ограничивается бронзовыми кольцами, которые установлены в
    выточки специального корпуса, прикрепленного к переднему торцу
    блок-картера.

    У большинства двигателей в коленчатом валу делаются сверления
    для подвода смазочного масла к коренным и шатунным подшип-
    никам.

    Рис. 63. Первый коренной подшйпйик ко- ленчатого вала двигателей ГАЗ-52: / — передняя упорная шайба; 2 — задняя уйорная Шайба; 3 — упорная шайба коленчатого вала: 4 —первая коренная шейка кОлейчаТвМ вала; 5 — ведущая Шестерня; б — шиояка; ‘ — штяфт.

    Коленчатые валы многих автотракторных двигателей в шатунных
    шейках имеют устройства для центробежной очистки масла (грязе-
    уловители). У двигателей Д-240 такое устройство выполнено следую-
    щим образом. В щеках и коренных шейках вала сделаны каналы 22, но
    которым масло поступает в полости 24, находящиеся внутри шатунных
    шеек вала. С торца каждая полость 24 закрыта пробкой 23, застопо-
    ренной шплинтом. При вращении коленчатого вала тяжелые прнмеси
    грязи н металлические частицы, имеющиеся в масле, под действием
    центробежной силы отбрасываются к стенке полости 24, а очищенное
    масло подается по трубке 25 в шатунный подшипник. Грязеуловители
    28 (рис. 62, а) двигателей ЗИЛ-130, 24Д и ГАЭ-53 устроены и работа-
    ют так же, как и у двигателя Д-240, но масло из полости грязеулови-
    теля подается к наружной поверхности шатунной шейки не по трубке,
    а по каналу 26.

    В заднем торце коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 сделана вы-
    точка, в которую запрессовывается шариковый подшипник 43 ведущего
    вала коробки передач. Такие же выточки для подшипников ведущего
    вала коробки передач или вала муфты сцепления имеются у коленча-
    тых валов двигателей ГАЗ-52 и ГАЭ-53.

    Форма коленчатого вала, то есть характер размещения кривошипов,
    определяется числом и расположением цилиндров, а также требова-
    ниями равномерности чередования тактов расширения и уравновешен-
    ности двигателя.

    Чередование тактов в наиболее распространенных моделях
    двухцилиндровых четырехтактных двигателей показано на рисун-
    ке 64.

    Коленчатые валы (см. рис. 61) четырехцилиндровых четырехтакт-
    ных двигателей представляют собой два симметрично соединенных вала
    двухцилиндрового двигателя с коленами под углом 180°. Такой вал
    обеспечивает равномерное чередование тактов расширения и удовлет-
    ворительную уравновешенность двигателя.

    У двигателей Д-37Е, Д-50, Д-240, СМД-14, Д-160 и А-41 последо-
    вательность тактов расширения, т. е. порядок работы цилиндров 1—3—
    4—2 (рис. 65), а у двигателей 24Д и ЗМЗ-451 1—2—4—3 (рис. 66).

    В двигателях ГАЗ-52 и А-01М колена вала располагаются под уг-
    лом 120° друг к другу н симметрично относительно середины вала, чем
    достигается равномерное чередование тактов расширения и хорошая
    уравновешенность двигателя. Эти двигатели имеют порядок работы

    В V-образных двигателях СМД-60 с углом развала 90° и с нумера-
    цией цилиндров правого ряда 1—2—3 и левого 4—5—6, считая назад
    к маховику, порядок работы 1—4—2—5—3—6.

    У V-образных восьмицилиндровых четырехтактных двигателей
    ГАЭ-53, ЗИЛ-130, ЯМЭ-238 и ЯМЭ-238НБ порядок работы 1—5—4—

    2— 6—3—7—8 (рис. 68). Перекрытие тактов расширения происходит в
    течение поворота коленчатого вала на 90°. Это создает равномерное
    вращение коленчатого вала.

    Двигатель ЯМЗ-240Б V-образный двенадцатицилиндровый четырех-
    тактный. Порядок его работы 1—12—5—8—3—10—6—7—2—11—4—9.
    Схема нумерации цилиндров приведена на рисунке 69.

    Коренные подшипники в двигателях могут быть двух видов: сколь-
    жения и качения.

    Подшипники скольжения (см. рис. 62,а) представляют
    собой взаимозаменяемые вкладыши 8 и 34, 13 и 32, 16 и 25. Это отрезки
    стальной ленты 36, покрытые тонким слоем антифрикционного сплава.
    Как правило, антифрикционный сплав на вкладышах коренных подшип-
    ников такой же, как и на вкладышах шатунных подшипников.

    У тракторных дизелей вкладыши коренных подшипников изгото-
    влены из облуженной сталеалюминиевой ленты. Толщина слоя АСМ
    0,5—0,9 мм, толщина слоя олова 0,003—0,009 мм.

    Верхние вкладыши коренных подшипников имеют сквозные отвер-
    стия 1 (рис. 70, а, б), которые при установке вкладышей в постели со-
    впадают с каналами в блок-картере. По этим каналам масло из глав-
    ной масляной магистрали подводится к подшипникам,

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Коленчатый вал и его подшипники

    Коленчатый вал (рис. 7.4) относится к числу наиболее ответственных, напряженных и дорогостоящих деталей двигателя. Стоимость изготовления вала может достигать 30 % стоимости изготовления всего двигателя.

    В процессе работы двигателя коленчатый вал нагружается силами давления газов, а также силами инерции движущихся возвратно-поступательно и вращающихся деталей. Эти силы вызывают значительные напряжения кручения, изгибные напряжения и крутильные колебания, вследствие чего шейки вала испытывают переменное давление, которое вызывает значительную работу трения и износ шеек. Поэтому коленчатый вал должен обладать высокой прочностью, жесткостью и износостойкостью трущихся поверхностей при относительно небольшой массе, составляющей не более 15 % массы двигателя. Коленчатые валы изготавливаются из качественных углеродистых или легированных сталей ковкой или штамповкой, а также литьем из высококачественного чугуна или стали.

    Коленчатый вал тепловозного дизеля типа Д49 имеет 10 коренных и 8 шатунных шеек, расположенных под углом 90° одна к другой. Между 9-й и 10-й коренными шейками устанавливается шестерня привода газораспределительного механизма дизеля. К щекам вала с помощью шпилек и гаек крепятся противовесы. Полости коренных шеек соединяются каналами с шатунными шейками, по которым подводится масло. Девятая коренная шейка имеет упорные бурты, предохраняющие коленчатый вал от продольного перемещения. От температурных нагрузок коленчатый вал мо-

    Рис. 7.4. Коленчатый вал дизеля 1А-5Д49: 1 — антивибратор; 2 — шестерня; 3 — сухарь; 4 — пакет пластин; 5, 6 — диски дизель-генераторной муфты; 7 — направляющие кольца; а — коренная шейка; б — шатунная шейка; в — щека; г — противовесы

    жет удлиняться от 9-й коренной шейки к 1-й. Фланец отбора мощности соединяется пластинчатой муфтой с тяговым генератором; к фланцу с противоположной стороны крепится комбинированный антивибратор (рис. 7.5).

    В условиях эксплуатации высокие знакопеременные нагрузки от изгиба и крутильных колебаний могут привести к излому вала. Этому также способствуют дефекты, которые нередко возникают при изготовлении вала (литейные или возникшие при механической обработке). Повышенные механические напряжения в вале могут появляться в результате нарушения его уравновешенности а также при неправильной регулировке антивибратора или износе его грузов и пальцев. Задир шеек вала может произойти в результате ухудшения подачи на их поверхность масла, его разжижения или попадания в масло воды. При неправильной укладке вала в постели блока или неправильной его центровке с валом тягового генератора происходит упругий изгиб вала. В результате неправильной шлифовки коренных шеек при ремонте, а также от действия напряжений может возникнуть остаточный изгиб.

    Рис. 7.5. Комбинированный антивибратор дизеля 5Д49: 1 — ступица; 2 — палец; 3 — груз; 4 — крышка; 5 -корпус; 6 — инерционная масса

    Основными неисправностями коленчатых валов являются: сверхнормативный износ шеек; трещины и изломы; выкрашивание, коррозия и износ баббитовой заливки вкладышей; износ вкладышей и потеря торцового натяга; трещины крышек коренных подшипников.

    Рассмотрим объемы работ при различных ТО и ТР на примере дизеля 10Д100.

    При выполнении ТО-3 открывают люки верхней крышки и картера для осмотра подшипников, крышек и их крепления (методом остукивания молотком). Ослабление подшипников, крышек, присутствие баббита вблизи вкладышей, отсутствие шплинтов свидетельствует о неисправностях и требует восстановительного ремонта. Осматривают маслопровод в картере и трубки, подводящие масло к подшипникам. Через одно ТО-3 проверяют провисание нижнего коленчатого вала, которое не должно быть более 0,05 мм для коренных шеек (с 1-й по 7-ю включительно).

    При проведении ТР-1 выполняют работы, предусмотренные для ТО-3, и дополнительно:

    замеряют щупом суммарные зазоры «на масло» и «по усам» в коренных подшипниках верхнего и нижнего коленчатых валов; допускается зазор «на масло» до 0,4 мм, а «по усам» — до 0,25 мм. При больших зазорах коренные подшипники разбирают для замены вкладышей;

    проверяют провисание нижнего коленчатого вала;

    проверяют соосность валов дизеля и якоря тягового генератора. Эту проверку выполняют с помощью индикаторного приспособления. Измерения производят через каждые 90° поворота вала и каждый раз измеряют толщину пакета муфты. Отклонение по индикатору не должно превышать 0,15 мм на полный оборот коленчатого вала.

    При проведении ТР-2 выполняют работы, предусмотренные ТР-1, и дополнительно:

    разбирают шатунные подшипники коленчатых валов, проверяют их состояние, при необходимости ремонтируют;

    демонтируют верхний коленчатый вал.

    Нерабочие вкладыши (блока) снимают только в случае необходимости ремонта, все же рабочие вкладыши снимают, освидетельствуют и при необходимости ремонтируют. Восстанавливают осевой разбег коленчатого вала. Проверяют провисание коленчатого вала и при необходимости устраняют подбором вкладышей.

    Демонтированные или новые вкладыши коренных подшипников (рис. 7.6) опускают на 3. 5 мин в масло, нагретое до температуры 50.80°С, затем протирают каждый вкладыш чистой безворсовой салфеткой и покрывают меловым раствором. После высыхания раствора вкладыш обстукивают деревянным молотком по тыльной части. Дребезжащий звук указывает на отставание баб-

    Рис. 7.6. Коренные подшипники: 1 — верхний вкладыш; 2 — нижний вкладыш; 3 — канавка; 4 — отверстие; 5 — замок; 1 — средний подшипник бита, а потемнение мела из-за выступившего масла — на наличие трещин.

    Вкладыши подлежат замене:

    при наличии трещин в бронзе независимо от места расположения;

    отслаивании баббитовой заливки, коррозии рабочей части более 20 % ее поверхности, выкрашивании более 50 % баббитовой заливки;

    наличии круговых задиров на поверхности баббитовой заливки глубиной более 0,5 мм и шириной более 3 мм;

    повышенном зазоре «на масло».

    Подгонку вкладышей по шейкам вала производят путем шабрения баббитовой заливки, добиваясь, чтобы на I см2 баббитовой поверхности приходилось не менее двух пятен от краски или светлячков. После шабровочных работ баббитовую поверхность вкладышей выравнивают гладилкой. Натяг вкладышей в постели блока проверяют на стенде, а если стенда в депо нет — непосредственно в постели блока. Для этой цели между крышкой и постелью блока ставят металлические прокладки одинаковой толщины (обычно из фольги). Суммарная толщина двух прокладок должна равняться допустимому натягу вкладышей. Крышки подшипников закрывают до меток окончательной затяжки. Натяг вкладышей считается достаточным, если при постукивании медным молотком по торцу не происходит продольное перемещение вкладыша относительно постели и щуп толщиной 0,03 мм входит между вкладышем и постелью корпуса на глубину не более 15 мм. Разрешается восстанавливать натяг нанесением пленки эластометра ГЭН-150(В) на затылочную часть нерабочих вкладышей.

    Коленчатые валы и коренные подшипники

    Коленчатый вал воспринимает через шатуны усилия, действующие на
    поршни, и передает их механизмам трансмиссии. От него приводятся
    в действие различные механизмы двигателя.

    Коленчатый вал (рис. 61) состоит из следующих основных элемен-
    тов:

    а) коренных шеек /, которыми вал опирается на коренные подшип-
    ники, расположенные в картере;

    б) шатунных шеек 11,

    в) щек 2 и 12, связывающих коренные и шатунные шейки; для
    уменьшения концентрации напряжений места перехода шеек в щеки
    выполнены в виде закруглений 13, называемых галтелями;

    г) носка (переднего конца);

    д) хвостовика (заднего конца).

    При работе двигателя коленчатый вал нагружен периодически дей-
    ствующими силами от давления газов и силами инерции возвратно-по-
    ступательно движущихся и вращающихся частей. Эти силы вызывают
    в элементах вала деформации изгиба, кручения и сжатия. Кроме того,
    шейки вала подвергаются истиранию.

    Коленчатые валы штампуют из высокоуглеродистой стали (СМД-60,
    Д-240, ЯМЗ) или отливают из магниевого чугуна (ГАЭ-53 и 24Д).
    Процесс изготовления литых чугунных валов проще и дешевле, чем
    штампованных стальных. Все поверхности коленчатого вала, сопрягаю-
    щиеся с другими деталями, подвергаются механической обработке,
    причем с повышенной точностью обрабатываются шейки вала. У новых
    валов овальность и конусность шеек не должны превышать 0,015 мм.

    Рис. 61. Коленчатый вал дизеля Д-240: / — коренная шейка; 2 — щека; 3 —упорные полукольца; 4 — ннжннй вкладыш пятого коренного подшипника; 5 — маховик; 6 — маслоотражатель; 7 — установочный штнфт; 8 — болт крепления ма- ховика; 9 — зубчатый венец; 10 — верхний вкладыш пятого коренного подшипника: ;/— шатунная шейка; 12— щека; 13 — галтель; 14 — противовес; 15 — болт крепления противовеса; 16 — замковая шайба; П — шестерня коленчатого вала; 18 — ведущая шестерня привода масляного насоса; 19 — упорная шайба; 20 — болт; 21 — шкив; 22 —канал подвода масла в полость шатунной шейки; 23 — пробка; 24 — полость в шатунной шейке; 25 — трубка для чистого масла.

    У большинства двигателей на
    переднем конце вала устанавли-
    вается ведущая шестерня 35 при-
    вода механизма газораспределе-
    ния и других механизмов двига-
    теля, а также храповик 3 для
    проворачивания коленчатого ва-
    ла, маслоотражательная шайба 5
    и сальниковое уплотнение. За
    задним коренным подшипником
    на хвостовике коленчатого вала
    имеется маелосгонная резьба
    (спиральные витки) 41, которая
    вместе с сальником 42 предотвра-
    щает вытекание масла Из карте-
    ра. У двигателя Д-160 масло-
    сгонная резьба имеется и на пе-
    реднем конце вала. Хвостовик ко-
    ленчатого вала у многих двига-
    телей оканчивается фланцем 19.

    Продольные перемещения ко-
    ленчатого вала ограничивают спе-
    циальным устройством одного из
    коренных подшипников или дру-
    гим приспособлением. У двигате-
    лей ЭИЛ’130, ЗМЗ-451, ГАЭ-53, ГАЗ-52 для ограничения продольных
    перемещений коленчатого вала с обеих сторон первого коренного под-
    шипника установлены стальные упорные шайбы 1 п 2 (рис. 63), каж-
    дая из которых с одной стороны покрыта баббитом. Передняя упорная
    шайба / баббитовой поверхностью обращена к стальной упорной шайбе
    3, укрепленной при помощи шпонки 6 на валу и прижатой ведущей ше-
    стерней 5 к торцу первой коренной шейки 4. Шайба 1 удерживается от
    проворачивания двумя штифтами 7, запрессованными в основание пер-
    вого коренного подшипника и в его крышку. Задняя упорная шайба 2
    обращена баббитовой стороной к упорному бурту первой щеки вала и
    удерживается от проворачивания выступом, входящим в прямоугольный
    паз в торце крышки первого коренного подшипника. Осевой зазор опре-
    деляется как разность длины первой коренной шейки и суммарного зна-
    чения длины подшипника и толщины шайб 1 и 2.

    В двигателях Д-50, СМД-60, А-41, А-01М и Д-240 продольные
    перемещения коленчатого вала ограничиваются четырьмя полуколь-
    цами 3 (см. рис. 61), изготовленными из сталеаЛюминиевой ленты и
    установленными в проточках но торцам задней коренной опоры со-
    вместного с вкладышами подшипника. Для этой же цели сталеалюмини-
    евые полукольца установлены на третьей коренной опоре коленчатого
    вала двигателя СМД-14. В двигателях ЯМЗ перемещение коленчатого
    вала ограничивается бронзовыми кольцами, которые установлены в
    выточки специального корпуса, прикрепленного к переднему торцу
    блок-картера.

    У большинства двигателей в коленчатом валу делаются сверления
    для подвода смазочного масла к коренным и шатунным подшип-
    никам.

    Рис. 63. Первый коренной подшйпйик ко- ленчатого вала двигателей ГАЗ-52: / — передняя упорная шайба; 2 — задняя уйорная Шайба; 3 — упорная шайба коленчатого вала: 4 —первая коренная шейка кОлейчаТвМ вала; 5 — ведущая Шестерня; б — шиояка; ‘ — штяфт.

    Коленчатые валы многих автотракторных двигателей в шатунных
    шейках имеют устройства для центробежной очистки масла (грязе-
    уловители). У двигателей Д-240 такое устройство выполнено следую-
    щим образом. В щеках и коренных шейках вала сделаны каналы 22, но
    которым масло поступает в полости 24, находящиеся внутри шатунных
    шеек вала. С торца каждая полость 24 закрыта пробкой 23, застопо-
    ренной шплинтом. При вращении коленчатого вала тяжелые прнмеси
    грязи н металлические частицы, имеющиеся в масле, под действием
    центробежной силы отбрасываются к стенке полости 24, а очищенное
    масло подается по трубке 25 в шатунный подшипник. Грязеуловители
    28 (рис. 62, а) двигателей ЗИЛ-130, 24Д и ГАЭ-53 устроены и работа-
    ют так же, как и у двигателя Д-240, но масло из полости грязеулови-
    теля подается к наружной поверхности шатунной шейки не по трубке,
    а по каналу 26.

    В заднем торце коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 сделана вы-
    точка, в которую запрессовывается шариковый подшипник 43 ведущего
    вала коробки передач. Такие же выточки для подшипников ведущего
    вала коробки передач или вала муфты сцепления имеются у коленча-
    тых валов двигателей ГАЗ-52 и ГАЭ-53.

    Форма коленчатого вала, то есть характер размещения кривошипов,
    определяется числом и расположением цилиндров, а также требова-
    ниями равномерности чередования тактов расширения и уравновешен-
    ности двигателя.

    Чередование тактов в наиболее распространенных моделях
    двухцилиндровых четырехтактных двигателей показано на рисун-
    ке 64.

    Коленчатые валы (см. рис. 61) четырехцилиндровых четырехтакт-
    ных двигателей представляют собой два симметрично соединенных вала
    двухцилиндрового двигателя с коленами под углом 180°. Такой вал
    обеспечивает равномерное чередование тактов расширения и удовлет-
    ворительную уравновешенность двигателя.

    У двигателей Д-37Е, Д-50, Д-240, СМД-14, Д-160 и А-41 последо-
    вательность тактов расширения, т. е. порядок работы цилиндров 1—3—
    4—2 (рис. 65), а у двигателей 24Д и ЗМЗ-451 1—2—4—3 (рис. 66).

    В двигателях ГАЗ-52 и А-01М колена вала располагаются под уг-
    лом 120° друг к другу н симметрично относительно середины вала, чем
    достигается равномерное чередование тактов расширения и хорошая
    уравновешенность двигателя. Эти двигатели имеют порядок работы

    В V-образных двигателях СМД-60 с углом развала 90° и с нумера-
    цией цилиндров правого ряда 1—2—3 и левого 4—5—6, считая назад
    к маховику, порядок работы 1—4—2—5—3—6.

    У V-образных восьмицилиндровых четырехтактных двигателей
    ГАЭ-53, ЗИЛ-130, ЯМЭ-238 и ЯМЭ-238НБ порядок работы 1—5—4—

    2— 6—3—7—8 (рис. 68). Перекрытие тактов расширения происходит в
    течение поворота коленчатого вала на 90°. Это создает равномерное
    вращение коленчатого вала.

    Двигатель ЯМЗ-240Б V-образный двенадцатицилиндровый четырех-
    тактный. Порядок его работы 1—12—5—8—3—10—6—7—2—11—4—9.
    Схема нумерации цилиндров приведена на рисунке 69.

    Коренные подшипники в двигателях могут быть двух видов: сколь-
    жения и качения.

    Подшипники скольжения (см. рис. 62,а) представляют
    собой взаимозаменяемые вкладыши 8 и 34, 13 и 32, 16 и 25. Это отрезки
    стальной ленты 36, покрытые тонким слоем антифрикционного сплава.
    Как правило, антифрикционный сплав на вкладышах коренных подшип-
    ников такой же, как и на вкладышах шатунных подшипников.

    У тракторных дизелей вкладыши коренных подшипников изгото-
    влены из облуженной сталеалюминиевой ленты. Толщина слоя АСМ
    0,5—0,9 мм, толщина слоя олова 0,003—0,009 мм.

    Верхние вкладыши коренных подшипников имеют сквозные отвер-
    стия 1 (рис. 70, а, б), которые при установке вкладышей в постели со-
    впадают с каналами в блок-картере. По этим каналам масло из глав-
    ной масляной магистрали подводится к подшипникам,

    Коренные подшипники коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания

    Коренные подшипники скольжения изготавливаются в виде тонкостенных разрезных сменных вкладышей, устанавливаемых с натягом в точно обработанные цилиндрические гнёзда картера. После затяжки болтами коренные подшипники принимают форму этих гнёзд.

    В основе конструкции тонкостенного вкладыша (12) [рис. 1] лежит изогнутая в полукольцо стальная лента, чья внутренняя поверхность имеет покрытие из антифрикционного слоя, состав которого аналогичен составу такого же слоя, нанесённого на шатунные вкладыши. Коренные вкладыши имеют толщину 2-3 мм (для карбюраторных двигателей) и 3-5 мм (для дизельных двигателей).

    Рис. 1. Кривошипно-шатунный механизм дизельного двигателя СМД.

    1) – Шкив коленчатого вала;

    2) – Шестерня привода масляного насоса;

    3) – Коленчатый вал;

    5) – Втулка верхней головки шатуна;

    7) – Стопорное кольцо;

    8) – Поршневой палец;

    10) – Поршневое маслосъёмное кольцо;

    11) – Поршневые компрессионные кольца;

    12) – Вкладыши коренных подшипников;

    13) – Упорные полукольца;

    14) – Маховик коленчатого вала;

    16) – Фланец крепления маховика;

    18) – Шестерня привода газораспределения;

    19) – Масляная полость шатунной шейки;

    20) – Шатунный болт;

    21) – Крышка нижней головки шатуна;

    22) – Вкладыш шатунного подшипника;

    Как правило, упорные подшипники (предназначены для ограничения перемещения коленчатого вала основной массы двигателей, в частности дизельных) размещают со стороны маховика. В данном случае при тепловом удлинении вала не происходит изменения зазора в механизме сцепления. Упорные подшипники (в некоторых двигателях) устанавливаются со стороны привода ГРМ (механизм газораспределения) либо у среднего коренного подшипника. В двигателях Д-240, СМД-60 и прочих продольное перемещение коленчатого вала ограничивается посредством четырёх полуколец (13) [рис. 1] и (3) [рис. 2, а)], которые выполнены из сталеалюминиевой ленты и установлены по обе стороны заднего коренного подшипника.

    Рис. 2. Коленчатые валы.

    а) – Коленчатый вал дизельного двигателя Д-240:

    1) – Коренная шейка;

    3) – Упорные полукольца;

    4) – Нижний вкладыш пятого коренного подшипника;

    6) – Маслоотражательная шайба;

    7) – Установочный штифт;

    9) – Зубчатый венец;

    10) – Верхний вкладыш пятого коренного подшипника;

    11) – Шатунная шейка;

    15) – Болт крепления противовеса;

    16) – Замковая шайба;

    17) – Шестерня коленчатого вала;

    18) – Шестерня привода масляного насоса;

    19) – Упорная шайба;

    22) – Канал подвода масла в полость шатунной шейки;

    24) – Полость в шатунной шейке;

    25) – Трубка для чистого масла;

    б) – Упорный подшипник коленчатого вала карбюраторных двигателей:

    6) – Коленчатый вал;

    7) – Крышка распределительных шестерён;

    10) – Задняя неподвижная шайба;

    11) – Передняя неподвижная шайба;

    14) – Крышка коренного подшипника;

    16) – Упорная вращающаяся шайба;

    17) – Распределительная шестерня;

    в) – Коленчатый вал дизельного двигателя ЯМЗ-240Б:

    1) – Коренная шейка;

    2) – Шатунная шейка;

    Коленчатый вал в двигателях ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130 удерживается от осевого перемещения посредством пары стальных неподвижных шайб (10) и (11) [рис. 2, б)], которые установлены с обеих сторон первого коренного подшипника.

    Коренные подшипники качения (как правило, роликовые) позволяют снизить потери на трение при умеренной частоте вращения коленчатого вала, а также значительно уменьшить момент сопротивления в процессе прокрутки холодного двигателя [рис. 2, в]. Однако, применительно к многоцилиндровым двигателям (ЯМЗ-240Б), данная схема значительно усложняет конструкцию блок-картера, а также коленчатого вала с подшипниками качения. Помимо этого, в высокооборотных двигателях качение роликов осуществляется с чрезвычайно высокими скоростями и сопровождается повышенным сопротивлением гидродинамического характера. Вследствие этого, с увеличением скоростного режима снижается положительный эффект от использования подшипников качения и их применяют гораздо реже, чем подшипники скольжения.

    3.2.2.34. Коленчатый вал и коренные подшипники

    3.2.2.34. Коленчатый вал и коренные подшипники
    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

    В запчасти поставляются коренные подшипники ремонтных размеров 0,025, 0,05, 0,20, 0,25, 0,50 и 0,75 мм. При установке новых подшипников следует проверить зазоры с помощью пластмассовой калибровочной проволоки. Допускается замена коренных подшипников и проверка зазоров без демонтажа двигателя с автомобиля.

    Фиксация шатунов при демонтаже коленчатого вала

    Упорное полукольцо

    Проверка состояния коренных подшипников

    Вкладыши коренных подшипников двигателя 4ZЕ1

    Вкладыши коренных подшипников дизельного двигателя

    а — номер коренной шейки

    б — со стороны крышки

    в — со стороны двигателя

    Коренные подшипники разъемные, состоят из двух вкладышей. Проверка состояния заключается во внешнем осмотре и проверке зазоров. Если зазор в подшипниках превышает норму, то их следует заменить. Предупреждение

    Изготовителем в запчасти поставляются коленчатые валы с ремонтными шейками, на которые наносится цифра «9» или маркировка светло-зеленого цвета. Крышки коренных подшипников ремонтных коленчатых валов также снабжены цветовой маркировкой.

    Как правило наибольшему износу подвергаются нижние вкладыши (за исключением 1-го подшипника). Поэтому, если нижние вкладыши находятся в удовлетворительном состоянии (отсутствуют глубокие борозды или выкрашивание металла), то можно сделать вывод о том, что верхние вкладыши тоже в удовлетворительном состоянии, и наоборот, при обнаружении признаков сильных повреждений на нижних вкладышах оба вкладыша подлежат замене. Оба вкладыша меняются одновременно.

    Проверка зазоров в коренных подшипниках

    Если зазор проверяется без снятия двигателя, то коленчатый вал должен иметь две опоры (со стороны шкива и трансмиссии). В этом случае измеряется зазор в верхних вкладышах. На снятом двигателе измеряется зазор в нижних вкладышах. Предупреждение

    Запрещается корректировать зазор в коренных подшипниках путем подпиливания выступающих кромок вкладышей или разъемных плоскостей крышек и блока цилиндров.

    Калибровочная пластмассовая проволока растворяется в масле, поэтому во избежание ложных результатов сопрягаемые детали следует тщательно очистить от масла.

    Замена коренных подшипников

    ДВИГАТЕЛЬ СНЯТ С АВТОМОБИЛЯ

    БЕЗ СНЯТИЯ ДВИГАТЕЛЯ С АВТОМОБИЛЯ

    Перед затяжкой болтов выставите упорные полукольца. Перешлифовка шеек коленчатого вала выполняется в мастерской автосервиса.

    7.2. Коленчатый вал и подшипники дизеля

    7.2.1. Шейки коленчатого вала должны быть обработаны и отшлифованы на станке с последующей полировкой по размерам ремонтных градаций согласно табл.1 с допуском плюс 0,02, минус 0,01 мм.

    Ремонтныe размеры, мм

    7.2.2. Шейки вала до обработки и после проверить дефектоскопом. Размеры коренных и шатунных шеек коленчатого вала после обработки не должны иметь более двух ремонтных градаций, отличающихся более чем на одну градацию.

    7.2.3. Коленчатый вал после ремонта должен удовлетворять следующим требованиям:

    1) овальность, конусность коренных и шатунных шеек должны быть в пределах норм, а шейки и галтели отполированы. Риски и царапины на поверхности шатунных и коренных шеек и галтелей не допускаются;

    2) корсетность, рифленость поверхностей коренных и шатунных шеек и галтелей не допускаются;

    3) биение коренных шеек и центрирующего бурта большого фланца относительно оси вала должно быть в пределах допуска;

    4) непараллельность шатунных шеек относительно вала на всей рабочей длине шейки допускается не более 0,03 мм. Проверку производить приустановке вала на призмах со специальными вкладышами или на станке.

    7.2.4. Размеры диаметров коренных шеек, радиальное и торцовое биение шеек и концевых фланцев после ремонта коленчатого вала записать в карты измерений и паспорт дизеля.

    7.2.5. Допускается удаление металлургических дефектов коленчатого вала вырубкой, при этом должны быть соблюдены следующие требования:

    1) общее количество вырубок, засверловок и зачисток на одном валу допускается не более трех; из них на одной из шатунных или коренных шеек допускается одна засверловка или зачистка. Размеры зачистки или засверловки на шатунной или коренной шейке допускаются: зачистка — глубиной не более 2 мм, длиной не более 20 мм, шириной не более 12 мм, засверловка — диаметром не более 8 мм, глубиной не более 10 мм. На каждом из остальных элементов вала (щека, нерабочая шейка, фланец) — не более двух вырубок или засверловок: глубина вырубки не более 5 мм, длина не более 30 мм и ширина не более 20 мм.

    Ширина и длина вырубок измеряются по наибольшему размеру с учетом округлений;

    2) при вырубке и зачистке края должны быть округлены по радиусу не менее 5 мм. При засверловке кромки на выходе округлить по радиусу не менее 3 мм. Сопряжение внутренних поверхностей вырубок должно быть плавным по радиусу не менее 2 мм. Поверхности вырубок зачистить под 1,6.

    Наружные округления поверхности — заполировать.

    7.2.6. Вкладыши коренных и шатунных подшипников заменить новыми, толщина которых должна соответствовать размерам, указанным в табл.2 с допуском плюс 0,03, минус 0,02 мм при условии, что размеры постелей подшипников находятся в пределах допуска чертежа.

    Ремонтныe размеры вкладышей, мм

    Коренные и шатунные

    Увеличение толщины коренных и шатунных вкладышей производить за счет увеличения их тела. Толщина баббитового слоя должна быть в пределах, указанных на чертеже. Величина возвышения торца вкладыша (натяг) должна соответствовать норме.

    7.2.7. Проверить правильность нанесения меток окончательной затяжки гаек крепления крышек коренных подшипников, для чего повторить всю последовательность затяжки гаек в соответствии с действующей инструкцией завода-изготовителя.

    При необходимости удалить старые метки и нанести новые.

    7.2.8. При ремонте коленчатого вала и его подшипников разрешается:

    1) оставлять на поверхности каждой шатунной или коренной шейки до двух забоин общей площадью 120 кв.мм. Площадь одной из забоин не должна быть более 70 кв.мм и по глубине 2 мм. Острые кромки и края забоин зачистить и заполировать так, чтобы обеспечивался плавный переход от наиболее глубокого места к цилиндрической поверхности шейки.

    В тех случаях, когда глубина и площадь забоины превышают указанные в настоящем пункте величины, разрешается шейку обрабатывать до следующего градационного ремонтного размера с соблюдением требований п.7.2.2;

    2) оставлять на шатунных и коренных шейках линейные неметаллические включения (волосовины): не более семи на каждой шейке длиной до 8 мм при условии, что они не расположены цепочкой более трех штук в одной линии и расположены под углом не более 45 град. к оси вала и не более двух на одной шейке длиной от 8 до 20 мм при условии, что они не расположены цепочкой под углом не более 20 град. к оси вала;

    3) оставлять на шатунных и коренных шейках групповые неметаллические включения до 15 точек диаметром 0,5-1,5 мм, расположенных на площади не менее 6 кв.см;

    4) устанавливать зазоры коренных и шатунных подшипников шабровкой слоя баббитовой заливки вкладышей по толщине не более 0,10 мм;

    5) исправлять изогнутые шейки коленчатого вала, при этом прогиб вала менее 0,8 мм допускается выводить шлифовкой на станке. При прогибе вала от 1 до 4 мм разрешается правка коленчатых валов холодным методом или способом местного нагрева по утвержденной технологии. (В ред. Указания МПС от 15.12.1997 г. N К-1426у)

    6) Допускается восстанавливать коленчатые валы, имеющие усталостные трещины методом электродуговой наплавки, с предварительной разделкой, последующей правкой, снятием напряжений и механической обработкой по утвержденной технологии. (В ред. Указания МПС от 15.12.1997 г. N К-1426у)

    1) устанавливать на дизель коленчатый вал, на одной из шеек которого имеется групповое расположение цепочкой точечных неметаллических включений длиной свыше 40 мм, а также, если расположение неметаллических включений имеется более чем на трех смежных шейках;

    2) устанавливать на дизель реставрированные вкладыши коренных и шатунных подшипников;

    3) устанавливать на дизель коленчатый вал с трещинами;

    4) устранять увеличенный развал щек шестого кривошипа постановкой прокладок между статором и подшипниковым щитом генератора;

    5) устранять несовпадение торцов вкладышей подпшювкой или обжатием их фиксирующих буртиков.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Диагностика неисправностей генератора ВАЗ 21213, 21214 (Нива)
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector